Главная страница
Навигация по странице:

  • 27. Культуры псковских и смоленских сопок

  • 28. Культура новгородских сопок. Славяне и скандинавы. Норманнская проблема

  • Археологическая культура, имевшая славянскую принадлежность, распространенная в основном на территории бассейна оз. Ильмень в VII-VIII вв.

  • Хозяйство Основу хозяйства культуры сопок составляло подсечно-огневое и пашенное земледелие, а также придомное скотоводство.Керамика

  • Происхождение и проблема этногенеза

  • Великого Волжского и Великого Днепровского

  • Норманнское происхождение правящей династии

  • 29. Хазарский каганат: салтово-маяцкая культура

  • ЭКЗАМЕН ПО АРХЕОЛОГИИ. 1. Предмет и задачи археологии


    Скачать 0.77 Mb.
    Название1. Предмет и задачи археологии
    Дата15.06.2021
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭКЗАМЕН ПО АРХЕОЛОГИИ.docx
    ТипЗадача
    #217486
    страница9 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Роменско-борщевская культура (укр. Роменсько-борщевська культура) — археологическая культура славянского населения лесостепей Левобережья Днепра VIII—X века (Липецкая, Воронежская, Брянская, Курская и Белгородская области[1]). Название идёт от города Ромны (Сумская область Украины) и села Борщево (Воронежская область РФ).

    Материальная культура представлена остатками городищ (Новотроицкое городище, Титчиха) и селищ, состоящих из землянок. Керамика представлена высокими лепными горшками-кувшинами и низкими мисками. Могильники представляют собой курганы с элементами трупосожжения. Имелось развитое кузнечное ремесло. Основное занятие населения — земледелие (просо, рожь, пшеница). Культура исследована в середине XX века И. И. Ляпушкиным.

    Носителями борщевской культуры были вятичи, роменской — северянский союз племен. В X веке культура угасает под воздействием разорительных набегов печенегов.


    27. Культуры псковских и смоленских сопок
    Проблема дальнейших судеб носителей культуры смоленских длинных курганов давно привлекала внимание исследователей. В современной историографии существует две основных точки зрения на решение этой задачи. В. В. Седов считает, что длинные курганы являются основой формирования части древнерусской курганной культуры. Переходным звеном, по его мнению, были круглые курганы с трупосожжениями IX—X вв. Согласно второй точке зрения, наиболее полно сформулированной И. И. Ляпушкиным, преемственность между длинными курганами и более поздними памятниками отсутствует. В настоящей работе сделана попытка рассмотреть имеющиеся на сегодняшний день материалы по данной проблеме. При их анализе ареал памятников типа смоленских длинных курганов был разделен на регионы: восточный, включающий в себя территорию Смоленщины, и западный, охватывающий Северную Белоруссию.

    Длинные курганы Смоленского Поднепровья являются предметом многолетних исследований Е. А. Шмидта. Ему принадлежит обоснование датировки этих памятников VIII — началом X вв. Между ними и древнерусской курганной культурой XI— XIII вв. образуется хронологическая лакуна, которую, по предложению ленинградских археологов, заполняют могильники типа Вязовеньки, Пиличек, Куприно (раскопки А. Н. Лявданского). К ним можно присовокупить курганы в Катыни, Нижних Немыкарях, Ямполье, Гончаренках (А. Н. Лявданский), Тимошово (Н. И. Савин), Доброселье, Васильеве (Е. А. Шмидт), Сумарокове (В. В. Енуков), а также северо-западную группу из четырех курганов в Колодне (А. Н. Лявданский и В. В. Енуков). Возможно, к этой группе древностей также относятся курганы Колупаево (А. Н. Лявданский) и Русаново (И. С. Абрамов). В данном случае мы не будем касаться Гнездова, памятника, отличающегося значительным своеобразием.
    Насыпи перечисленных курганов имеют, как правило, круглую форму. Остатки трупосожжения, обычно одного, чаще всего размещались на материке. Круговая керамика, хорошо известная в этих курганах (Васильеве, Катынь, Куприно, Ямполье, Доброселье, Сумароково), позволяет, по крайней мере, часть их надежно датировать временем не ранее X в. Эти курганы отличает от длинных отсутствие погребального инвентаря балтского облика, столь характерного для последних.

    В курганах с лепной керамикой, относящихся к выделенной группе, не было найдено датирующих вещей. Существует вероятность того, что часть этих курганов сооружена во время, когда еще бытовали памятники типа смоленских длинных курганов. Сравнение керамики показывает, что наряду с общими чертами и сосудов из длинных курганов и курганов выделенной группы (приземистость, небольшие размеры) имеются и отличия (более плавный профиль, мягкий переход к венчику у последних).
    Таким образом, анализ материалов Смоленского Поднепровья, в первую очередь, инвентаря, не позволяет сейчас говорить о генетической связи длинных курганов с древнерусской курганной культурой XI в. через цепочку переходных памятников.

    Погребальные памятники западной части ареала культуры смоленских длинных курганов представлены в основном насыпями круглой формы с одним погребением. На западе они доходят до границы с Литвой, а отдельные из них известны от верховьев Великой (Казиха) на севере до Птичи (Озерцо) на юге.

    Большинство относительно полно исследованных могильников региона имели в инвентаре признаки X в. Это, например, темно-фиолетовые глазчатые бусы (Богин, Опса), бочонковадные гирьки (Довбор), дирхем X в. (Поречье). В ряде погребений отмечены совместные находки лепной и круговой керамики (Старое Село, Слободка, Черневичи) или одной круговой (Глинище, Вышадки, Озерцо, Опса, Плусы, Слободка). В Рудне был обнаружен горшок, подправленный на круге.

    В последней четверти I тыс. н.э. на территории Белоруссии погребальные памятники культуры смоленских длинных курганов занимают господствующее положение. Курганы, отличные от них, редки (Бельчица, Бононь, курган 3 в Загорье). Характер происхождения последних неясен. Возможно, появление некоторых из них имеет социальные корни.

    Помимо сельской местности, следы присутствия носителей культуры смоленских длинных курганов имеются в ряде городов Полоцкой земли, которые стоят в ряду древнейших (Полоцк, Витебск, Лукомль, возможно, Браслав). Все это позволяет полагать, что в конце I тыс. н.э. они составляют основное население территории Северной Белоруссии.

    Выявление погребальных памятников культуры смоленских длинных курганов, относящихся к X в., делает правомерным предположение о том, что на территории Северной Белоруссии они доживают до начала сложения обрядности, по которой труп не сжигался. Анализ материалов, в первую очередь керамических, фиксирует присутствие элементов культуры смоленских длинных курганов в трупоположениях XI в. Обычные для нее приземистые лепные горшки с высоким плечиком и маленьким венчиком встречены в курганах Рацкого бора, Браслава, Опсы, Загорья, Черневичей, Шо, Денисенок, Домжериц, Кублищино. В ряде случаев в трупоположениях обнаружены украшения балтских типов, характерные для культуры смоленских длинных курганов. Это, например, гривна с серповидными заходящими концами из Рудни, головной венчик из спиралек и разделительных бляшек из Денисенюк.
    Все изложенное дает основание полагать, что на территории Северной Белоруссии в формировании курганной культуры XI в. участвовало население, оставившее поздние погребальные памятники культуры смоленских длинных курганов.


    28. Культура новгородских сопок. Славяне и скандинавы. Норманнская проблема

    Сопки — высокие крутобокие насыпи с уплощенной пли горизонтальной вершиной и с кольцом, выложенным из валунов, в основании. Эта внешняя характеристика сопок позволяет разграничивать их от погребальных насыпей, относимых к курганам. Следует заметить, что среди сопок встречаются и насыпи с полусферическими и с коническими верхами. У некоторых высоких и крутобоких насыией не заметно валунной обкладки. Она могла не сохраниться, но иногда находится внутри насыпи.

    Археологическая культура, имевшая славянскую принадлежность, распространенная в основном на территории бассейна оз. Ильмень в VII-VIII вв.

    Наиболее поздние захоронения в сопках датируются IX в. Отдельные немногочисленные сопкообразные насыпи встречаются также в верховьях Луги и Плюссы, в среднем течении Мологи, т.е. районах, непосредственно примыкающих к Ильменскому бассейну. Вне этой территории насыпи известны в бассейнах Западной Двины, Великой и нижней Мологи.

    Во второй четверти XIX века раскопки сопок начал один из первых археологов-славистов З. Ходаковский. В 70-е и 90-е годы XIX века исследованием этих памятников занимались Л.К. Ивановский, Н.Г. Богословский, Н.Е. Бранденбург, В.А. Прохоров, В.С. Передольский, П.А. Путятин. Однако, за исключением исследований Н.Е. Бранденбурга, эти работы велись несовершенными методами и были недостаточно задокументированы. Первые работы, посвященные более подробной интерпретации памятников, опубликованы А.А. Спицыным в конце XIX века. В начале XX века раскопками сопок занимались Н.К. Рерих, В.Н. Глазов, К.Д. Трофимов и П.Г. Любомиров. В 1930-е годы проводились работы под руководством В.И. Равдоникаса. В 1941 году важным этапом в исследовании новгородских сопок становится публикация работы Н.Н. Чернягина, который окончательно определяет эти памятники, как оставленные племенем новгородских словен. В разные годы изучением культуры занимались С.Н. Орлов, Н.Н. Гурина, А.В. Куза, В.В. Седов, Г.С. Лебедев, С.В. Белецкий, В.П. Петренко, А.Н. Кирпичников и др.

    Погребения

    Основным определяющим признаком культуры являются сопки ‒ это высокие крутобокие погребальные насыпи с уплощенной или горизонтальной вершиной. Эта внешняя характеристика отличает их от всех остальных известных курганов своего времени. Располагались сопки, как правило, цепочкой вдоль берега реки или озера. Иногда они группируются с небольшими круглыми курганами, расположенными вокруг сопки или в одном из концов могильника.

    Размеры сопок варьируют от небольших насыпей 2-2,5 м высотой и диаметром 12-14 м, до грандиозных, достигающих в высоту более 10 м при диаметре около 40 м. Большинство всё же имеет высоту до 5 м. В основании сопки складывалось кольцо из валунов. По всей видимости, оно имело ритуальный смысл, а также укрепляло основание насыпи. Встречаются в сопках и другие более сложные сооружения из камней.

    Погребальный обряд ‒ трупосожжение на стороне. Захоронения, как правило, коллективные, более 10-ти в одном кургане. Они совершались ярусами, условно определяемыми как верхний, средний и нижний. Большая часть захоронений совершалась в верхней части насыпи.

    Как правило, для сопок характерны безурновые погребения, совершенные в неглубоких ямках. В виде исключения встречаются глиняные и берестяные сосуды для праха. Большинство захоронений в сопках безынвентарные. В единичных случаях встречаются находки оплавленных стеклянных бус, железных ножей, пряжек; еще реже ‒ находки оружия и конского снаряжения. Во многих сопках найдены кальцинированные или же несожженные кости жертвенных животных, преимущественно лошадей.

    Поселения

    Основные поселения культуры сопок ‒ небольшие селища, расположенные вдоль рек с широкими долинами и пологими береговыми террасами. Полностью исследованы селища IX в. в Поволховье ‒ Золотое Колено и Новые Дубовики. Также с культурой сопок связывают городища Старая Ладога (с середины VIII в.) и Рюриково Городище (с середины IX в.). Чаще всего на поселениях встречаются остатки наземных срубных жилищ с печами-каменками в углу.

    Хозяйство

    Основу хозяйства культуры сопок составляло подсечно-огневое и пашенное земледелие, а также придомное скотоводство.

    Керамика

    Для культуры сопок характерна лепная керамика. Среди неё можно выделить три группы: приземистые слабопрофилированные сосуды; широкогорлые сосуды с ребристым плечиком; горшкообразные профилированные сосуды. В первом случае форма сосудов близка финской керамике; во втором ‒ славянской посуде междуречья Вислы и Эльбы; в третьем ‒ керамике пражской культуры.

    Происхождение и проблема этногенеза

    В процессе расселения на территории бассейна оз. Ильмень, славяне вступали в активное взаимодействие с местным населением, потомками археологических культур железного века. Таким образом, сопки можно считать памятниками смешанного славяно-финского населения. В X в. на смену сопкам приходят круглые курганы с трупосожжением. Исследователи соотносят ареал культуры с летописным племенем новгородских словен. Впоследствии культура сопок легла в основу формирования древнерусской культуры.

    Существует две точки зрения относительно пути проникновения славян на Северо-Запад. Согласно одной из них, славяне постепенно пришли с юга, из Поднепровья (П.И. Шафарик, Н.П. Барсов, А.А. Шахмато, А.А. Спицын, Ю.В. Готье и др). Согласно другой, они шли с запада, из районов нижней Вислы и Одера (т.е. Поморья) (Н.М. Путровский, Д.К. Зеленин, М.Х. Алешковский, Л.Е. Красноречьев. В.В. Седов). Однако в археологии обе версии остаются дискуссионными в виду недостаточности данных.

     …

    Славяне и германцы говорят на родственных языках, относящихся к индоевропейской языковой семье. Носители северогерманских (скандинавских) языков с глубокой древности жили на севере современной Дании и в южной части Швеции и Норвегии. Они были хорошими корабелами и воинами. В VIII веке началась колонизационная экспансия скандинавов, шедшая в основном по побережьям Балтийского и Северного морей, в том числе в Прибалтику, Исландию, Великобританию, Ирландию, Нормандию. Одним из важных направлений стала территория Восточно-Европейской равнины, по многочисленным рекам которой был открыт путь к богатствам Византии и Арабского халифата.

    Время с середины VIII века и до середины XI века принято называть эпохой викингов. Древнескандинавское слово vikingr (первоначально — «житель портового города») обычно использовалось в значении «пират». В середине первого тысячелетия н. э. восточные славяне селились в основном на территории современной Западной и Центральной Украины, Южной Белоруссии. Славяне были в первую очередь земледельцами. К VIII веку восточные славяне заселили значительную часть Восточно-Европейской равнины, дойдя на востоке до земель финно-угорских племен мери и муромы, а на севере — до побережья озера Ильмень и реки Волхов, соединяющей Ильмень с Ладожским озером. Здесь, в Ладоге и в округе Новгорода, в VIII веке произошла первая встреча восточных славян со скандинавами. Освоение обширной малозаселенной территории Восточно-Европейской равнины, торговля и войны с соседями (в первую очередь — с Византией), постепенное приобщение к христианской цивилизации привели к появлению государства Руси. Основным языком общения для различных этнических групп стал восточнославянский (древнерусский). Во главе государства оказалась скандинавская по происхождению княжеская династия Рюриковичей. В качестве государственной религии в конце X века было избрано христианство по греческому образцу.



    Сущность норманнской проблемы в отечественной историографии - это выяснение реального участия и роли варягов (норманнов) в создании и развитии древнерусского государства. Начало дискуссии по этому вопросу было положено в XVIII в. исследованиями немецких ученых Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлецера, работавших в России. На основании летописных и других источников они делали выводы о том, что название "Русь" и правящая русская династия скандинавского происхождения, и само государство создавалось скандинавскими князьями. В условиях "бироновщины" (1730-40-е гг.) это было воспринято как обоснование теории норманнского завоевания славян, их неспособности к созданию государственности. Естественно, последовала резко отрицательная реакция русских ученых, в том числе М.В. Ломоносова. Началась острая полемика норманистов и антинорманистов. К XIX в. политическая острота дискуссии стерлась, мирное призвание варягов и их участие в образовании древнерусского государства признавали все крупнейшие русские историки: М.Н. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. Показательно и то, что празднование 1000-летия России состоялось в 1862 г. Но противостояние все же сохранилось. Особенно оно обострилось в 1930-40-е годы в силу политических причин: в ответ на гитлеровскую пропаганду, использовавшую факт призвания варягов для обоснования превосходства "арийской расы", и после Великой Отечественной войны, когда в стране развернулась борьба с "космополитизмом" и преклонением перед "иностранщиной". В результате антинорманизм становится генеральной линией советской историографии.

    Современная историческая наука преодолевает это непростое наследие, пытаясь выработать взвешенные и научно обоснованные оценки роли норманнов в истории Древней Руси. Изложим наиболее важные аспекты современной норманнской проблемы.

    • Концепция колонизации Руси скандинавами, "норманнского завоевания" не подтверждается известным археологическим и историческим материалом. Он свидетельствует о зарождении контактов славян и скандинавов около середины VIII в. Проникновение норманнов в славянские земли протекало без длительных войн и сражений, оно сравнимо по характеру с расселением славян на землях финно-угров. В Северной Руси возникают особые типы полиэтничных поселений, где вместе живут славяне, финны, балты, скандинавы (Ладога, Новгород, Белоозеро, Смоленск и др.).

    • Вторая половина VIII - середина IX вв. было временем прокладывания и освоения водных военно-торговых путей международного значения: Великого Волжского и Великого Днепровского. Волжский путь ("из варяг в арабы") вел из Балтийского моря на Волгу, и через Каспий - к странам Ближнего и Среднего Востока, Арабским халифатам. Днепровский путь ("из варяг в греки") - из Балтики в Черное море, к Византии, крупнейшему центру международной торговли. Эти пути активно прокладывали с одной стороны арабы, а с другой - варяги, прирожденные корабельщики, воины и торговцы. Это поясняет характер взаимоотношений славян и варягов: для функционирования и защиты торговых путей была необходима организующая военная сила. Хазары контролировали Днепровский путь, булгары - Волжский, не удивительно, что славяне "приглашают" варягов. Северная Русь, осваивая торговые пути, начинает продвижение к югу, а завоевание Любеча, Смоленска и Киева князем Олегом позволило установить контроль над Днепровским путем. Международная торговля, таким образом, сыграла в объединении восточных славян не меньшее значение, чем развитие зернового хозяйства и ремесел.

    • Норманнское происхождение правящей династии в целом признается современной историографией. Все первые князья носили скандинавские имена: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга. Традиционно ее основателем считается Рюрик, но с учетом неясных родственных связей между Рюриком, Олегом и Игорем, она может происходить от князя Игоря.

    • Важной частью норманнской проблемы является вопрос о происхождении этнонима "русь". Версий высказано много, но наиболее обоснованным является его норманнское происхождение. Этноним "Русь" происходит от финского слова "roots, гuotsi", что означает "шведы, варяги". Так финны, а от них и славяне, первоначально называли именно норманнов. Русью был и Рюрик с дружиной, и другие пришельцы-варяги. Поскольку они связали свою судьбу с местным населением, дали начало правящей династии, имя "русь" закрепилось. Его этническое содержание постепенно сменилось социальным (русью были князья, дружинники, купцы), а затем стало названием государства и его народа. В дальнейшем, вероятно к концу X в., был завершен процесс ассимиляции варягов славянами. Он ярко иллюстрируется первыми договорами Руси с Византией.

    Отметим и получившую в свое время наибольшее распространение антинорманистскую версию: название "русь" выводится из географических названий Среднего Поднепровья с корнем "-рос-" (р. Рось, оз. Россава). Однако она не подтверждается ни исторически, ни данными филологов. По мнению последних, связать названия "рось" и "русь" лингвистически невозможно, а названия с корнем "-рус-" в этом регионе имеют более позднее, вторичное происхождение. Интересно, что на Руси форма "Рос" (Россия) появилась поздно (в конце XV в.), и стала общепринятой лишь с XVIII в.

    29. Хазарский каганат: салтово-маяцкая культура

    Археологическая культура, сформировавшаяся на большей части территории Хазарского государства в период его расцвета (конец VIII ‒ первая половина X в.).

    Она включала в себя разные этноязыковые группы ‒ ираноязычных алан, тюркоязычных болгар, собственно хазар и другие кочевые и полукочевые народы, жившие на территории каганата.

    Ареал распространения памятников лесостепного варианта ‒ бассейн Северского Донца и Среднего Дона. Этнически население лесостепи было преимущественно аланским, хотя ряд погребальных памятников свидетельствует о присутствии здесь и тюрок-болгар.

    Ареал распространения памятников степного варианта ‒ Приазовье, бассейн Нижнего и Среднего Дона, Кубань. Особенности этих поселений и могильников характерны для болгар.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта