Главная страница
Навигация по странице:

  • "царство Германариха

  • 25.Пражско-корчакская, пеньковская и колочинская культуры

  • Хозяйство

  • ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА

  • Колочинская культура

  • 26. Лука-райковецкая, роменская и боршевская культура

  • Корчакской культуры

  • ЭКЗАМЕН ПО АРХЕОЛОГИИ. 1. Предмет и задачи археологии


    Скачать 0.77 Mb.
    Название1. Предмет и задачи археологии
    Дата15.06.2021
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭКЗАМЕН ПО АРХЕОЛОГИИ.docx
    ТипЗадача
    #217486
    страница8 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Аланы подчинили себе многие народы к востоку от Дона в Предкавказье. Они были скотоводами-кочевниками, кое-где по берегам рек занимались земледелием. Основными археологическими памятниками этого периода являются курганные могильники, свидетельствующие об обособлении племенной знати и наличии имущественного неравенства. Погребения знати устраивались по-особому. Под большими курганами были открыты склепы-катакомбы. Большинство аланских погребений не содержит никаких вещей, но выделяются и погребения воинов с оружием, близким к сарматскому: длинными двусторонними и односторонними железными мечами, железными трехлопастными наконечниками стрел и предметами конской сбруи. В склепах богатых аланов найдено много привозной посуды, особенно стеклянной, украшений из золота. Ювелирные предметы сделаны грубо, чувствуется упадок художественных традиций античного мира.Часть аланов, перемешавшись с гуннами, ушла в конце IV в. в Западную Европу, в пределы Римской империи. Их погребения были найдены даже в Испании. Другие аланские племена остались в Предкавказье. Здесь аланы жили оседло, занимались земледелием и отгонным скотоводством. Свои поселения они обносили земляным валом, на котором возводили каменные стены. Поселки состояли из жилищ, основой которых служил обмазанный глиной плетень. Найдены и каменные жилые постройки. Внутри таких домов обнаружены остатки очагов, рядом располагались большие хозяйственные ямы-хранилища. Уже с V в. аланы знали плужное земледелие. В поселках развивались ремесла: аланы изготавливали великолепную лощеную посуду, предметы из металла, кожи, ювелирные изделия, а также оружие, среди которого выделяются железные боевые топоры.

    К западу от аланов сложился союз племен во главе с готами, известный также как "царство Германариха". В состав союза входили готы, кочевые сарматы и оседлые земледельцы степей. Границы объединения простирались от среднего течения Днепра до берегов Черного моря и от Нижнего Дуная до Дона (почти вся территория современной Украины. С готами более или менее определенно связывают небольшие, выложенные каменными плитами могилы (каменные ящики), в которых найдены сосуды с останками трупосожжений. Такие памятники встречаются на Киевщине и на Волыни. Однако больше всего их в Скандинавии и Дании, откуда пришли готы и где они жили до I в. н.э. Культура готов и их соседей аланов II-IV вв. складывалась под влиянием римской цивилизации. В археологических материалах этого времени много римских монет, сосудов, стеклянных изделий римского производства, ювелирных поделок. Очевидно, здесь шили одежду из римских тканей и знали мыло, которое было изобретено римлянами. Римское культурное влияние шло через причерноморские города и римские провинции, образовавшиеся на Дунае.

    Вполне возможно, что поздние гунны включали в свой состав разные народы, обобщенно называвшиеся гуннами. В IV-V вв. гунны-кочевники стали основной силой в Восточной Европе. Собственно гуннских памятников известно очень мало: несколько погребений и кладов, бронзовые котлы восточного типа с фигурными ручками, деревянные седла и железные стремена, покрытые золотом железные и медные фигурные украшения. Гуннские погребения известны в Южном Приуралье, на Волге и других местах Восточной Европы. Например, в погребении гуннского вождя на р. Суджа в Курской области (за ним закрепилось название "судженский клад") рядом с умершим лежали золотые и серебряные вещи. Среди них выделяется серебряный византийский сосуд в форме амфоры с изображением девяти муз. Гунны создали военную державу, мощь которой всецело зависела от грабительских набегов. Ее расцвет связан с именем полководца древности Аттилы. После его смерти в 453 г. начался распад этого военно-политического объединения.

    В середине VI в. в южнорусских степях сложился союз кочевых племен во главе с аварами. В это же время в Приазовье кочевали болгарские племена, в 635 г. также образовавшие сильный союз. Под покровительством болгар возродились к жизни многие города, а древняя Фанагория, вероятно, стала столицей Болгарского государства - так называемой Великой Болгарии. Возвели новые дома из камня, улицы вымостили щебенкой, обломками античной керамики. Археологами открыты остатки сезонных кочевий болгар на берегах рек и морском побережье. Основной инвентарь этих стоянок - обломки керамики VII-VIII вв.

    Удар болгарам в VII в. нанесли с востока хазары, обитавшие на Северном Кавказе. Кочевники-болгары перешли к оседлому образу жизни, восприняли язык славян, их веру и быт. Войдя как составная часть в один из современных славянских народов, болгары дали ему название. Часть древних болгар и алан переселилась на северо-восток, на Среднюю Волгу и в низовья Камы. В результате они перешли к оседлости, развили земледелие и ремесло. Создалось еще одно тюркское государство - Волжская Болгария. Часть оставшихся в придонских степях болгар вошла в середине VII в. в состав огромной державы - Хазарского каганата, который представлял собой федерацию различных племен Восточной Европы. Колыбелью хазар были прикаспийские степи Северного Кавказа. Их власть постепенно распространилась на Приазовье, а потом на Северное Причерноморье и степной Крым, а на востоке - на междуречье Дона и Волги.

    Основу хозяйства в каганате долгое время составляло кочевое сезонное скотоводство. Вдоль рек, на местах кочевий, на зимних стоянках возникали постоянные поселения. Они укреплялись мощными рвами, глинобитными и каменными стенами. Встречаются и бескурганные катакомбные и ямные могилы, которые относятся к VII - началу IX в. Три типа погребений принадлежат, видимо, трем этническим группам: катакомбы - аланам, ямные погребения - болгарам, а подкурганные катакомбы - хазарам. Вещи, найденные в катакомбах, свидетельствуют о богатстве погребенных. Остатки города хазарского времени обнаружены на западной окраине Махачкалы.

    Жилищами в городах служили палатки и строения из дерева. Города, видимо, окружали виноградники и сады. Палеоботанические исследования подтвердили существование земледелия. Города-крепости известны на Тереке, в горных долинах Северного Кавказа. Древние поселения обнаружены и на равнинной территории.

    Для кочевников-всадников, составлявших феодальное ополчение, главную ценность представляли оружие и конь. Конный воин был защищен железным шлемом, кольчугой. Наступательным оружием были сабля, топор, лук и стрелы с железными наконечниками. Принадлежностью каждого воина был пояс, украшенный художественными бляшками, количество которых зависело от общественного положения воина, его знатности. Бляшки различались по форме и орнаментации. В большинстве случаев их украшали растительный или геометрический узоры, изображения людей и зверей. К поясу крепились различные подвески, колчан, сабля, кинжал, мешочек для трута и прочие приспособления. В .это время уже существовало деление хазарского общества на два класса. Одни класс составляли земледельцы, ремесленники и беднейшие кочевники. Очевидно, они были лишены права становиться воинами-всадниками, составлявшими привилегированный класс - феодальную аристократию.

    Венгры пришли, вероятно, из степей Южного Приуралья, откуда их теснили печенеги. Археологические памятники венгров прослежены плохо. Некоторые из были открыты в Нижнем Прикамье, Приуралье и Поволжье. Наиболее полно изучен Большетиганский могильник.

    Печенеги нанесли удар по Хазарскому каганату с востока. Первоначально они кочевали в северо-западных районах Средней Азии. Захватив заволжские степи и обитавшие там племена, печенеги образовали новый союз. Печенеги, кочевавшие в междуречье Дона и Донца и по берегам Азовского моря, вытеснили хазар и вели упорную борьбу за расширение своей территории. От нашествия печенегов пострадали многие территории Хазарии. Погибли Фанагория и приморские поселения на Боспоре, болгаро-хазарские поселения в Крыму, о чем свидетельствуют археологические материалы.

    25.Пражско-корчакская, пеньковская и колочинская культуры

    Пражско-корчакская

    Памятники этой культуры распространены на территории Прикарпатья, междуречья Днепра и Буга. Период бытования культуры — V-VII вв.

    Хозяйство. Поселения всегда расположены на удобных для обработки землях. Основу хозяйства составляло земледелие. Использовались рала с небольшими железными наральниками и деревянные рала без железных наконечников, которые были наиболее пригодны для вспашки черноземных земель. Иногда для обработки пахотного участка использовались небольшие железные и костяные мотыжки. Выращивали пшеницу, просо, ячмень, овес, для уборки которых применяли железные слабоизогнутые серпы. Животноводство стояло на втором месте по значению. Разводили крупный рогатый скот и свиней, мелкий рогатый скот; кости лошадей встречаются редко. Для заготовки кормов использовались косы-горбуши. Судя по незначительному количеству находок рыболовных крючков, а также костей рыб и диких животных, рыболовство и охота играли незначительную роль в жизни населения.

    Ремесленное производство было развито слабо, скорее можно говорить о домашних промыслах (прядение, ткачество) или домашнем производстве (обработка дерева, кости). Следы производства и обработки железа отчетливо обнаружены на немногих памятниках. Для получения железа, видимо, использовались местные небогатые болотные руды. Находки из черного металла немногочисленны. Металлографический анализ этих предметов показал, что использовались простые схемы: изготовление изделий целиком из железа, сырцовой стали или пакетированного сырья.

    Следы ювелирного производства представлены находками (на городище Зимно, Хачки и некоторых других поселениях) тиглей для плавки цветного металла, глиняных льячек и обломков литейных форм для изготовления простейших украшений. На селище в Бернашовке (Украина) раскопана мастерская, в которой обнаружен набор литейных форм, соединенных между собой.

    Глиняная посуда изготавливалась только ручным способом. В основном это кухонная посуда — горшки, сковороды. Как правило, посуда не имеет орнаментации, лишь изредка она украшена косой насечкой, пальцевыми вдавлениями по краю венчика сосуда (на позднем этапе существования культуры) или налепным валиком.

    Памятники. Для корчакской культуры характерны небольшие селища площадью не более 1 га, на территории которых располагалось чаще всего до 10 построек. Селища обычно расположены на невысоких пойменных мысах. Через каждые 5-7 км несколько таких поселений (до 10) образуют своеобразные «гнезда».

    Укрепленные поселения встречаются редко. Среди них наиболее известно городище Зимно (V — середина VII в.), устроенное на останце высокого берега одного из притоков р. Западный Буг (Украина).

    Жилища, исследованные на многих селищах, — это квадратные полуземлянки (углублены в землю от 0,1 до 1 м) с деревянными стенами столбовой конструкции и печкой-каменкой в одном из северных углов. В некоторых районах печь делалась из глины. На северо-западе ареала культуры сооружались жилища прямоугольной формы, которые отапливались открытым очагом. Между жилыми постройками обычно группами расположены хозяйственные сооружения, характер и состав которых различны в разных регионах.

    Небольшие по площади грунтовые могильники обычно располагались поблизости от поселений. Известен случай, когда погребения оказались расположенными между постройками поселка (Тетеревка, Украина), были огорожены и вписаны в его структуру. Для корчакской культуры характерен обряд трупосожжения на стороне. Очищенные от остатков погребального костра пережженные кости высыпались на дно неглубокой округлой ямки или собирались в обычный глиняный горшок, который также затем устанавливался на дно ямы, иногда высыпанные на дно ямы остатки сожжения накрывались перевернутой вверх дном урной. Погребения, как правило, не имеют погребального инвентаря. Лишь в редких случаях в них находят оплавленные стеклянные бусы, железные ножи, поясные пряжки.

    Кроме грунтовых могильников в некоторых районах известны курганные захоронения с тем же обрядом малоинвентарного сожжения на стороне. В основании курганов располагались ритуальные кострища. Преобладали безурновые захоронения. Собранные с места сожжения кости высыпались на слой кострища, помещались в ямку в основании кургана или в самой насыпи. С VII в. практика сооружения таких курганов постепенно распространяется на более широкой территории. Погребальные памятники культуры обнаружены и исследованы не по всей территории ее существования.

    Предметы материальной культуры. На поселениях наиболее часто встречаются фрагменты лепных сосудов, глиняные пряслица, небольшие железные ножи. Предметы костюма относятся к числу редких находок — это фибулы, пряжки и браслеты с расширяющимися концами, бляшки, колоколовидные и трапециевидные подвески. Находки предметов вооружения также единичны.

    На значительной части ареала раннеславянской пражской культуры (и ее варианта — корчакской) развитие происходило спокойно, без видимых потрясений. Временное запустение некоторых поселений можно объяснить оттоком в ходе переселения.

    ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА - археологическая культура V-VII веков в лесостепной зоне от Поднестровья до бассейна Северского Донца.

    Не­боль­шие от­кры­тые по­се­ле­ния (мно­гие при­уро­че­ны к пой­мам), как пра­ви­ло, об­ра­зу­ют «гнёз­да». Ин­тер­пре­та­ция па­мят­ни­ков у сёл Се­лиш­те (Ор­ге­ев­ский район, Мол­да­вия) и Бу­ди­ще (Чер­кас­ский район Чер­кас­ской области, Ук­раи­на) как го­ро­дищ Пеньковской культуры вы­зы­ва­ет у не­ко­то­рых спе­циа­ли­стов со­мне­ния. Грун­то­вые мо­гиль­ни­ки рас­по­ло­же­ны близ по­се­ле­ний, отдельные по­гре­бе­ния - на тер­ри­то­рии по­се­ле­ний: ос­тат­ки тру­по­сож­же­ний не­очи­щен­ны­ми по­ме­ща­ли в ям­ку, ино­гда в ур­ну; ин­вен­тарь бед­ный. Еди­нич­ные тру­по­по­ло­же­ния, в том числе впу­щен­ное в кур­ган, в про­стых ямах или яме с под­бо­ем, рас­смат­ри­ва­ют как свя­зан­ные с суб­страт­ным на­се­ле­ни­ем или ино­куль­тур­ным влия­ни­ем. Пре­об­ла­да­ют под­квад­рат­ные в пла­не по­лу­зем­лян­ки с оча­гом, ино­гда с «вхо­да­ми» и яма­ми; есть по­строй­ки ок­руг­лой («юр­то­об­раз­ные») и не­пра­виль­ной фор­мы. Пе­чи-ка­мен­ки трак­ту­ют как срав­ни­тель­но позд­ние, ряд ис­сле­до­ва­те­лей свя­зы­ва­ют их с про­ник­но­ве­ни­ем эле­мен­тов праж­ской куль­ту­ры. Есть оча­ги и пе­чи за пре­де­ла­ми уг­луб­лён­ных со­ору­же­ний. Хо­зяйственные ямы оваль­ные и ок­руг­лые в пла­не, в основном с пря­мы­ми стен­ка­ми или ко­ло­ко­ло­вид­ные.

    Пре­об­ла­да­ют леп­ные ок­руг­ло­бо­кие (с рас­ши­ре­ни­ем у се­ре­ди­ны вы­со­ты со­су­да) и би­ко­нические горш­ки (других форм - не бо­лее 10%), есть «ско­во­ро­ды», «дис­ки», мис­ки, еди­нич­ны при­воз­ные ам­форы. На позд­них па­мят­ни­ках из­вест­на сде­лан­ная на гон­чар­ном кру­ге по­су­да пас­тыр­ско­го (смотри Пас­тыр­ское го­ро­ди­ще) и кан­цер­ско­го (из­го­тов­ле­на в ря­де цен­тров Среднего По­днеп­ро­вья в тра­ди­ци­ях, ха­рак­тер­ных для алан центральной час­ти Северного Кав­ка­за) ти­пов; на ран­них - чер­ня­хов­ской куль­ту­ры. Гли­ня­ные пряс­ли­ца, тиг­ли, льяч­ки. Ка­мен­ные жер­но­ва, ли­тей­ные фор­моч­ки. Же­лез­ные сер­пы, но­жи, на­раль­ни­ки (еди­нич­ны), уди­ла, на­ко­неч­ни­ки мо­ты­жек, стрел, ко­пий и др. Не­ко­то­рые ме­ст­ные се­рии фи­бул от­но­сят­ся к ти­пам и груп­пам, ха­рак­тер­ным для По­ду­на­вья и Кры­ма, есть им­порт­ные или ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ные де­та­ли убо­ра. Не позд­нее 2-й четверти VII века сфор­ми­ро­вал­ся спе­ци­фич­ный убор, пред­став­лен­ный в ком­плек­сах кру­га Мар­ты­нов­ско­го кла­да. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва - зем­ле­де­лие и жи­вот­но­вод­ст­во.

    Ряд тео­рий, свя­зан­ных с по­ни­ма­ни­ем Пеньковской культуры и её эт­но­куль­тур­ной ин­тер­пре­та­ци­ей, современными спе­циа­ли­ста­ми пол­но­стью или час­тич­но от­вер­га­ют­ся. Наи­бо­лее ар­гу­мен­ти­ро­ва­но со­от­но­ше­ние про­ис­хо­ж­де­ния Пеньковской культуры с тра­ди­ция­ми групп чер­ня­хов­ской куль­ту­ры, имею­щи­ми ком­по­нен­ты ки­ев­ской куль­ту­ры, при су­ще­ст­вен­ном уча­стии тра­ди­ций бо­лее северных групп ки­ев­ской куль­ту­ры. Наи­бо­лее ран­ние па­мят­ни­ки Пеньковской культуры (около 2-й четверти V века) за­фик­си­ро­ва­ны вос­точ­нее Днеп­ра. Фи­нал Пеньковской культуры (около 3-й четверти или в рам­ках 2-й половины VII века) от­ме­чен «вы­па­де­ни­ем» кла­дов ти­па Мар­ты­нов­ско­го. В западной час­ти ареа­ла Пеньковская культура сме­ня­ет­ся па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры Лу­ки-Рай­ко­вец­кой, в вос­точ­ной - ти­па Сах­нов­ка и Во­лын­це­во. Боль­шин­ст­во спе­циа­ли­стов счи­та­ют, что в Пеньковской культуре пре­об­ла­да­ют тра­ди­ции ран­не­сла­вян­ско­го кру­га (смотри в статье Сла­вя­не) и со­от­но­сят её но­си­те­лей с ан­та­ми.

    Колочинская культура

    История

    Время воз­ник­но­ве­ния ко­ло­чин­ской куль­ту­ры ис­сле­до­ва­те­ли от­но­сят ко вто­рой чет­вер­ти — се­ре­дине V века. Боль­шин­ство по­се­ле­ний — неукреп­лён­ные се­ли­ща, что го­во­рит об от­но­си­тель­но спо­кой­ных усло­ви­ях жизни на­се­ле­ния ко­ло­чин­ской куль­ту­ры на про­тя­же­нии боль­шей части вре­ме­ни её су­ще­ство­ва­ния. Име­лись у ко­ло­чин­цев и го­ро­ди­ща, укреп­лён­ные ва­ла­ми и рвами; как пра­ви­ло, это были не места по­сто­ян­но­го оби­та­ния, а городища-убежища.

    По­ло­же­ние ме­ня­ет­ся в 630—660 годы, когда, по край­ней мере, южные рай­о­ны тер­ри­то­рии, за­ни­ма­е­мой ко­ло­чин­ской куль­ту­ры, под­вер­га­ют­ся на­бе­гам степ­ных ко­чев­ни­ков. След­стви­ем этого стало мас­со­вое за­хо­ро­не­ние так на­зы­ва­е­мых ант­ских кла­дов. Од­на­ко ве­ду­щую роль в эт­но­куль­тур­ном пе­ре­ло­ме, на­сту­пив­шем в ре­ги­оне в тре­тьей чет­вер­ти — конце VII века, сыг­ра­ли не ко­чев­ни­ки, а при­шед­шие в него новые, мно­го­чис­лен­ные груп­пы сла­вян­ско­го на­се­ле­ния. Счи­та­ет­ся, что в ре­зуль­та­те во­ен­ных дей­ствий между раз­лич­ны­ми сла­вян­ски­ми груп­пи­ров­ка­ми ко­ло­чин­ское на­се­ле­ние по­тер­пе­ло по­ра­же­ние; в первую оче­редь по­стра­да­ла элита мест­но­го об­ще­ства, а осталь­ное на­се­ле­ние вы­нуж­де­но было при­мкнуть к новым по­се­лен­цам (сбли­же­нию ко­рен­но­го и при­шло­го на­се­ле­ния спо­соб­ство­ва­ли эт­ни­че­ская бли­зость и необ­хо­ди­мость сов­мест­но про­ти­во­сто­ять экс­пан­сии Ха­зар­ско­го ка­га­на­та). В итоге к концу VII века ко­ло­чин­ская куль­ту­ра пре­кра­ща­ет су­ще­ство­ва­ние, сме­ня­ясь во­лын­цев­ской куль­ту­рой, ос­но­ву ко­то­рой со­ста­ви­ло при­ш­лое население.

    Име­ют­ся раз­лич­ные точки зре­ния от­но­си­тель­но того, от­ку­да при­шло это на­се­ле­ние. В. В. Седов в 1990-е годы обос­но­вал вывод о том, что им была часть но­си­те­лей имень­ков­ской куль­ту­ры, по­ки­нув­шая в конце VII века Сред­нее По­вол­жье. Этот вывод под­дер­жа­ли Г. И. Мат­ве­е­ва, О. М. При­ход­нюк, В. В. Прий­мак, М. И. Жих и дру­гие ис­сле­до­ва­те­ли. Аль­тер­на­тив­ную ги­по­те­зу вы­дви­ну­ли в 1996 году И. О. Гав­ри­ту­хин и А. М. Об­лом­ский; со­глас­но их точке зре­ния, ис­то­ки во­лын­цев­ской куль­ту­ры лежат на Пра­во­бе­реж­ной Укра­ине, где в конце VII века праж­ская куль­ту­ра пе­ре­ста­ет в лу­ка-рай­ко­вец­кую.

    Генетические связи

    Куль­ту­ра ино­гда рас­смат­ри­ва­ет­ся как позд­ний ло­каль­ный ва­ри­ант ки­ев­ской куль­ту­ры. Рас­про­стра­ня­лась с тер­ри­то­рии пле­мён юх­нов­ской и по­чеп­ской куль­тур (боль­шая часть бас­сей­на Десны, Сейма, вер­хо­вьев рек Сула и Псёл, Го­мель­ское и Мо­ги­лёв­ское Под­не­про­вье). На юге эта куль­ту­ра со­су­ще­ство­ва­ла с род­ствен­ной ей пень­ков­ской куль­ту­рой. Неко­то­рые формы леп­ных со­су­дов кур­ган­но­го мо­гиль­ни­ка Де­мьян­ки Доб­руш­ско­го рай­о­на Го­мель­ской об­ла­сти на­по­ми­на­ют со­су­ды праж­ской куль­ту­ры, ареал ко­то­рой рас­по­ла­гал­ся к за­па­ду от тер­ри­то­рии ко­ло­чин­ской культуры.

    Этнический состав

    Боль­шин­ство ис­сле­до­ва­те­лей счи­та­ют но­си­те­лей дан­ной куль­ту­ры сла­вя­на­ми . Ко­ло­чин­ская и пень­ков­ская куль­ту­ра — бли­жай­шие род­ствен­ные куль­ту­ры, об­ра­зо­вав­ши­е­ся при уча­стии ки­ев­ской куль­ту­ры; сла­вян­ская при­над­леж­ность по­след­ней также при­зна­на боль­шей ча­стью ис­сле­до­ва­те­лей. Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что ко­ло­чин­ская куль­ту­ра остав­ле­на дне­пров­ски­ми бал­та­ми.

    Материальная культура

    Ко­ло­чин­ские се­ли­ща рас­по­ла­га­лись, как пра­ви­ло, сгуст­ка­ми по 5-8 по­се­ле­ний и от­де­ля­лись друг от друга срав­ни­тель­но боль­ши­ми про­стран­ства­ми. Эти се­ли­ща раз­ме­ща­лись на невы­со­ких ме­стах, по­бли­зо­сти от воды. Жи­ли­ща — обыч­но пря­мо­уголь­ные (реже под­к­вад­рат­ные) по­лу­зем­лян­ки с плос­ким полом и цен­траль­ным опор­ным стол­бом. Ис­поль­зо­ва­лись сруб­ная или кар­кас­ная кон­струк­ция стен; вход на­хо­дил­ся с южной сто­ро­ны. Для отоп­ле­ния ко­ло­чин­цы при­ме­ня­ли очаги или пе­чи-ка­мен­ки, ко­то­рые раз­ме­ща­лись в цен­тре жилища.

    В хо­зяй­стве ко­ло­чин­цев до­ми­ни­ро­ва­ли зем­ле­де­лие (среди воз­де­лы­ва­е­мых куль­тур пре­об­ла­да­ли яч­мень и просо) и жи­вот­но­вод­ство (раз­во­ди­ли круп­ный ро­га­тый скот, сви­ней, ло­ша­дей, в мень­шем ко­ли­че­стве — мел­кий ро­га­тый скот). Ос­нов­ная масса ору­дий труда из­го­тов­ля­лась из крич­но­го же­ле­за, пред­ме­ты из ка­че­ствен­ной стали редки. На ко­ло­чин­ских по­се­ле­ни­ях най­де­ны остат­ки ма­стер­ских, свя­зан­ных с куз­неч­ным делом и с ме­тал­лур­ги­ей же­ле­за и цвет­ных металлов.

    По­су­да (ку­хон­ные горш­ки, со­су­ды для хра­не­ния про­дук­тов, миски, диски и ско­во­ро­ды) была грубо слеп­ле­на из глины без ис­поль­зо­ва­ния гон­чар­но­го круга и неор­на­мен­ти­ро­ва­на. По­верх­ность со­су­дов небреж­но за­гла­же­на, а ма­те­ри­ал со­дер­жит вклю­че­ния ша­мо­та, реже — дре­свы. Ос­нов­ные формы горш­ков: ба­ноч­ные, тюль­па­но­по­доб­ные, реб­ри­стые, цилиндроконические.

    У ко­ло­чин­ских жен­щин к укра­ше­ни­ям го­ло­вы от­но­си­лись пла­стин­ча­тые вен­чи­ки в виде лент и од­но­спи­раль­ные ви­соч­ные коль­ца, к укра­ше­ни­ям шеи — грив­ны раз­лич­но­го типа. На­груд­ны­ми укра­ше­ни­я­ми слу­жи­ли паль­ча­тые, ан­тро­по­зо­оморф­ные или ши­ро­ко­пла­стин­ча­тые фи­бу­лы.

    Мо­гиль­ни­ки ко­ло­чин­цев пред­став­ля­ют собой ур­но­вые, сме­шан­ные или (чаще всего) безур­но­вые тру­по­со­жже­ния. Сжи­га­ли умер­ших все­гда на стороне. Ино­гда за­хо­ро­не­ния со­вер­ша­лись в кур­га­нах, над ко­то­ры­ми ко­ло­чин­цы со­ору­жа­ли округ­лые на­сы­пи вы­со­той от 0,5 до 1,3 м; диа­метр на­сы­пей ва­рьи­ро­вал от 5 до 12 м.

    Языковые данные

    По дан­ным срав­ни­тель­ной линг­ви­сти­ки, во­сточ­но­сла­вян­ские диа­лек­ты в вер­хо­вьях Дне­пра и Угры (на тер­ри­то­рии ту­шем­лин­ско-бан­це­ров­ской, ко­ло­чин­ской и, наи­бо­лее ком­пакт­но, мо­щин­ской куль­тур) вхо­дят в чет­вёр­тую ак­цент­ную груп­пу. Со­глас­но вы­во­дам линг­ви­стов, «диа­лек­ты этой груп­пы ввиду су­гу­бой ар­ха­ич­но­сти их ак­цент­ной си­сте­мы не могут быть объ­яс­не­ны как ре­зуль­тат вто­рич­но­го раз­ви­тия ка­кой-ли­бо из из­вест­ных ак­цен­то­ло­ги­че­ских си­стем, а долж­ны рас­смат­ри­вать­ся как наи­бо­лее ран­нее от­ветв­ле­ние от пра­сла­вян­ско­го; этнос, но­си­тель этого диа­лек­та, пред­став­ля­ет, по-ви­ди­мо­му, наи­бо­лее ран­ний во­сточ­ный ко­ло­ни­за­ци­он­ный поток сла­вян».

    26. Лука-райковецкая, роменская и боршевская культура


    Лука-райковецкая культура — славянская раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территории верховьев Западного Буга и правобережья Днепра в VII—X веках. Сформировалась на основе корчакской культуры в качестве её эволюционного развития в VII—VIII. Выделена в 1946 году на основе городища в Житомирской области.

    Памятники лука-райковецкой культуры имеют следующие признаки:

    Доминирующий тип поселений — неукрепленные селища, население которых занималось сельским хозяйством, для IX века характерно появление городищ, имевших ремесленно-торговый и административный характер.

    Керамика соответствует пражско-корчакской по состав материала, обжигу, способу формовки и ассортименту форм. От указанной культуры отличается наличием орнаментации — защипов или насечек по краю венчика, ямочным, неровным волнистым или линейным орнаментом. В ходе развития культуры происходит изменение сосудов от слабопрофилированных к имеющим большую профилировку, от высоких сосудов более низким и широким. Изначально керамика носит лепной характер. С IX века появляются сначала лепные сосуды с обточенным на гончарном круге верхом, а затем и сосуды, целиком изготовленные на круге.

    Основной тип погребений — грунтовые могильники. С VIII века увеличивается доля курганных погребений, в IX—X веках вытеснивших грунтовые захоронения. Курганы содержат одиночные погребения.

    Украшения, характерные для памятников лука-райковецкой культуры, включают в себя проволочные височные кольца, миниатюрные антропоморфные фибулы, подковообразные фибулы, литые трехрогие подвески-лунницы, серьги-лунницы с гроздевидной подвеской, украшенные псевдозернью и имеющие, как считается, западнославянское происхождение, подвески-бубенчики, пластинчатые, литые браслеты и браслеты выполненные из граненой проволоки, перстни, железные пряжки, стеклянные бусы и пронизки.
    Наследие культуры

    Памятники Корчакской культуры, предшественицы культуры Луки-Райковецкой, индентифицируют с культурой славянского объединения племен дулебов, которые считаются предками летописных волынян, древлян, дреговичей, и возможно частично полян. Носителями Лука-Райковецкой культуры считаются указанные восточнославянские племенные союзы. В X веке вошла в состав древнерусской культуры.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта