Главная страница
Навигация по странице:

  • Искусство.

  • 7. Верхний палеолит (40 тыс – 12 тыс л назад)

  • Археологическая культура

  • 8. Палеолитическое искусство: проблема происхождения

  • Психофизиологическая теория

  • 9. Мезолит Южной зоны (Крым, Кавказ, Средняя Азия, Южный Урал)

  • В Южном и Восточном Прикаспии

  • Мезолит Кавказа (VIII-VII тыс. до н.э.)

  • Верхнего Поднепровья

  • На северном побережье Онежского озера

  • 10. Проблема выделения неолита. Неолитическая революция на примере культуры Средней Азии.

  • ЭКЗАМЕН ПО АРХЕОЛОГИИ. 1. Предмет и задачи археологии


    Скачать 0.77 Mb.
    Название1. Предмет и задачи археологии
    Дата15.06.2021
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭКЗАМЕН ПО АРХЕОЛОГИИ.docx
    ТипЗадача
    #217486
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Основное средство добывание пищи – охота на крупных и мелких животных + собирательство.

    Погребения Первые в истории человечества погребения, которым свойственны все признаки материальной и духовной культуры: создание погребального сооружения (искусственные насыпи в гроте Ле-Мустье, пещера Треугольная на Северном Кавказе), придание покойному определенной позы (от вытянутых до скорченных и сидячих.), наличие сопровождающего инвентаря (комочки охры). 

    Наблюдаются разнообразные черты погребального обряда. Так, в погребении подростка из Шанидара (Ирак) обнаружено огромное количество пыльцы водных цветов и растений, не росших поблизости; оградка погребения мальчика из Тешик-Таша (Узбекистан) состояла из семи рогов козла;

    Искусство. Параллельные царапины на костях, украшения, изображение леопарда на костях.

    Зарождение культа животных - «Медвежьи пещеры» - И хотя медведь занимал исключительное место в мировоззрении древнего человека как самый крупный наземный хищник и основной соперник в борьбе за пещеры, нельзя утверждать, что другие животные не почитались.

    Ряд исследователей предполагает, что уже в эту эпоху происходит становление родового общества. 

    7. Верхний палеолит (40 тыс – 12 тыс л назад)

    Единая археологическая эпоха, связанная с деятельностью человека современного типа — Homo sapiens.

    Людей верхнего палеолита чаще всего называют кроманьонцами по находкам в гроте Кроманьон во Франции, где в 1868 г. Э. Ларте обнаружил пять человеческих скелетов вместе с каменными орудиями и украшениями из просверленных раковин, перекрытых мощными толщами отложений

    Расселение человека. Верхний палеолит был эпохой существенного расширения ойкумены(освоенная человеком часть мира). Стоянки этого времени известны в Старом и Новом Свете, Австралии, заселение Северной Америки. Человек активно осваивает северные области Земли — стоянки этого времени известны далеко за Полярным кругом. Стоянки верхнего палеолита залегают в разнообразных геолого-геоморфологических условиях: в долинах рек и на водоразделах, в равнинных и горных областях.

    Природные условия. Это межледниковье характеризовалось достаточно теплым климатом, временами аналогичным современному, отсутствием ледникового покрова в пределах всей Русской равнины. Главная причина исчезновения и сокращения численности разных видов животных состоит в существенном изменении климата и ландшафтов. Около 12-10 тыс. лет тому назад обширные покровные оледенения, постепенно отступая, исчезают и наступает современная геологическая эпоха — голоцен.

    Орудия

    • Широкое распространение призматической техники расщепления;

    • Создание призматического нуклеуса, с которого скалывались заготовки относительно правильной формы, близкой к прямоугольной, с параллельными краями. Такая заготовка называется, в зависимости от размеров, пластиной или пластинкой, она позволяла наиболее экономно расходовать материал и служила удобной основой для изготовления разнообразных орудий;

    • Техника ретуширования в верхнем палеолите была высока и весьма разнообразна, что позволяло создавать рабочие края и лезвия разной степени приострения, оформлять различные контуры и поверхности изделий;

    • Одним из важнейших и самых распространенных орудий верхнего палеолита был резец. Он был предназначен для резания твердых материалов, таких как кость, бивень мамонта, дерево, толстая кожа.

    • Скребки в верхнем палеолите были одной из самых массовых категорий орудий - использовался для обработки шкур и кожи.

    • Во второй половине верхнего палеолита появляются составные, или вкладышевые, орудия, которые, несомненно, были очень важным новым технологическим достижением. (Преимущество – легкий ремонт, весьма удобны)

    • В эпоху верхнего палеолита появились принципиально новые техники обработки твердых материалов — сверление, пиление и шлифование, однако только сверление применялось достаточно широко.

    Жилища. гроты, навесы и пещеры, но также строили искусственные сооружения на стоянках под открытым небом. В одних случаях для постройки жилища использовалось большое количество костей мамонта или других крупных животных, в других — иные материалы (камень, рога). Наиболее распространенными были округлые или овальные в плане жилища с одним или несколькими очагами внутри. Существовали в позднем палеолите и удлиненные жилища с несколькими очагами

    Искусство

    Монументальное — пещерная живопись (пещера Шове во Франции) и рельефы, основные сюжеты – охота// эпоха схематичности;

    Мелкая пластика (статуэтки, небольшие пластинки из кости с гравировками); Среди антропоморфной пластики преобладают изображения женщин — так называемых «палеолитических Венер», сейчас их известно около 200;

    В верхнем палеолите широко распространяются украшения из кости животных и просверленных клыков, зубов, раковин. Это ожерелья из бусин, изготовленные из бивня мамонта, зубов животных и раковин моллюсков, нередко в них включаются более крупные подвески или бляхи. На голове носились скрепляющие волосы орнаментированные обручи (диадемы) из бивня мамонта, на руках — различные браслеты, вырезанные из бивня или составленные из нанизанных бус. Бусы и раковины украшали головные уборы или прически и одежду, что хорошо видно по материалам погребений и деталям антропоморфных статуэток.

    Охота – одно из основных занятий населения. Охота не нарушала экологического баланса местности. Все это говорит о том, что представление о палеолитическом человеке как о бездумном хищнике явно устарело.

    Погребения. В эту эпоху, несмотря на относительно немногочисленные находки погребений, можно говорить о некоторых устойчивых чертах погребальной практики. Умершие люди помещались в могильные ямы, зачастую окруженные или покрытые камнями и костями, погребальный инвентарь представлен украшениями, каменными и костяными изделиями, часто использовалась красная охра. Погребения расположены, как правило, на стоянках или в обитаемых пещерах. Позы погребенных весьма разнообразны. Погребения бывают одиночными и коллективными. (Двойное погребение детей на стоянке Сунгирь).

    Археологическая культура для этой эпохи характеризуется определенным набором специфических типов орудий, изготовленных в одной технологической традиции, а также сходными формами (типами) жилищ и особенностями в изобразительном искусстве (если последнее имеется). Два основных комплекса представлений: анимизм и тотеизм.

    8. Палеолитическое искусство: проблема происхождения

    Проблему происхождения искусства сравнивают по сложности с другими фундаментальными проблемами естествознания и гуманитарных наук — происхождение жизни и происхождение языка. Самые ранние дошедшие до нас свидетельства искусства не являются самыми аутентичными, как и не отражают наиболее ясно и исчерпывающе ту среду, в которой они создавались, по ним нельзя также с максимальной точностью судить о том, что такое искусство; скорее, вопрос этот в них затемнен. Большое значение имеет тот факт, что древнейшие из дошедших до нас произведений искусства, наскальная живопись, целиком принадлежат к сфере оптического восприятия. Отзвук так называемой проблемы происхождения слышится в споре о том, что было раньше — натуралистические изображения или символически-геометрические формы.

    Теория прагматизма - создание первых произведений искусства преследовало четкие социальные цели. Общение, объединение общины, познание мира, передачу информации от взрослых детям об окружающем мире. То есть все эти произведения созданы для конкретных социальных целей данного племени. Таким образом с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал возможным появление людей занимающихся только искусством. Также происходит разделение искусства на виды.

    Психофизиологическая теория — искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить в этом сложном мире.

    Магическая теория - Согласно магической теории, разработанной и созданной в трудах С.Рейнака, корни искусства лежат в магических обрядах. А главными магическими обрядами древности были конечно же обряды связанные с удаче в охоте. Эта теория представляет нам изображения животных пораженных стрелами, которые являются частыми среди памятников первобытного искусства--как несущие прежде всего магическую цель-принесение удачи, привлечение добычи, оберег самого охотника. Действительно, такие изображения создают ощущение очень натуральное и мощное и несут много информации для мага. Кроме изображений животных мы видим частое изображение самих магов, исполняющих ритуал шаманов. По этой теории именно шаманы были первыми художниками и музыкантами, а произведения искусства - несло на себе отпечаток гораздо более важного действа-самого магического обряда.

    Теория игры - Обычно эту теорию называют теорией Шиллера-Спенсера. В основу этой теории положены два основания. Во-первых, игра это всегда подражание. Во вторых, игрой называют деятельность связанную с избытком силы, которая не направляется на конкретные цели а выражается свободно. В какой то степени эта теория является теорией свободы, свободного творчества. Шиллер называл игру вхождением человека из сферы необходимости в сферу творчества. Как только у человека появилось свободное от выживания время, его сила начала проявляться в творчестве эстетически. Действительно, до сих пор, для того, чтобы творить необходимы эти условия - свободное время и неизрасходованные силы. Самые ранние образцы творчества-отпечатки пальцев, свободные зигзагообразные линии содержат непроизвольность и игровой характер.

    9. Мезолит Южной зоны (Крым, Кавказ, Средняя Азия, Южный Урал)

    На Ближнем Востоке уже в IX-VIII тысячелетиях до н.э. произошел переход к производящим формам хозяйства. Именно этот регион, будучи колыбелью производящего хозяйства, стал для большей части соседних территорий источником новых культурно-хозяйственных влияний.

    Одной из наиболее известных передневосточных культур является натуфийская, названная так по памятнику Вади-эн-Натуф в Палестине. Ранние стадии этой культуры (11-10 тыс. лет до н.э.) характеризуются тем, что в хозяйственном укладе ведущими отраслями были охота и интенсивное собирательство. Однако уже в IX-VIII тысячелетиях до н.э. многие натуфийские общины перешли к оседлому образу жизни. Древнее стойбище в основании телля в Иерихоне (Израиль) относится к раннему этапу натуфийской культуры, однако уже в VII тыс. до н.э. их потомками был построен большой поселок, окруженный высокими стенами с башнями. Все внутренние постройки и оборонительные укрепления построены из сырцового кирпича и камня. Иерихон принадлежит к числу древнейших постоянных поселений в мире.

    Южную зону представляют культуры Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии, Прикаспия и отчасти Приуралья, которые во многом сформировались под влиянием передневосточных культурных импульсов. Здесь относительно рано совершился переход от присваивающей к производящей хозяйственной деятельности, преимущественно связанной с первоначальным скотоводством.

    В Южном и Восточном Прикаспии многочисленные мезолитические памятники зачастую приурочены к берегам древних водоемов и руслам рек. Основным занятием древнего населения была охота и ловля осетровых рыб, а также собирательство растений и моллюсков. На юге Прикаспия обнаружены многослойные стоянки пещерного типа. В мезолитических слоях грота Джебел (8-7 тысяч лет до н.э.) впервые обнаружены кости одомашненных животных — коз и овец, что позволяет считать этот район одним из древнейших центров производящего хозяйства. Стоянки Восточного Прикаспия (4-й слой грота Дам-Дам — Чешме-1, мезолитические слои пещеры Кайлю и др.) получили название прикаспийских стоянок зарзийского типа, или восточноприкаспийской культуры. Инвентарь этой культуры имеет много аналогий с археологическими материалами, найденными как южнее — например, в Ираке (стоянка Зарзи), так и севернее — на Южном Урале, в Приуралье и Зауралье. Это явление отражает пути миграций древнего населения.

    На Южном Урале исследованы стоянки янгельской культуры (с IX по вторую половину VII тысячелетия до н.э.) Общий облик кремневой индустрии — микролитический. Характерным признаком является использование в качестве сырья яшмы и ящмовидного кремня. Так как мезолит Западной Сибири изучен недостаточно, проследить дальнейшее движений этих племен на восток не представляется возможным. Наиболее известны памятники междуречья Волги и Камы, которые объединяются в камскую, или прикамскую культуру (VII-VI тыс. до н.э.). Инвентарь восточной группы стоянок характеризуется пластинчатыми заготовками и большим количеством микролитов, что явно указывает на южные влияния. Напротив, в инвентаре западной группы увеличивается число орудий на отщепах, пластины становятся крупнее, представлены рубящие орудия, симметричные трапеции и черешковые наконечники стрел.
    По-видимому, здесь, в Волго-Камском междуречье, и проходила условная граница между миром культур лесного мезолита и южным микролитоидным миром.

    Мезолит Кавказа (VIII-VII тыс. до н.э.) характеризуют комплексы пластинчатых микролитических индустрий, близкие аналоги которых известны в Иракском Курдистане и на юго-западе Иранского нагорья, что позволяет говорить о существовании здесь единой культурной общности. Кроме контактов с южными областями существовали постоянные связи и с населением степного Северного Причерноморья.
    Мезолитические культуры Кавказа (имеретинская, триалетская мезолитическая и чохская) различаются между собой типами микролитов, спецификой изготовления охотничьего вооружения и использования рога и кости. В триалетекой мезолитической культуре особенностью производства каменных изделий является использование обсидиана — вулканического стекла (стоянка Зуртакети). Однако локальные различия этих культур менее ярки, чем общие их черты. Стоянки располагались как в высокогорных ущельях, так и на холмах, и в долинах рек. Население охотилось на бурого и пещерного медведей, благородного оленя, тура, муфлона, а также занималось рыболовством.

    Крым. Стоянки горнокрымской культуры сосредоточены на юго-западе Крымского полуострова, почти все они пещерные и многослойные, однако в предгорьях и степных районах известен ряд кратковременных открытых стоянок, относящихся к позднемезолитическому времени. По мнению исследователей, горнокрымская культура была монолитна, инвентарь одновременных стоянок сходен во всех деталях, между разновременными — несомненна преемственная связь. Кремневый инвентарь на ранних стадиях сохраняет ряд верхнепалеолитических черт, однако уже к середине мезолита они исчезают, резко увеличивается количество микролитических орудий, среди которых преобладают трапеции и вкладыши.

    Одной из наиболее ярких культур Верхнего Поднепровья является гренская культура, представленная стоянками также и в Восточной Белоруссии. Происхождение этой культуры связывается с появлением здесь аренсбургского населения. На втором этапе ее существования прослеживается тесная связь с песочноровской культурой на Десне и иеневской в Волго-Окском междуречье, что может свидетельствовать о дальнейшем продвижении носителей аренсбургских традиций на восток.

    На северном побережье Онежского озера открыты памятники онежской культуры (VII — начало V тыс. до н.э.). Здесь орудия изготовлялись из квариа, лидита, сланца, кремня. В инвентаре много инструментов для шлифования и полирования, рубящих орудий из сланца, скребков, резцов и т.п.; наконечники стрел и копий сделаны из пластин. Крупнейший некрополь онежской и, возможно, других соседних культур — Оленеостровский могильник.

    10. Проблема выделения неолита. Неолитическая революция на примере культуры Средней Азии.

    Тер­мин вве­дён Дж. Леб­бо­ком в 1865 для обо­зна­че­ния пе­рио­да, ко­гда в Ев­ро­пе поя­ви­лись шли­фов. ка­мен­ные ору­дия («век шли­фо­ван­но­го или по­ли­ро­ван­но­го кам­ня»). Позд­нее к ха­рак­те­ри­сти­кам Н. до­ба­ви­ли на­ли­чие ке­ра­мич. по­су­ды, тка­че­ст­ва, тех­ник пи­ле­ния и свер­ле­ния кам­ня. Од­на­ко вско­ре бы­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны и ого­вор­ки, напр., что на­ли­чие шли­фов. и по­ли­ров. ору­дий или ке­ра­ми­ки не все­гда яв­ля­ет­ся обя­зат. при­зна­ком Н. В сер. 20 в. Г. Чайлд пред­ло­жил счи­тать важ­ней­шей чер­той Н. на­ли­чие про­из­во­дя­ще­го хо­зяй­ст­ва (зем­ле­де­лие и ско­то­вод­ст­во), пе­ре­ход к ко­то­ро­му от при­сваи­ваю­ще­го хо­зяй­ст­ва (охо­та, со­би­ра­тель­ст­во, ры­бо­лов­ст­во) он на­звал Нео­ли­ти­че­ской ре­во­лю­ци­ей. Од­на­ко позд­нее бы­ло по­ка­за­но, что и та­кой под­ход не все­гда пра­во­ме­рен, по­сколь­ку во мно­гих ре­гио­нах ми­ра пе­ре­ход к про­из­во­дя­щей эко­но­ми­ке со­вер­шил­ся зна­чи­тель­но позд­нее, уже в эпо­ху ме­тал­ла, или во­об­ще не на­сту­пил. В совр. ра­бо­тах при­зна­ки, ис­то­рич. со­дер­жа­ние по­ня­тия «Н.» для раз­ных ре­гио­нов не­оди­на­ко­вы.

    Во мно­гих ре­гио­нах ми­ра на­сту­п­ле­ние Н. бы­ло обу­слов­ле­но кли­ма­тич. за­ко­но­мер­но­стя­ми, в т. ч. гло­баль­ным по­те­п­ле­ни­ем, тая­ни­ем лед­ни­ков и раз­ру­ше­ни­ем лед­ни­ко­вых по­кро­вов. Гео­гра­фич. зо­наль­ность по­сте­пен­но сме­ща­лась к се­ве­ру, наи­бо­лее явно в ат­лан­ти­че­ском пе­рио­де го­ло­це­на (6–3-е тыс. до н. э.). На Ближ­нем Вос­то­ке на­ча­ло Н. от­но­сит­ся к 10–9-му тыс., на вос­то­ке и юго-вос­то­ке Азии – к 9-му тыс., в Центр. и Юж. Аме­ри­ке – к 8–7-му тыс., в Юж. Ев­ро­пе и Ср. Азии – к 7-му тыс., в Се­вер­ной Аф­ри­ке – к 6-му тыс., в лес­ной зо­не Ев­ра­зии – к кон. 6-го или 5-му тыс., в отд. рай­онах Край­не­го Се­ве­ра – ме­ж­ду 4-м и 2-м тыс.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта