Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Смысл жизни первоначально присуще жизни в ее глубинных основаниях

  • 2. Смысл жизни созидается самим субъектом

  • 49.Онтологическая сторона основного вопроса жизни.

  • Материализм (так называемая «линия Демокрита»)

  • Достоинство материализма

  • Идеализм («линия Платона»)

  • 50.Философия о смерти и бессмертии.

  • 51.Философия как разновидность мировоззрения:мифология,религия и философия как основные формы мировоззрения. Мировоззрение

  • Религия исследует вопросы

  • Основными мировыми религиями

  • 52.Законы диалектики. Закон единства и противодействия. Диалектика

  • 53.Философия французского просвещения.

  • Деизм

  • 1. Предмет философии


    Скачать 149.22 Kb.
    Название1. Предмет философии
    Дата02.06.2018
    Размер149.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_na_ekz_po_Filosofii.docx
    ТипДокументы
    #45724
    страница7 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    48.Философия о смысле жизни человека.

    Смысл жизни – это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Вопрос о смысли жизни это вопрос о смысли смерти человека и о его бессмертии. Если человек не оставил после своей жизни тени, значит его жизнь по отношению к вечности была лишь призрачной. Понять смысл жизни определить свое место в вечном потоке изменений. Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том, стоит ли жить? А если все - таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни.

    Существует два ответа к решению этого вопроса:

    1. Смысл жизни первоначально присуще жизни в ее глубинных основаниях, для этого подхода наиболее характерно религиозное толкование жизни. Единственное, что делает усмыслимой жизнь и потому имеет для человека абсолютный смысл, есть ни что иное, как действенное соучастие в богочеловеческой жизни.

    2. Смысл жизни созидается самим субъектом – в соответствии с этим утверждением можно понимать, что мы сами сознательно продвигаемся к поставленной перед нами целью, любыми способами бытия. Придаем смысл жизни и тем самым выбираем и создаем человеческую сущность, только мы и не кто другой.

    Жизнь осмысленна — когда ты для чего-то нужен и понимаешь, для чего. Даже в полуживотном состоянии, в паутине повседневных забот и в болоте узкомещанских интересов — человек не перестает быть всеобщим, принадлежа не только себе, своей семье, своему классу, — но и человечеству в целом, и миру во всей его полноте. Конечно, отдельный человек, индивид — не может быть и человеком вообще, это разные уровни. Когда человек живет осмысленно — ему не становится легче жить, скорее даже наоборот. Но человек, знающий свое назначение, свою судьбу, — это всегда сила. Он может сомневаться и страдать, может ошибаться и отступаться от себя — это ничего не изменит. Смысл его жизни будет руководить им и заставит свершить то, что требуется, — хотя бы и вопреки воле самого человека, его желаниям и интересам, насколько он отдает себе отчет в них.

    Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра.

    Смысл содержится в самой жизни, но, в отличии от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человека находит в ней сам. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуативные задачи каждого дня или даже часа.

    Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов и справедливости.

    Смысл жизни открывается человеку только тогда, когда этого требует объективная необходимость, когда человечество в целом достаточно созрело для принятия, для освоения именно этой стороны своего существования. Иными словами, смысл жизни отдельного человека осознается тогда, когда эта жизнь становится действительно всеобщей, когда действия и поступки человека — это не индивидуальные его особенности, а нечто присущее многим людям, хотя бы и в разной степени, и не все вместе

    49.Онтологическая сторона основного вопроса жизни.

    При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

    - объективный идеализм

    - субъективный идеализм

    - материализм

    - вульгарный материализм

    - дуализм

    - деизм

    Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

    Достоинство материализма: опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.). Логическая доказуемость многих положений материалистов.

    Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

    В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влить на материю.

    Идеализм («линия Платона») – направление философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).В идеализме выделяют два самостоятельных направления:

    • - объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)

    • - субъективный идеализм (Беркли, Юм)

    Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:- реально существует только идея- идея первична- вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»- «мир идей» (Эйдесов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.)- «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»- каждая единичная вещь – воплощение идеи (Эйдеса) данной вещи. 

     Субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

    - все существует только в сознании познающего субъекта (человека), идеи существуют в разуме человека- образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения- вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:- существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления)- все в мире производно (является модусом). Либо от одной, либо от другой указанных субстанций. (Материальные вещи – от материальной, иди – от духовной)- в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная и духовная- материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия- основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, т. к. материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

    Деизм – направление в философии. Сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, которые, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. (Т. е. признавали Бога, практически не имеющего никакими «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

    50.Философия о смерти и бессмертии.

    Человек является единственным представителем живой природы на нашей планете, сознающим, что он смертен и ответственен за свою жизнь и жизнь других людей. В этом и заключается самоценность человеческого существования. О смерти и бессмертии философы размышляют с древнейших времен. Уже античные мыслители полагали, что рождение человека, раскол его по половому признаку, любовь и смерть неразрывно сцеплены. Так, Платон определял главное занятие мудреца как приготовление к своей смерти. Ясная и твердая ориентация его жизненной доктрины и жизненного чувства на смерть побуждает к правильному употреблению жизненных сил. Смерть является неизбежным завершением жизни организма, который в результате подвергается действию только законов неорганической природы. Каждая личность, живущая сознательной жизнью, не может так или иначе не осмысливать своего отношения к смерти и бессмертию. 

    Если говорить о проблеме смерти-бессмертия, то по сути дела, речь идет о триаде: жизнь-смерть-бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Человек не может смириться с тем, что именно ему придется уйти из этого великолепного мира, где кипит жизнь.Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть - пожалуй, единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые, любимые и нелюбимые. Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Как сказал Махатма Ганди: «Мы не знаем, что лучше - жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант»

    В религии и религиозной философии смерть человека представляется неким таинством, понимаемым как поглощение его временем Вечности, как воссоединение с Богом. Поэтому идея бессмертия нередко связывается с идеей воскрешения. Она весьма активно использовалась и в русской религиозной философии.

    Выделяют несколько видов бессмертия, связанных с тем, что после человека остается его дело, дети, внуки и т. д. (разумеется, не у каждого), продукты его деятельности и личные вещи, плоды духовного производства (идеи, образы и т. д.).

    Первый вид бессмертия в генах потомства, близок большинству людей.

    Второй вид бессмертия - мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение. Опыт еще египетских фараонов, практика современного бальзамирования (В. И. Ленин, Мао-Цзэдун и др.) говорят о том, что в ряде цивилизаций это считается принятым. 

    Третий вид бессмертия - упование на растворение тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое «тело», в вечный кругооборот материи. 

    Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненного творчества человека. Недаром членов различных академий награждают титулом «бессмертные». Научное открытие, создание гениального произведения литературы и искусства, указание пути человечеству в новой вере, творение философского текста, выдающаяся военная победа и демонстрация государственной мудрости — все это оставляет имя человека в памяти благодарных потомков. Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы и святые, зодчие и изобретатели. 

    51.Философия как разновидность мировоззрения:мифология,религия и философия как основные формы мировоззрения.

    Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

    • мифология;

    • религия;

    • философия.

    2. Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: • происхождение Вселенной, Земли и человека; • объяснение природных явлений;• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;• вопросы чести, долга, этики и нравственности.Чертами мифа являются:• очеловечивание природы;• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

    3. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.Религия исследует вопросы те же, что и миф: • происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; • объяснение природных явлений; • поступки, судьба человека; • нравственно-этические проблемы.Основными мировыми религиями являются:

    • христианство; • ислам;• буддизм.

    Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:• синтоизм;• индуизм;• иудаизм.

    Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:

    • объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

    • культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);

    • нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

    4. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:• основано на знании (а не на вере либо вымысле);• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);• логично (имеет внутреннее единство и систему);

    Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:• космоцентризм;• теоцентризм;• антропоцентризм.

    Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

    Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство не-

    Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

    52.Законы диалектики. Закон единства и противодействия.

    Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы диалектики;Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: • охватывают все сферы окружающей действительности; • раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики:

    • единства и борьбы противоположностей;

    • переход количества в качество;

    • отрицания отрицания.

    Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

    Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

    Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тождество" и "различие" и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению.

    Можно также выделить различные виды борьбы:

    • борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

    • борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

    • антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

    53.Философия французского просвещения.

    В 18 веке Франция пребывала в периоде активного развития капитализма. В это время страна готовилась к интенсивным изменениям и перестройке — это окончилось всем известной Буржуазной революцией. Именно под таким углом и развивалась философия французского просвещения. При подобном течении развития страна, как и нация, нуждалась в определенном объяснении событий, систематизации знаний. Философия французского просвещения и ее основные направления. В этот период развития были четко сформировано три основных точки зрения, каждая из которых имела своих приверженцев и последователей: Деизм — это направление отвергало идею личного Бога и возможность того, что божественное начало имеет какое-либо влияние на ход событий; Материализм — развивался под влиянием науки, особенно механики. Приверженцы этого направления считали, что философия должна обобщить все научные данные. Конечно же, существование Бога отвергалось категорически. Существование мира ученые объясняли только с точки зрения естествознания; Социалистическое, или утопическое, направление — развилось уже после революции;

    Философия французского просвещения: Вольтер- это один из самых известных в истории деятель культуры и философии. Этот известный писатель в определенное время отказался от религии и ее законов, примкнув к группе деистов. Вольтер не отказывался от веры в Бога. Но он считал, что Бог всего лишь создает мир, задает ему определенное движение и не мешает вещам идти своим ходом. Этот известный мыслитель проповедовал гуманное отношение к простому народу. он считал, что лишь монархия — это единственная идеальная форма государства. Проблему же он видел лишь в правителях и их нежелании заботиться о необразованном бедном народе.

    Философия французского просвещения и ее представители. Ж.Ж.Руссо— еще один довольно известный философ, писатель и педагог. Он отвергал власть церкви за ее суеверие, неоправданную жестокость и фанатизм. Вместе с тем он признавал, что государство нуждается в религии, которая делала бы граждан полезными членами общества. Он даже создал концепцию «гражданской» религии, которая подразумевала веру в загробную жизнь, справедливую отплату за поступки, награду за добро и кару за зло.

    Ламетри — был убежденным атеистом и отвергал вероятность существования Бога. Более того, он отрицал важность религии для человечества и считал, что настоящая нравственность приходит лишь с опытом. Этот философ склонялся к мысли о том, что каждый человек рождается злым, коварным и порочным. А добродетель и другие положительные качества приобретаются в процессе правильного воспитания.

    Важной составной частью философии французского Просвещения является учение о человеке и обществе. Главное в нём – понятие «природа человека». В споре с христианским догматом об изначальной греховности человека, испорченности ( вследствие грехопадения) его природы
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта