Главная страница
Навигация по странице:

  • Марксистская теория (классовая, экономическая)

  • Расовая теория

  • Потестарная (кризисная) теория

  • Признаки государственной власти

  • Государство

  • ТГП. 1. Предмет и методология тгп


    Скачать 0.72 Mb.
    Название1. Предмет и методология тгп
    Дата10.06.2022
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtvety_TGP_itog.doc
    ТипЗакон
    #584011
    страница2 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    4. Происхождение государства и права.
    1. Неолитическая революция (эпоха позднего неолита нового каменного века, продолжалась несколько тысячелетий). Переход человечества от присваивающей экономики к экономике производящей, от охоты, рыболовства и собирательства к устойчивым формам скотоводства и земледелия.

    2. Переход к производящей экономике сопровождался крупными общественными разделениями труда, которые пришли на смену естественному разделению труда господствовавшего в период присваивающей экономики. Обычно вслед за Энгельсом выделяют три крупных общественных разделения труда: выделение пастушьих племен, отделение ремесла от земледелия, появление купечества.

    3. С появлением избыточного продукта появляется имущественное и социальное расслоение людей. Выделяются семьи, в руках которых сосредотачиваются материальные блага, богатства. Появляются богатые и знатные люди. Наряду с ними появляются и другие слои, сословия, касты. Наряду с появлением различных социальных групп, сословий, каст появляются классы. Первый класс были рабы.

    4. На поздних этапах перехода к производящей экономике на смену родоплеменной организации приходит промежуточная организация, которую принято называть протогосударством. Во многом сохраняются черты родоплеменной организации, поскольку здесь существует старейшины, вожди и другие должностные лица, характерные для родоплеменной организации. Вместе с тем в период протогосударства происходит усиление власти вождей и старейшин и постепенно их власть перестает быть выборной и начинает передаваться по наследству. Кроме того, в период протогосударства постепенно складывается управленческий аппарат (состоит из людей осуществляющих управление различными сферами общественной жизни).

    Необходимо отметить точку зрения тех исследователей, которые говорят о двух путях возникновения государства:

    Восточный (азиатский) – данный путь является универсальным, поскольку по этому пути возникали и развивались не только государства Азии, но также государства Африки и Америки. Для него характерно то, что государство сформировалось на основе сложившегося в условиях первобытного общества аппарата управления. В зонах посевного земледелия, где возникали и появлялись первые государства, возникала необходимость сложных ирригационных (оросительных) сооружений (Египет, Месопотамия). Это требовало большого количества людей, а, следовательно, централизованного управления и создания специального аппарата, то есть органа, должностных лиц, которые бы такое управление осуществляли. Органы общественного управления и должностные лица создавались для выполнения и других функций (особые резервные фонды, отправление культа). Постепенно должностные лица выполняли функции общественного управления, превращались в чиновников (привилегированную замкнутую социальную прослойку), которая явилась прообразом будущего государственного аппарата.

    Западный (европейский) – дынный путь рассматривается как уникальный. Для него характерно то, что основным государствообразующим фактором было разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю и другие средства производства. Совпадает с теорией марксизма. В современной науке есть мнение, что первые государства везде были раннеклассовые.

    Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделяет три основные формы возникновения государства:

    афинская форма – реформы Тезея (учредил центральную власть и поделил население на три класса вне зависимости от родовой принадлежности: эвпатридов (благородных – наделялись исключительным правом замещения должностей), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников)); реформы Солона (четыре класса по имущественному цензу (размер и доходность землевладения); управленческие должности могут занимать – представители трех высших классов, четвертый класс имел лишь право выступать и голосовать на народном собрании); реформы Клисфена (разделил всю территорию Аттики на 100 самоуправляющихся общин-округов (демов), во главе которых стояли старейшины (демархи));

    древнеримская форма – государство формировалось в результате борьбы между патрициями (коренная римская аристократия) и плебеями (бесправное пришлое население), не допускавшимися к управлению обществом.

    древнегерманская форма – древние германцы завоевали территории Римской империи, потребовалось создание аппарата управления, то есть организация публичной власти, стоящей над обществом и располагающей разветвленным аппаратом управления.

    В современной науке существует три точки зрения по поводу причин и закономерностей возникновения права:

    1. Право возникло с появлением человеческого общества, т.е. те нормы поведения, которые существуют в первобытном обществе, это и есть право. Так как первобытные люди считали эти нормы поведения единственно правильными и справедливыми.

    2. Право возникло не сразу с обществом, а в период разложения первобытнообщинного стоя, но раньше, чем Г. Основной причиной послужило появление частной собственности, которая потребовала правовых норм. Появление этих норм вызвало появление государства, потому что эти нормы нуждались в защите. Такую защиту родоплеменная организация дать не могла, это могло сделать только государство (аппарат принуждения).

    3. Право возникло одновременно с государством и причины его возникновения те же, что причины возникновения государства. Это упирается в понимание права. Говоря о происхождении права необходимо различать возникновение права и возникновение позитивного права (позитивное право – нормы и правила поведения, которые устанавливаются государством). Право возникает раньше, чем государство, возможно одновременно с обществом. И возникает оно в виде норм поведения первобытного общества. Нормы поведения первобытного общества называют обычай. В тоже время некоторые исследователи полагают, что кроме обычаев существуют другие нормы поведения в первобытном обществе (ритуалы, обряды, мифы, религиозные и нравственные нормы, нормы этикета). В первобытном обществе действуют самые различные нормы поведения, которые регулируют общественные отношения – эти правила поведения, некоторые современные исследователи называют правом. Что же касается позитивного права, оно возникает одновременно с государством, т.к. позитивное право это нормы правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством. Первоначальной формой позитивного права стали первобытные обычаи, которые органами государства (судами) санкционировались в качестве правовых норм. Значительно позднее государство само стало создавать нормы права.

    Если обобщить, то право формируется либо непосредственно государством, либо иными социальными организациями и под их контролем; право является выражением воли и баланса общественных корпоративных и личных интересов членов общества; право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием, правовых обычаев; право обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.

    Причины и условия возникновения права – между мононормами первобытного общества и нормами права – глубокая преемственность. Обычаи, расценивались как данные свыше, наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

    Появление права связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы. Право выражает меру свободы и ответственности в обществе. Лица-обладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, защищающих их права и интересы. Эти вопросы должно решать право как особая система формализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений достаточно действенными средствами принуждения.

    Три способа (пути) возникновения источников права:

    Санкционирование обычаев – государство санкционирует, т.е. разрешает действие, берет под свою защиту определенные обычаи, выгодные и угодные господствующему классу или лицам, стоящим у власти. Формируется санкционированный обычай – исторически сложившееся общее правило поведения людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и поддерживаемое силой государственного принуждения.

    Юридическая практика (прежде всего судебная) – при разрешении конкретных споров, конфликтов судебные органы выносят решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости. На эти решения ориентируются в дальнейшем при разрешении аналогичных конфликтов. Формируется юридическая практика. В результате складывается правовой прецедент, формируется прецедентное право.

    Прямое нормотворчество государства – для достижения своих целей, закрепления выгодных для себя порядков государственная власть издает особые акты (указы, уложения, декреты, законы), обязательные для исполнения в данном государстве и поддерживаемые силой государственного принуждения. В результате прямого нормотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт – официальный документ компетентного государственного органа, направленный на установление, изменение или отмену норм права.
    5. Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская).
    Теологическая теория (теос – бог – государство результат божественной воли) (Тертуллиан, Аврелий Августин). Постигнуть природу государства невозможно в силу его божественного происхождения. В современных условиях эта теория несколько видоизменилась, и выражается в христианско-демократической концепции государства. Теологическая теория зародилась в древности. Наибольшее развитие получила в эпоху средневековья. Определенное распространение имеет и сейчас (представляет официальную доктрину Ватикана). Наиболее видным представителем этой теории является Фома Аквинский (13 век). Теологическая теория не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Общество, а вместе с ним государство и право, возникают одновременно и являются творением божественного разума, практическим воплощением воли Бога на земле. Все что существует на земле по воле бога. Государство и право вечны, как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций.

    Патриархальная теория (государство это большая семья) (Аристотель, Конфуций). Патриархальная теория (древняя) – государство возникает в результате разрастания семьи – ведет вначале к появлению поселений, которые за тем преобразуются в государство. Согласно этой теории глава семьи – патриарх, становится главой государства – монархом. Причём власть монарха является естественным продолжением власти над своими детьми – своими подчиненными.

    Теория насилия возникает в 19 веке в Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия (государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству) и теория внешнего насилия (государство возникает в результате завоевания одного племени или народа другим, Государство – аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка; с этой же целью создается и право).

    Договорная теория – предполагает социальное предназначение государства – в основе создания государства лежит общественный договор, люди для обеспечения естественных прав соглашаются создать государство. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это договор подчинения; если между населением, то – договор объединения. Договорная теория выражается в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Своё развитие получила в 17 –18 веках, хотя истоки этой теории находятся в трудах еще мыслителей древней Греции 5-4 век до н.э. Наиболее известными представителями были: Гроцель, Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Радищев. Согласно договорной теории государство – результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие – Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому чтобы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав.

    Марксистская теория (классовая, экономическая) возникла в 19 веке, основоположники Маркс и Энгельс. Энгельс "Происхождение семьи, частной собственности и государства”. С точки зрения марксистской теории государство возникает как результат общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение государства и права как естественный исторический процесс, развивающийся по своим собственным законам. С точки зрения марксистской теории развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным общественным разделениям труда (выделение пастушьих племен, отделению ремесла от земледелия, появление купечества) послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе. Государство, а вместе с ним и право создаются экономически господствующим классом (эксплуатирующим), который при помощи государства становится и политически господствующим, приобретая мощные средства для подавления, угнетения, удержания в повиновении эксплуатируемых классов. Основоположники марксизма оценивали факт явления государства положительно, но считали, что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов.

    Психологическая теория – государство итог психологической потребности человека в поиске авторитета, которому можно было бы подчиниться; государство порождается эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Причины возникновения государства – определенное состояние психики людей: постоянная зависимость первобытных людей от авторитета вождя, колдунов или шаманов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно (Петражицкий).

    Расовая теория – существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими, возникает государство (Жозеф Артур де Гобино).

    Органическая теория – переносит законы природы на человеческое общество.

    Патримониальная теория – государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей; так складывается феодальный сюзеренитет (Галлер).

    Ирригационная теория – возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Государство выступает как организатор масштабных работ.

    Потестарная (кризисная) теория – утверждает, что государство не было навязано обществу извне; оно возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-землевладельцев и перехода первобытнообщинного общества от присваивающей экономики к производящей, в результате изменения материальных условий жизни общества. Образование государства шло постепенно, в течение длительного времени. Становление и развитие классов и государства идет параллельно, поскольку не только классы вызвали появление государства, но и само государство стимулировало появление классов. Раннеклассовое общество защищало интересы всего общества, всех его слоев; позже проявилась классовая природа государства.
    6. Власть и ее виды. Особенности государственной власти.
    Власть – это право и возможность распорядится кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле.

    Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств: авторитета, воли, права, насилия.

    Власть – способность одного субъекта (лица, коллектива, организации) подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

    Виды власти:

    – власть рода, племени, общины;

    – политическая власть;

    – экономическая власть;

    – власть общественных объединений;

    – родительская власть;

    – церковная власть.

    С точки зрения социального уровня различают власть:

    • В масштабе всего общества;

    • Внутри коллектива (организации, общины);

    • В отношениях между индивидами.

    Часто власть делят на:

    • Политическую – власть одной социальной группы над другой, государственная власть, партийная власть, власть политических лидеров и т.д.;

    • Неполитическую – родительская власть, церковная власть, власть общественных объединений неполитического характера.

    В зависимости от способа организации власти:

    • Демократическая;

    • Недемократическая.

    Классификация власти социологом М. Вебером:

    • Традиционная властьиспользует ритуалы, традиции, обычаи, присущие данному обществу;

    • Легальная власть опирается на законы, нормы права, четко регламентирующие властную деятельность;

    • Харизматическая власть реализуется за счет особого положения лидера, чувствующего себя призванным осуществить определенные цели и имеющим сторонников, убежденных в наличии у лидер особых качеств и способностей преодолевать любые трудности и предвидеть на ног лет вперед;

    В настоящее время также выделяют теневую власть – носителем которой являются неформальные группы в правящей элите, (политические, корпоративные или мафиозные группировки).

    Также различают:

    • Легальную власть – власть, созданная и функционирующая на законном основании, власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона;

    • Легитимную власть – та, которая признается населением страны, готовым ей подчиняться, и пользуется доверием народа.

    Власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти – ее юридическая характеристика; легитимность власти – ее нравственная оценка.

    Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом.

    Государственная власть – это политическое руководство обществом, осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп.

    Государственная власть – общественная власть, которая осуществляется государством или проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

    Признаки государственной власти:

    1. реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, распространяющий свои полномочия на всех людей, проживающих на данной территории;

    2. публична, то есть осуществляется профессиональным аппаратом, единственно представляющим общество, но не совпадающим с ним;

    3. основная разновидность политической власти, часто приобретает классовый характер. Нередко государственную власть отождествляют с политической властью, ставят знак равенства. Их не следует отождествлять, так как политической является не только государственная власть, но и власть других политических организаций, например власть политических партий;

    4. суверенная власть (верховенство и независимость) – нет власти выше государственной, все обязаны подчиняться ей;

    5. универсальна – распространяется на всю территорию страны и на все население, вправе вмешиваться вовсе сферы жизни общества, где нарушается законодательство;

    6. обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического и политического характера;

    7. носит классовый характер;

    8. осуществляется аппаратом управления;

    9. опирается на возможность государственного принуждения;

    10. налоги на содержание государственного аппарата;

    11. люди подразделяются по территориальному признаку;

    Соотношение государства и государственной власти. Если государство рассматривается как определенная политическая организация, существующая в обществе, то власть атрибут государства. Когда государство рассматривается как определенным образом организованная политическая власть, то государство и государственная власть отождествляются. Государство определенный аппарат, то есть система органов, в этом случае государство является средством осуществления государственной власти.

    Государство – организация политической власти общества.

    Особенности государственной власти:

    • ее политическая и классовая природа.

    • ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены (в демократическом обществе возникает тенден­ция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению – каждый гражданин является не только подвлас­тным, он вправе быть индивидуальным источником власти);

    • реализуется через государствен­ное управление – целенаправленное воздействие государ­ства, его органов на общество в целом, конкретные его сферы (экономическую, социальную, духовную) для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

    • деятельность госу­дарственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта