1. Предмет философии
Скачать 149.22 Kb.
|
54.Философская концепция К.Маркса и ее исторически судьба в России. Под влиянием философии Фейербаха сменил свою позицию на материалистическую и затем создал собственную философию диалектического материализма бывший малогегелианец К. Маркс (1818 – 1883). Совместно со своим другом и соратником Ф. Энгельсом (1820 – 1895) он разработал учение, которое означало конец прежней натурфилософии и определило новую, более высокую форму материализма. Возникнув в 40-х годах 19 века, марксизм явился выражением кризиса классического капитализма, отразил политические цели и интересы поднимающегося пролетариата. Марксизм ознаменовал собой органическое соединение материализма и диалектики, становление материалистического понимания общества и истории, открыто провозгласил классовый характер теории, идеологии и революционной практики. Учение марксизма оказало огромное влияние на судьбы людей. Фундаментальным, базисным для всякого отчуждения человека, по Марксу, является экономическое отчуждение, или отчужденный труд.Отчужденный труд (труд по принуждению) он рассматривает в четырех аспектах: 1. Исходный материал и продукты не принадлежат человеку, чужды ему; 2. Сам процесс трудовой деятельности для трудящегося принудителен; 3. Принудительный труд отнимает у людей «родовую жизнь», жизнь, соответствующую природе человека; 4. Принужденный труд порождает отчуждение между людьми, эксплуататорские социальные отношения. Принципиальная новизна философии марксизма – человек не просто существует в природе, а практически ее преобразовывает, изменяясь в этом процессе и сам. Труд, практика первичны и исходны по отношению к духовному миру, культуре. Маркс выявил важную закономерность: мировоззрение не творит и не создает, а только выражает бытие и через деятельность людей воздействует на жизнь, развивающуюся по собственным законам. Философским новаторством Маркса стало материалистическое понимание истории.Исторический материализм — это распространение материализма на общественную жизнь, социальный мир, историю.Философию Маркс рассматривал как руководство к действию, имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов. В 1890-е годы в Российской империи существовал так называемый «легальный марксизм» . Ключевым тезисом легальных марксистов было признание прогрессивности капитализма на данном этапе: Россия страдает не от капитализма, а от его недостаточного развития. Впоследствии многие из них перешли от марксизма к либерализму. 55.Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Этот закон показывает внутренний механизм движения и развития вещей, с чего начинается их изменение и во что выливается, закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от старого к новому через категории "качество", "количество", "мера", "скачок".Каждый предмет обладает своей спецификой, особенностями, отличается от других предметов. Эти отличия могут быть либо количественными, либо качественными. Качество – это совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещам, явлениям, выражают относительную устойчивость предмета, его отличие от других предметов. Качества объективны, т.е. существуют независимо от нашего сознания, они объективно присущи предметам и явлениям. Количество (характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах) – определенность вещи, безразличная к своему бытию, внешняя определенность, как говорил Гегель. Это значит, что количественные характеристики, меняясь до определенных пределов, не меняют бытия вещи. Качество и количество диалектически связаны между собой как две противоположные стороны предмета. Как любые диалектические противоположности, они одновременно взаимоисключают и обусловливают друг друга. Качественная определенность вещи не существует без количественной и наоборот. Процесс развития предмета осуществляется в виде количественных и качественных изменений; количественные изменения, достигнув предела меры, нарушают ее, вызывая коренные, качественные изменения. Старое качество исчезает, и на смену ему приходит новый предмет со своей особой, качественной и количественной определенностью. Закон этот носит всеобщий характер, действуя в природе, обществе и мышлении. Переход количественных изменений в качественные сопровождается и обратным процессом: новое качество порождает новые количественные изменения. Сам переход от старого качества к новому в отличие от количественных изменений (непрерывности) осуществляется всегда в виде скачка, перерыва постепенности. Характер скачка может быть разным в зависимости от природы явления и условий, в которых он протекает.При всем многообразии скачков, как правило, выделяют два их вида. 1. Первый вид это резкие скачки, при которых происходит превращение старого качества в новое практически одномоментно. (реакции превращения элементарных частиц). 2. Второй вид скачка скачки в форме постепенного качественного перехода отдельных сторон предмета в новое состояние. (возникновение жизни на Земле, образование геологических пород, изменение клетки). 56.Закон отрицания отрицания. Развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния объекта новым, нового — новейшим, в результате чего развитие сочетает преемственность и цикличность. Категория «отрицание» выражает определенный тип смены состояния объекта. Любой объект, развиваясь, становится качественно иным и неизбежно достигает стадии отрицания. Полное отрицание — это смена качества на противоречащее. Различают три вида отрицания: 1) формально-логическое отрицание, в котором что-либо утверждается или отрицается и которое не отражает процесса развития; 2) метафизическое отрицание, в котором отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало; 3) диалектическое отрицание, основным содержанием которого являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию. Диалектическое отрицание предполагает уничтожение только части свойств объекта, которые уже не нужны или даже вредны. При этом сохраняются полезные свойства, те, что определяют существование системы в настоящее время Двойное полное отрицание (отрицание отрицания) представляет собой ситуацию «якобы возврата» к старому: всякое явление превращается в свое отрицание (первая фаза); потом опять происходит отрицание (вторая фаза); в результате третья фаза имеет формальное сходство с первой. Если нет развития, то изменение идет по кругу. При наличии восходящего движения объект возвращается к исходному состоянию, но на другом, более высоком уровне. Поэтому о диалектическом развитии говорят как о движении по спирали. данный закон демонстрирует связь старого и нового состояния объекта в развитии, их борьбу и взаимное превращение друг в друга. Всякое возникающее новое состояние (свойство) рано или поздно стареет и исчезает. 57.Человек в «философии жизни». КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ. Эта концепция принципиально отличается от тех, которые сопутствовали образу "человека разумного". Такой подход вообще отрицает особую, специфическую способность человеческого разума. Человек рассматривается внутри данной традиции только как особый вид животного.Сущность человека, согласно натуралистическим воззрениям, не в том, что он обладает разумом, а в том, что он принадлежит природе. Все, что философы привычно называют мышлением, чувствами, желаниями, можно оценивать как символическое выражение инстинктивных импульсов. Человек всего лишь высокоразвитое живое существо. Дух, разум – это возведенные на новую ступень высшие психические способности животных. «Философия жизни» рассматривает дух как субстанцию культуры, которая может быть понята не рационально, а посредством внутреннего переживания, интуиции. Культура трактуется как самобытная и локальная реальность ,обладающая своеобразием, особым менталитетом, «душевным настроем» жизни. Ф. Ницше видит в любой культуре средство подавления и порабощения человека. «Философия жизни» возникла как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания, базирующегося на принципе строгости и точности испытующего ума. Опираясь на традиции немецкого романтизма, «философия жизни» подходит к жизни как к первичной и исходной реальности в построении философских учений. Вместе с тем эта концепция не принимает и тезис о неизбежной деградации человека, наблюдаемой якобы на протяжении многотысячелетней истории, и пытается самостоятельно решить проблему происхождения и сущности человека. По мнению представителей философии жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше и др.), человек – это существо, утратившее ощущение подлинной жизни, ее основных ценностей и законов. Это существо, растерявшее сознание божественного космического смысла бытия. Оно довольствуется набором сплошных суррогатов, в числе которых язык, орудия труда и т.д., вместо того, чтобы развертывать в своей творческой деятельности истинные природные потенции. 58.Рационализм и иррационализм. Философия XIX и XX веков характеризуется борьбой двух тенденций – рационализма и иррационализма. рационализм – это методологическая установка, согласно которой разум является основой познания и достижения истины. Следует отметить, что и рационалисты, и эмпиристы, несмотря на все их разногласия по вопросу основания достоверного знания, верили в безграничные возможности разума и науки. К рационализму принадлежат и те мыслители, которые полагают разум основой поведения людей, высшей частью (ядром) структуры личности, основанием бытияС точки зрения Рационализма мир таков, что он в принципе полностью поддается рациональному (логическому, дискурсивному, отчетливо выраженному в языке) познанию. Иррационализм– это философско-методологическая установка, согласно которой ограничивается, принижается или отрицается решающая роль разума в познании, структуре личности, поведении людей. Иррационализм допускает в мире нечто неподдающееся логическому познанию, «алогическое» и требующее для освоения других средств: интуиции, непосредственного переживанияи т.п. 59.Типологии личности: Социальный, цивилизационный и религиозный аспекты. Среди всех ролей, выполняемых людьми, обычно выделяется одна, реализацию которой в соответствующей сфере человек считает длясебя главным делом своей жизни. В зависимости от этого различают следующие социальные типы личности: деятели, мыслители, люди чувств и эмоций, гуманисты и подвижники. Для деятелей характерно активное действие и не только как источник существования, но и как средство самовыражения и достижения душевного комфорта. Это земледельцы и ремесленники, рабочие, учителя, врачи, экономисты и т. д. Второй тип составляют мыслители. Их мысли — о судьбах мира, их цели — спасти людей от заблуждений и соблазнов, сохранить нравственную чистоту людей, уберечь их от угрожающих их жизни последствий цивилизации, наставить человечество на путь добра и истины. Таких людей часто принимали за посланцев богов. Это Будда и Заратустра, Соломон и Моисей, Конфуций и Лао-Цзы. Люди чувств и эмоций — творцы, создатели художественных (в широком смысле) произведений, чаще всего писатели и поэты, опережающие время четко и остро выписанными «художественными образами». К четвертому типу, гуманистов и подвижников, относятся люди, о которых можно сказать, перефразируя поэта М. Дудина, «чужую боль воспринимают как свою». Это личности, избравшие себе целью облегчить страдания не только «ближних», но и «дальних», всех людей планеты, независимо от их географического проживания, пола, возраста, расы, национальности и вероисповедной принадлежности. Они не изучали этики сострадания, они ее почувствовали своим сердцем. Это известная всему миру Мать Тереза. цивилизационные типы личности: восточный и западный. Для западной личности характерна определенная целостность в реакции на различные жизненные ситуации, экспрессивность, склонность к риску, индивидуализм, недостаточно уважительное отношение к понятиям «мера», «чувство меры». По мнению русского философа Н. Бердяева, в западном типе личности сильно «мужское начало», проявляющееся в твердости характера. Для восточного типа личности (например, японской) характерна повышенная ритуальность, разнообразие действий, строгая предписанность реакций в различных ситуациях по соответствующим им «кругам обязанностей» в отношении к различным людям в строгой зависимости от их статуса: государственного, социального, семейного и т. д. Восточная личность высоко оценивает чувство меры и осознания своей сопричастности с той или иной общностью. В отличие от западной личности восточной присуща мягкость в общении с окружающими, покой ума и души. выделяют религиозные типы личности в зависимости от их религиозных идеалов. Христианская личность — это человек, любящий бога и своих ближних, осознающий свое единство с миром ,свою ответственность за судьбы мира и природы, свою греховность, спасительную миссию Иисуса Христа и выполняющий христианские заповеди. Личность мусульманина отличает вера в единого Бога Аллаха («Аллах един, неразделен и единственен») и в его пророка Мухаммеда. Он почитает Коран — священную книгу мусульман — и следует заповедям, изложенным в нем, выполняет религиозно-мусульманское законодательство, должен вести правильный образ жизни, приобретать знания, умения и навыки, быть милосердным, помогать бедным, вдовам, сиротам, отрицательно относиться к самоубийству, прелюбодеяниям, абортам, применению контрацептивных средств. В буддистской традиции идеалом является Совершенный, то есть Будда (в пер. с санскрита — осененный истиной, просветленный, совершенный), достигший просветления в 35 лет и всю свою жизнь после этого посвятивший пропаганде своего учения о четырех великих истинах. Первая истина гласит: «Жизнь есть страдание». Вторая истина указывает на причину страданий, которая есть человеческие желания, а желание жить через страсти и радости ведет к новой жизни и, следовательно, к новому страданию. Третья истина предписывает путь избавления от страданий, то есть прекратить самопричинять страдание, избавившись от желаний. Четвертая истина описывает благой восьмеричный путь спасения от страданий. 60.Философия истории. Россия и Европа. Филосо́фия исто́рии — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смыслеисторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий. Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки в частности. Осознание противостояния России и Европы как геополитической и культурно-исторической проблемы приходится в отечественной культуре на век Просвещения, начиная с похвальных од М.В. Ломоносова. В XIX веке предметом критической рефлексии русских мыслителей стали анализ самоценности отечественного социокультурного опыта, поиск национально-культурной идентичности и «пути» России. Наиболее видным представителем этой мыслительной традиции, восходящей к историософским построениям славянофилов А.С. Хомякова, И.В. Киреевского.В конце 50-х годов XIX века проблема «Россия и Европа» перешла в сферу прагматической политики. Это было время, когда философская полемика славянофилов и западников все больше сменялась политическими баталиями либералов и консерваторов Русский мыслитель отвергает гегелевскую линейно-прогрессист- скую концепцию философии истории в виде единой нити в развитии человечества, как прогресса некоторой общей цивилизации во главе с «германским миром». Гегель связывал духовные преимущества но- вого мира с «германским духом» и полагал, что «назначение германских народов состоит в том, чтобы быть носителями христианского принципа», как «принципа духовной свободы» (5: 361). Для России и славян в этой философии истории места не было. В Восточной Европе, отмечал Гегель, «мы находим огромную славянскую нацию ... и часть славян приобщилась к западному миру. Однако вся эта масса исключается из нашего обзора потому, что она до сих пор не выступала как самостоятельный момент в ряду обнаружений разума в мире» (там же: 368). Н.Я. Данилевский утверждал, что европоцентристское признание лишь одной - европейской - цивилизации в качестве эталонной и авангардной неверно и что наряду с европейской («германо-ро- манской») есть и другие самостоятельные цивилизации. Выделение в истории таких периодов как древний, средний и новый приемлемо лишь для Европы и не имеет отношения, например, к Китаю. 61.Социальная тема русской философской мысли 19 века. XIX век в истории русской философии характеризуется ее усложнением, появлением ряда философских направлений, связанных как с идеализмом, так и с материализмом. При этом, возрастает роль профессиональной философской мысли, прежде всего, за счет развития философского образования в стенах университетов и духовных академий. Налицо также общий рост философского знания, особенно в таких его областях, как антропология, этика, философия истории, гносеология и онтология. Значительную роль в развитии русской мысли сыграли высшие духовные учебные заведения. Достаточно сказать, что первое по времени обобщенное изложение истории русской философии принадлежало перу архимандрита Гавриила (в миру В. Н. Воскресенского) и было опубликовано в Казани в 1840 г. С.С. Гогоцкий, представитель Киевской школы духовно-академической философии, опубликовал первые в России философские лексиконы и словари. Первые русские учебники по философии были написаны также профессорами духовных академий – Ф.Ф. Сидонским, В.Н. Карповым, В.Д. Кудрявцевым-Платоновым. 30-50-е гг. XIX в. в России – это время образования самых влиятельных идейных течений, еще называют «философским пробуждением». В этот период общественная мысль России разделилась на два направления – славянофильство и западничество. Одним из наиболее крупных представителей славянофильства был Алексей Степанович Хомяков. Согласно Хомякову, достижение соборности предполагает оцерквление социальной жизни. Общество, чтобы стать соборным, по мнению мыслителя, должно восстановить благочиние первохристианской апостольской Церкви начала новой эры. Хомяков считал, что Россия может жить свободной ввиду того, что у нее есть община как носитель соборности. Наша страна, по его мнению, должна быть образцом нового устроения жизни. Другим крупнейшим представителем славянофильства был Иван Васильевич Киреевский. Историки философии высоко оценивают его вклад в философию. Его статьи вызывали широкий интерес у читающей публики, так в статье «Девятнадцатый век», он отдает предпочтение русской культуре, сравнивая ее с западной. согласно Киреевскому, в XIX в. направление европейских умов изменилось в лучшую сторону. Он предлагает сделать заимствования у западной культуры. По его мнению, отсталость России от Запада объясняется рядом причин. Основная из этих причин - в ограниченности элементов русского просвещения. если западники идеализировали капиталистический строй жизни, утверждавшийся в передовых странах Европы, и буржуазную демократию, закрывая глаза на негативные явления жизни буржуазного Запада, то славянофилы впадали в другую крайность — заявляя, что Западная Европа с самого начала шла по ложному пути и что раздираемая противоречиями она не способна к дальнейшему прогрессивному развитию. |