Экзамен по философии. Ответы фил. 1. Предмет, структура и функции философского знания
Скачать 173.86 Kb.
|
17. Структуры и функции сознания В современной философии и науке сознание рассматривается как целостная система, но набор элементов, которые выделяются в структуре сознания, изменяется в зависимости от теории или концепции. Общая психология выделяет в сознании 3 сферы: • когнитивную (познавательную); • эмоциональную; • волевую. Когнитивную сферу составляют познавательные способности, интеллектуальные процессы получения знаний и результаты познавательной деятельности, т.е. сами знания. Традиционно выделяют 2 познавательные способности человека: чувственную и рациональную. Чувственная познавательная способность – способность к ощущениям, восприятиям и представлениям, которые выступают базой для рациональных знаний. Ощущение – отображение отдельных свойств объекта, например, кислое, сладкое, холодное и т.п. Восприятие – комплекс ощущений, отображение множества свойств объекта. Ощущения выступают предпосылкой восприятия и в естественных ситуациях встречаются редко, поскольку мы, как правило, отображаем не отдельные свойства и стороны предметов, а их совокупность. Третья форма чувственного познания – представление – связывает чувственную и рациональную способности. Представление – образ предмета, который воспроизводится в сознании без непосредственного воздействия самого предмета на органы чувств. Представление объединяет в себе черты и чувственной, и рациональной способностей. Как и восприятие, представление – это конкретный образ конкретного предмета, но в отличие от восприятия оно не связано с конкретной ситуацией. Представление позволяет человеку обрести некоторую свободу по отношению к воспринимаемой реальности. Рациональная познавательная способность – главная в познавательной сфере, это способность к формированию понятий, суждений и умозаключений. Понятие – форма мысли, в которой обобщены и выделены предметы по сходным для них признакам, например, "студент", "книга", "дерево" и т.п. Суждение – форма мысли, в которой утверждается наличие или отсутствие у предметов каких-либо свойств или отношений между ними. Пример суждения: "Этот человек изучает философию", "Некоторые животные являются домашними", "На улице идет снег". Суждение может складываться уже на уровне чувственного отображения действительности. Сказать: "Это кот" можно, имея в виду конкретного рыжего кота, который сидит на диване, а не понятие "кот", в котором имеются в виду все возможные коты разнообразных окрасов, спящие, охотящиеся, уличные и домашние. Умозаключение – форма мысли, в которой из одного, двух или более суждений выводится третье. Умозаключение формируется на базе понятий и суждений и представляет собой динамичную форму абстрактного мышления. Пример умозаключения: "Все кошки животные, некоторые кошки серые, следовательно, некоторые животные серые". Помимо рациональной и чувственной способностей в познавательную сферу входят внимание и память. Внимание – это способность концентрировать умственные усилия на каком-то определенном объекте, явлении или событии. Память – это способность накапливать информацию и воспроизводить ее при необходимости, память обеспечивает единство всех элементов сознания. Различают 2 формы когнитивной памяти: – образную, которая проявляется в виде зрительных, слуховых, обонятельных и прочих ощущений; – мыслительную, которая фиксирует слова и понятия. На основе интеллекта, ощущений, внимания и памяти формируются чувственные и понятийные образы, которые составляют содержание познавательной сферы сознания. Содержание эмоциональной сферы сознания составляют потребности, интересы и цели, а ее элементами выступают аффекты, эмоции и чувства, все они выражают переживания человека и его отношение к тому, что он видит, слышит и постигает. Эмоции выражают потребности человека и смысл его мотиваций и поступков. Волевая сфера сознания представлена мотивами, интересами и потребностями в единстве со способностью достигать цели. Главный элемент этой сферы – воля – способность сосредоточить внимание на каком-либо объекте или цели и достигать их. В структуре сознания можно также выделить интуицию – способность, которая обеспечивает переход с уровня образного мышления на уровень рационального и наоборот. Этот переход, который обычно принимает вид скачка, трудно прогнозировать, его можно обнаружить лишь задним числом. Различают конкретную и абстрактную интуицию. Конкретная интуиция относится к фактической стороне вещей и тяготеет к чувственной познавательной способности. Абстрактная интуиция касается идеальных связей и отношений действительности и тяготеет к абстрактному мышлению. Отличие интуиции от других психических функций заключается не только в ее скачкообразной природе, но и в той форме, в которой фиксируются результаты интуитивного процесса. Результаты интуиции могут оформляться в виде ощущений, понятий или эмоций. Но, несмотря на это, интуицию всегда можно отличить от мышления, чувства или ощущения, потому что интуитивные прозрения даны непосредственно и очевидно, они не выводятся как понятия или суждения. Необходимой составляющей интуиции является воображение – способность наглядно представить объект исследования. Образ, создаваемый воображением, отличается от ощущения тем, что он не связан с конкретной ситуацией. Воображение опирается на ощущения и образное мышление, но превосходит его, поскольку позволяет представить предмет так, как его никогда невозможно наблюдать в реальности. Основные функции сознания: – познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке; – конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании, в частности, предметных форм, не существующих в природе; – регулятивно-управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром; – прогностическая, позволяющая предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их; 18. Проблема познания; виды познания Познание – процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Он является предметом исследования такого раздела философии, как теория познания. Проблема познания: Познаваем ли мир в принципе – вот основной вопрос философии, который ищет ответа в рамках этой проблемы. Для философии вопрос о природе познания и формах его проявления является фундаментальным и традиционным. Сложность и важность проблемы обусловлена тем, что в познании раскрывается природа человека, и гносеологическое исследование оказывается неотделимым от антропологического. Учение о познании есть, по сути, органическая часть философского учения о человеке. Проблема познания в истории философии имеет большое значение. Наибольший вклад в ее изучение внесли такие мыслители, как Юнг и Кант. С познанием так или иначе связана любая деятельность человека. Именно способность к нему сделала нас такими, какими мы есть сейчас. Проблемы познания в философии Стоит начать с того, что под познанием понимается целенаправленное активное отображение окружающей действительности в сознании человека. В ходе данного процесса выявляются неизвестные ранее грани бытия, исследованию подвергается не только внешняя, но и внутренняя сторона вещей. Проблема познания в философии важна также и по той причине, что человек может быть не только субъектом, но и его объектом. То есть часто люди изучают самих себя. В процессе познания становятся известны определенные истины. Эти истины могут быть доступны не только субъекту познания, но и кому-то другому, включая последующие поколения. Передача происходит преимущественно при помощи различного рода материальных носителей. Например, при помощи книг. Проблема познания в философии основывается на том, что человек может познавать мир не только непосредственно, но и опосредованно, изучая чьи-либо труды, работы и так далее. Обучение последующих поколений – важная задача всего общества. Проблема познания в философии рассматривается с различных точек зрения. Речь идет об агностицизме и гностицизме. Гностики на познание, а также на его будущее смотрят довольно-таки оптимистично. Они считают, что человеческий разум рано или поздно будет готов к тому, чтобы познать все истины этого мира, который сам по себе является познаваемым. Границ разума не существует. Проблема познания в философии может быть рассмотрена и с другой точки зрения. Речь об агностицизме. Агностиками в большинстве своем бывают идеалистами. Их размышления основываются на вере в то, что, либо мир слишком сложен и изменчив, чтобы его можно было познать, либо на том, что человеческий разум слаб и ограничен. Эта ограниченность приводит к тому, что многие истины никогда не будут открыты. Нет смысла стремиться познать все вокруг, так как это просто-напросто невозможно. Сама по себе наука о познании называется гносеологией. По большей части она базируется именно на позициях гностицизма. Принципы у нее следующие: - историзма. Все явления и предметы рассматриваются в контексте их становления. А также непосредственного возникновения; - активности творческого отображения; - конкретности истины. Суть в том, что истину можно искать только в конкретных условиях; - практики. Практика – это та деятельность, которая помогает менять человеку и мир, и самого себя; - диалектики. Речь идет об использовании ее категорий, законов и так далее. Как уже говорилось, в познании субъектом является человек, то есть существо, которое наделено достаточным разумом, способное осваивать и пользоваться арсеналом средств, подготовленным предыдущими поколениями. Субъектом познания можно назвать и само общество в целом. Стоит отметить, что полноценной познавательная деятельность человека может быть лишь в рамках общества. В качестве объекта познания выступает окружающий мир, а точнее та его часть, на которую направлен интерес познающего. Истиной называется идентичное и адекватное отражение объекта познания. В том случае, если отражение будет неадекватным, познающий получит не истину, а заблуждение. Различают следующие виды познания: – Повседневное, или житейское, познание. Основано на здравом смысле, наблюдении, обыденном познании, согласуется с общесоциальным жизненным опытом, носит несистематический, эмпирический характер. – Художественное познание. Основано на цельном, а не на разделенном воспроизведении мира и особенно человека в мире, взаимосвязано с понятием культуры как среды человеческого, которая длится и возобновляется только постоянным усилием человека. – Чувственное познание. Осуществляется с помощью органов внешних чувств. Раскрывается посредством трех его форм: ощущения (возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека и передают только отдельные свойства предмета); восприятия (структурированного образа, состоящего из нескольких ощущений); представления (образа ранее созданных или воспринятых воображением явлений). Чувственное познание позволяет иметь представление только о внешних свойствах отдельных предметов. Чувственного познания недостаточно для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования. – Рациональное познание. Является процессом абстрактного обобщающего мышления. На уровне рационального познания происходит отвлечение от частных, несущественных свойств предмета. Рациональное познание осуществляется посредством таких 3х его форм, как понятие, суждение, умозаключение. Понятие – это элементарная единица рационального мышления, отражающая общие, существенные признаки предметов. Следующая форма рационального познания – суждение является совокупностью понятий, отражающей связи и отношения между предметами и их свойствами. В суждении утверждается или отрицается что-либо. Третья форма рационального познания – умозаключение представляет собой процесс получения на основании законов логики заключения из двух или нескольких суждений. Умозаключение – высшая форма отвлеченного (абстрактного) мышления. – Интуитивное познание. Представляет собой неосознанно полученное непосредственное знание, которое подразделяется: на чувствительное (мгновенное чувство); рациональное (интеллектуальное озарение); эйдетическое (зрительная интуиция). – Научное познание. Предполагает исследовательскую практику и последующее объяснение фактов на основании их осмысления в контексте системы понятий данной науки. Наука – это высокоорганизованная форма познания и исследовательской деятельности, основной задачей которой является открытие законов мира. 19. Научное познание: эмпирический и теоретический уровни Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления. Эпистемология — это учение о научном познании. В структуре научного знания выделяются два уровня: - эмпирический уровень; - теоретический уровень. Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. Теоретический уровень представляет собой как бы разрез исследуемого объекта под определенным углом зрения, заданным мировоззрением исследователя. Он строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности и его главной задачей является описание, систематизация и объяснение всего множества данных эмпирического уровня. Эмпирический и теоретический уровни обладают определенной автономией, однако их невозможно оторвать (отделить) один от другого. Теоретический уровень отличается от эмпирического тем, что на нем происходит научное объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне. На этом уровне формируются конкретные научные теории, и он характеризуется тем, что в нем оперируют с интеллектуально контролируемым объектом познания, в то время как на эмпирическом уровне - с реальным объектом. Значение его в том, что он может развиваться как бы сам по себе, без прямого контакта с действительностью. Эмпирический и теоретический уровни органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Несмотря на теоретическую загруженность, эмпирический уровень является более устойчивым, чем теория, в силу того, что теории, с которыми связано истолкование эмпирических данных, являются теориями другого уровня. Поэтому эмпирия (практика) является критерием истинности теории. Для эмпирического уровня познания характерно использование следующих методов изучения объектов. Наблюдение - система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта. Функции этого метода: фиксации регистрация информации и предварительная классификация факторов. Эксперимент - это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении объектов, поставленных в такие условия (специально создаваемые), которые должны способствовать обнаружению, сравнению, измерению объективных свойств, связей, отношений. Измерение как метод является системой фиксации и регистрации количественных характеристик измеряемого объекта. Для экономических и социальных систем процедуры измерения связаны с показателями: статистическими, отчетными, плановыми; Сущность описания, как специфического метода получения эмпирического знания состоит в систематизации данных, полученных в результате наблюдения, эксперимента, измерения. Данные выражаются на языке определенной науки в форме таблиц, схем, графиков и других обозначений. Благодаря систематизации фактов, обобщающих отдельные стороны явлений, изучаемый объект отражается в целом. Теоретический уровень является высшим уровнем научного познания. Схему теоретического уровня познания можно представить следующим образом: - мысленный эксперимент и идеализация на основе механизма переноса зафиксированных в объекте результатов практических действий; - развитие познания в логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях, законах, научных идеях, гипотезах, теориях; - логическая проверка обоснованности теоретических построений; - применение теоретических знаний на практике, в общественной деятельности. Можно определить основные характеристики теоретического познания: - объект познания определяется целенаправленно под воздействием внутренней логики развития науки или насущных требований практики; - предмет познания идеализирован на основе мысленного эксперимента и конструирования; - познание осуществляется в логических формах, под которым понимается способ связи элементов, входящих в содержание мысли о предметном мире. Различают следующие виды форм научного познания: - общелогические: понятия, суждения, умозаключения; - локально-логические: научные идеи, гипотезы, теории, законы. Понятие - это мысль, отражающая имущественные и необходимые признаки предмета или явления. Понятия бывают: общими, единичными, конкретными, абстрактными, относительными, абсолютными и. др. Общие понятия связаны с некоторым множество предметов или явлений, единичные относятся только к одному, конкретные - к конкретным предметам или явлениям, абстрактные к отдельно взятым их признакам, относительные понятия всегда представляются попарно, а абсолютные - не содержат парных отношений. Суждение - это мысль, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо посредством связи понятий. Суждения бывают утвердительными и отрицательными, общими и частными, условными и разделительными и т.д. Умозаключение - это процесс мышления, соединяющий последовательность двух или более суждений, в результате чего появляется новое суждение. По существу, умозаключение является выводом, который делает возможным переход от мышления к практическим действиям. Умозаключения бывают двух видов: непосредственное; опосредованное. В непосредственных умозаключениях приходят от одного суждения к другому, а в опосредованных переход от одного суждения к другому осуществляется посредством третьего. Процесс познания идет от научной идеи к гипотезе, превращаясь впоследствии в закон или теорию. 20. Что такое истина? Цель познания – достижение истины. Истина – это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом. Проблема истины является одной из основных в гносеологии. Одно из первых определений истины, ставшее классическим, предложено Аристотелем, который признавал объективное, независимое от сознания существование вещей и утверждал, что знание истинно, когда оно соответствует вещам и их связям: «Не потому ты бледен, что мы правильно считаем тебя бледным, а, наоборот, именно потому, что ты бледен, мы, утверждающие это, говорим правду». В решении вопроса о существовании объективной истины возникает разногласие, прежде всего, между материализмом и субъективным идеализмом. Представители субъективного идеализма и агностицизма отрицают возможность получения такого знания, содержание которого не зависело бы от человека. Так, в философии И. Канта признаками истинности знания считаются всеобщность и необходимость, источниками которых служит не объективная реальность, а сознание индивида, априорные знания. В различных направлениях неопозитивизма истина – это согласие одного знания с другим, непротиворечивость суждений. В прагматизме истина – это полезность знания, его эффективность. В материализме отстаивается положение о том, что истина всегда объективна, она не зависит от сознания человека и общества. Истина имеет ряд особенностей: 1. Истина формируется в результате взаимодействия субъекта и объекта познания и поэтому представляет собой единство объективного и субъективного. Истина объективна по своему содержанию, т.е. представляет собой адекватное отражение действительности, не зависящее от субъекта познания, и субъективна по форме, по способу существования, т.к. не существует вне человека, ее носителем является человеческое сознание. 2. Истина может быть научной и обыденной, что обусловлено наличием разных уровней знания. Обыденное знание основано на повседневном опыте и не требует особых доказательств, научное знание основано на логичности суждений и доказательности (*Лист на дереве зеленый. – Зеленый цвет листа обусловлен содержанием в нем хлорофилла, который образуется за счет энергии света). 3. В истине выделяются абсолютная и относительная стороны. Абсолютная истина содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предмета или явления, она не может быть опровергнута в ходе дальнейшего развития познания. Движение к абсолютной истине осуществляется через относительные истины. Относительная истина – это правильное в своей основе положение, которое не обладает полнотой знания и может углубляться, и уточняться в процессе познания. Примером относительной истины может послужить развитие знания о строении материи. Абсолютными истинами могут считаться точно установленные даты каких-либо событий, непреходящие константы (*гравитационная постоянная, скорость распространения электромагнитных волн, 2Х2=4 и т.д.) но эти истины не интересуют гносеологию, здесь в центре внимания - движение от относительной к абсолютной истине. При диалектическом подходе абсолютная и относительная истина – это две стороны объективной истины. Абсолютное знание складывается из суммы относительных истин, а относительное содержит в себе элементы абсолютного (*относительное знание о строении материи содержит в себе абсолютное знание о существовании элементарных частиц, их заряде и проч.). Таким образом, объективная истина в процессе познания существует как абсолютно-относительная, соотношение между абсолютным и относительным меняется на разных этапах познания. 4. Истина всегда конкретна. Конкретность истины определяется свойствами, закономерностями, условиями существования объекта познания, пространственно-временными отношениями. Конкретность истины означает, что знание истинно лишь при определенных условиях. Например, положение «температура кипения воды равна 100 С», истинно только при атм.давл. = 760 мм рт.столба. 5. Истина имеет бытийственный, аксиологический и праксиологический аспекты. Бытийственный аспект связан с отражением в истине природного и духовного бытия. Аксиологический связан с отражением в истине нравственных и эстетических ценностей. Праксиологический подчеркивает связь истины с практической деятельностью человека. Однако познание несвободно от заблуждений, под которыми понимается непреднамеренное несоответствие суждений действительности. Причинами заблуждений могут служить поспешные обобщения, одностороннее восприятие объекта, несовершенство познавательных средств и т.д. Заблуждение может препятствовать получению истинного знания, а с другой стороны – способствовать созданию проблемных ситуаций, которые являются импульсом для дальнейшего научного поиска, т.е. вести к получению истинного знания. Поэтому один из центральных вопросов гносеологии – вопрос о критериях истины, т.е. способах, с помощью которых устанавливается достоверность знания, отличие истины от заблуждения. В истории философии существовали разные взгляды на этот вопрос. Агностики считали, что нельзя найти доказательства истинности знаний. Представители эмпиризма считали таким критерием соответствие знаний чувственному опыту. Рационалисты видели критерий истины в ясности и отчетливости суждений, в выведении их из всеобщих очевидных положений. В неопозитивизме критерием истины считается непротиворечивость знаний. Основным недостатком этих концепций является стремление найти критерий истинности знания в самом же знании. В диалектическом материализме основным критерием истины считается практика, т.е. целенаправленная предметно-чувственная деятельность, направленная на преобразование материальных систем. Практика как критерий истины должна носить всеобщий характер: это деятельность не отдельного индивида, а человека как социального субъекта, вооруженного знаниями, которыми располагает общество на данном этапе своего развития. Кроме практики, существуют другие критерии истины: -логический – строгое следование законам и правилам логики (*широко используется в математике), -аксиологический – обращение к нравственным, эстетическим, социально-политическим ценностям (*используется в политике, в общественных науках, особенно когда требуется быстрая реакция). Однако и эти критерии опосредованы практикой, которая является решающим и всеобщим критерием истины. 21. Общество и его жизнь 1. Предмет и структура социальной философии. Место социальной философии в социально-гуманитарном знании. Целостный и полноценный анализ природы и сущности человека, основных этапов его развития, зафиксированных в понятиях индивид, индивидуальность, личность не возможен вне исследования понятия «общество». Это связано с тем, что само появление человека во многом является продуктом коллективной жизнедеятельности и общения. Поэтому анализ различных компонентов человека невозможен вне понимания его социальной сущности, что и является предметом особой отрасли философского знания – социальной философии. Если предметом философии является взаимодействие таких составляющих как человек и мир, то предметом социальной философии являются проблемы соотношения человека и социального мира (общества). Важнейший вклад в становление социальной философии был сделан в XIX веке усилиями четырех мыслителей – Гегеля, О. Конта, К. Маркса и Г. Спенсера. До этого момента мыслителями выделялись лишь отдельные проблемы социальной философии. Например, с Античности и вплоть до Нового времени в философских исследованиях разрабатывались, прежде всего, 2 пункта: этика и учение о государстве, получившее обстоятельную разработку у Платона, Аристотеля, Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо. Понятие государства при этом мало чем отличалось от общества. Впоследствии центр теоретического интереса все больше сдвигался от политико-государственных и духовных проблем к проблемам социально-экономическим. Это отчетливо проявилось в работах К.А. Сен-Симона, А. Смита, К. Маркса и др. Особенно заметное развитие социальная философия получила в связи с разработкой социологии в трудах М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина в XIX-нач. XX века. Термин «общество» представляет собой особую форму коллективного надындивидуального бытия людей, которую, по мнению К.Х. Момджяна, принято рассматривать в 3 основных значениях: - общество как особый самодеятельный коллектив людей (напр., российское общество, общество ветеранов и т.д.); - общество как процесс коллективного бытия людей (т.е. общественная жизнь людей в отличие от животного стада); - общество как целостная система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами (т.е. общество как органическое соединение различных частей – политической, правовой, экономической сфер, науки, социальных групп). Общество изучается множеством наук – философией, социологией, историей, этнологией, культурологией и др. Задача социальной философии сводится не только к целостному пониманию общества, но и его взаимодействия с конкретным человеком, а также закономерностей общественной жизни. Ключевой вопрос социальной философии – что такое общество? Понимание предмета социальной философии становится ясным в ходе анализа структуры социальной философии. Проф. Л.П. Станкевич выделяет следующие компоненты социальной философии: - социальная онтология исследует универсальные закономерности общественной жизни, проблему соотношения материальных и духовных факторов в общественном развитии, роль природы в общественной динамике; - социальная гносеология анализирует общие проблемы познания социальных явлений, зависящих от человека и не зависящих от него. Это ответ на вопрос о том, как возможно адекватное познание социальных явлений; - социальная аксиология (или социальная теория ценностей) служит обоснованию существования относительной системы ценностей в разные периоды истории, исследует закономерности появления ценностей в обществе, их соотношения с абсолютными ценностями; - социальная праксиология исследует практические проблемы организации общественной жизни, проблемы соотношения целей, средств и результата. Таким образом, становится понятно, что социальную философию интересуют общие проблемы общественной жизни – факторы ее развития, общая структура общества, закономерности социально-исторического развития. Это означает, что социальная философия выступает как обобщающее теоретическое знание, основанное на данных таких эмпирических наук как социология, история, социальная психология, этнология. Так, если социология анализирует внутреннюю структуру общества, особенности его социального состава, динамику отношений между социальными группами, общие закономерности в различных сферах общественной жизни – политике, экономике, праве, то социальная философия рассматривает общество с точки зрения наличия в нем универсальных общественных закономерностей в их взаимосвязи с окружающим природным и космическим миром. Если история и социология трактуют общество как определенный поток изменений, то социальная философия стремиться рассматривать общество как синтез изменчивости и неизменных начал. Он исследует то, что могло бы объединить различные народы и культуры на всем протяжении человеческой истории и на основе этого дать ответ – каково реальное значение общества в жизни человека. 2. Анализ различных подходов к пониманию факторов развития общества. Научный анализ общества не представляется возможным, если отсутствует четкое понимание того, что объединяет различные социальные группы, отдельных индивидов, крупные социальные общности в единое целое и заставляет их действовать в рамках общего исторического движения. Другими словами – что является источником развития общества и что объединяет людей в единый социальный «организм»? В истории социальной философии традиционно выделяются 3 наиболее значимые точки зрения: - натуралистический подход – человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А.Л. Чижевский и Л.Н. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш.Л. Монтескье, Л.И. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э. Уилсон, Р. Докинс); - идеалистический подход – основой общественной жизни выступают идеи, верования, убеждения людей, а также божественное начало (религиозное понимание общества), или идеи великих личностей (О. Конт, Ф. Ницше), психология масс (Г. Лебон) или абсолютный Разум (Гегель); - материалистический подход – наиболее полно обоснован в концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, которую они сами называли материалистическим понимаем истории. Основой единства социальной жизни и мировой истории выступает деятельность (труд и общение) явилась источником превращения обезьяны в человека. Именно характер деятельности является важнейшим критерием существования различных этапов общественной жизни. Именно уровень развития техники, материального производства и является определяющим для формирования той или иной системы социальных отношений, уровня культуры, политического строя, правовых положений и философских представлений о мире. 3. Общество и природа. Биосфера и ноосфера. Важную роль для понимания единого характера процессов взаимодействия природы и человека сыграло учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Биосфера представляет собой особый этап в геологической истории Земли. Под биосферой он понимал совокупность всех живых организмов в процессе их взаимодействия между собой и неорганической природой, включающей влияние космического излучения. Принципиальный момент позиции Вернадского состоит в обосновании идеи целостности природы и невыделенности ее частей. С появлением человека начинается принципиально новый этап развития биосферы, который Вернадский обозначает термином ноосфера. Термин ноосфера (сфера разума) впервые был введен в научный обиход французскими философами Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом. Вернадский же под ноосферой подразумевал комплексную геологическую оболочку (биосферу), преобразованную научной мыслью. То есть это такая стадия развития биосферы, в которой разумная деятельность человека становится геологическим по масштабам фактором. Жизнедеятельность людей приобретает планетарное значение. Ноосфера предполагает включение в биологическую эволюцию Земли множества идеальных явлений: знаний, сведений, мыслей, образов и т. п. В своем развитии к ноосфере человечество должно исключить войны, невозможные без самоистребления при обладании мощными источниками энергии. В итоге ноосфера должна обеспечить автотрофность человечества, то есть освободить его от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли. Это позволит разорвать границы земной эволюции и перенести ее ход в Космос. Значение В.И. Вернадского и отечественных представителей географического детерминизма – А.Л. Чижевского, Л.Н Гумилева и др. В этой связи следует особо обозначить сферы взаимовлияния общества и природы. Воздействие природы на общество заключается в следующем: 1) природа выступает в качестве источника средств жизни и труда, 2) природа влияет на общество в качестве среды обитания, 3) природа во всем своем многообразии ставит перед человеком и обществом разнообразные задачи, 4) влияние природы на общество всегда носило и носит глобальный характер. Воздействие общества на природу заключается в том, что: 1) общество разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, 2) общество на основе природы создает новый мир – «вторую природу» - ноосферу и техносферу. Однако, несмотря на усилившееся в последние годы воздействие социального мира на природу, значение последней не перестает уменьшаться, что выражается в двух кардинальных факторах развития любого общества – народонаселении и географическом положении. 22. Модели исторического развития общества Общество - это очень сложный объект для социально-философского исследования. Также непросто изучать и историю, которая представляет собой объективный процесс смены форм и состояний общественной жизни, движение и развитие общества в социальном времени и социальном пространстве. История это ведь прошедшее (вчера, позавчера), которое уже никогда не откроется перед нашим взором во всем своем живом и неповторимом многообразии. В истории социальной философии сформировались 2 мировоззренческие позиции, которые определяют конкретные подходы к исследованию общественной жизни и ее истории. Это философский идеализм ("линия Платона") и философский материализм ("линия Демокрита"). Они в корне отличаются ответом на вопросы о сущности общества, источниках и механизмах его функционирования и развития. Суть первой позиции ("линия Платона") заключается в том, что основную роль в общественной жизни якобы играет духовное начало в различных его формах. "Разум правит миром" - так предельно кратко сказал об этом древнегреческий философ Анаксагор. В соответствии с таким углом зрения и сам человек рассматривается как существо исключительно духовное, носитель религиозных, нравственных и т.п. качеств. Для сторонников "линии Платона" (Г.Гегель, Фома Аквинский, и др.) духовное начало ценится несравненно выше материального и поэтому особое внимание обращается на исследование форм общественного сознания (религия, мораль, искусство и др.), внутреннего мира самого человека. Полагается, что особую роль в истории общества играют так называемые "исторические" личности, которые якобы знают тайны и внутренний смысл истории, ее божественный замысел. Основными в рамках философского идеализма являются такие понятия, как "сознание", "душа", "Бог", "любовь" и т.п. Суть второй позиции ("линия Демокрита") к исследованию общества и его истории состоит в признании того простого и очевидного факта, что люди для своей жизни вынуждены трудиться, развивать материальное производство. Эта деятельность является истоком и основой всей общественной жизни. В основном на ее базе складывается общественное бытие как система отношений между людьми и социальными группами, все устройство общественной жизни. Материальное производство — это субстанция общественной жизни и движущая сила истории, которая (субстанция) оказывает определяющее и всестороннее влияние на общественный организм. Что же касается духовной жизни во всех ее формах и проявлениях, то она есть отражение, т.е. порождение общественного бытия людей. С точки зрения философского материализма, духовный фактор ("духовные производительные силы", по определению К. Маркса) весьма активно участвует в историческом процессе. Однако он все же не является основной причиной развития общества. Считается также, что выдающиеся личности накладывают печать собственной воли и характера на ход событий в обществе и даже на портрет эпохи (ее "физиономию", по выражению Г.В.Плеханова), но основную роль в истории все же играют трудящиеся, народные массы. Основными в рамках "линии Демокрита" как теоретической позиции в познании общества являются такие понятия, как "труд", "материальное производство", "классы", "народ", "социальная революция". Важнейшими аспектами исследования общества как системы являются вопросы о причинах происходящих в обществе изменений, о периодизации и направленности исторического процесса. К проблеме периодизации истории человечества существует 2 основных подхода: 1. представители формационного подхода считают, что всемирная история представляет собой единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные этапы в истории человечества; 2. представители цивилизационного подхода исходят из того, что человеческая история - это история самостоятельных образований, цивилизаций. Формационный подход к исследованию исторического развития общества разработал К. Маркс в рамках материалистической концепции истории. Основными понятиями этого подхода являются: общественно-экономическая формация, способ производства, базис и надстройка, социальная революция. Общественно-экономическая формация — это определенный тип общества, основанный на конкретно-историческом способе производства, определяющем политику и культуру. Способ производства является фундаментом общества и системообразующим началом, объединяющим все сферы и стороны общественной жизни. Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы — это люди и средства производства: предмет, орудия и средства труда. Производственные отношения — это отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Эти две стороны способа производства находятся в органическом единстве. Определенному уровню производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. Производительные силы развиваются быстрее, а производственные отношения, в основе которых лежит отношение к собственности на средства производства, более устойчивы. На определенном этапе развития общества возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, который разрешается в результате социальной революции, и происходит смена формаций. В структуре формации выделяют базис и надстройку. Базис — это совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Над базисом возвышается надстройка, представляющая собой совокупность общественных идей и отношений, а также учреждений и организаций, созданных в соответствии с общественными идеями. Надстройка определяется базисом, но надстройка обладает относительной самостоятельностью и играет активную роль в общественной жизни. Согласно формационному подходу логика мировой истории представляет собой закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Формации рассматривались как ступени прогрессивного развития общества. К. Маркс разделил всю историю человечества на 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Правда, у Маркса встречается и другое деление истории: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация, основанная на частной собственности (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Многие ученые отмечают ограниченность формационного подхода к истории человечества. Они считают, что формационная теория предписывает истории однолинейный характер, строгую последовательность ступеней развития, определенную заданность, смысл и финал этого развития — коммунизм как идеальное состояние общественной жизни. Цивилизационный подход. Наряду с формационным подходом к истории в обществознании существует и цивилизационный подход к развитию общества. В современном обществознании термин «цивилизация» используется в различных смыслах: - как этап исторического развития человечества, следующий за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс); - как ступень развития того или иного региона либо этноса (например, средневековая цивилизация); - как синоним культуры (А. Тойнби, П. Сорокин и др.); - как конечный этап в развитии локальных культур, означающих ее «закат», или упадок (О. Шпенглер). При всех различиях в подходах все же главная мысль в содержании понятия «цивилизация» сводится к многообразию исторического процесса и своеобразию путей, пройденных отдельными народами. Впервые понятие «цивилизация» появилось в XVIII в. Французские просветители цивилизованным обществом называли общество, основанное на началах разума, справедливости и права. В XIX в. начинает формироваться цивилизационная концепция исторического развития, направленная против идей европоцентризма. Стали разрабатываться представления об истории как совокупности локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самостоятельную историю и отличается духовно-нравственными ценностями и культурными традициями, особенностями образа жизни и типа личности. Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Н. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, П. Сорокиным. Так, например, у Н. Данилевского цивилизации - это различные культурно-исторические типы, каждый из которых представляет собой отдельную самобытность, базирующуюся на религиозной, культурной, политической и социально-экономической основе. Условием зарождения и развития цивилизации выступает политическая независимость данного народа. Цивилизации являются замкнутыми, локальными образованиями. Данилевский выделил 10 таких цивилизаций: египетскую, ассирийско-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, арабскую, германо-романскую (европейскую) и славянскую. Каждая цивилизация возникает, развивает свои собственные формы и ценности, а затем погибает. Английский историк А. Тойнби считал, что цивилизация представляет собой особый социокультурный феномен, который имеет определенные пространственные и временные рамки. Основу цивилизации составляет совокупность религиозных ценностей. Рассматривая цивилизации как динамические образования, Тойнби выделяет в каждой цивилизации фазы исторического существования: рождение, рост, надлом, упадок и разложение. Тойнби полагает, что в настоящее время существует 5 крупных цивилизаций: западная, восточно-православная, исламская, индуистская и дальневосточная. Каждая цивилизация существует до тех пор, пока она в состоянии давать ответы на «вызов» истории. Замкнутость и обособленность цивилизаций не исключают их духовного взаимодействия. Смысл всемирной истории Тойнби видит в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества. Ключевым понятием концепций Данилевского и Тойнби является культура во всем ее многообразии и чаще всего на первый план выступает духовная культура. Формационный и цивилизационный подходы не исключают друг друга, а взаимно дополняют. Если формационный анализ раскрывает движение человечества от простых (низших) ступеней к ступеням более сложным, развитым, то цивилизационный анализ раскрывает уникальные цивилизации, сосуществующие в историческом пространстве-времени. Так, например, цивилизационный подход позволяет установить, чем отличается японское общество от французского, а формационный — чем отличается современное французское общество от того же общества Средних веков. 23. История как философская проблема Существуют различные подходы к объяснению предмета и функций философии истории. Философия истории как попытка осмысления сути диалектики исторического развития общества, его идеалов и целей возникла еще в античности и связана с именами Геродота, Фукидида, Полибия, Плутарха. В другие эпохи проблемой интересовались Августин, Лейбниц, Вико, Монтескье, Кондорсе, Гегель, Шопенгауэр, Шпенглер, Тойнби и другие мыслители. Все они пытались найти и обосновать какой-то один главный фактор исторического развития или сумму, систему таких факторов. Начало философии истории в европейской культуре положил Августин (IV в.) своим знаменитым трудом «О граде Божьем». Его взгляд заключается в том, что центральным событием, положившим начало историческому процессу, стало божественное творение человека, а затем грехопадение прародителей человечества и первых людей Адама и Евы. Сама же история, начавшая свой отсчет с этого момента, предстает в понимании Августина как длительный и целенаправленный процесс «спасения» человечества, обретения им утраченного единства с Богом и достижение «Царства Божьего». Концепция исторического процесса, сформулированная Августином, сохраняла господствующие позиции в европейской философии до XVIII в. Философия истории как светская наука формируется в XVIII-XIX вв. Сам термин «философия истории» в XVIII в. вводит французский просветитель Вольтер. Он полагал, что историк не просто должен описывать события, излагать их в хронологической последовательности, а философски истолковывать исторический процесс, размышлять над его смыслом. Впоследствии этот термин вошел в научный оборот. Немецкий философ Гердер написал обширный труд «Идеи к философии истории человечества», в котором дал широкую панораму всей мировой истории. Гердер отмечает, что его интересует наука, которая описывала бы всю историю человечества с момента его зарождения. В качестве такой науки Гердер предлагает философию истории. С его произведений начинается становление философии истории как особой области научных знаний. Философией истории занимался знаменитый соотечественник Гердера Гегель. Он ввел термин «всемирная философия истории», под которым подразумевал размышления о проявлении абсолютного духа во времени, а также связи истории с географической средой. Гегель считал, что всемирная история направляется с Востока на Запад. Азия есть начало, а Европа конец всемирного развития. Основные ее периоды – Восточный, Греческий, Римский и Германский миры – исчерпывают, по его мнению, исторический процесс. Философия истории у Гегеля обращена к настоящему и прошлому. В России на ниве философии истории активно и плодотворно работали такие крупные философы и историки как Н. Кареев, В. Хвостов, В. Герье и др. Так, Н. Кареев, в «Основных вопросах философии истории» (1883 г.) очертил круг вопросов, которые, по его мнению, должны находиться в центре этой науки. «Философия истории есть познание смысла истории, как она совершалась доселе, куда и как вела она и ведет земное человечество в пределах земного; философия истории есть суд над историей: мало сказать, что ход ее был такой-то, что составляющие ее процессы управляются такими-то законами, нужно найти еще смысл всех перемен, сделать им оценку, разобрать результаты истории и их также оценить». Как видно, Н. Кареев, главное внимание обращает на выяснение смысла и направленности исторического процесса, на оценку исторических событий. По его мнению, предмет философии истории охватывает широкий спектр вопросов, касающихся всего исторического процесса: роль географической среды в общественном развитии; культурно-историческая среда; законы общества; необходимость и случайность в истории; источники исторических перемен; прогресс и регресс в истории и др. Уже в современный период английский историк А. Тойнби дает свое понимание философии истории. Она есть особый подход к историческому материалу, когда само содержание всей целостности исторического процесса становится предметом особого, специфически философского воззрения и истолкования. Для сравнения представляют интерес и другие подходы к определению философии истории и ее предмета: философия истории - это раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Философия истории представляет собой философско-исторический анализ общества. Это логическое рассмотрение человеческого общества, очищенное от зигзагов и поворотов. В ХХ веке проблемами философии истории занимались многие исследователи. Развивалось марксистское понимание философии истории. Разрабатывались концепции «технологического» детерминизма, социально-экологические идеи, продолжали иметь место религиозные объяснения исторического процесса. Можно отметить, что особую значимость приобрели культурологические и цивилизационные подходы к историческому социальному развитию. Сегодня они имеют наибольшее число сторонников. Предмет и специфику философии истории как научной дисциплины можно лучше раскрыть и понять через рассмотрение ее функций. Функции философии истории: 1. Гносеологическая - проявляется в том, что философия истории исследует и помогает познать закономерности и содержание развития человеческой истории. 2. Методологическая - заключается в том, что философия истории выступает общим учением о принципах и методах философско-социологического анализа развития общества в контексте всемирной истории. 3. Мировоззренческая функция формирует целостно-концептуальное понимание сущности и смысла истории человечества, отношение к ней конкретного субъекта; 4. Теоретическая функция удовлетворяет потребность людей в концептуальном осмыслении исторического процесса и формирует условия научного статуса всякой истории. 5. Практическая функция дает научное объяснение исторических фактов, способствует их систематизации и классификации по важности и значимости; представляет процесс внедрения научно-теоретических знаний об истории общества в практическую жизнь людей, принятие решений и их осуществление; 6. Прогностическая функция способствует пониманию перспектив человечества. Функции философии истории укрепляют ее научный статус. Вместе с тем, она способна реализовывать и другие свои функции: аксиологическую, системно-интеграционную, критическую и др. |