Главная страница
Навигация по странице:

  • 29.Концепция индивидуального бессознательного З. Фрейда.

  • 30.К. Юнг: понятие «коллективное бессознательное». Виды архетипов: «Самость» «Тень» и др.

  • Понятия «культура» и «ценность». Культура в системе ценностей современного мира. Культура

  • Значение культуры в современном мире

  • Цивилизационно-культурная модель социальной истории.

  • Цивилизационный подход

  • Цивилизационноциклическая государственная типология

  • Достоинства

  • 33.Формационная концепция социальной истории. Марксовская периодизация истории, общественно-экономические формации, их структура.

  • Формационный подход

  • Формационно-стадиальная государственная типология

  • Недостатки

  • 34.Ф.Ницше. Общая характеристика философии жизни, ее мировоззренческие смыслы. Сверхчеловек: миф и философская концепция. Философия жизни

  • Ницше считал сверхчеловека суперменом

  • 35.Альтернативы понимания свободы в современном правосознании: противоборство классической (кантовской) и постмодернистской традиций. Постмодернизм

  • билеты, философия. 1. Предмет философии. Основнои вопрос философии


    Скачать 0.66 Mb.
    Название1. Предмет философии. Основнои вопрос философии
    Дата25.03.2023
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты, философия.docx
    ТипДокументы
    #1013954
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    профессиональном юридическом мышлении.

    Свобода одна из основных, сложнейших философских категорий, которая характеризует сущность человека, состоящую в его

    способности мыслить и действовать в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, а не вследствие какого-либо

    принуждения.

    Ответственность — это социольно-философское понятие, отражающее объективно-исторический характер взаимоотношений между личностью и обществом, личностью и социальной группой, сформировавшихся в ходе удовлетворения взаимных требований.Ответственность формируется как результат требований, которые предъявляет к личности общество, социальная группа, коллектив. Усвоенные личностью, они становятся основой мотивации ее поведения.

    Одной из наиболее разработанных концепций свободы является концепция марксизма. Марксизм понимает свободу в диалектическом взаимодействии с необходимостью. Он отвергает и волюнтаризм с его идеей произвольности человеческих поступков, и фатализм, рассматривающий их как предопределенные. Известно, что в повседневной жизни люди сталкиваются не с абстрактной необходимостью, а с ее конкретно-историческим воплощением в виде реально существующих условий, социальных отношений, а также имеющихся средств для достижения поставленной цели. Свобода, следовательно, не абсолютна, а относительна и претворяется в жизнь путем выбора определенного плана действий. Чем четче люди осознают свои реальные возможности, чем больше средств для достижения поставленной цели они имеют, тем большей является свобода.

    Отсюда следует, что выбор варианта деятельности сопряжен с большой моральной и социальной ответственностью за последствия этого выбора. Поэтому подлинный выбор отличается от произвола тем, что он является результатом сложного синтеза объективных возможностей внешней действительности и субъективного богатства внутреннего мира человека, накопленного им социального опыта. Именно свободный выбор является испытанием на прочность таких компонентов личности, как совесть, достоинство, честь, ответственность и т. п.

    Важным вопросом для понимания соотношения свободы и ответственности является определение границ свободы деятельности человека. Свобода является фундаментальной ценностью для человека,но она должна иметь свои границы, пределы, чтобы не стать произволом, насилием над другими людьми, т. е. не превратиться в неволю. Таким образом, границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также природы как естественной основы существования общества. Свобода личности ограничивается интересами общества. Однако желания и интересы человека далеко не всегда совпадают с интересами общества.

    В юридическом мышлении:уделяется большое внимание проблеме ответственности как обязанности человека дать отчет в своих действиях; или его способности добросовестно и осознанно исполнять обязанности, а в случае их неисполнения – нести наказание.Философско-правовое рассмотрение ответственности позволяет глубже раскрыть сущность юридической ответственности как правоотношения (субъектносубъектное отношение), в котором каждая из сторон обязана отвечать за действия перед другой стороной, а, в конечном счете, перед государством и обществом.

    В правосознании: контролируется поведение людей, так как итинно свободный человек не может быть безоответсвенным перед обществом. Правоссознание возможно рассматривать как отношение субъекта к законности, его поведенческую готовность к неправомерному поведению и содействию законности, применению права в государстве.

    29.Концепция индивидуального бессознательного З. Фрейда.

    «Бессознательным мы называем психический процесс, существование которого мы должны предположить, поскольку мы выводим его из его воздействий, ничего не зная о нем». Мы можем наблюдать лишь его проявления – прежде всего в сновидениях, но также в описках, оговорках и ошибочных действиях. Это так называемые ростки бессознательного.

    Ядро бессознательного состоит из желаний, влечений, в нем происходят первичные психические процессы. Причем если цели желаний различны или даже противоположны, вместо того, чтобы конфликтовать, желания образуют компромисс. Еще одним качеством бессознательного является его вневременность. Время – прерогатива сознания, бессознательных содержаний оно не касается. Именно поэтому желания в бессознательном не угасают никогда, их влияние на жизнь субъекта зависит от их активности, а единственный закон, которому следует динамика бессознательных процессов – принцип удовольствия/неудовольствия.

    Бессознательное отчасти призвано защищать сознание от невыносимых представлений и неопознанных аффективных образований. Процесс вытеснения – вытеснения в бессознательное – один из важнейших психических процессов. То есть, можно сказать, что бессознательное состоит из ядра желаний в совокупности с вытесненными содержаниями.

    Трагедия человека в том, что в нем борется Оно (инстинкты) и Сверх-Я (культура), которая не дает инстинктам прорваться к нам в сознание и разрушить личность. В результате бессознательные желания вытесняются, и появляются комплексы, неврозы. Например, подавленное детское сексуальное влечение к родителю противоположного пола может проявить себя в виде каких-то неосознаваемых действий (боязней, нервного тика и пр.)

    Его психоанализ призван освободить человека от вытесненных комплексов. Однако, устранив один комплекс, появляются новые: этот процесс вечен, а потому человек несчастен всегда. Фрейд говорит о приемлемом пути внедрения демонической, бессознательной энергии либидо: это сублимация, т.е. выплеск энергии либидо в социально и культурно приемлемые формы, например, в творчество.

    Бессознательное Фрейда индивидуально и носит биологический характер сексуального влечения.

    30.К. Юнг: понятие «коллективное бессознательное». Виды архетипов: «Самость» «Тень» и др.

    Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, общая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. В нем содержатся фрагменты памяти и образов, унаследованных от предшествующих поколений, являющиеся едиными для всего человечества. Коллективное бессознательное сформировалось в процессе человеческой эволюции и передается на генетическом уровне. Коллективное бессознательное основывается на опыте общества в целом.

    Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.

    Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. Особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

    1) Персона — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Задача Персоны заключается в том, чтобы уберечь Эго от проявления своей негативной стороны. Юнг считал, что персона тоже может проявлять себя в сновидениях, воплощаясь в положительные образы.

    2) Архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности.

    3)Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Юнг настаивал на том, что анима и анимус должны быть выражены гармонично, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации.

    4) Самость. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы. В понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни.

    Дополнительно:

    Мать – утешение, спокойствие;

    Отец – мощь, сила, авторитет, власть;

    Ребенок – невинность, тоска по детству и беззаботности, спасение, возрождение;

    Мудрец – знания, мудрость, опыт;

    Герой – спасатель, защитник, опора;

    Враг – опасность, тревога.

    31.Понятия «культура» и «ценность». Культура в системе ценностей современного мира.

    Культура-совокупность практических, материальных и духовных достижений общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленных в продуктах материальной и духовной деятельности, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

    Ценность- объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которых определяется потребностями и интересами субъектов общества.

    Значение культуры в современном мире:

    1)Познавательная( с помощью культуры человек познает внешний мир и самого себя)

    2)Информативная(обеспечивается сохранение достижений, культурную преемственность и передачу социального опыта)

    3)Социализация(усвоение отдельным человеком определенных ценностей, знаний, традиций ит.д.

    4)Оценочная(дает возможность оценить что хорошо, что плохо)

    32.Цивилизационно-культурная модель социальной истории.

    Цивилизационный или культурологический подход к пониманию философии сложился в 19-20 вв. Его главной чертой является утверждение идеи о существовании множества культур и цивилизаций, их локальности и разнокачественности. Здесь отрицается жесткая однолинейная схема общественного прогресса.

    Одним из основоположников такого подхода был русский социолог и естествоиспытатель Николай Данилевский (1822—1885), который выдвинул концепцию обособленно существующих культурно-исторических типов (цивилизаций), проявляющихся через четыре важнейшие формы деятельности, или «основы» (самопроявления) цивилизаций — религиозную, культурную, политическую, социально-экономическую.Он распределил все страны и народы по нескольким культурно-историческим типам или цивилизациям. Россию он включил в состав славянской цивилизации. Понять Россию, её историю, по Данилевскому, возможно лишь через осмысление славянского культурно-исторического типа.

    Далее продолжил и развил взгляды А. Д. Тойнби. Он полагал, что цивилизации появляются там, где окружающие человека условия ставят его в ситуацию затруднения, размышления над проблемами выживания, обеспечения безопасности и т.п. Эти неблагоприятные условия Тойнби назвал «вызовом», на который общество должно дать «ответ». Английский социолог считал, что главной движущей силой общественного развития является элита, творческое меньшинство, которая даёт ответы на вызовы природы и общества. Массы же, сознательно или через механизм мимесиса (социального подражания) воспринимают идеи элиты. Как только элита закрывается, замыкается в своем собственном узком кругу, не допускает пополнения своих рядов свежими творческими силами из всех социальных слоев, так следует ожидать цивилизационного распада.

    Таким образом, с позиции цивилизационного подхода исторический процесс предстает как последовательно нелинейный процесс, поступательный характер которого определяется не характеристиками «выше — ниже», а тем, что каждая цивилизация в своем процессе саморазвития и самоопределения проходит все основные ступени филогенетического пути человечества и рассматривается как уникальное социальное образование, со своей историей и неповторимой индивидуальностью.

    Цивилизационный подход

    Подход к разделению государств на основе многовариантного развития и различных путей достижения прогресса. В рамках подхода лежат культурообразующие признаки: религия, психология, национальные особенности. Одни ученые выделяют цивилизации по национальным признакам: арабская, китайская и др., другие же больше склоняются к цикличности цивилизационного становления: возникновение, рост, разложение.

    Цивилизационноциклическая государственная типология:

    1)Локальные – цивилизации, которые образовались в удаленных регионах или в рамках национального союза (шумеры, эгейцы).

    2)Особенные – объединение локальных культур на основании общности в той или иной сфере (Ислам, Европа, Китай).

    3)Современная – цивилизация, объединившая все виды культур в обществе.

    Достоинства: -учет факторов духовной жизни; -адресность государственной градации.

    Недостатки: -недооцененность влияния экономических факторов роста; -большое количество культурно-образующих факторов становления.

    33.Формационная концепция социальной истории. Марксовская периодизация истории, общественно-экономические формации, их структура.

    Формационный подход основывается на монистическом, универсалистском понимании истории. Он трактует всемирную историю как единый, линейно-поступательный естественно-исторический процесс последовательной смены общественно-экономических формаций.

    Основатель: К.Маркс.

    Общественно-экономическая формация-это конкретный исторический тип общества, цельная социальная система, основанная на определенном способе производства и выступающая как ступень общественного прогресса.

    Обоснование категории «общественно-экономическая формация» позволило К. Марксу произвести периодизацию исторического процесса. Всего он выделил пять типов формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. А мировой процесс был представлен им как линейное восхождение от одной формации к другой.

    Формационный подход

    Объединение единичных государств в границах общественной формации на основании общих экономических интересов.

    В рамках данного подхода государства могут быть отнесены к тому или иному типу по экономико-социальным признакам: типу отношений в обществе, типу государственно-правового базиса.

    Формационно-стадиальная государственная типология:

    1.Рабовладельческое – рабы являются собственностью свободных людей, отсутствие прав и свободы действий в рамках государства.

    2.Феодальное – присвоение результатов труда крестьян феодалами и собственниками земли по типу диктатуры (отсутствие прав на трудовую деятельность крестьянского общества).

    3.Буржуазное – замена сословий социальным расслоением, поскольку у рабочего отсутствуют права на средства производства, в результате чего он продает мускульную силу капиталистам-диктаторам.

    4.Социалистическое – общественное право собственности на производственные средства, размывание общественных границ в рамках обширной социальной базы.

    Достоинства:

    1.эффективное разделение на основе отношения к экономическим факторам;

    2. стадийность исторического развития и очевидность прогрессивного становления современного общества.

    Недостатки:

    1.Неправомерно утверждать , что на любом этапе истории только социально-экономические отношения определяют жизнь общества.

    2. монистическое представление о закономерном восхождении от одной формации к другой не оставляет места для свободы человека, для выбора альтернативных путей развития человечества.

    3. реальная история народов, обществ, государств не укладывается в тесные рамки формационного развития по восходящей линии.
    34.Ф.Ницше. Общая характеристика философии жизни, ее мировоззренческие смыслы. Сверхчеловек: миф и философская концепция.

    Философия жизни- это направление, сложившееся в конце 19 века и существующее поныне. Оно начинается с философии Фридриха Ницше и развивается известными учеными. Данное направление указывает на центральное понятие данного направления- жизнь, которая понимается как первичная реальность, целостный процесс, непрерывное творческое становление «живого». Жизнь противостоит нежизни, всему застывшему, неограниченному, неразвивающемуся. В понятие жизни включается и биологические, и культурно-исторические явления . Поскольку жизнь находится в постоянном движении и противоречии, наука не может быть эффективным средством ее познания. Наука и лежащий в ее основе рассудок пользуются аналитическим методом, разлагающим явления жизни на отдельные части. Наука в состоянии выяснить связи между предметами действительности, а поэтому она может изменить мир в пользу человека . Но понять сущность мира наука, как и вообще разум, бессильна. Разум всегда ориентирован , он ставит цели, тогда как жизнь выше любой целесообразности.

    Ницше считал сверхчеловека суперменом, который освободился от слабых сторон своей природы. Идея сверхчеловека была своеобразной реакцией немецкого философа на догматическое христианство, которое, как считал Ницше, сделало человека слабым, покорным и униженным. Все лучшее в человеке, писал философ, было уничтожено христианством. Оно всегда было на стороне слабых, оно назойливо культивировало в людях слабость и убивало в них силу, взращивая чувство страха. В отличие от христианского идеала человека, для Ницше человек — существо сильное, властное. Он писал: «Бог умер!», ведь вера в такого Бога не стоит внимания, но вера в Бога должна быть, поэтому — «Пусть живет Бог!», но не Бог бессильных рабов, а Бог всесильных суперменов!» Эти Идеи Ницше были позднее использованы немецким фашизмом, хотя сам философ никогда не говорил о преимуществах именно немецкой нации над другими народами

    35.Альтернативы понимания свободы в современном правосознании: противоборство классической (кантовской) и постмодернистской традиций.

    Постмодернизм-философия, проповедующая отказ от прежних идеалов, но при этом не создающая новые, а наоборот призывающая отказаться от них в принципе , как от идей, отвлекающих от настоящей жизни.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта