Главная страница
Навигация по странице:

  • Виды наказаний

  • 7. Возникновение государств в Афинах и Спарте. Реформы Тезея.

  • 8. Реформы Солона и Клисфена, Эфиальта и Перикла, их политическое значение.

  • 9. Общественно-государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V-IV вв. до н.э.).

  • 10. Общественный и государственный строй Спарты.

  • 11.«Царский» период в истории Рима. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы С. Туллия.

  • мои шпоры ИГПЗС. 1. Предмет, метод и система курса истории государства и права зарубежных стран


    Скачать 0.71 Mb.
    Название1. Предмет, метод и система курса истории государства и права зарубежных стран
    Анкормои шпоры ИГПЗС.doc
    Дата23.10.2017
    Размер0.71 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламои шпоры ИГПЗС.doc
    ТипДокументы
    #9707
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    6. Общая характеристика Законов Ману.

    В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, не сложилось. Нормы, определявшие повседневное поведение людей (дхармы), содержались в сборниках — дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являлись Законы Ману. Ману - легендарный прародитель человечества, мифический бог. Законы Ману созданы, по всей видимости, одной из брахманских правовых школ. Состоят из 12 глав, в которых содержится 2685 стихов-шлок (двустиший). Стихотворная форма изложения - характерная особенность многих древневосточных законодательных и, в особенности, религиозно-законодательных сводов и текстов.

    Структура Законов Ману: Глава 1. Сведения о мироздании и его Творце, о происхождении 4 варн и т.д.Глава 2. О воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед; о роли обычаев, обрядов, ритуалов.Глава 3. Нормы и требования к семейной жизни, к правильному браку (анулома), а также о последствиях неправильного брака (пратилома).Глава 4, 5, 6. Сведения о способах сакрализации повседневной жизни: повседневные правила гигиены, распорядка дня и т.д.Глава 7. Рассказ о дхарме царя, о роли наказания в правосудии; даются советы по делам административным, налоговым, военным и др.Глава 8. Посвящена 18 поводам обращения в суд (нарушение договорных отношений, преступные деяния).Глава 9. Сведения о личных и имущественных правах мужа и жены, членов семьи, о наследовании, о наказаниях и о роли царя в наложении наказаний.Глава 10. Общие правила для трех дважды рожденных варн; 7 законных способов существования; дхармы, общие для всех 4 варн.Глава 11. Посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых.Глава 12. Дает предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит об ответственности человека за недостаточный контроль за своими мыслями, словами и своим телом.Законы различают право собственности и право владения, значительное внимание уделяется охране частной собственности.Указывается 7 возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение приношений (только для брахманов-жрецов) - добавилась давность владения (10 лет). Все эти способы делились по кастам. Приобретать собственность можно было только у законного собственника.Существовали государственная (царская), жреческая, общинная, частная формы собственности.В Древней Индии в ходу было многоженство, брахман мог иметь 4 жены.Женщина находилась в приниженном, подчиненном положении. Главная обязанность жены - рождение и воспитание сыновей. Жена не являлась субъектом права и не могла вступать в правоотношения. Для жены развод был невозможен. Дети находились под властью отца. Брачный возраст для женщины был 12 лет, для мужчины - 16 лет. Браки совершались по воле родителей. Также, по обычаю, после смерти мужа вдова становилась женой деверя; муж, потерявший жену, должен был жениться на ее сестре. Имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо отходило старшему сыну. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Дочери могли наследовать только имущество матери. Наследование по завещанию индийское право еще не знало.Самыми тяжкими преступлениями считались: убийство брахмана, осквернение ложа гуру, кража золота брахмана, питье хмельных напитков.Тяжкие преступления: нанесение вреда живым существам, вкушение недозволенной пищи, воровство, прелюбодеяние.Ряд преступлений вели к лишению кастовой принадлежности и перемещению в низшие касты -похищение собственности брахмана либо имущества на хранении, а также лжесвидетельства о земле. Виды наказаний: Смертная казнь (отдача на съедение собакам, сажание на кол, и др.).Телесные и членовредительские наказания (отсечение «виновных частей тела», наложение клейма на лоб).Штрафы и конфискации (в пользу царской казны).Таким образом, Законы Ману - самые известные и комментируемые источники древнеиндийского законодательства и политического искусства, вполне сопоставимые по уровню развития, юридической, политической и социологической конструкций с образцами древнего ближневосточного и античного политического искусства.

    7. Возникновение государств в Афинах и Спарте. Реформы Тезея.

    в IX-VIII вв. дон. э. в Аттике наблюдаются признаки разложения родового строя, социальная дифференциация населения и появление первых признаков государственности. Рождение полисной организации началось в Аттике с преобладания Афин среди других родовых поселков. Расположенные в центре плодородной долины, удобной для земледелия, Афины располагали запасами качественной глины и наладили керамическое производство. Афины, находящиеся в 5 км от моря, укрытые от нападений пиратов, располагали довольно мощными укреплениями на скалистом Акрополе и могли обеспечить безопасность жителей Аттики в большей степени, чем какой-либо другой поселок. Вокруг Афин начинается объединение (синойкизм), частью добровольное, частью насильственное, всех родовых общин Аттики. Такое объединение, по преданию, завершил афинский герой Тезей. Тезей уничтожил органы управления (т. е. советы старейшин и должностных лиц) во всех родовых поселках, всеми делами в Аттике стал распоряжаться совет старейшин из басилеев, находившийся в Афинах. Местный культ богини Афины - покровительницы города - стал общеаттическим культом. В ее честь был учрежден религиозный праздник Панафинеи, торжественно справлявшийся всем населением. В Афины были переселены многие знатные роды из других поселков, что привело к увеличению городского населения. Сюда же были переведены святилища местных аттических божеств, в частности бога морей Посейдона, почитавшегося в приморских районах Аттики, богини земледелия Деметры, почитаемой в Элевсине, и др.Процессы имущественной и профессиональной дифференциации афинского общества привели к выделению трех социальных групп: родовой знати, получившей название эвпатридов, основной массы населения - земледельцев-геоморов и ремесленников-демиургов. Укрепление экономического положения знати, ее консолидация в господствующий слой общества, распоряжение органами управления означало, с одной стороны, разложение родовой организации как таковой, с другой - показывало, что эвпатриды умело использовали родовые традиции и остатки родовых отношений для поддержания своего господства в новых условиях.Государство Спарта возникло в VIII-VII вв. до н.э. в Лаконике и Мессении. Особенностью исторического развития Спарты и ее отличие от развития Афин являлось становление государства путем насильственного фактора. Спарта была окружена горными хребтами, что препятствовало развитию торговли и товарно-денежных отношений, поэтому для жителей Спарты было необходимо установить господство над окружающими народами, впоследствии порабощенными спартиатами.В Спарте, как и в Афинах, государственный строй воплощал в себе основные принципы полисного устройства. Поэтому в обоих этих полисах можно видеть некоторые общие основы: - сосредоточение политической жизни в рамках гражданского коллектива, - наличие античной формы собственности как коллективной собственности граждан, - тесная связь политической и военной организации гражданства, - республиканский характер государственного устройства. Однако между государственным строем Афинского и Спартанского полисов существовали и глубокие различия. В Афинах государственный строй оформился как развитая система демократической республики, в Спарте государственный строй носил ярко выраженный олигархический характер.Аристократический характер государственного устройства Спарты не был случайным стечением обстоятельств, а вырастал из особенностей социально-экономических отношений. Господство натурального производства, слабое развитие ремесел и торговли, военный характер спартанского общества обусловили своеобразие политического устройства Спарты, повышение роли органов военного управления и воспитания, малочисленность органов собственно гражданского управления.

    8. Реформы Солона и Клисфена, Эфиальта и Перикла, их политическое значение.

    К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений приводит к социальному расслоению. В 594 г. до н.э. были проведены реформы архонта Солона. Их цель - смягчить противоречия. Реформы Солона явились важным этапом в образовании, политической революцией. Солон провел сисахфию - долговую реформу, т.е. отменил долговое рабство. Цензовая реформа была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, закрепил деление граждан на 4 разряда по имущественному признаку. Из 1 разряда могли избираться архонты и ареопаг. 1-3 разряды могли занимать другие общественные должности. 4 разряд мог участвовать в заседаниях народного собрания. Был создан новый судебный орган (гелиэя), в который мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Но противоречия не были решены, что привело к установлению тирании Писистрата (560-527 гг. до н.э.) и его сыновей. Следующим шагом в установлении и укреплении государственно-правовых институтов стали реформы Клисфена в 509 г. до н.э. С помощью этих реформ в Афинах ликвидированы последние остатки родового строя. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, которые делились на демы. Новый орган управления - Совет Пятисот - сформировался из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью страны между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Появился новый орган управления (коллегия 10 стратегов), в нее избирали по 1 представителю от каждой филы. При Клисфене в практику народных собраний был введен остракизм. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики на 10 лет. Считается, что реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах. После реформы Клисфена афинское государственное устройство пережило еще несколько перемен - правление тиранов, затем аристократии, - прежде чем демократические тенденции достигли наивысшей фазы. Это произошло под началом двух вождей демоса, ставших последовательно обладателями высших и наиболее влиятельных должностей. Первым был Эфиальт (462 г. до н.э.), человек неподкупный и справедливый в глазах демократической партии и одновременно неугодный партии знати. По оценке Платона, Эфиальт "опоил демос неумеренной свободой". Имелось в виду ограничение и уменьшение политической власти ареопага в пользу народного собрания, Совета пятисот и гелиэи. Разногласия из сферы политической жизни давно были перенесены в сферу полемики любителей политической мудрости, далеко, однако, отстоявших от забот и тревог повседневной политики. "Для меня один муж стоит десяти тысяч, если он лучший", - заявил еще в V в. Гераклит. Ему возражал Демокрит, полагавший за истину, что "бедность в демократическом государстве надо предпочесть тому, что называется счастливой жизнью в монархии". Другим выдающимся вождем демоса стал Перикл (460-429), который ввел плату за посещение народных собраний и заседаний народного суда (гелиэи), что позволило привлечь к участию в делах государства малоимущие слои. Для решения даже самых важных вопросов на собраниях достаточно было присутствия примерно пятой части всех полноправных граждан, что составляло 6 тыс. афинян.

    9. Общественно-государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V-IV вв. до н.э.).

    По форме правления Афины были рабовладельческой демократической республикой с V в. до н.э. до 30-х гг. IV в. до н.э. По сути это была политическая форма совместного господства свободных над рабами и рабовладельцев над неимущими гражданами.Верховным органом было народное собрание, собиравшееся до 40 раз в год. В его работе участвовали только полноправные афинские граждане с 20 лет. Женщины и метеки не допускались. Оно принимало законы, избирало должностных лиц, проводило проверку их деятельности и т.д. Проекты, принятые на народном собрании, становились законами только в том случае, если их не отвергала гелиэя.В Совет Пятисот (булэ) входили по 50 человек от 10 фил. Члены совета, булевты, избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Они решали вопросы управления финансами, арсеналом, устанавливали дипломатические связи с другими государствами. Важнейшая функция - предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания. Булэ было разделено на десять комиссий.Должностные лица выбирались ежегодно или открытым голосованием на народном собрании, или по жребию. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды, или две должности одновременно.Главными должностными лицами были стратеги архонты. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Полномочия: распоряжались средствами, выделяемыми для армии и флота, собирали военные налоги, заключали перемирие, принимали капитуляцию.С ростом полномочий стратегов падало политическое влияние архонтов. Девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных филами. Архонты осуществляли только судебные функции. Гелиэя (высший судебный орган) состоял из 5000 основных судей и 1000 запасных, по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Они избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Гелиэя делилась на десять комиссий, была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях, о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренными другими судами. Гелиэя могла отвергать законопроекты, принятые народным собранием.Высшим судебным органом являлась гелиэя. Ареопаг сохранил некоторые судебные функции, рассматривал дела об умышленном убийстве или по поручению народного собрания - дела о государственных преступлениях.Суд эффетов рассматривал дела о неумышленных убийствах. Коллегия одиннадцати - дела о разбое, кражах и других имущественных преступлениях, третейский суд диэтетов - крупные гражданско-правовые споры об имуществе, коллегия сока - мелкие имущественные споры. Народное собрание рассматривало дела о наиболее тяжких преступлениях. Существовали также территориальные суды по демам.К концу V в. до н.э. начинается кризис афинской демократии. Формальное равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством, которое возрастало. Усиливались противоречия между богатыми и бедными, между афинскими гражданами и метеками. В 431 г. до н.э. началась Пелопонесская война между Афинами и Афинским морским союзом, с одной стороны, и Спартой и Пелопонесским союзом, с другой стороны. В 404 г. до н.э. Афины были завоеваны и в 336 г. до н.э. вместе со всей Грецией включены в состав империи Александра Македонского. Во II в. до н.э., после вторжения римских легионов, Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской империи.

    10. Общественный и государственный строй Спарты.

    Для Спарты была характерна совместная собственность спартиатов на землю, только они являлись полноправными гражданами. Спартиату в пользование давался земельный надел (клер) вместе с рабами (илотами). Клер нельзя было продавать, дарить или завещать, всего было 9000 клеров.Город спартиатов напоминал военный лагерь. Главной обязанностью была военная служба. Дети в возрасте с 7 до 20 лет находились на государственном воспитании, мужчины в возрасте с 20 до 60 лет несли военную службу. Социальная структура Спарты включала в себя спартиатов, периэков, илотов.Спартиаты - полноправные граждане. Из этой категории выделились гипомейоны — опустившиеся спартиаты без земли.Периэки - жители периферийных горных неплодородных районов Спарты, они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, несли военную обязанность, но не пользовались политическими правами и находились под надзором особых должностных лиц - гармостов.Илоты - порабощенные жители, рабы. Самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, отдавали около половины урожая, обрабатывали землю спартиатов, участвовали в войнах в качестве легковооруженных воинов.В государственном строе Спарты сочетались элементы военной демократии и родоплеменного строя. Во главе государства стояли два архагета, главы двух племен - дорийского и ахейского. Архагеты обладали наследственной властью, входили в совет старейшин, осуществляли судебные полномочия по некоторым делам. Однако в дальнейшем их полномочия были существенно ограничены, особенно военные.В Совет старейшин входили 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60 лет. Геронты вели переговоры с другими государствами, рассматривали уголовные дела, дела о государственных преступлениях, вели судебные процессы против архагетов.В народном собрании (апелла) участвовали все мужчины-спартиаты, достигшие 30 лет. Собрание созывалось раз в месяц, принимало законы, избирало должностных лиц, решало вопросы войны и мира и т.д. К IV в. до н.э. роль народного собрания становится пассивной.Коллегия из пяти эфоров избиралась на один год. Постепенно с VI в. до н.э. ее роль возросла, эфоры поставили под свой контроль архагетов, осуществляли рассмотрение дел по имущественным спорам, получили право созывать герусию и народное собрание, стали руководить их деятельностью. Они стали фактическими руководителями государства.Социальное и политическое устройство Спарты было скреплено договором - ретрой Ликурга. «Ликургов строй» существовал в конце VII-начале VI вв. до н.э., строился на единстве спартиатов с помощью искусственного сдерживания имущественного расслоения и совместного господства над завоеванными землями и племенами. Органической частью политической организации Спарты была система государственного воспитания и обучения молодого поколения. Она предусматривала подготовку хорошо тренированных и физически развитых воинов, способных защитить страну от внутренних и внешних врагов. Спартанский воин - это прежде всего дисциплинированный воин, он стойко переносит трудности и невзгоды, слушается своих командиров, повинуется избранным властям. Меньшее значение в этой системе воспитания придавалось собственно образованию - оно сводилось к умению читать и писать.В III в. до н.э. происходит кризис политической системы Спарты. В середине II в. до н.э. Спарта подпадает под власть Рима.



    11.«Царский» период в истории Рима. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы С. Туллия.

    С именем царя Сервия Туллия, который, подобно Солону и Клисфену в Афинах, изменил представитель­ство в делах по управлению государством с учетом имуществен­ного ценза и места обитания, связы­вают самые крупные перемены в истории царского периода. Вместо деления на патрициев, кли­ентов и рабов он ввел деление на шесть классов. Все граждане, патриции и плебеи, были распределены по разрядам согласно имущественному цензу. В особый, самый высокий разряд вошли наиболее богатые граждане Рима, так называемые всадники. В первый разряд входили те, кто имел имущество не менее 100 тыс. ассов, во второй - от 75 до 100 тыс., в третий - от 50 до 75 тыс., в четвертый - от 25 до 50 тыс., в пятый - 11 тыс. ассов. Не вошедшие в разряд назывались пролетариями.Каждый такой класс должен был поставлять определенное число военных подраз­делений - центурий.Первый класс был облечен полномочием выставлять 80 центурий, второй, третий и четвертый — по 20, а пя­тый — 30 центурий. Сервий Тулий также произвел деление граждан по территориальному признаку. Рим был разбит на четыре трибы, к ним позже присоединились 17 сельских триб.Государственное устройство Рима в период правления Тулия выглядело следующим образом:

    Сенат







    Народные собрания

    Центуриатные

    Трибутные

    Куриатные







    Магистратуры










    Ординарные

    Экстраординарные

    Консулы, преторы, цензоры, квесторы, эдилы

    Диктатуры комиссии децемвиров
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта