Главная страница
Навигация по странице:

  • 17.Пронстранство и время как атрибутивные свойства материи.

  • 18.Искусственный интеллект.

  • Философия искусственного интеллекта

  • 19.Философская значимость воззрений Пифагора.

  • 20.Философсике воззрения Гераклита.

  • 21.Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.

  • 22.Отражение как свойство материи.

  • 23.Особенности философии 20 века.

  • 2.Отделение философии от государственной идеологии.

  • 3.Использование методов и принципов философии в других отраслях научного знания.

  • 5.Поиск путей для развития всего человечества

  • 1. Предмет философии


    Скачать 149.22 Kb.
    Название1. Предмет философии
    Дата02.06.2018
    Размер149.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_na_ekz_po_Filosofii.docx
    ТипДокументы
    #45724
    страница3 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    16.Учени Платона об «идее.»

    Платон (427—347 до н.э.) — великий мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру; он — предмет нескончаемых споров в истории философии, искусства, науки и религии. Платон был влюблен в философию: все философствование этого мыслителя является выражением его жизни, а его жизнь — выражением его философии. Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею хлеба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это смысл, сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергийностью и управляют Вселенной. Им свойственна регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы, парадигмы (от греч. paradigma — образец), по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности.

    Идея души. Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице.Здесь Платон имел в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Таким образом, Душа, по Платону, — бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Разумная часть души — основа добродетели и мудрости, пылкая — мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия.

    Одна из наиболее полных характеристик высшего блага для человека дана Платоном в «Филебе». Здесь в качестве условий высшего человеческого блага указаны: 1) участие в вечной природе «идеи»; 2) воплощение «идеи» в действительности»; 3) наличие разума и обладание знанием; 4) владение некоторыми науками, искусствами, а также обладание правильными мнениями; 5) некоторые виды чистых чувственных удовольствий, например, от чистых тонов мелодии или цветов в живописи.

    17.Пронстранство и время как атрибутивные свойства материи.

    Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены вне друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.

    Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной, летом и осенью. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время — это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени.

    Пространство и время — это всеобщие формы существования, координации объектов. Всеобщность этих форм бытия заключается в том, что они — формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Не только события внешнего мира, но и все чувства, мысли происходят в пространстве и во времени.

    Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно — направление от прошлого через настоящее к будущему. Оно неотвратимо, неповторимо и необратимо.

    Единство материи, движения, пространства и времени. Существовало воззрение, согласно которому пространство — это как бы грандиозное вместилище, куда помещена материя. Время мыслилось наподобие потока, все увлекающего за собой и все поглощающего.

    Огромный вклад в разработку научных представлений о связи пространства и времени с движущейся материей внес Н.И. Лобачевский. Им была выдвинута идея, согласно которой закономерности геометрии могут быть различными в разных масштабах. Лобачевский пришел к очень важному не только для геометрии, но и для философии выводу: свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными .

    Великое научное открытие нашего века — теория относительности, созданная Эйнштейном, — вскрыло конкретные связи пространства и времени с движущейся материей и друг с другом, выразив эти связи строго математически в определенных законах "2". ; Одним из выражений связи пространства и времени с движением материи является тот факт, обнаруженный теорией относительности, что одновременность событий не абсолютна, а относительна "3"

    18.Искусственный интеллект.

    Наука «о создании искусственного разума» не могла не привлечь внимание философов. С появлениемпервых интеллектуальных систем были затронуты фундаментальные вопросы о человеке и знании, а отчастио мироустройстве. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТобласть компьютерной науки (информатики), специализирующаяся на моделировании интеллектуальныхи сенсорных способностей человека с помощью вычислительных устройств

    Философия искусственного интеллекта задаётся вопросами о «мышлении машин», рассматривает вопросы:

    • Может ли машина действовать разумно? Может ли она решать проблемы, которые человек решает с помощью размышлений?

    • Может ли машина иметь разум, сознание, психическое состояние в той мере, в которой ими обладает человек. Может ли она чувствовать?

    • Одинакова ли природа человеческого и искусственного интеллекта? Является ли в своей основе человеческий мозг компьютером?

    Наиболее горячие споры в философии искусственного интеллекта вызывает вопрос возможности мышления творения человеческих рук. Вопрос «Может ли машина мыслить?», который подтолкнул исследователей к созданию науки о моделировании человеческого разума, был поставлен Аланом Тьюрингом в 1950 году. Две основных точки зрения на этот вопрос носят названия гипотез сильного и слабого искусственного интеллекта.

    Термин «сильный искусственный интеллект» ввел Джон Сёрль, его же словами подход и характеризуется:

    Более того, такая программа будет не просто моделью разума; она в буквальном смысле слова сама и будет разумом, в том же смысле, в котором человеческий разум — это разум.[1]

    Напротив, сторонники слабого ИИ предпочитают рассматривать программы лишь как инструмент, позволяющий решать те или иные задачи, которые не требуют полного спектра человеческих познавательных способностей.

    Что считать интеллектом?

    Существует определение интеллекта как способности решать интеллектуальные задачи[источник не указан 1769 дней]. Здесь под интеллектуальной задачей понимается та задача, у которой не существует известного алгоритма решения. То есть задача, для которой нужно создать алгоритм с нуля. 

    19.Философская значимость воззрений Пифагора.

    Пифагор придавал большое значение числу. Его философские взгляды в значительной мере обусловлены математическими представлениями. Он говорил: «Все есть число», «все вещи суть числа», выделяя, таким образом, лишь одну сторону в понимании мира, а именно, его измеряемость числовым выражением. Пифагор считал, что число владеет всеми вещами, в том числе и нравственными, и духовными качествами. Он учил (согласно Аристотелю): «Справедливость… есть число, помноженное само на себя». Он полагал, что в каждом предмете, помимо его изменчивых состояний, существует неизменное бытие, некая неизменная субстанция. Это и есть число. Отсюда основная идея пифагореизма: число – основа всего сущего.Пифагорейцы видели в числе и в математических отношениях объяснение скрытого смысла явлений, законов природы.Пифагор говорит, что все свойства предмета могут быть уничтожены, или могут измениться, кроме одного лишь числового свойства. Это свойство – единица. Единица –это бытие вещей, неуничтожимая и неразложимая, неизменное.Раздробите любой предмет на мельчайшие частицы – каждая частица будет одна.Утверждая, что числовое бытие есть единственно неизменное бытие,Пифагор пришел к выводу, что все предметы есть суть копии чисел. Пифагор был убежден, что числа есть действительные предметы, а не простые символы. Число – это определенное состояние материальных предметов, сущность вещи. Предметы – это реальные проявления абстрактного бытия.Пифагор был первым, кто обозначил космос со всеми находящимися в нем вещами, как порядок, который устанавливается числом. Этот порядок доступен разуму, осознается им, что позволяет совершенно по-новому видеть мир. Было в учении Пифагора и много мистического, туманного и просто смешного не только для наших современников, но и для современников Пифагора. Среди такого рода доктрин было учение о бессмертии души, о посмертном переселении души человека в животных, о том, “что все рожденное вновь рождается через промежутки времени, что ничего нового на свете нет и что все живое должно считаться родственным друг другу”.

    20.Философсике воззрения Гераклита.

    Гераклит (ок. 520 - ок. 460 до н.э.) - один из основоположников диалектики. Своё учение ои изложил в сочинении «О природе». Под кажущейся неподвижностью вещей Гераклит увидел постоянное изменение. Этот космос, считал мыслитель, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим. Все существующее, по Гераклиту, находится в процессе вечного изменения, причиной этого является борьба противоположностей. Ему принадлежит знаменитый афоризм: navm pei - все течет, все изменяется, подобно водам реки. Нельзя войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, ибо по причине неудержимости и быстроты изменения все рассеивается и собирается, приходит и уходит. Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые. Основанием всего сущего Гераклит полагал противоположные стихии, которые противостоят друг другу, но и вместе с тем постоянно соединяются. «Общее - конец и начало круга», «мертвое и живое - одно и то же». Добро и зло неизбежно приходят к единству, как дрожащие струны лука или лиры. Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одно-го состояния в другое совершается через борьбу противо-положностей, которую он называл вечным всеобщим Лого-сом, т.е. единым, общим для всего существования законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все–едино. По Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны»: «огонь разу-мен и является причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает разумом. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и ни-кем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, за-кономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

    21.Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.

    Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности.  Аристотель ввёл термин «этика». Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелямиАристотель делит все добродетели на нравственные, или этические, и мыслительные, или разумные, или дианоэтические. Этические добродетели представляют собой середину между крайностями — избытком и недостатком — и включают в себя: кротость, мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, практическая мудрость, справедливое негодование. 

    Логика.Он сформулировал логические законы: закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений; закон противоречия — «не противоречь сам себе»; закон исключенного третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано».

    Физика Аристотеля основана на учении о четырёх элементах (четырёхстихиях). В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

    Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно;материя вечна, несотворима и неуничтожима; онане можетвозникнуть изничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; онаинертнаи.Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

    Форма«то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи.Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. причина«то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог..

    Категории — это фундаментальные понятия философии. Аристотелевское рассмотрение соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет энергийный динамизм сущего в его развитии. Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение.

    Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному представлению; от мнения через понятие — к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле. 

    22.Отражение как свойство материи.

    Отражение – является фундаментальным свойством материи. Отражение – это способность материальных систем воспроизводить в своих свойства особенности других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов. Эти следы, запечатлеваемые в другом и используемые самоорганизующимися системами, называются информацией. Различают отражение в живой и неживой природе. В неживой природе отражение – это элементарные формы: механическое, физическое, химическое. Элементарные формы отражения еще не обладают формой активности. Отображаемая и отображающая системы здесь выделяются лишь условно.

    Особый вид отражения - биологический, который включает в себя: раздражимость, чувствительность, психическое отражение. Раздражимость – это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды, вызывающие активность. Более высокой разновидностью биологического отражения является чувствительность, как способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Этим формам присуща активность и целесообразность.

    Материальной основой психического отражения является нейро-физиологическая деятельность мозга, его рефлекторный механизм. Рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя, продолжается нервными процессами в организме и заканчивается его ответным движением.

    Психическое отражение – систематизация ощущений, способность живых организмов моделировать свое поведение в целях приспособления к окружающей среде. Высшим уровнем отражения является сознание. Сознание продуцирует продукты «второй природы», которыми живет человек и которыми удовлетворяют его многочисленные потребности. Человек начинает себя противопоставлять себя природе, выступая субъектом ее познания и преобразования. Одновременно человек сам становится объектов познания. У него возникает самосознание.

    23.Особенности философии 20 века.

    В XX веке темп жизни в развитых странах существенно возрастает. Этот век можно назвать веком великих войн и великих открытий. Мир стал для человека доступнее, понятнее и сложнее одновременно. Всеобщая компьютеризация, характерная для конца столетия, и развитие всемирной сети интернет облегчили поиск и получение новой информации, для человечества практически не осталось границ. Все это поспособствовало выходу философии на совершенно новый уровень своего развития. Современные ученые выделяют следующие характерные черты философии XX века:

    1.Плюрализм. Прошлое столетие обозначилось большим количеством разнообразных философских школ, мнений, работ в самых разных областях философского знания.

    2.Отделение философии от государственной идеологии. В XX веке в европейских странах эта дисциплина становится более независимой от марксизма, религии, политики. Философия уделяет пристальное внимание человеческим (г 3.Использование методов и принципов философии в других отраслях научного знания. Развитие таких направлений, как философия науки, гносеология (учения о познании) дали начало применения ее инструментов для решения вопросов биологии, истории и пр. В XX веке наблюдается и обратный процесс. Открытия в сфере естествознания, физики, математики дают возможность по-новому взглянуть на философские вопросы.

    4.Кризис идеалов. Философия XX века столкнулась с такой важной проблемой как отсутствие ориентиров, основополагающих принципов нравственности и морали. В прошлых столетиях этими вопросами занималась религия, потом такую роль на себя взял марксизм, особенно, в нашей и ряде других социалистических стран. История показала его неспособность разрешить все социокультурные противоречия, ответить на все мировоззренческие, онтологические вопросы, касающиеся каждого человека и отдельные народы. Также была развенчана вера в науку, как в идеальное средство для решения всех проблем общества.

    5.Поиск путей для развития всего человечества. Угроза техногенной катастрофы, экологический кризис, войны и бедствия не могли не найти своего отражения в трудах философов XX века. Дисбаланс, дисгармония в ряде сфер жизни человечества заставляли задуматься о верности выбранного пути, заняться поиском новых возможностей и стратегий.

    Философия XX века имеет название неклассической в противоположность классическому стилю мышления XVII-XVIII веков. Оптимизм прошлых веков сменяется пессимизмом, апатией, страхом за будущее. Если для классической философии характерны вера в разум, попытка поставить его надо всем, то в XX веке ученые, разочаровавшись в старых концепциях,стали пытаться найти альтернативы главенству разума. Вследствие этого в XX веке начали формироваться следующие философские школы:

    1.Экзистенциализм. Философы этого направления видели цель жизни в самой жизни.

    2.Учение о воле. Именно она, по мнению ряда философов, является основной движущей силой для деятельности человека. Такую концепцию развивали А. Адлер, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр.

    3.Фрейдизм. Зигмунд Фрейд и его последователи видели в основе всего инстинкты, подсознание.

    4.Этика Канта. Эммануил Кант в основу нравственности ставил личную ответственность человека перед обществом, чувство долга, критикуя отвлеченную религиозную мораль.

    5.Феноменология Гегеля. Первой и исходной реальностью идеалист Ф.В.Гегель называл абсолютный дух.

    6.Антропологический материализм. Последователь, а в последствие критик Гегеля Л.Файербах считал любовь основополагающим чувством, несмотря на свое резко негативное отношение к христианству.

    7.Марксизм. К. Маркс и Гегель поставили в основу всего труд, назвав «солнцем человечества».

    8.Учение о Софии. Смешение философских, эстетических и религиозных взглядов характерно для русской мысли начало XX века. Понятие о Софии как об абсолютной мудрости ученые восприняли из воззрений Вл. Соловьева. К основным идеологом этого направления в XX веке можно отнести С.Н. Булгакова. уманистическим) проблемам, науке, вопросам морали и нравственности.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта