Главная страница
Навигация по странице:

  • 15. Соотношение психики, сознания и бессознательного

  • 16. Сознание и язык

  • Экзамен по философии. Ответы фил. 1. Предмет, структура и функции философского знания


    Скачать 173.86 Kb.
    Название1. Предмет, структура и функции философского знания
    АнкорЭкзамен по философии
    Дата15.01.2023
    Размер173.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы фил.docx
    ТипЗакон
    #886848
    страница7 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    14. Понятие антропогенеза

    Антропогенез – эволюционный биологический процесс, который привел к появлению Homo sapiens – человека разумного.

    Одна из наиболее актуальных проблем философии человека – проблема антропогенеза, которая может быть сформулирована в виде следующего вопроса: каков исторический путь формирования человека как существа биосоциального? Это проблема происхождения человека и человеческого общества, смысла существования человека как вида, смысла жизни отдельной личности и т. п.

    Характерные для современной антропологии представления связаны главным образом с немецкими философскими течениями XX в. Их разработка была начата в трудах М. Шелера и получила развитие у Г. Плеснера, А. Гелена, Э. Ротхакера и др. Главной задачей философской антропологии является исследование сущности человеческого бытия и человеческой индивидуальности, их обоснование и объяснение исходя из понимания человека как смыслопорождающей «точки». М. Шелер считал, что все центральные философские проблемы сводимы к проблеме человека.

    В истории философии присутствуют противоположные точки зрения относительно вопроса происхождения человека. В рамках телеологических концепций развивалась идея креационизма, согласно которой Бог творит мир и человека, а само Творение является единовременным актом. Согласно концепции биологической эволюции (Ч. Дарвин, Ф. Энгельс, К. Маркс), человек – это результат эволюции, он произошел естественным образом от человекообразной обезьяны под действием законов биологической эволюции.

    В XIX в. широкое распространение получила трудовая теория происхождения человека, толчок развитию которой дала эволюционная теория Ч. Дарвина. Сторонники трудовой теории (диалектический материализм) считали, что начинающийся процесс производства создал человека, поскольку развил руку, мозг, выявил потребность в общении, что привело к появлению речи. В процессе трудовой деятельности человек создавал мир культуры (материальной и духовной). Основанием для критики этой концепции служит то, что в природе животные в ряде случаев тоже осуществляют орудийную деятельность, однако это не приводит к преодолению ими границ животного мира. Выведение мышления из труда, а не труда из мышления не дает достаточных оснований для объяснения перехода от инстинктивных форм труда к целеполагающим.

    Критически подойдя к трудовой теории становления человека, американский философ и культуролог Л. Уайт предложил концепцию символизации. Согласно концепции символизации, любому живому организму для жизни и воспроизводства необходимо осуществлять минимум приспособления к окружающей среде. Человек осуществляет этот процесс символическими средствами, истолковывая свой мир с помощью символов.

    Э. Кассирер тоже определил человека как существо символизирующее, а символизацию рассматривал как универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры. Труды этого немецкого философа оказали огромное влияние на развитие философской антропологии.

    Американский культурный антрополог Р. Линтон утверждает, что человеческое поведение построено на научении. Более того, расширение научаемых форм поведения, того, что в терминологии русского физиолога И. Павлова названо условными рефлексами, приводит к реализации человеком новых – культурных, а не биологических – способов приспособления к миру. С этим процессом Линтон связывает начало социальной истории.

    В рамках социобиологии Э. Уилсона, напротив, развиваются представления о единой природе человека, с учетом как социального, так и биологического влияния. Утверждается, что большинство стереотипных форм поведения человека свойственно и млекопитающим. Уилсоном выделены следующие стереотипные формы, формирование которых связано с культурными и биологическими факторами: агрессивность, следование отработанным эволюцией формам сексуального поведения, приверженность не только родственным, но и внутрипопуляционным образованиям, взаимный альтруизм, защита определенного местообитания, социализация с помощью отработанных эволюцией способов и механизмов и др.

    Современное состояние научных знаний о человеке предполагает рассмотрение принципа самоорганизации как движущей силы развития открытых неравновесных систем. И. Пригожин и И. Стенгерс открытую неравновесную систему описывают как обменивающуюся со средой информацией, веществом и энергией. Открытым системам присущи качественные изменения, при этом переход из одного качественного состояния в другое является скачкообразным процессом. Скачок возможен, когда система достигает своего критического состояния. Переход открытой неравновесной системы в качественно новое состояние знаменует достижение ею устойчивости, но с другим уровнем сложности и, возможно, упорядоченности.

    Теория самоорганизации согласуется с эволюционной концепцией антропогенеза Пьера Тейяра де Шардена (1881–1955). В труде «Феномен человека» Шарден рассматривает феномен человека не как то, что осуществляется посредством морфологических изменений или естественного отбора, идею которого предложил Ч. Дарвин (1809–1882), а как то, что определяется имманентными силами организма будущего Homo sapiens. Шарден считал появление Homo sapiens свершившимся скачком в антропогенезе.

    Антропогенез не является линейным процессом. Характер органической и социальной жизни таков, что его описание и объяснение проблематично с позиций строго линейной парадигмы. Нелинейный характер процесса антропогенеза связан с осуществлением возникновения новых ответвлений и многообразия живого в эволюционном процессе, что обусловливает устойчивость живого на Земле.

    Антропологическая проблема сущности и существования человека связана с вопросом о биологическом и социальном в человеке, об их соотношении и целостности. Биологическая природа каждого живого существа на Земле обусловлена определенным набором генов – генотипом, получаемым от родителей. Рождение предполагает биологическую наследственность, зашифрованную в генах в виде задатков. Однако природно-биологическая природа человека «очеловечивается» социокультурными факторами в процессе социализации. Сугубо биологические потребности (продолжение рода, потребность в пище, отдыхе) в мире человека культурно оформляются.

    15. Соотношение психики, сознания и бессознательного
    Психика - свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Важнейшая особенность психического отражения - его активность.
    Все психические явления существуют только в результате работы мозга и в этом смысле представляют собой его функцию, они не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них; они образуют особое качество, проявляющееся лишь в системе отношений деятельности субъекта: психика сознание труд.
    Возникая на определённой ступени биологической эволюции, психика представляет собой необходимое условие дальнейшего развития жизни. Изменяясь и усложняясь, психическое отражение приобретает у человека качественно новую форму - форму сознания.
    Сознание - это высший уровень развития психического отражения, связанный с использованием речи, присуще только человеку. В сознательной жизни, мы накапливаем опыт и познания, руководствуясь биологическими развитиями. В этой категории, играет большую роль генетический код, развитие нервной системы, окружающая социальная жизнь. Сознание как форма индивидуальной психики возможно лишь в обществе. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля.
    Но, в психике человека происходят не только сознательные процессы, но и процессы, которые не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Они противостоят сознанию, но в то же время находятся в неотрывной связи с ним.

    Психика в целом, сознание и бессознательное, в частности, обеспечивают приспособленность, адаптацию человека к внешнему миру.

    Сознание и бессознательное - это качественно различающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта.

    Таким образом, все психические явления можно разделить на 2 группы. Первые осознаются самим человеком. Проявление вторых не отражается в сознании человека - их называют неосознаваемыми процессами, или бессознательными.

    Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых на свое поведение человек не отдает себе отчёта. Здесь нет ни самоконтроля, ни самооценки.

    Элементы бессознательного в той или иной степени представлены во многих психических процессах, например, бессознательное ощущение равновесия, неосознаваемые образы восприятия, связанные с узнаванием ранее виденного. Бессознательное в личности человека - это те стороны личности, которые человек не осознаёт у себя, но которые ему присущи и проявляются непроизвольно. Нередко, именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека.

    Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врождённую инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей - сохранение организма и вида (продолжение рода).

    Существует также бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание.

    Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.

    Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З. Фрейд. По его мнению, бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознаёт у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. В своей теории Фрейд выделял 3 основные формы проявления бессознательного: ошибочные действия, невротические симптомы, сновидения.

    Одна из групп - ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов.

    В основе второй группы бессознательных явлений, лежит непроизвольное забывание имён, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями.

    Третья группа бессознательных явлений личностного характера, относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

    По мнению Фрейда, есть бессознательные психические явления, находящиеся на подсознательном уровне.

    Подсознательный уровень психической деятельности - обобщённые, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения - умение, навыки, привычки, интуиция.

    Фрейд выделил в психике человека внесознательную сферу. По его мнению, в сфере внесознательного таятся корни такого феномена, как вера, надежда и любовь, различные парапсихологические явления (ясновидение, телепатия). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие - всё это тоже сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определённым образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

    Сферу бессознательного З. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием.

    В отличие от З. Фрейда другой психоаналитик - К.Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного.

    Таким образом, психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом. Однако нельзя описать психику простым делением процессов на "сознательное" и "бессознательное". Сфера бессознательного имеет свою особую сложную структуру.

    В данной работе много говорилось о сознании человека, но какова же структура сознания?

    К неотъемлемым признакам сознания относятся речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

    В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

    1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

    2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

    3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

    4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

    5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

    6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

    Помимо изложенной выше, можно рассмотреть и иные варианты структуры сознания человека.

    Например, в основу структуризации сознания можно положить:

    1. масштаб сознания (индивидуальное и общественное сознание);

    2. компоненты сознания (познание, переживание, отношение);

    3. типы психических явлений (сознательные процессы, состояния и свойства);

    4. его свойства (константность, целостность, активность) и т.д.

    Однако, с точки зрения большинства психологов, рассмотренная выше модель структуры сознания является наиболее удобной как в теоретическом, так и практическом аспектах.

    Также структура сознания включает: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы.

    Чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой.

    Значения преломляют мир в сознании человека, носителем значений является язык.

    За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операция) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность.

    Личностный смысл - это значение того или иного явления для конкретного человека. Личностный смысл и создает пристрастность сознания.

    16. Сознание и язык

    Появление и развитие сознания связано с возникновением и развитием языка. Язык – система знаков, с помощью которой происходит коммуникация, хранение и трансляция информации. Язык – это любая знаковая система, система жестов, образов, слов и т.п. Знак – это предмет, который замещает или представляет другой предмет, процесс или явление. Например, дым – знак огня, фотография – знак какого-либо положения дел в реальности, высокая температура – знак болезни, красные розы – знак любви и т.п.
    Язык возникает в общении и в совместной деятельности людей, а основной для этого становится разнообразная коммуникация у животных: жестовая, обонятельная, зрительная и, конечно, звуковая. Большинство антропологов придерживаются мнения, что древние обезьяны и непосредственные предшественники человека австралопитеки общались с помощью жестов. Язык жестов соответствовал развитию наглядно-действенного мышления, когда внешние манипуляции с предметами составляли содержание мыслительного процесса. Но у языка жестов были серьезные ограничения. Во-первых, жесты невозможно разглядеть в темноте или в условиях ограниченной видимости. Во-вторых, жесты воспроизводятся с помощью рук, а когда руки заняты, общаться невозможно. В-третьих, жест трудно разделить на составные части, поэтому с его помощью невозможно выразить сложные мысли и описать разнообразные ситуации. Все это привело к тому, что на смену жестам и зрительной коммуникации постепенно пришли звук и речь.
    Общение с помощью звуков постепенно развивало у предков человека наглядно-образное мышление, ведь материальным носителем информации теперь были не тело и движения рук, а звук. Общение с помощью звуков было уже у австралопитеков, они использовали около сотни звуковых сигналов. Но членораздельная речь появилась только у Homo erectus, т.е. у человека прямоходящего, примерно 2 млн лет назад. Эти предки человека уже использовали отдельные слова для обозначения предметов, а иногда и более сложные конструкции. В эпоху неандертальца 250 тыс. лет назад коммуникация с помощью звуков совершенствуется. У неандертальцев меняется анатомия гортани, что позволяет им издавать сложные звуки, можно сказать, что это уже была речь. Неандертальцы использовали не только отдельные слова, но и сложные предложения, в их языке была обширная лексика и простейшая, но все же грамматика. Становление языка и речи завершилось в верхнем палеолите 30–10 тыс. лет назад, когда у древних людей окончательно сформировалась способность к наглядно-образному мышлению.
    Язык выполняет 2 функции: обозначающую и коммуникативную. Знаки языка замещают предметы, явления, события, мысли и используются как средство взаимодействия и общения людей. Общение или коммуникация состоит из двух связанных процессов – выражения мыслей и их понимания. Человек выражает себя не только в речи, но и в поступках, художественных образах, картинах и т.п. Это тоже языки, но они применимы только в некоторых замкнутых сферах и требуют дополнительных, иногда даже профессиональных знаний для своего понимания. Речь, в отличие от них, универсальна и доступна всем людям, она используется везде и повсюду и даже в качестве переводчика с других "частных" языков (жестов, образов и т.п.). Речь – особый тип языка, связанный с особым типом знаков – со словами. Общение с помощью слов свойственно только человеку, животные используют другие знаки: движения, запахи, звуки, но ни одно животное не может общаться с помощью слов, т.е. неспособно к речи. Речь может быть письменной и устной, однако это не меняет ее природы. В отличие от других языков, с помощью которых люди общаются друг с другом, речь всегда связана с мышлением. Эмоции, ощущения и переживания можно выражать в жестах, мимике, образах, но мысль воплощается и выражается только в слове, ее неясность порождает путаницу в выражении, и напротив, ясное слово свидетельствует о ясном мышлении.
    Мышление не только выражается, но и формируется в языке. Конечно, этого нельзя сказать о логике и абстрактном мышлении, они одинаковы для всех народов, говорящих на самых разных языках. Но обыденное мышление, которое выражает этнические, исторические, культурные особенности того или иного народа, во многом складывается под воздействием языка. Люди, говорящие на разных языках, по-разному переживают и оценивают. В языке зафиксированы фундаментальные, жизненно важные образы, готовые оценки и восприятия реальности, которые в определенной заданной форме передаются другим поколениям людей. Например, существует 2 основных синтаксических типа языков, в которых зафиксировано 2 разных способа отношения к реальности. Различие этих подходов выражается особенностями фраз "я делаю" и "со мной происходит". В первом случае человек предстает как активный деятель, во втором – как пассивное существо, не контролирующее события. Русский язык согласно этой типологии, тяготеет к пассивным безличным конструкциям, хотя и активные в нем имеются, но в повседневном общении их употребляют гораздо реже. Английский язык, напротив, тяготеет к активным языковым конструкциям, хотя в нем есть и пассивный залог.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта