Главная страница
Навигация по странице:

  • нагорную

  • дикастерий

  • Царский курган

  • 21. Проблема этногенеза славян

  • В 1507 г. была найдена «Певтингеровы карта или таблица»

  • 6-7 вв. н.э.

  • 22.Пшеворская и зарубенецкая культуры

  • Способ погребения

  • Поселения и жилища

  • Связи

  • Зарубинецкая культура. Общие сведения.

  • ЭКЗАМЕН ПО АРХЕОЛОГИИ. 1. Предмет и задачи археологии


    Скачать 0.77 Mb.
    Название1. Предмет и задачи археологии
    Дата15.06.2021
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭКЗАМЕН ПО АРХЕОЛОГИИ.docx
    ТипЗадача
    #217486
    страница6 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Частные жилища первоначально представляли собой землянки и полуземлянки с центральным столбом и конусом крыши (либо скатом). Их стенки могли выкладываться камнями, могли быть сырцовыми или плетнево-глинобитными, крыши— шатровыми либо одно- и двускатными, крытыми камышом или соломой. Полы наземных домов были глинобитными либо из утрамбованной известковой крошки на глиняной подушке, реже — каменными или деревянными. В парадных комнатах полы могли украшаться мозаикой.

    Стены наземных домов были сырцовыми или каменными. В районах, бедных камнем, продолжали строить глинобитные дома и дома из сырцового кирпича. В эпоху эллинизма все чаще используется известковый раствор, многие дома сооружаются из обожженного кирпича. Стены комнат часто штукатурились, причем штукатурка иногда окрашивалась или же украшалась росписью. Со временем так стали украшать и фасады домов. Колонны и балки перекрытия были деревянными или каменными, а крыши крылись керамической черепицей. На краях карниза могли прикрепляться рельефные терракотовые антефиксы, украшенные мотивами пальметты или головы Медузы.

    Территория делилась на нагорную – Агора и приречную – порты. Ольвийская агора (VI в. до н.э.) – торговая площадь, где проходили народные собрания, - была вымощена черепками и ограничена торговыми и складскими помещениями (ее площадь достигает 1,5 га). В IV—III вв. до н.э. на агоре построены два общественных здания — дикастерий (здание суда) и гимнасий с водопроводом, банными помещениями и уборной. Строились и храмы Зевса — ранний, на рубеже VI-V вв. до н.э., и более поздний — в III в. до н.э.

    Деньги – на раннем этапе отливались в форме дельфинов. С 6-5века монеты начинают чеканиться, на них также присутствует дельфин.

    Развито ремесло – зеркала с прямой ручкой, на конце которой изображение животного. Кварталы ремесленников: гончары, производство тканей; занимались добычей соли – статья дохода.

    Пантикапей – (Совр. Керчь) – основан выходцами из Милета. Город занимал вершину горы Митридат. Застройка шла по террасам. В 4 веке расцвет. Оруга города – ремесленники; Ориентация на хлебопашество; Правил монарх (Ольвия - республика).

    В 480г в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах, а также вхождения  Синдики образуется Боспорское царство во главе с Пантикапеем. Расцвет в 4 веке. В 3м веке происходит важное явление для экономики – птолемеевский Египет вывел на рынок большое кол-во дешевого хлеба, что привело к усилению гнета над рабами, а это, в свою очередь, привело к восстаниям (Восстание Сормака).

    Развитое ремесло - обнаружены гончарные мастерские, керамический брак, сводчатые двухъярусные печи для обжига керамики. Керамика очень качественная, форма разнообразная.

    Из глины производились стройматериалы, различные сосуды (столовая и кухонная посуда, тара для жидких и сыпучих продуктов), а также терракотовые статуэтки, жертвенники и др.

    В VI в. до н.э. появляется расписная посуда местного изготовления, подражающая импортной. Это амфорки, ойнохои, килики, блюда, причем их роспись производилась темной или красной краской по светлому ангобу и повторяла роспись ионийской керамики, воспроизводя характерные для нее геометрические мотивы (полоски, волнистые линии, зигзаги и т.д.). В эллинистическое время расписная посуда распространилась очень широко, ее украшал растительный (реже — геометрический) орнамент.

    Чернолаковая посуда распространилась в северопричерноморских колониях практически с самого начала своего возникновения. Чернолаковые расписные сосуды в VI — начале V в. до н.э.: на такой вазе фигуры персонажей изображались с помощью черного лака, а детали лица, мускулатуры, одежды при этом прочерчивались резцом. Фон композиции составляли нелакированные стенки сосуда — оранжево-красного цвета. Чернофигурные вазы были вытеснены краснофигурными, популярными в V-IV вв. до н.э.

    С середины IV в. до н.э. вместо краснофигурной сюжетной росписи практикуется растительный орнамент — одновременно расписной (с помощью белой краски) и налепной (с использованием разжиженной желтой глины).

    Продолжением традиции краснофигурных сосудов с сюжетными росписями, но без применения лака можно считать вазы с полихромной сюжетной росписью, которые массово изготавливались на Боспоре и в Ольвии в III-II вв. до н.э. Соответствующие фигуры и орнаменты наносились разноцветными красками или буро-красной краской поверх раскрашенных в темный цвет стенок сосуда.

    Погребальные памятники северопричерноморской античности:

    - Над могилами ставятся плиты с именами погребенных, надгробия с героизированными рельефными изображениями умерших или их статуи. Часто используются деревянные гробы, а также деревянные или каменные саркофаги. Практикуются и греческие обычаи - захоронение детей в амфорах и иных крупных сосудах; включение в состав заупокойного инвентаря сосудов, использованных при омовении покойного, монет, предназначенных для уплаты Харону (перевозчику в загробный мир). В монументальных склепах устанавливались специальные жертвенные столы для принесения даров умершему.

    - Во всех некрополях отразилось значительное влияние «варварской» среды, в которой оказались греки: это и определенные конструкции могил, и разнообразные подсыпки, красная краска, мел, разбитые зеркала, определенные виды оружия. В особенности это характерно для полиэтничного Боспорского государства, населенного помимо греков иными народами.

    Обычно хоронили в ямах или фамильных склепах. Ямы были вырыты в земле или вырублены в скале. Склепы, (IV—III вв. до н.э.) и (I—III вв. н.э.), сооружались из камня или сырца и были прямоугольными или квадратными в плане; исключение составляет самый ранний греческий склеп в Северном Причерноморье — округлый склеп Золотого кургана начала IV в. до н.э.

    Склепы могли быть относительно небольшими, перекрытыми каменными плитами, могли быть и очень крупными. Часто над склепом возводился земляной курган, иногда с окружающей его каменной опорной стеной — крепидой. Наиболее велики курганные насыпи над склепами в некрополе Пантикапея, где они достигают 10-17 м в высоту. Монументальные боспорские склепы, как правило, состоят из коридора-дромоса и прямоугольных в плане погребальных камер; стены дромоса и камер сооружались из крупных каменных блоков и перекрывались уступчатым сводом.

    Один из наиболее ярких в архитектурном отношении погребальных памятников северопричерноморской античности — так называемый Царский курган конца IV в. до н.э. под Керчью. Данный курган достигал в высоту 17 м. К склепу вел дромос длиной 36 м и высотой до 7 м с каменными стенами.

    21. Проблема этногенеза славян

    Первые сведения о славянах в письменных источниках:

    1. Гай Темный Старший (погиб в 79 г. н.э.) «Естественная история»

    2. Публий Корнелий Тацит (конец 1 в. н.э.) «О происхождении и местах обитания германцев»

    3. Клавдий Птолемей (88-167 гг. н.э.) «Географическое руководство» (30 гг. II в. н.э.)

    В 1507 г. была найдена «Певтингеровы карта или таблица», включает 11 пергаментовых листов. Эта карта была составлена до 5 в. до н.э. Венеды (славяне) обозначены в 2 листах.

    6-7 вв. н.э. – ловина сведений о славянах. Византийские авторы множество раз упоминали славян (венеды, анты, скловины).

    Готский епископ Иордан «Детика» (около 1051 г.) – венеды-крупная славянская общность, жили у р.Висла.

    • Венеды жили по Эльбе, в Прибалтике

    • Склониды были соседями Византийской империи

    • Анты жили от Днестра до Днепра.

    Прокопий Кисарийский писал, что анты не управлялись одним человеком, издавна живут народоправством, существует патриархальное рабство.

    В письменных источниках славяне были классическими земледельцами. В 545 г. антам как союзникам империи было предложено Юстинианом занять на левом берегу Дуная запустевший город-крепость Туррис вместе с окружающими землями, чтобы нести пограничную службу, получая от императора деньги. Постепенно славяне оседают на западно-восточной Византии. Одним из крупных лингвистов К.Хирт определил положение славян схемой:







    Современные источники считают, что история славян начинается с зарубенецкой культуры.

    22.Пшеворская и зарубенецкая культуры

    Пшеворская культура — археологическая культура железного века (II в. до н. э. —   IV в. н. э.), протянувшаяся полосой через всю Польшу – от среднего течения Одера на западе до среднего течения Вислы на востоке, а на юго-востоке — до верховий Западного Буга и Южного Буга в северо-западной Украине. Но есть и отдельный анклав ее на западе в верховьях Эльбы. Названа по польскому городу Пшеворску, около которого исследован первый ее могильник.

    Способ погребения. Могильники пшеворской культуры бескурганные. Каждый — из нескольких десятков или сотен захоронений. Господствовал обряд кремации, причем вначале прах ссыпали просто в могильную яму (это ямные погребения). Урновые захоронения в ранний период встречаются редко, но с рубежа эр их число растет. В III–IV вв. н. э. появляются так называемые послойные, или пластовые, захоронения, в которых остатки кремации разбросаны тонкой прослойкой по всему дну могилы — неглубокой ямы, а то и прямо на поверхности древней почвы. В позднеримское время нередко кальцинированные кости умерших тщательно очищены от остатков погребального костра. В ямных, т. е. безурновых, погребениях часто встречаются обломки глиняных сосудов, разбитых в момент захоронения – очевидно таков был ритуал. Большинство таких погребений — безынвентарные, иногда в них находят железные ножи, шилья, пряжки.

    В урновых захоронениях к урнам иногда добавлены сосуды-приставки, вероятно, с заупокойной пищей. В погребениях встречено много украшений, оружия. Нередко они повреждены огнем, а оружие поломано или согнуто – это тоже ритуал.

    В некоторых могильниках есть не кремированные покойники. Скелеты (изредка в деревянных колодах) лежат в овальных ямах. По обряду трупоположения совершалсь и так называемые княжеские погребения, схожие по всей тогдашней Европе, по крайней мере германской. Обширные прямоугольные ямы обложены камнем или с деревянными стенками перекрыты настилом из бревен, часто под курганом. Эти погребения выделяются богатством инвентаря, с римскими импортами.

    Трупоположения, как рядовые, так и «княжеские», составляют в пшеворской культуре инородный компонент. По мнению польских археологов – это результат кельтского воздействия, но российские археологи возражают: у кельтов трупоположения вытянутые, а у пшеворцев – скорченные на боку, и с другой ориентировкой. Российским археологам представляется более вероятным воздействие скифо-сарматской экспансии, о чем может свидетельствовать общее сходство могильного устройства и некоторые схождения скандинавской и иранской мифологии. сельтского воздействия, но росийе. число полей погребений лтр.оке до верховий Западного Буга и Южного Буга.

    Поселения и жилища. поселения пшеворской культуры неукрепленные, но обычно для них выбирались возвышения, иногда труднодоступные места. Основным типом жилищ пшеворских поселений были прямоугольные (иногда трапецевидные) наземные дома столбовой конструкции небольшого размера (30–35 кв. м.). Часто к основному жилищу пристроены легкие столбовые же  помещения, сени или навес. В домах каменные или глинобитные открытые очаги, возможно, печи, сложенные из камней и глины. Около домов различные ямы-погреба. Есть среди жилищ и прямоугольные полуземлянки площадью в 12–18 кв. м. Полагают, что это  зимние жилища.
    Керамика. Это яйцевидные горшки с двумя ушками наверху, миски с загнутым наружу краем, чаши с ушком. Поверхность сосудов лощеная или сглаженная, есть сосуды с «хроповатым» (искусственно ошершавленным) туловом. К началу нашей эры сосуды становятся более тонкостенными, распространяются лепные чернолощеные горшки и высокие вазообразные миски, нередко украшенные геометрическим или меандровым орнаментом. С III в. н. э. появляются изготовленные на гончарном круге сосуды с серой заглаженной или шершавой поверхностью. Лепная же посуда огрубляется:  вместо нарядных черно-лощеных сосудов теперь изготавливаютися грубые горшки с нелощеной, иногда «хроповатой» поверхностью.
    Металл. прежде всего предметы вооружения и воинского снаряжения — двулезвийные мечи латенского типа, листовидные наконечники копий и дротиков, железные ножны, фибулы. Поясные пряжки частично делаются по типам предшествующего времени, частично проникают из явно германских областей – с северо-запада. Многие орудия труда и предметы быта сделаны из металла: железные ножи, пружинные ножницы, бритвы, шилья, топоры.
    Хозяйство. Земледелие было в основе хозяйственной жизни пшеворского населения. Выращивали: пшеница, рожь, ячмень, просо, овес, гречиха, возделывали также горох и коноплю. По костям определен состав стада: крупный и мелкий рогатый кот, лошадь и свинья. Среди памятников пшеворской культуры обнаружены центры ремесла – железоделательного и керамического.
    Связи. Связи с Римской империей проявляются в импортах. Это дорогие серебряные, бронзовые и стеклянные сосуды, terra sigillata, предметы вооружения.
    Этногенез. При этом на формирование пшеворской культуры оказали воздействие латенизированные культуры (т. е. испытавшие кельтское влияние), а особенно – ясторфская культура Северной Германии (которую уверенно отводят ранним германцам).

    Пшеворская культура близко родственна по многим параметрам зарубинецкой культуре Украины, с которой ряд исследователей связывает этногенез славян. Многие польские и наши ученые считают и пшеворскую культуру славянской, отождествляя ее с венедами и усматривая некоторые ее традиции в пражской культуре. Более того, писатели древнеримской эпохи знали на этой территории вандалов и лугиев, а это германцы.
    Зарубинецкая культура.
    Общие сведения. Археологическая культура латенского времени (относится к раннему железному веку, ко второй его ступени, III / II вв. до н. э. — I в. н. э.). Она распространена в Верхнем и Среднем Поднепровье, на Левобережьи Днепра — по притоку Десны Сейму, на Правобережье – по притоку Днепра Припяти (в Припятском Полесье). То есть, ее носители овладели бассейном Среднего Днепра и его притоков, особенно левых, и продвинулись вверх по Днепру. Значит, в проекции на современные государства, она занимает Западную и Центральную Украину, южную и восточную Белоруссию и западные районы России.

    Открыта и названа археологом-любителем Викентием Хвойкой в 1899 г. по материалам раскопок могильника у с. Зарубинцы к юго-западу от Киева и выделена в особую культуру А. А. Спицыным в 1930 г. и несколько лет спустя польским археологом Ю. Костшевским.

    Представлена укреплёнными и неукрёпленными поселениями, могильниками и кладами. Особенно интенсивно изучалась в поле в 60-х – 80-х годах ХХ века. К середине первого десятилетия ХХI века выявлено около 500 памятников, раскопано 70, в том числе около 20 могильников, а в них свыше1000 погребений, изучено две сотни жилищ.

    С юга и востока соседствует с сарматскими культурами – это ираноязычный мир, с севера соседями были балтские народности (они тогда были распространены на значительно более широкие территории к востоку, чем ныне), а западным ее соседом была очень похожая пшеворская культура Польши (польск. (kultura przeworska). Ни одна из них непосредственно к границам Римского государства не примыкала. Зарубинецкая культура — это культура полей погребальных урн.

    Состав культуры. Поля погребений – это грунтовые, т. е. бескурганные могильники. Все зарубинецкие покойники кремированы на стороне, то есть за пределами могилы. Прах то в урне, то на дне могилы, есть и кенотафы – погребен только заупокойный инвентарь. Могильные ямы неглубокие — полметра или чуть глубже, овальные или прямоугольные. В древности над могилами существовали какие-то опознавательные знаки, от которых остались столбовые ямки. Покойного снабжали чернолощёной посудой — горшком, миской и кружкой, а с тем и пищей (от нее кости домашних животных). Реже добавляли орудия труда и оружие.

    Но помимо могильников известны и поселения. Они собраны в гнезда по 10 — 15 поселений. Это поселения двух родов: укрепленные (городища) на высоком правом берегу реки и открытые (селища) на возвышенных местах в пойме или на низких террасах. Городища зарубинецкой культуры защищены земляными валами и рвами, есть и следы частокола.

    Жилища — наземные и полуземлянки, прямоугольные, каркасно-столбовой конструкции  с переплетением лозой и с глиняной обмазкой. Стены длиной по 3 – 4,5 м. Крыши из жердей и камыша, двускатные. На севере ареала применялись и срубы. Очаг возле одной из стен или за стеной возле жилища был окружен камнями или глиняной оградкой, а рядом находились небольшая очажная яма. Под внешнего очага был вымощен камнями или черепками и обмазан глиной. Рядом с жилыми постройками много хозяйственных ям и подвалов с земляными сводами и ступеньками. Всё это предназначалось для большой семьи, которая и вела придомное хозяйство.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта