Главная страница
Навигация по странице:

  • 23.Киевская и черняховская культуры.

  • Поселения

  • Занятия

  • к.2-нач 3 вв.- сер. V веков в бассейне верхнего течения Западной Дви­ны, лес­ном и ле­со­степ­ном По­днеп­ро­вье, ле­со­степ­ной час­ти бас­сей­на Се­вер­ско­го Дон­ца.

  • Черняховская культуры.

  • Могильники

  • 24. Кочевники Восточной Европы в 1-м тысяч. н.э.

  • ЭКЗАМЕН ПО АРХЕОЛОГИИ. 1. Предмет и задачи археологии


    Скачать 0.77 Mb.
    Название1. Предмет и задачи археологии
    Дата15.06.2021
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭКЗАМЕН ПО АРХЕОЛОГИИ.docx
    ТипЗадача
    #217486
    страница7 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Керамика лепная и с помощью ручного гончарного круга, ножного гончарного круга еще нет. Столовая посуда – лощёная (поверхность заглажена специальными костяными лощилами до глянцевого блеска). В могильниках преобладает лощёная посуда,  а на поселениях – хозяйственная, без лощения. По функциям посуда состоит из трех типов: горшки, миски, кружки. Есть импортная керамика — фрагменты эллинистических и раннеримских амфор.

    Основные орудия труда изготовлены из железа: ножи с горбатой или прямой спинкой, слабо изогнутые серпы с крючком для крепления к рукояти,  косы латенского типа с кольцом для крепления на рукояти, топоры латенского типа с вертикальной втулкой, изогнутые бритвы (стало быть, мужчины брились) и другое. Оружия в погребениях мало, но есть. Это прежде всего небольшие железные втульчатые наконечники копий, а также наконечники стрел — бронзовые позднескифские и железные сарматские. Каменные и глиняные шары диаметром 3—4 см остались от применения пращи. Есть находки шпор, а в одном случае — удил. Железные и бронзовые фибулы – главная деталь (и украшение) одежды в  зарубинецкой культуре. Фибулы местного производства отличаются наличием треугольного щитка, продолжающего ножку.

    Булавки длиною в 15 — 30 см продолжают традиции скифского времени. Серьги из бронзы или серебра сделаны из проволоки, согнутой в дужку, концы которой соединялись крючком. Они тоже происходят из скифского мира. Браслеты из железа и бронзы  одновитковые и многовитковые, перстни такие же. Стеклянные бусы синего, зелёного, жёлтого цвета или позолоченные импортировались из античных городов. Пастовые бусины, синие или жёлтые больше размером и имеют цветные вкрапления. В ожерельях употреблялись и бронзовые бусины (пронизи), а также глиняные бусы местного производства.

     

    Хозяйство. Население зарубинецкой культуры оседлое, земледельческое. Земледелие это было подсечно-огневым и переложным с использованием деревянного рала, еще без железного навальника. Для уборки урожая и покоса травы использовались короткие железные косы латенского типа и серпы с крючковым креплением. Каменные зернотёрки изготовлялись из крупных валунных камней. Обожженные зерна и их отпечатки на керамике позволяют перечислить злаки: просо, ячмень, пшеница-двузернянка. Зерно хранили в керамических корчагах,  из круп готовили каши, а на керамических сковородах без края (лепёшницах) пекли лепёшки. В огородах выращивали горох и репу. Кроме того культивировали коноплю и лён.

    Скотоводство было стойловым. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. Свинья была основным источником мяса. Собак  использовали для сторожевых целей и на охоте. Охотились на кабана, оленя, лося, зубра, медведя, косулю, также на пушного зверя, прежде всего бобра и куницу. Значительную долю пищи обеспечивала ловля рыбы. Ловили преимущественно крупную рыбу —  осётра, сома, судака. Обнаружено много  железных рыболовных крючков, также известны наконечники одношпильных острог.

    Железо выплавляли на каждом зарубинецком поселении, хотя существовали и специализированные поселки металлургов. Добывали железо из малонасыщенных болотных руд, широко распространенных в лесной полосе. Плавку осуществляли в глинобитных сыродутных горнах, куда мехами через сопла нагнетался воздух. Топливом служил древесный уголь. Изготовлялись вещи и из цветных металлов. Сырьё поступало слитками из античных колоний Северного Причерноморья, но использовался и местный лом. Керамика изготовлялась на ручном гончарном круге. Обжиг проводился на открытом огне, без горна. Для обработки кож и меха использовали костяной инструментарий и железные иглы и проколки. О производстве тканей говорят находки глиняных грузил и пряслиц, Обрабатывали, конечно, дерево и камень.

    Из зарубинецкой культуры шли на обмен меха, шкуры, скот, мёд и воск, за это зарубинецкие поселения получали вино и масло в амфорах, изделия ремесленного производства. Латенский, то есть кельтский импорт с запада шел фибулами, главным образом проволочными. На зарубинецких памятниках обнаружены также латенские кольца с шишечками, подвески, перстни, детали поясного набора, бронзовые сосуды-ситулы.

     Исторические судьбы.  По современным представлением зарубинецкая возникла на протяжении последней четверти  III в. до н. э. – первого десятилетия II в. до н. э. В середине І в. н. э. прекращают функционировать все городища и могильники зарубинецкой культуры. Либо подействовали экологические изменения катастрофического характера, либо вытеснили соседние народности. Зарубинецкие люди отселились за границы своего прежнего ареала на запад, восток и юг, и там культура трансформировалась в позднезарубинецкие памятники (середина I—II в. н. э.): типы Лютеж, Рахны, Почеп, Грини и другие. В ареале этих локальных групп происходили последующие процессы славянского этногенеза. С конца II века зарубинецкую культуру повсюду сменяет черняховская, кроме севера.

    Из культур последующего времени огромная черняховская культура, хотя и тоже культура полей погребений, но не продолжает зарубинецкую (вопреки концепции акад. Б. А. Рыбакова) и к тому же сдвинута к югу. Наиболее близка зарубинецкой небольшая киевская культура III — V веков на севере прежнего ареала. Это, так сказать, трансформированный и сильно ужатый остаток зарубинецкой культуры в последующую эпоху.

    23.Киевская и черняховская культуры.

    Период: к.2-нач 3 вв.- сер. V веков

    Тер-рия: Днепр.левобережье, бассейны Десны, нижнего и среднего Сейма и т.д.( подробнее ниже)

    Поселения: невысоко над водой, встр.речные террассы, пл.=0,5-2 га; по 2-3 домохозяйства

    Жилища: квадратные, примечательные столбовые ямки в центре (вероятно, для поддержки кровли), стены срубные, очаг; редки находки глинобитные печей. В центре – столбовая яма

    Могильники: Грун­то­вые, изучены слабо; тру­по­сож­же­ния на сто­ро­не; не­мно­го­чис­лен­ные кос­ти, обыч­но пе­ре­ме­шан­ные с ос­тат­ка­ми по­гре­баль­но­го ко­ст­ра и об­лом­ка­ми со­су­дов, по­ме­ща­ли в круг­лые или оваль­ные ям­ки; урны и ин­вен­тарь ред­ки. 

    Занятия: Земледелие, скотоводство

    Феномен: украшения с вымчатыми эмалями, производились в Ср.Поднепр.

    КИЕВСКАЯ КУЛЬТУРА - археологическая культура к.2-нач 3 вв.- сер. V веков в бассейне верхнего течения Западной Дви­ны, лес­ном и ле­со­степ­ном По­днеп­ро­вье, ле­со­степ­ной час­ти бас­сей­на Се­вер­ско­го Дон­ца.

    Анклавы киевской культуры известны в лесостепной части бассейнов реки Хопёр и левобережных притоков Волги. Названа по исследованной В. Н. Даниленко в конце 1940-х - начале 1950-х годов группе памятников в окрестностях Киева.

    В составе киевской культуры выделяют 4 основных локальных варианта (смотри карту):

    1. верхнеднепровский (занимает большую часть лесного Поднепровья, с отдельными памятниками до бассейна Западного Буга),

    2. среднеднепровский (лесостепное Поднепровье до реки Рось на юге),

    3. деснинский (бассейны Десны, нижнего и среднего Сейма),

    4. сейминско-донецкий (лесостепная часть востока Днепровского Левобережья и бассейнов верхних Сейма, Северского Донца, Оскола). На окраинах киевской культуры выделяются особые группы: типа Заозерье, Инясево (бассейн реки Хопёр), Сиделькино (Среднее Поволжье).

    Грун­то­вые мо­гиль­ни­ки; тру­по­сож­же­ния на сто­ро­не; не­мно­го­чис­лен­ные кос­ти, обыч­но пе­ре­ме­шан­ные с ос­тат­ка­ми по­гре­баль­но­го ко­ст­ра и об­лом­ка­ми со­су­дов, по­ме­ща­ли в круг­лые или оваль­ные ям­ки; урны и ин­вен­тарь ред­ки. Ке­ра­ми­ка - горш­ки, миски, корчаги, диски, миски-плошки, миниатюрные сосуды, пряслица (как правило, биконические), грузила; при изготовлении применялся поворотный столик, есть лощёные сосуды, на раннем этапе - специально ошершавленные («хроповатые»); в основном в лесной зоне (особенно для верхнеднепровского варианта и типа Заозерье) характерна посуда, покрытая расчёсами, нанесёнными фрагментами гребня, и штрихованная. Железные серпы, проушные топоры, наконечники копий и дротиков, шпоры, иглы с ушком и др., каменные зернотёрки, на среднем и позднем этапах - ротационные жернова. Бронзовые и железные фибулы и детали поясных наборов: импортные или имитации центрально-европейских (для среднего и позднего этапа - в основном Черняховские) и местные серии.

    Широко распространены украшения круга восточноевропейских выемчатых эмалей, в том числе клады. В основе хозяйства - земледелие (подсечное или переложное) и животноводство. Сильны связи с античными городами Северного Причерноморья и Черняховской культурой, оттуда вино и другие продукты в амфорах, посуда, фибулы, гребни поступали в Среднее Поднепровье и на Днепровское Левобережье, по всей киевской культуре - бусы, римские монеты и др.

    Киевская  культура сформировалась на рубеже II-III веков в результате миграций, приведших к сложной перегруппировке позднезарубинецких племён при некотором участии носителей пшеворской культуры в лесостепной зоне и штрихованной керамики культуры - в лесном Поднепровье и Подесенье.

    В IV веке деснинский вариант киевской культуры распространился на большую часть территории верхнеднепровского. На реке Хопёр памятники киевской культуры этого времени неизвестны. В конце IV - начале V века в результате серии миграций населения Восточной Европы, начало которым положило появление гуннов, племена деснинского варианта киевской культуры продвинулись на территорию днепровской лесостепи, где наряду с местными группами киевской культуры и «киевского компонента» черняховской культуры стали основой пеньковской культуры.

    Носители сейминско-донецкого варианта киевской культуры составили важный компонент группы Замятино - Чертовицкое. Традиции деснинского варианта киевской культуры в этот же период трансформируются в колочинскую культуру. Группа Сиделькино стала одной из основ формирования именьковской культуры. На основе типа Заозерье сформировались культура круга Тушемли, псковских длинных курганов культура, удомельского типа на Верхней Волге и др. Большинство специалистов соотносят носителей киевской культуры с рядом групп ранних славян. (верно)

    В. В. Седов и некоторые другие исследователи считают, что киевская культура оставлена «днепровскими» балтами, находившимися под сильным влиянием степных народов.

    Черняховская культуры.

    Период: сер 3 вв.- пер.пол. V веков

    Тер-рия: Украина, Россия(Курс, Белг обл.), Молдова, Румыния, плоть до Дуная.

    Поселения: на склонах рек с выимкой, нередко на черноземах (20-30 га пл.), часто груп-сь в гнезда. Городищ немного(Башмачки, Александровка, Городок).

    Жилища: 3 типа:

    1.Углубленные в грунт, прямоуг., в сев.части, в лесостепи, 10-20 кв.м.

    2. Наземные, глинобитные дома (пруско-днепровские), 3 помещения – жилое, хоз. и хлев.

    3. Каменные, причерноморье, под влиянием Античности

    Могильники: грунтовыми могильниками, расположенными на более высоких местах, чем поселения, неподалеку от них. Биритуальность.

    Занятия: Земледелие, скотоводство

    Этнич.принадлежность: Черняховская культура этнически неоднородна, она включала в себя различные этноязыковые группы ‒ славянскую, германскую (готскую), иранскую (сармато-скифскую) и др. Она также соотносится с «державой Германариха» ‒ готским объединением, известным по письменным источникам.

    Большинство черняховских поселений ‒ это неукрепленные селища (до 20-30 Га), располагавшиеся вдоль склонов берегов небольших рек и ручьев. Часто селища группируются, образуя «гнезда». Известны как мелкие, так и крупные поселения, площадь которых достигает 20-30 Га. Большинство имеет длину около 1 км и ширину 80-100 м. Наиболее известные ‒ Журавка, Иванковцы, Лука Врублевецкая, Флорешты и др.

    Постройки на поселениях располагались кучно или в два-три ряда вдоль берега реки. Хозяйственные и производственные сооружения находились рядом с жилым помещением. Жилища черняховцев ‒ полуземлянки и наземные дома. Прямоугольные полуземлянки строились с применением каркасно-столбовой конструкции, площадью от 10 до 40 кв. м. Плетневые стены обмазывались глиной, в середине жилища размещался очаг. Среди наземных построек особое место занимают сооружения столбовой конструкции площадью от 60 до 160 кв. м. ‒ так называемые большие или «длинные» дома. Внутри выделялись жилая и хозяйственная части. Стены, вероятно, делались из дерна. В южных районах культуры распространены каменные постройки.

    Городищ Черняховской культуры известно всего три ‒ Городок на Южном Буге, Башмачка на Днепре и Александровка на Ингульце. Они возникли в самом конце существования культуры ‒ в IV в. Н.э. и все расположены в южном ареале культурной области. Их оборонительные сооружения представляли собой земляные валы, окруженные рвами, с двойными каменными или деревянными стенами с глиняной внутренней забутовкой. Такая конструкция близка позднескифской или античной культуре.

    Погребения черняховской культуры представлены грунтовыми могильниками, расположенными на более высоких местах, чем поселения, неподалеку от них. Их размеры обычно не более 1000-1500 кв. м. Большинство известных могильников датируются IV в. Н.э. Характерной особенностью черняховского погребального обряда является биритуальность ‒ на одном и том же могильнике практиковалось как трупосожжение, так и трупоположение. На некоторых памятниках зафиксированы культовые ямы и другие следы поминальных тризн. Наиболее подробно исследованы могильники Черняхов, Данчены, Косаново, Журавка, Будешты и др.

    Трупосожжения совершались на стороне. Кремированные останки помещались на дне неглубоких округлых ям, перекрывавшихся сосудом, черепками или плоским камнем. Известны как урновые, так и безурновые погребения. Более 60% погребений ‒ безынвентарные. В остальных встречаются металлические элементы костюма, обожженные или предварительно сломанные, и помещенные внутри урны или возле нее. В некоторых урновых погребениях найдены нетипичные для черняховцев предметы вооружения ‒ втульчатые наконечники копий и стрел, умбоны от щитов, ножи-кинжалы, длинные мечи и др. Иногда оружие воткнуто в дно могильной ямы или согнуто, что является характерным элементом пшеворской культуры.

    Трупоположение совершалось в обычных продолговатых ямах, ямах с подбоем или внутренними боковыми уступами, а также в катакомбах. Положение тела ‒ вытянутое на спине, с северной или западной ориентировкой. Среди погребений преобладают одиночные, но встречаются и парные захоронения. Погребения с западной ориентировкой чаще безынвентарные или содержат один-два предмета. В погребениях с северной ориентировкой инвентарь многочисленный и разнообразный. Также на них чаще прослеживается обряд ритуального разрушения погребения, вероятно, соплеменниками.

    Хозяйство черняховцев было основано на земледелии и скотоводстве. Выращивали просо, ячмень, пшеницу, овес, горох, а также лён и коноплю. В основном занимались пашенным земледелием с использованием лёгкого и тяжелого плуга. Известны находки железных мотыжек, вероятно, для огородничества, а также серпов и кос разных форм. В животноводстве преобладал крупный рогатый скот, а также мелкий рогатый скот, свиньи, лошади, домашняя птица.

    Использовали как лепную, так и круговую посуду разнообразных форм, размеров и назначения. Довольно часто встречаются привозные причерноморские амфоры, иногда фрагменты краснолаковой посуды. Преобладание гончарной посуды высокого качества и разнообразия. Её украшали налепными валиками, желобками, врезанными горизонтальными линиями, реже каннелюрами, волнистым и штампованным орнаментом. Гончарный круг мог прийти к черняховцам из римских Причерноморских провинций или от населения Прикарпатья. Остатки небольших гончарных мастерских зафиксированы более чем на 50 черняховских поселениях.

    Известны находки шлаков, льячек, тиглей, заготовок различных изделий из цветных металлов. Исследователи выделяют две основные группы металлических сплавов. Первая близка по рецептуре прибалтийской бронзе, вторая ‒ причерноморской. Украшения изготавливали из бронзы или биллона (медного сплава на серебряной основе). Находки изделий из драгоценных металлов очень редки.

    Развитие добычи и обработки железа также играли большую роль. Добывались болотные и другие руды, вероятно, могли разрабатывать залежи железной руды в районе Кривого Рога (Украина). На многих черняховских поселениях зафиксированы в виде шлаков отходы железопроизводства и обработки. Известно несколько десятков металлургических горнов разной конструкции. Мастера использовали различные приемы обработки железа и получения стали, некоторые черты которых отсылают к позднескифским, центрально-европейским и провинциальным римским кузнецам.

    Местные культуры, предшествовавшие сложению черняховской общности ‒ это зарубинецкая, липицкая и пшеворская. Однако общность сложилась в результате процесса более сложного, чем эволюция из какой-либо предшествующей культуры. В настоящее время исследователи выделяют несколько культурных традиций в рамках этнически-неоднородного черняховского населения ‒ это германские, сарматские и поздне-скифские, славянские, фракийские черты и другие элементы.На северо-востоке черняховская общность соседствовала с киевской культурой, которая также рассматривается в связи с вопросом об этногенезе славян. Взаимовлияние этих культур проявляется в разных сферах. В начале IV в. Черняховские племена занимают часть киевской территории в Среднем Поднепровье.

    Финал черняховской культурно-исторической общности связан и хронологически совпадает с нашествием гуннов в конце IV в.

    24. Кочевники Восточной Европы в 1-м тысяч. н.э.

    В степях Восточной Европы проживало смешанное полукочевое население - результат сарматского завоевания. Во II-III вв. это население объединилось в два больших племенных союза - готов и аланов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта