Экзамен по философии. Ответы фил. 1. Предмет, структура и функции философского знания
Скачать 173.86 Kb.
|
9. Основные направления и проблемы современной философии Основной характеристикой XX в. является увеличение объема знания в области техники и естествознания. Теория относительности и квантовая физика задают новую перспективу мира, биология и психология вносят новое измерение в вопрос о человеке. Перед философией встает задача интеграции элементов новой картины мира в единое целое. Различные течения и направления философии XX в. подходят к этой проблеме с разных сторон: исследуя цели и методы познания, создавая идеал рациональности культурно-исторической, утверждая новое видение человека. Главные направления современной философии Философия XX в. представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм расширился и обогатился как за счет дальнейшего развития науки и практики, так и за счет развития самой философской мысли в предшествующие столетия и особенно во второй половине XIX в. Философия XX в. предстает в различных направлениях. Среди них такие, как идеализм и материализм, антропологизм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм. Идеали́зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи. Идеализм классифицировали по-разному: А) догматический (Платон), субъективный (Беркли) и критический, причем последний различается и как трансцендентальный (Кант), субъективный (Фихте), объективный (Шеллинг) и абсолютный (Гегель); Б) субъективный (Беркли, Кант, Фихте…) и объективный (Платон, Гегель…) . Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека. Антропологизм - в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии первой половины XX века, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др. Натурали́зм (фр. naturalisme; от лат. naturalis — природный, естественный) — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения. Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими. В современной философии идеи рационализма развивают, Лео Штраус, Бенедикт Спиноза, Рене Декарта, Георг Гегель и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму. Иррационали́зм (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) — философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Сциентизм (от лат. scientia — наука} — философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы. Сциентизм лежит в основе многочисленных теорий и концепций технологического детерминизма («революции ученых», «индустриального общества», «постиндустриального общества», «микроэлектронной революции», «информационного общества» и др.) Антисциенти́зм (от греч. anti- — против и лат. scientia — знания) — философско-мировоззренческая позиция, противостоящая сциентизму, заключающаяся в критическом отношении к науке, её положению в культуре и её возможностям познания. Концепции, учения и деятельность радикальной антисциентистской направленности носят обобщённое наименование «антинаука». 10. Понятие бытия в философии Бытие – философская категория, с помощью которой фиксируется основа существования; предмет онтологии; базисная категория в теории познания, необходимая для создания возможных картин мира и всех философских категорий. Категории «бытие» и «небытие» являются самыми общими понятиями онтологии и философии. Бытие составляет все, что существует, поэтому с понятием «бытие» связана такая группа понятий, как «существование», «действительность», «реальность», «мир», «космос» и др. Категория «небытие» раскрывается посредством обращения к понятиям «ничто» и «несуществование». Для всего существующего в мире характерно то, что оно есть, оно существует, однако существованию присущи разные способы и формы бытия, что отражено в философском принципе многообразия мира. Бытие как предмет исследования по-разному трактовалось в ходе исторического развития философской мысли. В философию категория «бытие» введена Парменидом. Парменид рассматривает не физическую, а идеальную сущность вещей и явлений. Идеальный план становится доступным человеческому сознанию только в результате умственных усилий при наличии такого мирового компонента, как Единое: «...понятие Единого есть прежде всего средство установления единства мыслящего ума – как важнейшего условия реализации, осуществления бытия». Парменид, проблематизируя тождество бытия и мышления, бытия и мыслей о бытии, действует в рамках неизбежности и парадоксальности понимания Единого: «оно необходимо именно для того, чтобы мыслить многое». В понятии «бытие» присутствует убеждение человека в объективном существовании людей, вещей, состояний, процессов. В понятии «бытие» воедино сливаются объективная и субъективная реальности как все существующее. Под объективной реальностью понимается мир физических состояний и социоприродный мир. В качестве субъективной реальности рассматривается мир человека в его психологических, духовных состояниях. Бытие включает в себя динамику взаимодействия объективной реальности и субъективного мира человеческой культуры. Понятие «субстанция» используется для обозначения реальной основы конкретного мира, являющегося в различных формах существования предметов и явлений. Одной из философских проблем является проблема определения субстанциональной основы бытия. Выделяют идеальное и материальное начала. Направление, которое признает равноправие обоих начал бытия, называется дуалистическим (от лат. duo – два). Одним из его представителей был Р. Декарт. Направление, признающее первичность только материального или только идеального, называется монизмом. Монистическое направление представлено в виде материализма (Маркс), который первичной реальностью считает мир физический, природный, и в виде идеализма (Гегель), для которого первичным является духовный мир, мир идей. Субстанциональный подход развивается в античной философия, которая пронизана идеей первоначала (основы) мира. Представители милетской школы, которые считаются натурфилософами, разрабатывали проблемы бытия и небытия, материи и ее форм, их интересовало, что есть главные элементы, стихии Космоса, какова структура бытия, как проявляется его текучесть и противоречивость. Так, Фалес (VII–VI вв. до н. э.) первоначалом всего, первовеществом, стихией, порождающей все существующее, считал воду. У Анаксимена воздух является основой Космоса, у Анаксимандра – апейрон, нечто неопределенное, вечное и бесконечное. Представители школы элеатов противопоставили нечто истинное и познаваемое, которое определяется как «бытие», чувственному миру как видимости («мнению»), который не может быть предметом истинного знания. В понятии бытия элеаты выделили три важных момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непостижимо. Подобно элеатам, Платон определяет бытие как вечное и неизменное, постигаемое разумом и недоступное чувствам. Однако, в отличие от элеатов, бытие у Платона – это бытие идей, и оно множественно. В учении Платона идея объективна, безотносительна, независима от времени и пространства, бестелесна, вечна, недоступна чувственным восприятиям. Идея выступает как формообразующее начало, а материя воплощает возможности. Идея и материя являются причинами предметного мира, упорядоченного демиургом. В особом царстве идеальных сущностей наивысшей идеей является Благо. У Аристотеля присутствует понимание бытия как вечного, самотождественного и неизменного начала. Однако Аристотеля отличает от Платона поиск постоянного и в изменчивом чувственном мире. Аристотель связывает с познанием высших принципов, или причин, бытия вопрос о том, что такое «первая философия». Аристотель выделяет 4 причины бытия: 1) форму (эйдос, морфе), или «чтойность», или сущность (essentia); 2) материю («то, из чего»), или субстрат; 3) источник движения («кинесис» в широком смысле, включая «генесис» – рост, перемещение), или «творящее» начало; 4) благо, или цель («телос» – конец процесса становления). В общем, античное понимание бытия связано с представлениями о его совершенстве, единстве, неделимости и определенности, а понимание небытия – с беспредельным, безграничным, которое осознается как несовершенство. В Средние века на формирование понимания бытия оказали влияние античная философия и христианское Откровение. Но представление о совершенном сущем в Ветхом и Новом Заветах, в отличие от античного, связано с тем, что Бог являет свое беспредельное всемогущество и, следовательно, ограничение и определенность предстают как признаки конечности и несовершенства. В философии XVII–XVIII вв. понимание категории «бытие» трансформируется в понимание бытия как природного, в связи с чем преобладающей становится гносеологическая установка. Теперь философов и ученых интересует главным образом исследование природных явлений и их свойств. Т. Гоббс считал, что предмет философии составляют природные тела и вещи, искусственно созданные человеком. Согласно философии Декарта, бытие имеет субстанциональную основу, которой присуща дуальность, так как бытие явлено в двух противоположных субстанциях – материальной (телесной) и духовной (мыслящей). Декартова формула «Мыслю, следовательно, существую» смещает акцент философского размышления с бытия на знание. В ХХ в. появляются новые философские подходы к пониманию бытия. Определяющим в трактовке категории бытия становится понимание ее как бытия человека, который явлен и переживает собственное «бытие-в-мире» как присутствие. Например, Ж. П. Сартр рассматривает категорию «бытие» в контексте бытийной структуры человека – экзистенции, включающей в себя различные модусы человеческого существования (страх, совесть, забота, решительность). Одно из современных философских течений – постмодернизм утверждает парадигму небытия и небытие как фундаментальную категорию. Объясняется это тем, что природа и культура теряют определяющую значимость для человека эпохи информационного общества. 11. Понятие о пространстве и времени в философии и науке Пространство и время — формы бытия, выражающие: пространство — сосуществование объектов, их расположение относительно друг друга, то, что они составляют части той или иной системы, имеют протяжённость — длину, ширину, высоту; время — смену объектов друг другом, длительность их существования, последовательность этапов развития, их ритм и темп. Пространство и время задают исходные ориентации, на основе которых строится любая известная картина мира. Поэтому эти понятия являются предельно абстрактными характеристиками бытия. Пространство Понятие пространства отражает: способность предметов занимать определённый объём и иметь протяжённость; взаимное расположение предметов (впереди, сзади, вне, внутри...); свойство объектов иметь определённую форму (внутреннюю — структуру — и внешнюю — конфигурацию). Основные свойства пространства: протяжённость; однородность (все точки пространства равноправны, само по себе пространство не меняет состояние объектов); изотропность (равнозначность всех возможных Направлений); трёхмерность (возможность определить положение любого объекта с помощью трёх независимых измерений) — это эмпирически установленное и теоретически доказуемое свойство пространства; обратимость пространства, то есть возможность сколько угодно раз возвращаться в ту же точку пространства. Время Понятие времени отражает: продолжительность существования предметов, процессов, длительность изменения и развития их отдельных сторон; последовательность смены событий и процессов (до, после, одновременно); скорость и ритм процессов изменения и развития (быстро, медленно, ритмично, неритмично). Основные свойства времена: длительность; однородность (равноправие всех моментов времени); одномерность (связана с возможностью зафиксировать событие во времени с помощью одной величины); необратимость или анизотропность (невозможность возврата в прошлое: время течёт в одном направлении — от прошлого к настоящему и от него к будущему). Представления о свойствах пространства и времени формировались в русле двух концепций — субстанциальной и реляционной. Материя, пространство и время Материя имеет расположение во времени и пространстве. По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода: субстанциональный, сторонники которого (Демокрит, Эпикур) считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей, пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные. Пространство отождествлялось с пустотой-местом, понимаемой как самостоятельная субстанция, благодаря которой все явления и процессы получают пространственные характеристики. Эта идея сыграла существенную роль в процессе становления классической физики. Время тоже рассматривается как самостоятельная сущность, как «длительность вообще», как условие всех возможных изменений. Время имеет свое «течение», независимо от того, происходит что-либо или не происходит; реляционный (от лат. relatio — отношение), сторонники которого (Аристотель, Лейбниц, Гегель) воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция времени исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых в зависимости от характера изменений формируются временные отношения. Время выступает как выражение упорядоченности, последовательности происходящих изменений. В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, в соответствии с которой: время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития; пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой. Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Гегель, соединяя пространство и время с движением, утверждал, что они действительны только при наличии движения, изменения чего-либо. А движение, по Гегелю, является непосредственным единством пространства и времени. Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном: подтвердила правильность реляционной теории — то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи; перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины. С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится. Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел. Категории пространства и времени носят универсальный характер, так как применимы для анализа и объективной, и субъективной реальности, то есть носят всеобщий характер. Всеобщность обусловлена единством бытия и абсолютным характером происходящих в нем изменений. Признается существование и психологического пространства, и времени. Их особенности и характеристики обусловлены психикой отдельного человека, а также внешними обстоятельствами его существования. Например, психологическое время «тянется» тогда, когда вокруг происходит мало событий или они не представляют интереса для данного человека, и наоборот, чем больше событий, интересных для человека, тем быстрее «идет время» для него. Можно выделять пространство и время социального бытия. Единицей социального пространства может выступать деревня, полис, феодальное поместье, национальное государство. Ощущение времени в различные эпохи связано с темпом жизни, с применением календарей, часов, с насыщенностью жизни событиями, с динамичностью социальных процессов в целом. Социальное время — форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей. Таким образом, понятие пространства и времени имеют смысл для объективной и субъективной реальности, поскольку всякая действительность дифференцирована, структурирована, а мир находится в состоянии движения, изменения. |