Главная страница
Навигация по странице:

  • Металлургия

  • Письменность

  • Вопрос 30. «Дружинные курганы». Гнездово, Черная могила, Шестовица, курганы Ярославского Поволжья

  • Гнездовские курганы у Смоленска

  • Черная Могила

  • Шестовицкий археологический комплекс

  • Вопрос 31. Древнерусский город. Происхождение, функции и археологические признаки.

  • 32. Археологическая деревня

  • ЭКЗАМЕН ПО АРХЕОЛОГИИ. 1. Предмет и задачи археологии


    Скачать 0.77 Mb.
    Название1. Предмет и задачи археологии
    Дата15.06.2021
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭКЗАМЕН ПО АРХЕОЛОГИИ.docx
    ТипЗадача
    #217486
    страница10 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Поселения

    Поселения салтово-маяцкой культуры представлены селищами, городищами и кочевьями. В отдельную группу выделяют города, сформировавшиеся на месте предшествовавших античных поселений.

    Все поселения располагались по коренным берегам рек или на первых надпойменных террасах. Отмечены случаи, когда салтовцы селились на заброшенных городищах раннего железного века, используя еще сохранявшиеся валы и рвы.

    Арабские и византийские источники называют несколько хазарских городов: Итиль, Семендер, Беленджер, Саркел. В состав Хазарского каганата VIII‒начала X в. входили некоторые города Крымского и Таманского полуострова: Керчь (Самкерц), Тамань (Таматарха), Фанагория, Судак (Сугдея), Мангуп и др.

    На территориях, пограничных со славянскими, чаще всего строились крепости с каменными и сырцовыми стенами. К таким относятся Маяцкое, Дмитриевское, Верхне-Салтовское и другие городища. Правильная форма крепостей и некоторые строительные детали позволяют предполагать участие византийских специалистов в их сооружении.

    Кочевья ‒ это сезонные стойбища населения, ведущего кочевой и полукочевой образ жизни, обычно расположенные на надпойменной террасе. Они бедны находками, территория поселения определяется по распространению отдельных костей домашних животных и редких черепков глиняной посуды. Большинство кочевий зафиксировано на Нижнем Дону и в Приазовье.

    Жилища салтово-маяцкой культуры можно разделить на временные и стационарные, характерные для соответствующего типа памятников. Временные юрты определяются по следам площадок с ямками от кольев каркаса по периметру и прокаленным пятном от очага в центре. Стационарные жилища ‒ наземные и полуземлянки, прямоугольные в плане с очагом в центре. Стены стационарных построек чаще всего сделаны из дерева и обложены сырцовым кирпичом или пластами глины. В Приазовье и Крыму распространены дома, каменные стены которых возведены на каменном цоколе.

    Погребения

    Для аланского населения лесостепной зоны характерны захоронения в катакомбах. Они могут быть одиночными, парными или семейными усыпальницами. Погребальный обряд ‒ трупоположение. Мужчин хоронили на спине, в вытянутом положении; женщин ‒ в скорченной позе на боку. Разнополые парные захоронения часто посыпались углём. Подавляющее большинство погребений имеет богатый и разнообразный инвентарь.

    Мужские погребения сопровождались предметами вооружения и конского снаряжения. Характерны воинские наборные пояса, отражающие социальный статус погребенного. В женских погребениях помещали различные туалетные принадлежности и многочисленные украшения. Встречено несколько женских погребений, сопровождаемых оружием и воинскими поясами. И в мужских, и в женских погребениях встречаются ножи и небольшие мотыжки, а также разнообразные подвески-амулеты. Детские захоронения, как правило, безынвентарны. Также в погребения ставили глиняные сосуды, видимо, с напутственной пищей и питьем. Катакомбы часто сопровождаются «поминальными» комплексами или тризнами. Иногда в дромосах помещались ритуальные захоронения коней.

    Для тюркских племен степной зоны были характерны ямные могильники. Они содержат погребения в обычных продолговатых и круглых ямах с деревянным перекрытиями или в подбоях. Дно могильных ям иногда посыпалось углем или выстилалось камышом. Все захоронения совершены в вытянутом положении, на спине. В целом ямные могильники безынвентарны. В мужских погребениях изредка встречается оружие, в женских и детских ‒ серьги, браслеты, перстни. В ногах или головах погребенных ставили 1-2 сосуда и оставляли куски напутственной пищи.

    Погребальный обряд и антропологический материал катакомбных могильников салтово-маяцкой культуры имеет прямые аналогии в катакомбных могильниках Северного Кавказа. Материал ямных могильников культуры аналогичен материалам Волжской и Дунайской Болгарии этого же времени.

    Особую группу погребений составляют трупосожжения на стороне, известные на территории Северского Донца. Прах помещался на дне неглубоких грунтовых ям, иногда с использованием урны. Рядом с некоторыми погребениями располагались своеобразные тайники, в которых найдены грудой сложенные конская сбруя, предметы вооружения, украшения, железные котлы. Клинки некоторых сабель были согнуты или специально сломаны. Аналоги таким погребениям известны в Среднем и Западном Предкавказье. Исследователи предполагают, что они могли принадлежать касогам.

    Хозяйство

    Хозяйство салтово-маяцкого населения было земледельческо-скотоводческим, дополнялось садоводством, виноградарством и различными промыслами. Выращивали пшеницу, просо, ячмень. В состав домашних животных входили крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи. Для лесостепной территории наиболее характерно придомное пастушеское скотоводство, для степной ‒ полукочевое и кочевое. Встречаются также находки костей осла и верблюда.

    Керамика Для салтово-маяцкой культуры характерно развитое гончарное производство с использованием как простого ручного крута, так и ножного. Вся глиняная посуда подразделяется на столовую, кухонную и тарную.

    С VIII в. широко распространена гончарная столовая посуда, поверхность которой полностью покрыта характерным серым или черным лощением, или украшена лощеным орнаментом. Формы столовой посуды весьма разнообразны: приземистые кувшины, горшочки, кружки, кубышки, шарообразные корчаги. Некоторые сосуды имеют на внешней стороне днища клеймо, что указывает на их городское ремесленное производство.

    Кухонная посуда нередко лепилась вручную и отличается грубым тестом и отсутствием орнамента. Примерно с середины IX в. в быту появились глиняные котлы с округлым дном, которые также иногда украшались линейным или линейно-волнистым орнаментом.

    К тарной посуде относятся крупные пифосы, пифосы-кувшины, круглодонные яйцевидные амфоры и красноглиняные кувшины. Часть амфор изготавливались в мастерских Крыма, Приазовья и, вероятно, Саркела.

    Металлургия На развитое железоделательное производство указывают остатки железоплавильных горнов, сопровождаемые значительным количеством шлаков, криц, кусков руды. В качестве сырья использовался бурый железняк (в районах лесостепи) и железистые кварциты (в районах степи), известны также крицы из керченских месторождений. Салтово-маяцким кузнецам были известны такие технологии как цементация, отпуск и закалка. Исследователи отмечают тенденцию к стандартизации в изготовлении кузнечной продукции среди салтовских ремесленников.

    Письменность

    Важной особенностью культуры Хазарского каганата является распространение среди его населения письменности ‒ надписей, выполненных тюркскими рунами на изделиях прикладного искусства. Знаки этого алфавита не совпадают с сибирскими рунами и пока не дешифрованы.

    Вопрос 30. «Дружинные курганы». Гнездово, Черная могила, Шестовица, курганы Ярославского Поволжья

    К IX—XI вв. относятся так называемые дружинные курганы на Смоленщине, Черниговщине, около Ярославля и Киева. В этих языческих курганах похоронены не только представители феодального класса, дружинники, но и торговцы. Курганные могильники открыты большей частью на сложных участках торговых путей — так называемых волоках.

    Гнездовские курганы у Смоленска расположены в месте сближения Западной Двины с Днепром на пути «из варяг в греки». Здесь был волок из Днепра в р. Ловать. Путь возник в начале IX в. В Гнездове тоже было поселение при волоке, где жили плотники, ремесленники, земледельцы и торговцы. Могильник представляет собой поле, на котором насчитывается около трех тысяч курганов. Большинство курганов небольшие, около метра. Среди них выделяется высокий курган. Под его насыпью вскрыты остатки костра, на котором был сожжен, вероятно, князь и несколько женщин, может быть, рабынь. Сохранились железные бляшки, мечи и шлем. Рядом, в специальном кургане, был похоронен конь. В 700 раскопанных гнездовских курганах обнаружен один и тот же обряд погребения — сожжение, которое совершалось либо на стороне, либо на том месте, где позднее возводился курган. Большая группа курганов не содержала никаких вещей, не было даже следов погребения. Эти курганы насыпались в честь воинов и путешественников, погибших на чужбине. В Гнездове найдены и древнейшие на Руси шарнирные ножницы с двумя соединенными болтом лезвиями, железная складная бритва. Материалы гнездовских курганов свидетельствуют о торговых связях Руси со Скандинавией, Волжской Болгарией, Ираном, Закавказьем. В курганах найдены весы, железные гири и замочки, красивые иранские бронзовые светильники. В качестве денег в IX—X вв. использовались среднеазиатские дирхемы, которые встречаются в курганах и кладах.

    Три группы больших курганов, раскопанных под Ярославлем, близки смоленским. Они также возникли на торговом, волжском пути. В ярославских курганах отмечен тот же обряд погребения, такие же мечи, наконечники стрел и копья. На поселении рядом с курганным могильником найден клад из двух тысяч среднеазиатских дирхемов IX в.

    Не меньшую ценность представляют курганы в Чернигове. Особый интерес вызывает Черная Могила, курган, расположенный в самом городе. Предания гласят, что в кургане покоится князь Черный — основатель города. Под насыпью открыты остатки огромного костра, на котором, видимо, было сожжено несколько покойников. В кургане обнаружены военные доспехи: две кольчуги, два шлема, два кубка из турьих рогов и украшенных серебряными обкладками, сабля и другие вещи. На оправе одного из рогов изображены мужчина и женщина, стреляющие из луков. В Черной Могиле найдено много оружия и предметов из железа, серебра, золота и стекла. Определить дату появления кургана помогли две золотые византийские монеты второй половины X в. Черниговские дружинные курганы расположены группами: один большой курган, а вокруг него несколько маленьких, в которых, очевидно, погребены простые воины.

    «Шестовицкий археологический комплекс» состоит из городища, подола и курганного могильника; датируется в основном X в.; расположен в урочище Коровель, у села Шестовица, неподалеку от реки Десна, 12 км к юго-западу от Чернигова. В Шестовицах, видимо, была дислоцирована дружина киевского князя, в составе которой находились варяжские воины. Дружина, размещенная за пределами Чернигова и призванная обеспечить великокняжеский контроль над городом, противостояла местной боярско-дружинной, землевладельческой знати. Некрополи черниговских бояр и их приближённых плотным кольцом окружали город. Указанное поселение не упоминается в летописях и первоисточниках Киевской Руси, Скандинавии, Европы — и до настоящего времени не определено его историческое название.

    Материал из дружинных курганов дает возможность сторонникам так называемой норманнской теории утверждать, что государство на Руси было создано варягами и скандинавами. Действительно, в описываемый период существовал торговый путь «из варяг в греки», на землях восточных славян встречаются и погребения норманнов в курганах VIII—X вв., в частности в дружинных.

    Набор вещей, которые найдены в дружинных курганах, характеризует уровень развития культуры, ремесла, экономических связей и военного дела. Русские дружинники пользовались мечами длиной до 1 м, с широким лезвием, с прямым в виде бруска перекрестием. Такие мечи предназначались для рубящего действия. Вдоль лезвия меча (посередине) проходила ложбинка. Перекрестие и навершие меча обычно украшались серебряным узором. Но эти мечи нельзя назвать скандинавскими. Такие — каролингского типа — мечи были широко распространены в Европе, в том числе и на Руси. В курганах найдены черешковые ромбовидные наконечники стрел и копий. У скандинавов наконечники копий были ланцетовидные. В то время у восточных славян появились шлемы-шишаки с вытянутым верхом — типично русские, скандинавские шлемы — полукруглые. Необходимыми доспехами были кольчуги — специальные защитные рубашки из отдельных металлических колечек, которые на Руси появились даже несколько раньше, чем в странах Западной Европы.

    Вопрос 31. Древнерусский город. Происхождение, функции и археологические признаки.

    Древнерусские города — постоянные поселения Древней Руси, отличавшиеся по ряду характеристик от деревенских поселений. В древнерусском словоупотреблении городами являлись любые укреплённые (огороженные) поселения, в том числе торгово-ремесленные центры, культовые центры, защитные крепости, княжеские резиденции. Остатками таких городов являются городища. В современном научном понимании определение древнерусских городов более узко. Их типичными атрибутами помимо наличия укреплений были дворы феодалов, наличие ремесленного посада, торговли, административного управления и церквей.

    Происхождение: Градостроительство предшествующих культур.

    На территории и в окрестностях многих современных городов, расположенных в пределах исторической Руси, выявлены разнообразные следы палеолита и последующих эпох. Со времён неолита в округах будущих городов существуют сравнительно устойчивые поселения, состоящие из нескольких или десятков жилищ (протогорода трипольской культуры имели и сотни жилищ). В период энеолита поселения приобретают все более укреплённый характер, огораживаются или располагаются на возвышенных местах у водоёмов. Древнерусские города наследовали историю этого градостроительства, преимущественно деревянного, символом достижений которым является Бельское городище.

    Непосредственными предшественниками русских городов раннего Средневековья были укреплённые святилища и убежища типа детинца или кремля, которые воздвигали жители ряда соседских селений, разбросанных среди окружающих их полей и лугов. Такой тип поселений характерен для археологических культур, предшествовавших Древнерусскому государству, например тушемлинской (IV—VII вв.), распространённой на территории Смоленского Поднепровья. Тушемлинская культура была, по-видимому, создана балтами., и её селения погибли в огне в VII—VIII вв., возможно, в ходе наступления кривичей. Наличие мощных укреплений характерно также для поселений юхновской[3] и мощинской культур. Аналогичная трансформация типа поселений «от расположенных в низких местах незащищённых селищ — к городищам на высоких, естественно защищённых местах»  происходит в VIIIIX вв. и у славян (Роменско-борщёвская культура, поздняя Лука-Райковецкая культура).

    Возникновение древнерусских городов

    В течение времени историками были выдвинуты различные теории возникновения и развития древнерусских городов. В. О Ключевский связывал возникновение древнерусских городов с развитием торговли вдоль пути «из варяг в греки». М. Н. Тихомиров отрицал решающую роль водных путей и указывал на то, что города прежде всего появлялись в густонаселённых земледельческих районах. Первопричиной образования города он считал рост внутреннего рынка в связи с растущими потребностями близлежащей сельской округи. Согласно его теории, города являлись средоточием ремесленного населения, которое обслуживало потребности локального рынка. М. Ю. Брайчевский считал, что главным потребителем ремесленных товаров являлась феодальная аристократия, и связывал появление городов с оседанием ремесленников вблизи укреплённых княжеских замков. А. Тараканова полагала, что первые древнерусские города выросли из «племенных» городов — центров восточнославянских племёнА. Н. Насонов рассматривал первые города как центры феодального властвования, служившие для обложения поборами местного населения, которые лишь в процессе дальнейшего развития становились ремесленными центрами. Н. Н. Воронин высказывался против какой-либо единой социологической схемы градообразовательного процессса, полагая, что существовали разные варианты развития городов[1]. Схожие точки зрения были у Л. В. АлексееваМ. Г. Рабиновича и В. Т. Пашуто, которые придерживались мнения о многообразии путей возникновения древнерусского города при наличии того или иного рынка сбыта для ремесленного производства.

    В IX—X веках наряду с городами-убежищами начали появляться небольшие заселённые крепости, возле которых не ранее конца X века появились городские посады — поселения ремесленников и купцов. Ряд городов представлял собой главные поселения того или иного «племени», так называемые племенные центры, на деле — центры «своих княжений», что подчёркивали летописи. Отсутствие письменных источников за VII—VIII века и летописные свидетельства за IX—X века не позволяют установить хотя бы приблизительное количество городов Руси той эпохи. Так, по упоминаниям в летописях можно установить чуть более двух десятков городов, но их список безусловно не полон.

    Даты основания ранних городов Руси установить трудно и обычно приводится первое упоминание в летописях. Однако стоит учитывать, что на момент летописного упоминания город являлся устоявшимся поселением, а более точная дата его основания определяется по косвенным данным, например, исходя из археологических культурных слоёв, раскопанных на месте города. В некоторых случаях археологические данные противоречат летописным. Например, для НовгородаСмоленска, которые упоминаются в летописях под IX веком, археологами пока не обнаружено культурных слоёв старше X века или методика археологической датировки ранних городов недостаточно отработана. Приоритет при датировке пока отдаётся письменным летописным источникам, но все делается для дискредитации очень ранних дат в этих источниках (особенно — античных, уровня Птолемея).

    С XI века начинается бурный рост количества городского населения и количества древнерусских городов вокруг существующих городов-центров. Примечательно, что возникновение и рост городов в XI—XIII века происходит также и западнее — на территориях современных ЧехииПольши и Германии.

    Функции города

    • Экономическая (ремесло, торговля)

    • Культурная (монументальное зодчество, развитие и распространение письменности,
      становление быта)

    • Административная, связанная с управлением

    • Религиозная (строительство капищ, а затем христианских храмов; подготовка жрецов, священнослужителей)

    • Военная

    Перечень археологических признаков, принятых за городские.

    1. Экономика:

    1. ремесло (производственные комплексы, орудия труда, полуфабрикаты);

    2. торговля (привозные вещи, детали весов, монеты и денежные слитки);

    3. промыслы.

    2. Административное управление (печати и пломбы).

    3. Военное дело:

    1. оружие;

    2. доспехи;

    3. снаряжение коня и всадника.

    4. Монументальное зодчество:

    1. каменные храмы;

    2. каменные дворцовые и оборонительные сооружения.

    5. Письменность:

    1. памятники эпиграфики;

    2. орудия письма;

    3. книжные застежки и накладки.

    6. Быт феодалов:

    1. украшения из драгоценных металлов;

    2. металлическая и стеклянная посуда, прочая дорогая утварь.

    7. Внутренняя топография:

    1. усадебно-дворовая застройка;

    2. дифференциация жилых построек по местоположению, размерам и устройству.

    32. Археологическая деревня

    Основная масса населения Руси вплоть до XIX века проживала в деревне и занималась сельским хозяйством. Именно аграрная мощь определяла мощь государства.

    Археология деревни разработана хуже археологии городов. Это определяется многими факторами. Во первых, территориальной разбросанностью при небольшой плотности населения, что объясняет небольшой культурный слой, с которым тяжело работать.

    В основном мы раскапываем курганы, номенклатура которых в целом ограничивается украшениями. Вещей, связанных с хозяйственными занятиями.

    Но в целом мы можем говорить о том, что славянские деревни были намного более развиты, чем поселения местного дославянского населения. Отметим, что славяне имели плуг и соху, тогда как у местных - только мотыги. Славяне имели жернова, а местные использовали примитивные зернотерки.

    Плуг имел наральник и нож. Соха имела несколько иной тип. Вообще разница в том, что плуг подхватывает землю снизу, а соха как бы разрежает ее сверху. Наконечник сохи - сохник, отличается от наральника своей невысокой шириной. Мотыги у славян имеют вспомогательную функцию - огород, доработки на поле и т.п.

    Уборка урожая осуществлялась серпами, которые со временем приобретают особую форму, параболическую форму, которая максимально облегчает процесс жатвы. Имелись и косы, которые значительно отличались от нынешних. Лезвие крепилось не перпендикулярно рукояти, а являлось ее продолжением. Это не позволяло использовать косы для заготовки зерна из-за высокого разброса. Поэтому косы использовали только лишь для заготовки кормов.

    Имелись и каменные жернова, и ножные ступы. Именно на ножной ступе летала Баба Яга ;-)

    Помимо основного занятия земледелием были развиты и ремесла. Говоря о структуре посевов, мы можем говорить о том, что примерно 60% посевов составляли посевы ржи. Это объясняется ее большей устойчивостью по сравнению с другими злаками.

    Отметим, что большое количество сорняков показывает нам то, что осуществлялась обработка давно окультуренных пашенных земель. Изучение видов сорняков показывает, что на Руси обрабатывали не только яровые, но и озимые культуры.

    Очень развитым было гончарное производство. Посуду не изготавливали в домах, а делалась ремесленниками для товарной рыночной продажи. Посуда украшалась орнаментом, либо горизонтальными линиями, охватывающими сосуд (линейно-волновой орнамент). Иногда на сосуды ставились клейма мастеров-изготовителей.

    Развито было и кузнечное ремесло. Кузнец был мастером-универсалом, который имел широкий ассортимент продукции. Но качество продукции деревенских универсалов уступало качеству узких городских специалистов. Именно деревенские кузнецы собирали на Руси руду. Кузнечные мастерские сетью покрыли всю территорию древней Руси. Кузнецы в деревне также выступали в роли ювелиров.

    Важную роль занимали и другие промыслы - сбор грибов, меда диких пчел, ягод, а также рыболовство.

    Частой находкой являются пряслица, кольца, которые одевались на веретено для придания тому большей устойчивости вращения. Их особенность в том, что их производили жители всего нескольких деревень на Волыни, откуда эти пряслица распространялись по всей Руси.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта