Главная страница
Навигация по странице:

  • В настоящее время в обобщенном виде проблемы философии истории могут быть сведены к следующему

  • 24. Понятие культуры; культуры и цивилизации; культура и общество Общество

  • «общественное сознание».

  • «культура» и «цивилизация». Это различие встречается уже в работах немецкого философа к. XVII – нач. XIX вв. Иммануила Канта

  • О. Шпенглеру и А. Тойнби

  • 25. Понятие личности; индивидуальность, личность и свобода Индивид

  • Личность

  • Выделяют следующие виды ответственности

  • 26. Язык, общение и коммуникативное поведение людей Сознание

  • Речь

  • Знаковые системы

  • Язык организует, создаёт речь. Речь медленно обогащает и изменяет язык. Коммуникация

  • Коммуникация

  • В настоящее время понятие «коммуникация» имеет три основные интерпретации.

  • Экзамен по философии. Ответы фил. 1. Предмет, структура и функции философского знания


    Скачать 173.86 Kb.
    Название1. Предмет, структура и функции философского знания
    АнкорЭкзамен по философии
    Дата15.01.2023
    Размер173.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы фил.docx
    ТипЗакон
    #886848
    страница9 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Основные проблемы философии истории.


    Первым, кто сделал системную попытку определить круг проблем, которыми должна заниматься философия истории, был Гердер. Первейшей проблемой философии истории он считал поиски ответа на извечные вопросы: откуда мы и куда мы идем? Уже сами эти вопросы представляют обширное поле для исследования, но несомненно не исчерпывают всей проблематики философии истории. Значительный вклад в конкретизацию этих проблем внес Э. Бернгейм.

    Он обращал внимание на проблемы:

    а) выяснение принципов (общих правил) анализа истории общества;

    б) изучение условий и факторов, определяющих исторический процесс;

    в) движение и связь исторических событий;

    г) механизм исторического развития;

    д) результаты и смысл исторического процесса.

    С течением времени проблематика философии истории видоизменялась и конкретизировалась.

    В настоящее время в обобщенном виде проблемы философии истории могут быть сведены к следующему:

    - предмет и проблематика истории философии как науки, ее метод;

    - источники и логика развития человеческой истории, ее сущность и внутренние механизмы;

    - эволюция социальных форм, единство и многообразие исторического процесса, смысл истории;

    - многомерность социального бытия и действие общественных законов;

    - особенности развития социальных систем в историческом процессе;

    - проблемы социального детерминизма и социального прогресса;

    - периодизация и хронология истории;

    - специфика исторического пространства и исторического времени;

    - принципы реконструкции исторического прошлого;

    - движущие силы, объективное и субъективное в общественном развитии;

    - перспективы всемирной истории и человеческой цивилизации;

    - культура и социальная эволюция;

    - взаимоотношения человека и истории, роль личности в историческом процессе.

    24. Понятие культуры; культуры и цивилизации; культура и общество

    Общество– это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Как правило, говоря об обществе, имеют в виду определенный народ, совокупность граждан того или иного государства. Однако понятие «общество» может также обозначать и небольшую группу людей, имеющих общие интересы и взаимодействующих для их достижения. Также можно говорить и о мировом сообществе.

    В науке выделяются различные типы обществ: классовое и бесклассовое, многонациональное и однонациональное и др. Философия, история, социология, другие общественные науки активно исследуют специфику различных типов обществ, их структуру и развитие.

    Общество может исследоваться как с точки зрения его внутренней структуры, так и с точки зрения его взаимодействия с другими объединениями людей. Существуют философский, культурологический, экономический, социологический и политологический подходы к изучению общества, каждый из которых имеет свои особенности. Философский подход является наиболее общим, целостным, он служит методологической основой для других подходов к изучению общества.

    Общество может стабильно развиваться, если присущий ему общественный строй воспринимается большинством членов общества как нормальный. Это предполагает достаточно высокую степень общности мировоззренческих установок, норм и ценностей, разделяемых членами данного общества. Эта общность возникает на основе совместного опыта, складывается исторически. В философии и общественных науках она получила название «общественное сознание».

    Общественное сознание возникает и развивается в процессе реальной совместной деятельности людей. На его особенности накладывают свой отпечаток взаимоотношения между людьми внутри данного общества и прежде всего классовые, национальные и религиозные различия; отношения между данным обществом и окружающей его природной средой, прежде всего способ производства; отношения данного общества с другими сообществами людей, включая экономические отношения и вооруженные конфликты.

    Носителем общественного сознания является весь народ или какая-либо отдельная группа людей в его составе, например, класс или этническая общность. Чем больше разница между восприятием действительности со стороны различных групп в данном обществе, тем больше вырастает угроза нестабильности.

    Поведение отдельных людей подвержено сильному влиянию со стороны общественного сознания. Очень часто внутри личности возникают конфликты между общечеловеческими ценностями, приверженностью идеалам своей национальности или религии и классовой идеологией.

    Выделяются такие формы общественного сознания, как политическое, правовое, религиозное сознание. Каждая из этих форм отражает соответствующие стороны общественной жизни людей.

    Культура рассматривается философией как творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она также может рассматриваться как совокупность накопленных в данном обществе знаний, умений, навыков и правил поведения, социальных норм и ценностей. Важнейшими составляющими культуры являются язык, знаковые системы, используемые людьми для общения и взаимодействия друг с другом. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Культура создается, культуре обучаются.

    Понятие культуры включает в себя убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы; служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

    Н. Смелзер выделяет 4 универсальных культурных элемента:

    1) понятия (концепты) – содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей;

    2) отношения. Культура не только выделяет те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляет, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по значению. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и сфере сверхъестественного;

    3) ценности – общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек стремится. Они составляют основу нравственных принципов;

    4) правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

    В философии принято различать понятия «культура» и «цивилизация».

    Это различие встречается уже в работах немецкого философа к. XVII – нач. XIX вв. Иммануила Канта. Кант считал, что цивилизация начинается с установления человеком правил жизни и поведения. Цивилизованный человек воспитан, вежлив и внимателен. Культура же – это не просто образцы поведения. Она предполагает определенную степень нравственности. Культурный человек следует «золотому правилу» этики: «Не делай другому того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе».

    Согласно О. Шпенглеру и А. Тойнби цивилизация является высшей стадией развития культуры. По мнению Шпенглера, каждая культура проходит стадии зарождения, развития и смерти. Цивилизация – это заключительная стадия развития культуры, ее расцвет и начало вырождения. Она следует за культурой, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием. Тойнби отождествлял цивилизацию с общественным развитием. Цивилизация, по Тойнби, является ответом общества на вызовы окружающей среды. За ростом и расцветом цивилизаций следует надлом и упадок.

    Согласно Тойнби и Шпенглеру цивилизация предполагает высокий уровень развития техники, урбанизацию, большую ориентацию на материальные ценности, чем на духовные. В современной социальной философии выделяются доиндустриальный (сельскохозяйственное производство и торговля), индустриальный (промышленное производство) и постиндустриальный (развитие научного знания, информационных технологий и сферы услуг) типы цивилизации.

    25. Понятие личности; индивидуальность, личность и свобода

    Индивид – один из представителей человеческого рода.

    Индивидуальность – особенное, уникальное и неповторимое в человеке.

    Личность – понятие, обозначающее интегрированность в человеке социально значимых черт, сформировавшихся в результате его взаимодействия с другими людьми.
    Индивид– это единичный представитель вида homosapiens, биологиче­ский организм, носитель общих наследственных свойств биологи­ческого вида (индивидом рождается каждый человек).

    Индивидуальность– это непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого. Она подразумевает своеобразие его психофизиологической структуры (тип тем­перамента, физические и психические осо­бенности, интеллект, мировоззрение, жиз­ненный опыт). Как правило, только другие люди могут сказать, чем один человек отличается от другого.

    Напротив, личность– это то, что формируется и наблюдаемо самим человеком. Личность– совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества. Понятие «личность» отражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность возникает в результате культурного и социального развития. Это социально-психологическая сущность человека, совокупность уникальных черт, которые могут вносить вклад в общее социальное целое. Личность формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

    Быть личностью – значит иметь следующее:

    · обладать независимостью, свободой, т.е. личностной автономией;

    · иметь активную жизненную позицию;

    · иметь цель в жизни и обладать принципиальностью;

    · обладать способностью к самонаблюдению, самоанализу, само регуляции;

    · осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости;

    · оценивать последствия принятого решения и быть за него ответственным;

    · иметь созидательную установку и созидательное поведение.

    В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).

    Свобода есть познанная необходимость

    Свобода — это возможность поступать так, как хочется

    Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

    Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и её атрибутов.

    Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Но это очень сложный и опасный путь, он чреват тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в ещё худшее рабство.
    Во-вторых, это бегство от мира, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, когда человек бежит в монастырь, в скит, в себя, в свой “мир”, чтобы там обрести способ свободной самореализации.

    В-третьих, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.

    Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

    Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

    Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

    Выделяют следующие виды ответственности:

    — историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;

    — индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

    По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

    Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

    26. Язык, общение и коммуникативное поведение людей

    Сознание — это функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.

    Язык — наиболее дифференцированное и объемлющее средство выражения, которым обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа.

    Язык и сознание происходят из глубокой древности.
    2 основных функции языка:

    — служить средством общения;
    — служить орудием мышления.

    Речь — это процесс общения (обмена мыслями, чувствами, пожеланиями и т. п.), осуществляющийся с помощью языка.

    Язык — это система значимых и содержательных форм, он работает как механизм социальной наследственности.

    Процесс общения складывается из двух связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим; восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.

    Мышление и язык тесно связаны, это приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке.

    Обращаясь к другим людям, говорящий: сообщает им свои мысли и чувства; побуждает их к тем или иным поступкам; убеждает их в чем-либо; приказывает; советует; отговаривает их от каких-нибудь действий и т. д.

    Сознание и язык являются единым целым: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.

    Язык — это непосредственная деятельность сознания. С помощью языка сознание выявляется, формируется.

    С помощью языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям; протекает процесс оперирования понятиями.

    Сознание является отражением действительности, а язык — ее обозначением и выражением в мысли.

    Но не все выразимо с помощью языка, человеческая душа настолько загадочна, что для ее выражения порой нужна поэзия, музыка или весь арсенал символических средств.

    Человек принимает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразных знаковых форм.

    Знак — это материальный предмет, процесс, действие, которые выполняют в процессе общения роль представителя чего-то другого и используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.

    Знаковые системы — это материальная форма, в которой осуществляются сознание, мышление; реализуются информационные процессы в обществе; реализуются информационные процессы в технике.

    В них входит вся сфера психики и сознания: понятийные компоненты; чувственные компоненты; эмоциональные компоненты; волевые побуждения.

    Среди неязыковых знаков выделяются:
    — знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки ископаемых животных и т. п.)
    — знаки-признаки (озноб — симптом болезни, туча — предвестник приближения дождя
    — знаки-сигналы (звонок, аплодисменты и т. п.);
    — знаки-символы (двуглавый орел символизирует российскую государственность).

    Так складываются отношения языка и речи. Коммуникация'>Язык организует, создаёт речь. Речь медленно обогащает и изменяет язык.

    Коммуникация- акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц (И.).

    Коммуникация - сообщение, общение (О.).

    Итак, слова связывают людей, объединяют их через общение. Без общения нет общества, без общества нет человека социального, нет человека культурного, человека разумного, homosapiens. Слова, складываясь в язык, выделяют человека из животного мира. Как же их не любить?! Как же их не изучать - внимательно, пристально, со всех точек зрения и во всех проявлениях? Ни одна наука, ни одна специальность не может обойтись без слов. Они нужны хотя бы для того, чтобы сформулировать знание и опыт, сохранить его и передать следующим поколениям.

    Его Величество Общение (или Ее Величество Коммуникация) правит людьми, их жизнью, их развитием, их поведением, их познанием мира и самих себя как части этого мира. И всякая попытка осмыслить коммуникацию между людьми, понять, что ей мешает и что способствует, важна и оправданна, так как общение - это столп, стержень, основа существования человека.

    а) Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности

    б) Коммуникация – передача информации посредством языка и других знаковых систем

    в) Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека

    г) В настоящее время понятие «коммуникация» имеет три основные интерпретации. Во-первых, коммуникация представляется как средство связи любых объектов материального и духовного мира. Во-вторых, - это общение, в процессе которого люди обмениваются информацией. В-третьих, под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные части
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта