Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Исторические условия возникновение древневосточных государств, особенности их общественного строя.

  • 3. Деспотия - основная форма древневосточных государств.

  • 4. Государственный строй Древнего Египта.

  • 5. Общая характеристика Законов Хаммурапи

  • мои шпоры ИГПЗС. 1. Предмет, метод и система курса истории государства и права зарубежных стран


    Скачать 0.71 Mb.
    Название1. Предмет, метод и система курса истории государства и права зарубежных стран
    Анкормои шпоры ИГПЗС.doc
    Дата23.10.2017
    Размер0.71 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламои шпоры ИГПЗС.doc
    ТипДокументы
    #9707
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1. Предмет, метод и система курса истории государства и права зарубежных стран.

    История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС) относится к историко-правовым общественным наукам, т.е. имеет отношение как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. По своему характеру, ИГПЗС является правовой (юридической) наукой и входит в число основных учебных курсов, изучаемых на юридических факультетах ВУЗов. За рубежом изучается курс сравнительного правоведения. ИГПЗС является и исторической наукой, так как изучает исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических институтов. Но конкретно-исторические закономерности развития государства и права имеют свою специфику, по сравнению с закономерностями развития общества, так как государство и право занимает в нем особое положение, обладает относительной самостоятельностью. Таким образом, предметом ИГПЗС является государство и право зарубежных стран мира в процессе их возникновения и развития в определенно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. История государства и права, как историко-правовая наука, обладает целым арсеналом методов изучения государственно-правовых институтов. В центре правоведения традиционно был и остается формально-юридический метод - изучение событий и фактов, имеющих правовое значение и подлежащих истолкованию при помощи юридических терминов, конструкций и логики. Структурно-аналитический метод предполагает уяснение структурных элементов и особенностей институтов государства и права. Во взаимосвязи с ним стоит структурно-системный метод. Эти методы применимы при анализе организации, типологии и функционировании правовых институтов, отраслей права, учреждений государственной власти и т.д. Сравнительно-исторический юридический метод анализа и обобщения содействует упорядочению наших знаний и представлений о наиболее общих или наиболее характерных особенностях возникновения, функционирования права в его взаимосвязи с деятельностью институтов государства. Конкретно-исторический метод предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они сложились и получили развитие, т.е. в конкретно-исторической обстановке. История государства и права изучается при помощи совокупности всех методов. ИГПЗС имеет важное научно-теоретическое и практическое значение, является важным и действенным инструментом формирования исторического и правового сознания, юридического мышления, подготавливает студентов к изучению отраслевых юридических курсов. Эта наука позволяет глубже понять государственно-правовые реалии современности, спрогнозировать дальнейшее развитие государства и права. ИГПЗС неразрывно связана с целым рядом юридических дисциплин: - теорией государства и права, которая базируется на обобщении истории государства и права. В свою очередь, история государства и права оперирует постулатами и понятиями, выработанными теорией государства и права. - историей отечественного государства и права, которая изучает российское государство и право с древнейших времен до сегодняшнего дня, и является составной частью всеобщей истории государства и права. - историей правовых и политических учений, которая изучает правовые и политические учения, связанные с государством и правом. История государства и права зарубежных стран связана с отраслевыми юридическими курсами, так как рассматривает историю их возникновения и формирования; с гуманитарными дисциплинами — отечественной историей, всеобщей историей, политологией и др.

    2. Исторические условия возникновение древневосточных государств, особенности их общественного строя.

    Государство Древнего Египта образовалось в процессе разложения родоплеменного строя и образования социально-классового общества. В Египте возникают 40 номов (общин) во главе с номархами (правителями). В 3200г. до н.э. номы объединились в два самостоятельных государства - Верхний и Нижний Египет. В IV тысячелетии до н.э. цари Верхнего Египта объединяют страну в единое политическое целое. Древнеегипетское государство неоднократно распадалось и восстанавливалось вновь. Государственный аппарат Древнего Египта возглавлялся фараоном, т. е. царем или монархом, личность которого обожествлялась и приобретала наследственный характер. Главой правительства Древнего Египта являлся визирь, который назначался и смещался фараоном. В Египте не существовало еще строгого разграничения компетенции между отдельными ведомства-ми и чиновниками, стоящими во главе этих ведомств. В управлении господствовала система царских поручений. Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. Высшие должностные лица и номархи были одновременно и верховными судьями. Судопроизводство осуществлялось, как правило, коллегиально. Особенностью древневавилонского общества являлось превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца и рабовладельца. Царский земельный фонд складывался как в результате превращения храмовых земель в государственные, так и в результате захвата и покупки общинных земель. Другой особенностью общества являлось, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранение общинного строя, что было обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство в лице царя являлось верховным собственником воды, организатором ирригационных систем, и община распоряжалась водой для нужд земледелия под контролем царской администрации. Это давало царю право на часть прибавочного продукта, создаваемого общинниками; право на различные повинности в пользу государства. Об экономическом неравенстве и об обнищании части полноправных общинников свидетельствует значительное развитие долгового рабства.
    Эксплуатируемым классом общества являлись рабы, находившиеся как в государственной (дворца) и коллективной (храмов), так и в частной собственности. Их ряды пополнялись главным образом за счет военнопленных. Они входили в состав имущества господина, которое можно было отчуждать и передавать по наследству. По форме государственного устройства древневавилонское государство являлось относительно централизованным государством, а по форме правления - древневосточной деспотией. Власть вавилонских царей была абсолютной. На фоне рассмотренных стран государство в Индии имело следующие особенности: а) кастовая структура общества; б) наличие в государственном строе заметных следов военной демократии и республиканских форм правления.

    Первые государственные образования в Индии возникли в северной части огромного полуострова, носящего название Индостан, в долинах рек Инда и Ганга, где существовали наиболее благоприятные условия для занятия скотоводством и земледелием. С середины второго тысячелетия до н.э. с северо-запада на территорию Индостана вторглись кочевые племена ариев. В длительной борьбе с местным населением они покорили Индию. Формы правления в Индии эпохи рабовладения были разнообразными. Наряду с монархическими формами правления в ряде индийских государств существовали республики. Своеобразие рабовладельческих государств в Древней Индии состояло в том, что в них продолжали сохраняться некоторые институты и элементы военной демократии (народные собрания, советы старейшин и т.д.) Царь (раджа или магараджа), хотя и считался представителем бога на земле, но его власть не была безграничной. Брахманы-жрецы влияли на его деятельность. Специфической чертой древнекитайского общества было то, что рабы в Древнем Китае жили семьями. Следовательно, рабовладение здесь, как и в других древневосточных обществах, носило патриархальный характер. Иньские правители получали рабов от подчиненных племен в виде дани. Во времена Чжоу практиковалось обращение в рабство преступников. Рабами становились разорившиеся крестьяне-общинники вместе с их женами и детьми, бездомные бродяги и т. п. При Цинь и Хань было широко распространено долговое рабство. Во главе складывающегося государства стоял наследственный ван (император), которому воздавались почести, как "сыну неба". Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. В период Чжоу на втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника становилась наследственной. Уже во времена Позднего Шан (XIV--XI вв. до н.э.) из общей массы населения выделилась привилегированная верхушка. Эта социальная прослойка включала правителя и его родичей, приближенных правителя, жрецов, чиновников, знать подчиненных племен.

    3. Деспотия - основная форма древневосточных государств.

    Когда говорят о "восточной деспотии", имеют в виду обыкновенно такую форму государственной власти и одновременно такой политический режим, когда:

    а) полномочия главы государства не ограничены;

    б) светская и церковная власти объединены в одном лице;

    в) осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата;

    г) подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное раболепие делают всякого человека, в том числе формально свободного, рабом "порядка", традиции, веры. Своеобразие восточной деспотии создается, прежде всего, ее социальной базой - сельской общиной, тесно связанной со своей ирригационной системой и от нее зависящей. Своим консерватизмом, своей отчужденностью от внешнего мира, своим нежеланием вмешиваться в сферы политики сельская община, несомненно, способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его инициативы, его личности, его воли начиналось и осуществлялось уже в пределах того коллектива, к которому он принадлежал по рождению.

    В то же самое время сельские общины не могли обходиться без организующей, дающей им единство центральной власти; хороший или плохой урожай зависел здесь от того, каким было правительство, от того, заботилось ли оно об орошении или нет.

    В дополнение к таким вездесущим ведомствам, какими являлись финансовое и военное, на Древнем Востоке неизменно фигурирует ведомство публичных работ, как раз и занятое строительством и поддержанием оросительных систем, дорог и пр. Финансовое и военное ведомства служат в известном смысле его дополнениями: военное ведомство поставляет рабов-иностранцев, финансовое изыскивает средства, необходимые на содержание весьма развитого управленческого аппарата, для пропитания массы людей, занятых в строительстве, и т.п.

    В своей совокупности все три ведомства - военное, финансовое и публичных работ - составляют государственный бюрократически организованный аппарат власти, в свою очередь нуждающийся в связующем звене, каковым и являются для него фараон и другие формы правителей.

    4. Государственный строй Древнего Египта.

    Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта сложилось единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия.

    Для политического устройства египетского общества, как и многих других древневосточных обществ, характерны следующие черты:

    - политическая власть сосредоточена в одном центре;

    - права и собственность разных общественных групп определяются центральной властью;

    - сам принцип собственности слабо гарантирован властью;

    - в обществе и государстве преобладает произвол, суть которого в том, что властвует облеченный властью человек, а не существующий закон (деспотизм фараона).

    Централизованный деспотизм характеризуется с точки зрения административной тремя главными областями правительственного властного регулирования: финансовой, военной и строительной.

    Социальная иерархия, состоявшая из чиновников, стражей, земледельцев (общинников) и рабов, имела на вершине своей пирамидальной организации слой высших вельмож, а также жрецов, во главе с фараоном - сыном Pa, бога Солнца. Его считали также двойником бога и величали иногда добрым богом и господином. Ближайшим помощником фараона был главный управитель и распорядитель (везир).Двойственность представлений египтян о власти отражалась и в особенностях управленческого аппарата древнеегипетского государства, который, несмотря на свою многочисленность, был слабо дифференцирован. Почти все чиновники Египта были одновременно связаны с хозяйственной, военной, судебной и религиозной деятельностью. Причем, если со временем прямая связь царских чиновников с деятельностью тех или иных хозяйственных подразделений возрастала, то их роль в религиозной сфере падала. В Новом царстве религиозные функции сосредоточиваются в руках замкнутой касты жрецов, противостоящей в ряде случаев царским чиновникам. Все больше усиливается роль армии, воинских начальников в сфере хозяйственного управления.Общественные институты включали общину, патриархальную семью, различные управляющие сословия: чиновников, жрецов, писцов, контролеров. В хозяйствах вельмож трудились их люди, состоявшие, помимо надсмотрщиков, из подневольной челяди и домашних рабов.Формами землевладения были царское, храмовое, общинное, пожалованное за службу, а также наследственные земли («дом отца моего»).Главными сословиями считались жрецы и воины, второстепенными - земледельцы, ремесленники и пастухи. Браки между членами второстепенных сословий и рабами не были запрещены. Принадлежавшие к военному сословию владели вместе со своими семьями земельными участками, которые предоставлялись им взамен жалованья, оружием их снабжали с казенных складов. Число воинов при Рамзесе доходило до полумиллиона обученных военному делу людей.Жрецы были самой почитаемой частью населения за их образ жизни, соответствующий строгим правилам касающихся чистоты и пищи, а также за их знания и многочисленные умения, включая вычисление периодов разлива Нила, строительство храмовых комплексов, создание других произведений искусства строительного, живописного и словесного. Именно жрецам Египет был обязан устройством и развитием своего богослужения и понятий религиозного мировосприятия, составлением и изданием законов, созданием письменности. В качестве людей образованных и искусных в письме они имели предпочтение перед другими в занятии административных и судейских должностей.В период Древнего царства (2778—2260 гг. до н.э.) возникает централизованное государство с упорядоченной административной, судебной, военной и финансовой иерархией. На период 2260—2040 гг. до н.э. выпадает много волнений социального и политического характера, и его именуют периодом переходным.Среднее царство (2040—1786 гг. до н.э.) становится временем расцвета, называемым также веком строительства пирамид. Проходит рост рабовладельческих и частных хозяйств, расслоение общины с обособлением мелких собственников. Возникают крупные поселения, становящиеся городами-государствами и названные греками номами.Новое царство (1580—1085 гг. до н.э.) отмечено возвышением жречества и оформлением теократической деспотии, управляемой бюрократизированным жречеством и наместниками в номах. Позднее царство (1085—332 гг. до н.э.) — период упадка, соперничества жречества и вельмож, период борьбы с частыми внешними агрессиями. Последним и решающим событием для древней цивилизации стало завоевание Египта Александром Македонским

    5. Общая характеристика Законов Хаммурапи. Законы Хаммурапи относятся к концу царствования Хаммурапи (1795-1750 гг. до н.э.). Законы Хаммурапи состояли из Пролога (Введения), текста законов и Эпилога (Заключения). Всего из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи. Законы казуистичны, не содержат религиозных элементов. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой которого должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, показывающий рабовладельческий строй, частную собственность. Содержит пережитки родового строя: суровость наказаний, принцип талиона, ордалии. Закреплялось право собственности, формы земельной собственности различных сословий: царская, служилых царских людей, храмовая, общинная, частная. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. Царь наделял землей за службу либо в пользование, либо в собственность. Было распространено мелкое землевладение. Большое внимание уделялось договорной фиксации сделок. Наиболее важные заключались в письменной форме на обожженных глиняных табличках и в нескольких копиях запечатывались в обожженный двойной конверт из глины. Существовали следующие виды договоров: брачный, договора займа, аренды (поля, сада), найма (скота, судна, имущества, рабов и личного). Также существовали договора купли-продажи, мены, хранения, поручения, товарищества. Гарантии исполнения - материальная ответственность (штраф) и личность должника. Брак заключался по договору жениха и отца невесты. Отец невесты, после предварительного согласия на брак дочери и получения выкупа (сначала задаток, частями), обязывался выдать дочь замуж. Если нарушал обязательство, то платил жениху двойную сумму выкупа. Если дочь, будучи замужем, не приносила наследника и умирала, муж мог истребовать выкуп у отца жены, но отцу возвращалось приданое. Жена могла потребовать включения в договор оговорки, лишающей мужа права продать ее за свои долги (ст. 151). Наследовали все сыновья. Жена получала вдовью долю на правах пожизненного владения, которую затем передавала детям. Приданое жены наследовали дети.Не было различий между преступлениями и гражданскими правонарушениями. Отягчающие вину обстоятельства - посягательство на жизнь или имущество представителей высших сословий, дерзость рабов по отношению к хозяевам, детей по отношению к родителям. Возможны были наказания и без вины (если крыша упала на сына хозяина дома, то наказывали сына строителя).Виды преступлений: 1. Государственные. 2. Должностные. 3. Имущественные. В числе преступлений против собственности чаще всего встречаются кражи и грабеж, повреждение чужого имущества, а также многочисленные посягательства на чужих рабов: кража и укрывательство раба, снятие с раба знака его рабского состояния. 4. Преступления против семейных устоев включают кровосмешение, неверное и распутное поведение жены, похищение и подмену ребенка. 5. Против личности. В числе преступлений против личности перечислены: убийство мужа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреждения в драке, оскорбление словом и действием, ложные обвинения. Большое значение имело социальное положение обвиняемого и потерпевшего, которое способствовало возникновению особого тарифа ранений и иных форм причинения вреда здоровью или имуществу. Виды наказаний: смертная казнь, продажа в рабство, телесные и членовредительские наказания, штрафы, изгнание и иные формы по принципу талиона (равновозмездность наказания). Социальное положение влияло на меру ответственности и возмещение ущерба.Судебное решение воспринималось как акт справедливости, который совершался при помощи законов, а иногда и с участием богов, например, бога Реки в случае испытания водой. Проверяемых бросали связанными в реку, и невиновным считался тот, кто после этого всплывал. Судебный процесс был устным и состязательным, а также единым по делам уголовным и гражданским. Истец сам приводил ответчика в суд, а преступника приводили царские слуги, которые находились в подчинении и распоряжении наместников. Практиковалось судебное разбирательство с учетом алиби.Таким образом, сборник Законов Хаммурапи в целом был продуктом зрелой стадии эволюции древнего общества, в котором сложились устойчивая классовая структура, упорядоченные отношения между социальными группами жрецов, воинов и земледельцев. Рабы воспринимались интегральной частью социальной структуры, и значительная часть законов регулировала их правовой статус, который исключал конкретные права, но предполагал возможность женитьбы раба на свободной, что было его относительной свободой.


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта