Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные признаки государства

  • Цивилизационный подход

  • 9. Монархическая форма правления.

  • 10. Республиканская форма правления

  • ТГП. 1. Предмет и методология тгп


    Скачать 0.72 Mb.
    Название1. Предмет и методология тгп
    Дата10.06.2022
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtvety_TGP_itog.doc
    ТипЗакон
    #584011
    страница3 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    7. Понятие, признаки и социальное назначение государства.
    Государство – это особая политическая организация, располагающая аппаратом принуждения и управления, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом.

    Государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом.

    Основные признаки государства:

    1. наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций. Наличие особого слоя лиц – государственных служащих;

    2. территориальная организация населения – означает, что у государственно организованного общества появляются государственные границы, которые означают территориальную неприкосновенность страны;

    3. государственный суверенитет – независимость гос. власти от всякой иной политической власти внутри страны и вне нее, выраженная в ее исключительном праве самостоятельно решать все свои дела. Верховенство – полнота государственной власти на своей территории, ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности и полноправие в установлении режима жизни общества. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на нем. Независимость государственной власти означает, что она самостоятельно определяет свою внешнюю политику и взаимоотношения с мировым сообществом. Но эта независимость не является абсолютной. Суверенитет современных государств самоограничивается взаимными обязательствами государств по м/н договорам, а также необходимостью соблюдения общепризнанных норм и принципов м/н права;

    4. общеобязательный и всеобъемлющий характер актов – определяется исключительными полномочиями в сфере правотворчества, то есть правом принимать, изменять, дополнять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на население всей страны. Только государство посредством общеобязательным актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению;

    5. наличие государственной казны, что связано с взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и иные нужды государства. Понятие государственной казны включает в себя также государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и другое;

    6. Правотворчество – издаёт законы и подзаконные акты, обладающее юридической силой и содержащие нормы права;

    7. Наличие правоохранительных (карательных) органов (суд, прокуратура, милиция и т.д.);

    8. Наличие вооружённых сил и органов безопасности (аппарат принуждения);

    9. Тесная органическая связь государства с правом;

    Социальное назначение государства раскрывает, для чего оно предназначено, каким целям должно служить.

    Главное предназначение государства – служить обществу. В этих целях государство должно:

    1. устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случаях и принуждение;

    2. выступать социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества пр столкновении их интересов;

    3. защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для жизни всех слоев общества, особенно для социально ущемленных (инвалидов, безработных, пенсионеров, неполных семей, детей-сирот и т.д.);

    4. обеспечивать безопасность общества и его органов от преступных элементов и страны от внешней агрессии со стороны других государств;

    5. выступать интегрирующей силой, добиваясь мира и согласия в обществе;

    В идеале социальное назначение государства – служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования. Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью: какова сущность государства, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса (по содержанию) и быть правовым по форме.

    Общечеловеческое предназначение Государства – быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоёв населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

    В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности государства:

    1. Первый подход – Классовая сущность государства – состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего касса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, рассматриваемого в качестве классовой организации того, кто стоит у власти, а само государство характеризуется как аппарат насилия, принуждения, подавления. Его сущность составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.

    2. Второй подход – Общесоциальная сущность государства – способность государства объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Преимущества данного подхода по сравнению с классовым:

      • Он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, которое должно управлять обществом в интересах всех и каждого человека;

      • Ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия;

      • Подчеркивает ценность для общества государственной организации, так как человечество еще не изобрело более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности л людей;

    Несмотря на противоположность двух указанных подходов к сущности государства, они не исключают друг друга. Следовательно, любое государство обладает двойственной сущностью: в нем присутствуют и черты классовости, то есть стремления правящих сил, интересы которых они представляют (иначе не было бы ожесточенной борьбы за власть в любом обществе), и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам. Но удельный вес тех или иных качеств неодинаков и зависит от многих факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и другие. Очевидно, что у демократически устроенного государства буду преобладать черты общесоциальности, у тоталитарного государства – черты классовости
    8. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.
    Типология – разновидность классификации. По средствам типологии различные государства подразделяются на определенные типы. Тип государства – совокупность устойчивых черт государства на определенном этапе его развития. В настоящее время в юридической литературе применяются два основных подхода к типологии государств – формационный и цивилизационный.

    Наиболее распространенным является формационный подход – основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главный критерий классификации – способ производства, который определяется господствующей формой собственности на средства производства.

    Каждой формации соответствует свой тип государства и права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический). Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс есть последовательная смена формаций и соответствующих типов государств.

    Данный подход был широко распространен в марксистско-ленинской ТГП. Она рассматривала данный подход в качестве единственно правильного. Согласно марксистско-ленинской теории человеческое общество проходит пять общественно-экономических формаций, общество может находиться на определенной ступени:

    1. первобытнообщинная (безгосударственная);

    2. рабовладельческая;

    3. феодальная;

    4. капиталистическая;

    5. коммунистическая (его первой стадией является социализм).

    Соответственно этим формациям выделялись четыре исторических типа государства.

    В современных условиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологической характеристики всех государств. Главные недостатки этого подхода в том, что он:

    1. базируется на материале европейских стран. Восточные же государства, отличавшиеся большим своеобразием и спецификой государственной организации, не укладывались в рамки формационной теории;

    2. характеризует развитие обществ и государств как одномерное, линейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяет другую. Это движение имеет необратимую силу и все народы должны обязательно пройти все формации. Однако это положение не всегда подтверждается социальной практикой. Так, формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии – первобытнообщинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях развития, и пошли разными путями в государствообразовании.

    Современная отечественная ТГП не отвергает формационный подход, но вносит в него некоторые коррективы. Вместо четырех типов государства выделяется 5 (восточный (азиатский) тип). Если марксистско-ленинская теория исходила из того, что каждый тип государства более совершенный, в частности считалось, что на смену рабовладельческому приходит феодальное государство. Современная типология: первые типы государства были восточный, рабовладельческий и феодальный.

    Цивилизационный подход – при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы (особенности духовной жизни, форм сознания, том числе религии, миропонимания, мировоззрения, своеобразие обычаев и так далее). В совокупности эти факторы образуют понятие «культура»; родственные и близкие культура образуют цивилизацию.

    Духовно-культурные факторы способны:

        • полностью блокировать влияние того или иного способа производства; частично парализовать его действие;

        • прервать поступательное формационное движение;

        • усиливать социально-экономическое развитие.

    Таким образом, данный подход основан на выделении различных цивилизаций. Основоположник английский историк Тойнби. Он выделял 21 цивилизацию, при этом разделял их на:

    1. первичные – государства, являющиеся частью базиса, а не только надстройки. Ключевая роль таких государств в развитии социально-экономической сферы. Такие государства тесно связаны с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят: древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская, сиамская и другие;

    2. вторичные – не так всесильны, не составляют элемента базиса, но входят в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская);

    Позиция Тойнби подвергалась критике не только в отечественной, но и в западной литературе из-за отсутствия четких критериев (уровень экономического развития, этнические особенности, религия, мораль, особенности культуры) типологии государства. Тем не менее, в современной отечественной литературе цивилизационный подход в типологии государства рассматривается как один из основных.

    Выделяют следующие этапы цивилизации:

    1. локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская);

    2. особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и другие);

    3. всемирная цивилизации, охватывающая все человечеством и формирующаяся в настоящее время в основе принципа глобального гуманизма, основанном на не отрицании национальных особенностей, разнообразии верований, сложившегося миропонимания. На первое место выдвигаются ценности человека, его право на свободное развитие, его благо.

    В юридической литературе отсутствует общепризнанная типология государств по цивилизационному критерию. Можно использовать определенный вариант цивилизационного подхода в типологии государства, основываясь на истории человеческого общества. Всю историю человеческого общества современная наука разделяет на четыре периода (цивилизации): 1. древняя цивилизация; 2. средние века; 3. новое время; 4. новейшее время.

    Соответственно выделяют четыре типа государства.

    С учётом уровня экономического развития все государства можно разделить на три типа: доиндустриальное; индустриальное; постиндустриальное.

    Ещё одна типология учитывает пути возникновения государства. Два основных типа государства – восточный (азиатский) и западный (европейский). Каждый из этих типов имеет подтипы.

    Цивилизационный подход.

    Достоинства цивилизационного подхода:

        • ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу;

        • позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе и то факт, что общества и государства развиваются неодинаково и избирают разные пути движения к прогрессу

        • позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другими, но и как самостоятельную ценность для общества.

    Оба этих подхода взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе, что позволит наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов, а также экономический фактор – способ производства.
    9. Монархическая форма правления.
    Форма государства – это способ организации и осуществления государственной власти. Составляющие формы государства: форма правления; форма государственного устройства; государственно-правовой режим.

    Форма правления – организация верховной власти государства, то есть устройство высших органов государственной власти, их структура, порядок образования и взаимодействия друг с другом и с населением, компетенция этих органов, а также степень участия населения в их формировании. Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть.

    Форма правления зависит от многих факторов, среди которых решающее значение имеют:

    • конкретные исторические условия возникновения и развития данного государства;

    • уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (например, монархические традиции в Великобритании и Японии);

    • территориальные размеры страны, и в определенной степени географическое положение;

    • национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности);

    • соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.

    Монархия (в переводе с греческого – единовластие) – такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу – монарху.

    Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республики пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы правления к республиканской.

    Среди монархий значительное распространение получили восточные деспотии, которые будучи прообразом неограниченной монархии, представляли собой такую форму правления, при которой вся полнота власти принадлежала наследственному монарху, деспоту, единолично управляющему страной при опоре на сильный военно-бюрократический аппарат. Деспот приходит к власти законно.

    Тирания – установленная насильственным путем форма правления, основанная на единоличном правлении и опирающаяся на мощную военную силу (имела место в Древней Греции и в ряде средневековых городах-государствах Италии).

    При феодализме монархия занимала доминирующее положение. Ее основными разновидностями были:

    • Раннефеодальная монархия – создавалась в процессе завоевания и передела территорий, формирования крупных земельных собственников. Монархами создавались огромные раннефеодальные империи с сильной центральной властью, но неразвитыми экономическими, политическими иными связями между завоеванными территориями;

    • Монархия периода феодальной раздробленности – завершала процесс феодализации земель и населения. Некоторые крупные земельные собственники приобретали значительное политическое и военное влияние. Монарх был вынужден довольствоваться положением «первого среди равных». Его власть в отношении крупных феодалов носила номинальный, иллюзорный характер.

    • Сословно-представительная монархия – формально полновластный монарх осуществлял правление, опираясь на собрание представителей господствующих сословий (Земской собор в России Генеральные штаты во Франции);

    • Абсолютная монархия – отсутствие каких-либо органов, ограничивающих царскую власть.

    Юридические признаки абсолютной монархии:

    1. концентрация в руках монарха всей полноты власти (монарх издает законы, возглавляет исполнительную власть, вершит высший суд);

    2. единоличный правитель – персонификация государства в лице монарха;

    3. придание власти священного (Божественного) происхождения, наделение ее религиозным ореолом;

    4. передача власти по наследству и бессрочный характер ее осуществления: законы монархии не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти.

    5. отсутствие любой ответственности монарха.

    Абсолютная монархия – это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, расходует казну без чьего-либо контроля. Абсолютная монархия в современных условиях – исключение, она сохранилась лишь в некоторых странах Азии (например, Бруней).

    Дуалистическая (двойственная) монархия – наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через двухпалатный парламент (нижняя палата – выбирается, а верхняя – назначается монархом). Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, то есть вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Дуалистическая монархия возникает в переходные периоды, когда феодалы уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять полноту политической власти. Считается, что дуалистические монархии существовали в Средние века, в настоящее время в классическом варианте их нет.

    Парламентарная (конституционная) монархия– монарх «царствует, но не правит». Монарх лишь формально утверждает состав правительства; ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Монарх – не больше, чем символ нации. Признаки парламентарной (конституционной) монархии:

    1. полномочия монарха ограничены во всех сферах государственной власти;

    2. исполнительная власть реализуется правительством, ответственным перед парламентом;

    3. правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, или коалицией партий, получивших большинство в высшем законодательном органе;

    4. главой правительства становится лидер партии (коалиции партий), обладающей большинством депутатских мест в парламенте;

    5. законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.


    10. Республиканская форма правления.
    Форма государства – это способ организации и осуществления государственной власти. Составляющие формы государства: форма правления; форма государственного устройства; государственно-правовой режим.

    Форма правления – организация верховной власти государства, то есть устройство высших органов государственной власти, их структура, порядок образования и взаимодействия друг с другом и с населением, компетенция этих органов, а также степень участия населения в их формировании. Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть.

    Форма правления зависит от многих факторов, среди которых решающее значение имеют:

    • конкретные исторические условия возникновения и развития данного государства;

    • уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (например, монархические традиции в Великобритании и Японии);

    • территориальные размеры страны, и в определенной степени географическое положение;

    • национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности);

    • соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.

    • Республика – такая форма государственного правления, признаками которой являются:

    • наличие высших выборных органов власти (парламента и президента) и срочность их полномочий;

    • участие граждан в управлении делами государства; разделение властей; юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц; источник власти – народ, который реализует эту власть посредством выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления

    В древние времена республиканская форма правления существовала в виде:

    • аристократической республики – основная масса населения даже формально отстранялась от участия выборах высших органов государственной власти (Спарта, Римская республика V – II века до н.э.);

    • демократической республики – к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения (Афины V – IV века до нашей эры – ведущая роль принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному Собранию и Совету Пятисот), которые решали наиболее ванные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции).

    При феодализме республики носили городской характер. Они создавались по мере роста могущества и независимости некоторых крупных городов, устанавливающих господство не только над прилегающей сельской территорией, но и над некоторыми мелкими городами, а порой и колониями (Новгород, Псков, Венеция, Флоренция, Генуя).

    В настоящее время республиканская форма правления – самая распространенная в мире. Принято выделять три вида республиканской формы правления:

    Парламентская республика – главой государства является президент; его роль в управлении государством носит номинальный характер. Для парламентарной республики характерна сильная законодательная власть и подчиненность ей исполнительной власти. Как правило, в этой республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения в стране. Признаки:

    1. верховенство власти парламента;

    2. президент избирается не всенародно, а парламентом или образуемой им специальной коллегией;

    3. правительство формируется лидером партии, победившей на выборах;

    4. парламент может вынести вотум недоверия правительству, после чего оно обязано уйти в отставку (Венгрия, Италия, Германия, Индия, Финляндия и другие).

    Достоинства: считается более демократичной, чем президентская, так как правительство формируется парламентом коллегиально, а не одним лицом, как в президентской республике. Поэтому здесь отсутствуют предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. Недостаток данной формы правления состоит в том, что при многопартийной системе нередки правительственные кризисы, отсюда частая смена правительства.

    Президентская республика – высшим должностным лицом является президент, обладающий полномочиями главы государства и правительства. Признаки: правительство формируется президентом; президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом (США, Бразилия, Мексика, Аргентина). Признаки:

    1. в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства;

    2. президент избирается на всеобщих выборах и тем самым получает свои полномочия непосредственно от народа;

    3. президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.

    Достоинства: стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.

    Недостаток в чрезмерной концентрации власти в руках одного человека – президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

    В связи с определенными достоинствами недостатками вышеописанных форм правления, во многих государствах используется смешанная форма правления с элементами президентской и парламентской республик. Смешанные республики устанавливаются, главным образом, в странах, свергнувших тоталитарный режимы (Россия, Болгария, Польша, Португалия и другие).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта