Главная страница
Навигация по странице:

  • Виды искусства

  • 30. Политическое сознание; власть, право, мораль Политическое сознание

  • 31. Глобальные проблемы современной жизни Итак, ПЕРВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА наших дней - все еще сох­раняющаяся УГРОЗА ТЕРМОЯДЕРНОГО ПОЖАРА

  • НАДВИГАЮЩАЯСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА

  • ОПАСНОСТЬ. НАВИСШАЯ НАД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ТЕЛЕСНОСТЬЮ

  • КРИЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ

  • 32. Что может ожидать человека в будущем

  • Пессимистические сценарии будущего

  • Оптимистические сценарии будущего

  • Экзамен по философии. Ответы фил. 1. Предмет, структура и функции философского знания


    Скачать 173.86 Kb.
    Название1. Предмет, структура и функции философского знания
    АнкорЭкзамен по философии
    Дата15.01.2023
    Размер173.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы фил.docx
    ТипЗакон
    #886848
    страница11 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    29. Художественное сознание; виды искусства

    К возникшим в глубокой древности формам общественного сознания относится также эстетическое сознание, высшей формой которого выступает художественное сознание, выражающееся в искусстве. Эстетическим сознанием обладает каждый индивид, однако художественное сознание создается наиболее эстетически одаренными личностями – художниками. Предметом эстетического сознания выступает как природа, так и общество, человек. Однако главный предмет - человек.

    В своей жизни человек постоянно сталкивается с окружающими его явлениями, с другими людьми, с разными социальными структурами и так или иначе, сознательно или неосознанно ("автоматически") оценивает их под призмой своих представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом.

    Духовный мир человека не безразличен ко всему, с чем он встречается в практической деятельности и с чем он взаимодействует в своем существовании. Сталкиваясь с прекрасным, как и с другими сторонами мира, он переживает его. Прекрасное вызывает в нем чувство удовольствия, радости, восторга, потрясения. Еще в античности видели очищающее действие, которое оказывает искусство на человека.

    Эстетическое чувство - это просветленное чувство наслаждения красотой мира и отдельных его явлений.

    Эстетическое восприятие мира связано, прежде всего, с деятельностью художников, представителей искусства. Но оно сопровождает также и другие виды деятельности - спорт, создание средств труда, предметов быта и многие другие, включая и естественные науки, в том числе и самые абстрактные. (Так, А. Эйнштейн указывал, что законы природы, симметрия и гармония природы оказывают на него сильное эстетическое воздействие: он восхищался красотой природы.)

    Прекрасное является ведущим аспектом вещей, явлений, который входит в эстетическое сознание общества. Наряду с этим человек воспринимает и безобразное, которое входит в сферу эстетического не само по себе, а только потому, что берется в сопоставлении с прекрасным. Вот почему "прекрасное" есть центральное понятие "эстетического".

    Все эти феномены изучаются в эстетике (эстетика - от греческого слова aistetikos - ощущающий, чувствующий, чувственный). Эстетическое сознание есть совокупность вкусов и идеалов, взглядов и представлений о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом, возвышенном и низменном.

    В круг эстетики входят эстетические категории, эстетические теории, искусство, включая художественное творчество, и т.п.

    Искусство занимает важное место в эстетике. Искусство - это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. Искусство - это творческая практически-духовная деятельность, направленная на освоение эстетических ценностей. Искусство отражает не сам по себе мир, а отношение человека к нему, объективную реальность, преломленную в духовном мире человека. Оно обращено не только к чувствам человека, но и к его интеллекту, интуиции. Оно не только преобразует окружающую человека действительность, но и совершенствует самого человека, делая его чувства более глубокими, а его поведение и действия - гуманными, высоконравственными.

    Что отличает искусство (или эстетическое сознание) от других форм познавательной деятельности?

    Прежде всего, личностный характер познания, настолько глубокий, что личностно-эмоциональный компонент входит составным элементом в "объект отражения". Если в естественных науках такой компонент вообще стремятся элиминировать, уступая дорогу рационализму, то в художественном творчестве он выдвигается на первый план. Искусство - образное освоение действительности, здесь превалирует индивидуальное, единичное; естествознание - понятийная форма отражения, в нем преобладают обобщения разных уровней генерализации знания, в том числе в виде законов. Искусство тоже отражает общее, но это общее (типичное) представляется в конкретных, живых образах.

    Эстетическое сознание, в конечном счете, определяется экономическим базисом, поскольку, эстетические взгляды людей, понятия о прекрасном и безобразном не могут не зависеть от экономических отношений, форм собственности. Однако оно обладает относительной самостоятельностью, т.к. расцвет искусства не всегда связан с экономическим расцветом общества. В классовом обществе оно неизбежно становиться классовым.

    Эстетическое сознание имеет форму и содержание. Определяющую роль играет содержание, т.е. отображенный в сознании мир с его эстетической оценкой. Однако большое внимание обращается на форму, без которой не может быть и художественного содержания. Существует множество видов искусства: литература, кино, музыка, танец, живопись и т.д.

    Функции искусства многообразны. Коренная созидательная функция искусства - это создавать прекрасное и учить его восприятию. Искусство несет нам и знания о жизни, передает опыт предшественников и современников, т. е. выполняет познавательную функцию. Формируя наше отношение к действительности, эстетические, как и нравственные, философские представления выполняют мировоззренческую функцию. Воспитательная функция искусства осуществляется путем развития в человеке душевной восприимчивости, воспитания в нем чувства прекрасного (к сожалению, сегодня мы видим использование искусства и для других целей: на экранах, в журналах и т.п.; но великие вековые традиции российского искусства позволяют надеяться на победу добра и человечности).

    Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

    30. Политическое сознание; власть, право, мораль

    Политическое сознание – это часть общественного сознания, содержанием которого являются вопросы управления государством, использования ресурсов общества, отражения интересов различных субъектов и слоев общества.

    Представление о политическом сознании. Политическое сознание общества является важной частью общественного сознания, своеобразной рефлексией действий политических сил, а также представлений о наличном и идеальном политическом управлении обществом. Политическое сознание складывается вместе с возникновением государства – т.е. с возникновением системы политической власти. Длительное время на протяжении истории древнего мира политическое сознание оставалось уделом достаточно узкой прослойки населения непосредственно связанной с решением административных и политических вопросов – правителей, жрецов, военачальников.

    Начало рефлексии политического сознания с позиции философии было положено в древней Греции, в философских трудах Гераклита, Пифагора, Демокрита. Сократ поставивший в центр своей философии социальные и этические проблемы, одним из первых, сформулировал понимание, что политика – есть продукт человеческой деятельности, и как все человеческие творения она динамична и несовершенная. Люди принимают законы, а потому законы могут носить безнравственный характер и даже противоречить друг другу. Платон в своих произведениях «Государство» и «Законы» дает широкую характеристику известным ему политическим системам, указывая как будет изменяться политический строй общества в зависимости от преобладания интересов той или иной группы населения. Платон, как и Сократ, придерживается представления о превосходстве аристократической формы управления, когда власть принадлежит группе наиболее мудрых, образованных и развитых лиц, лишенных личных интересов. Ученик Платона Аристотель, в своем понимании государства напротив, указывает на равноправие как главный инструмент поддержания гармонии в обществе, гарантии от узурпации власти как привилегированными слоями, так и толпой.

    Являясь реальной частью общественной жизни политические процессы так или иначе находят свое отражение во всей деятельности общества и во всех формах общественного сознания. По мере роста осознанности и грамотности широких слоев населения политическое сознание перестало быть прерогативой элит, оно стало действенной частью общественного сознания. Рассматривая историю общества всегда можно найти факты проявления политического сознания не только в философии – а каждая философская система так или иначе затрагивает вопросы политики и связанных с ней сфер общественной жизни – этики, права, экономики и т.д., но также в искусстве (через отображение политических воззрений и событий в картинах, книгах, песнях и т.д.), в экономике (через установление и закрепления определённых форм хозяйствования), в социальных движениях и выступлениях.

    Уровни и виды политического сознания. Политическое сознание, как и общественное сознание, несмотря на свое единство на уровне общества в целом, имеет специфику, связанную с интересами, представлениями, уровнем политической грамотности тех социальных групп и слоев, на базе которых оно осуществляется, что находит своей отражение в существовании различных уровней и видов политического сознания общества.

    Так, можно выделить следующие уровни: обыденный, эмпирический, теоретический.

    Обыденный уровень политического сознания представлен общественным мнением и той рефлексией, которая происходит в широких слоях общества относительно громких политических событий, общего хода развития общества, а также стереотипах о политическом прошлом и будущем страны.

    Эмпирический уровень является отражением существующей политической практики – представления политической власти и компетентных лиц о действиях и решениях власти, которые выражаются в различных формах – законах, постановлениях, политических речах, воззваниях, обещаниях и программах, а также транслируются через СМИ.

    Теоретический уровень представлен идеологическими концепциями отражающими идеальный или реальный политический строй, его особенности, механизмы, институты и процессы взаимодействия между ними. Теоретический уровень заполняется прежде всего исследователями политики и философами, формулирующими идеи политического прогресса, возможные варианты политического устройства общества будущего.

    Также можно выделить три вида политического сознания: индивидуальное, групповое, массовое.

    Индивидуальное политическое сознание отражает всю совокупность знаний, представлений, стереотипов и установок, которые присущи конкретному индивиду и тесно связаны с его мировоззрением и идеологической позицией.

    Групповое сознание отражает установки и интересы определенных социальных групп, которые стремятся оказать влияние на политику общества. Следует понимать, что к этому стремятся все группы населения, поэтому групповое политическое сознание характерно не только для элит, но и для различных общественных объединений – профессиональных, религиозных, научных, творческих и т.д.

    Массовое сознание отражает интересы общества в целом, его усредненную политическую позицию.

    Функции политического сознания. Политическое сознание играет большую роль в жизни и развитии общества. Поскольку политическое сознание само по себе черпает из внешних источников, т.е. из установок и представлений, сформировавшихся вне его, в рамках идеологии, пропаганды, философии, права, искусства и т.д., воздействие на политическое сознание общества, отдельных групп и индивидов позволяет консолидировать или напротив разъединять общество и таким образом способствовать или препятствовать действующей политической власти, осуществлению политического режима.

    Воздействие политического сознания на общество и личность отражается в его функциях. Регулятивная функция задает ориентиры политической деятельности и ожиданий. Познавательная позволяет усвоить знания о политике и выработать навыки ее анализа. Мотивирующая подталкивает индивидов и общественные группы к политической деятельности. Интегрирующая способствует объединению общества на основании единых политических представлений.


    Между моралью и правом имеется как сходство, так и различие. Общее между ними то, что они регулируют отношения между людьми, имеют дело с нормами и правилами человеческого общежития.

    Различие в следующем. Право регулирует отношения между людьми с помощью законов и опирается на силу государства (полиция, армия, суд, тюрьма). Мораль же регулирует отношения людей путем убеждения, действия на их сознание, на их разум. Она опирается на силу общественного мнения, на силу порицания или одобрения людей и полагается на совесть человека.

    Нормы права, установленные государством, выражаются в законах и являются обязательными для граждан государства. Государство обязывает соблюдать эти нормы, принуждая к такому соблюдению всей мощью своего аппарата. Право — ничто без аппарата, способного заставлять людей соблюдать нормы права.
    Власть – это способность свободного осуществления своей воли. Власть не следует путать с понятиями «господство» (предполагает бинарную оппозицию господствующего и подчиненного в рамках которой привилегии активности, творчества и власти связываются только с господствующими) и «насилие» (навязывание чьей-то воли вопреки желанию людей).

    Источник власти – исходное природное неравенство людей (Платон, Макиавелли, Ницше).

    Другая модель: власть – данное Богом (Восточные традиции)

    Власть как результат насилия одного над другим (например, марксизм)

    Власть через идею закона, договора, консенсуса (Гоббс, Локк, Монтескье). Вебер выделил основные типы политического господства (которые соответствуют определенному типу лидерства, культуры):

    Харизматическое (объемлет традиции, о которых писал Платон, т.е. к власти приходит кто-то, кто обладает способностью вести за собой и т.д.). варварско-племенные объединения.

    Традиционное (воспринимается как данное богом). Монархические типы правления, источник самозванства.

    Легальное (связан с установлением демократических структур выбора, с представительской демократией). Современные общества. Они основаны уже не на аффективном компоненте, а на рациональном мышлении.

    Субъект власти – это могут быть личность, партия, государство, тот или иной институт, элита и т.д. связан с феноменом политического лидерства. Наиболее известная классификация (Макиавелли, Вебер): политические лидеры: ˝львы˝ (популистский ориентированный тип, авторитарный, обладающий харизматическими способностями, максимально востребован в ситуациях кризиса, перелома, перехода, либо в закрытом обществе) и ˝лисы˝ (дипломаты, которые больше говорят с элитой, а не народом, максимально востребованы в стабильно развивающихся, открытых демократических обществах).

    Объекты власти (по объектам власти выделяют: семейная, экономическая, духовная, политическая).

    Цели власти – обычно это ˝общее благо˝. Начиная с Ницше, сама идея власти начинает интерпретироваться самоцель, как показатель силы человека. Цель тогда: в упоении властью, удовлетворении материальных потребностей.

    Механизмы: выделение понятий ˝политический режим˝ (тоталитарный, авторитарный, демократический). Механизм осуществления власти традиционных обществ отличается асимметричностью, центрированностью на ˝господине˝, базировался на ˝силе крови˝ (это и голубая кровь и право на пролитие крови людей).

    31. Глобальные проблемы современной жизни

    Итак, ПЕРВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА наших дней - все еще сох­раняющаяся УГРОЗА ТЕРМОЯДЕРНОГО ПОЖАРА. Призрак "судного дня", "омницида", уничтожения всех и вся еще бродит по планете. Воз­можности возникновения "всесжигающего пламени" и последующей "ядерной зимы" отнюдь не абстрактны, у них есть зримые черты.

    Действительно, договоры о сокращении стратегических ядер­ных арсеналов подписаны, молчаливо соблюдаются, но еще ни одним ядерным государством не ратифицированы, не приобрели статуса закона. Пока уничтожено лишь несколько процентов огромных ядер­ных запасов. Процесс ядерного разоружения может растянуться на неопределенно длительный срок. А только на территории США и бы­вшего СССР в середине 1995 г. насчитывалось около 25 тысяч ядер­ных боеголовок.

    К тому же идет расползание атомной технологии. Уже готовы к производству ядерного оружия Индия, Пакистан, ЮАР, Израиль и ряд других государств. Нарастает опасность обладания ядерным оружием безответственных политических авантюристов и даже криминальных элементов.

    Сейчас вроде бы уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных сверхдержав, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза слепой технологической случайности - "чер­нобыльского варианта". Кстати, причина катастрофы на Припяти до сих пор не установлена. Есть немало версий, но они - еще не истина. Любая техника, как свидетельствует история, когда-либо ломается. И абсолютной гарантии от повторения Чернобыля никто не дает. Это особенно тревожит, если учесть, что на планете сейчас насчитывается более 430 действующих атомных электростанций, их количество увеличивается.
    ВТОРАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - НАДВИГАЮЩАЯСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА. Колыбель наша и обитель в опасности. В чем же суть экологической угрозы?

    В том, что растущее давление антропогенных факторов на био­сферу может полностью разорвать естественные циклы воспроизвод­ства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосфе­ры. Это породит "коллапс" - резкое и стремительное ухудшение экологической обстановки и, как следствие, скоротечную гибель населения планеты.

    Уже не говорят, а кричат об уменьшении количества кислорода в атмосфере, нарастании "парникового эффекта", расползании озоновых дыр, безостановочном загрязнении природных вод. Подсчитано, что не менее 1 млрд. 200 млн. землян испытывают острую нехватку питьевой воды. Интенсивное сельское хозяйство истощает почвы в 20-40 раз быстрее, чем они могут естественно восстано­виться. Биологи фиксируют ежедневную потерю 150 видов животных и растений. По прогнозам Станислава Лема в XXI в. практически вымрут все дикие животные. Когда же может наступить такой "коллапс"?

    Предсказывают сроки от 2-3-х десятков лет до столетия. Но дело даже не в сроках: все сведущие люди, осознавшие жесткость ситуации, согласны, что без принятия мер глобального масштаба он неотвратим.

    Среди этих мер называют, в частности, ограничение прироста народонаселения. Сегодня он составляет до 83 млн. человек в год. Причем, появляются на белый свет вначале не "рабочие руки", а "рты". Поэтому неконтролируемый рост населения, особенно в "раз­вивающихся" странах, подрывает ресурсную базу, стремительно при­нижает нас к максимально допустимым нагрузкам на природную сре­ду. Из других мер особого внимания заслуживает необходимость решения проблемы загрязнения жизненной среды ксенобиотиками (ве­ществами, враждебными жизни). Химическое, радиационное загряз­нение нарастает. В зону опасности попала сфера нашего общечело­веческого достояния: Мировой океан, космическое пространство, Антарктида. Вывод один: надо говорить с Природой на понятном ей языке.

    Мощь человека обернулась против него самого. В этом суть экологической проблемы. Заметим, что экологический вызов не ме­нее, если не более, опасен и трагичен, чем экономический и поли­тический. Но надо признать и то, что ответить на него невозмож­но без радикальных сдвигов в мировой экономике и политике, в сознании лидеров и миллионов рядовых людей.
    ТРЕТЬЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - ОПАСНОСТЬ. НАВИСШАЯ НАД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ТЕЛЕСНОСТЬЮ. Под дамокловым мечом находится не только "внешняя" природа, та экологическая ниша, в которой мы живем, но и "внутренняя": наш организм, плоть, человеческая телесность. Тело - вещь не шутейная. Мы с ним приходим в этот мир и оставля­ем наши бренные телесные остатки, покидая его. Тело доставляет огромные радости и жестоко терзает нас хворями и недугами. Телесное здоровье - всегда на одном из первых мест в системе человеческих ценностей.

    И тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биоло­гов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ. В частности, не исключена возможность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его струк­туру. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популя­ций. Под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека.

    Уже есть зримые последствия этого явления. Леденящее слово "СПИД" все чаще вторгается в человеческую жизнь. Такая беда, по­стигшая человечество, есть первая в истории глобальная пандемия (повальная эпидемия), сеющая смерть не в одной стране, а по всему миру. Ряд исследователей полагает, что это не просто болезнь, а некий этап в биологическом существовании рода людей. Он свя­зан с их необузданным массовым вторжением в природные основы собственного бытия. СПИД сегодня - уже не медицинская, а подлин­но общечеловеческая проблема.

    Океан химических веществ, в который погрузилась наша повседневная жизнь, резкие изменения в политике и зигзаги в экономи­ке - все это действует на нервную систему, воспроизводительные способности и соматические проявления миллионов людей. Налицо в ряде регионов признаки физического вырождения, неудержимое, под­линно эпидемическое расползание наркомании, алкоголизма.
    Наконец, ЧЕТВЕРТАЯ, не менее страшная ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - КРИЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Беззащитная, мечущаяся, хромающая человеческая мысль во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то предвидеть будущее.

    Нет сейчас надежных социальных теорий и философско-антропологических концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определенно охарактеризовать наше сегодня и тем более - завтра. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все пласты человеческого сознания. Один из влиятельных американских филосо­фов Ричард Рорти весной 1995 г. в Институте философии РАН поведал о том, что в американском философском сообществе все нас­только утомлены, что надеются на появление чего-то, но никто не имеет ни малейшего представления, каким оно должно быть.

    Нет свежего взгляда на мир. Никто не нащупал путеводной нити масштабного миросозидающего характера. Производство вдохновляющих символов и призывов как-то споткнулось и захлебнулось. Иногда говорят, что из XIX столетия к нам пришли две идеи, достойные быть названными идеями века (понимая, что это сильное упрощение, все же условно с ним согласимся). Одна идея - социалистическая, другая - научно-технологическая. Считалось, что, опираясь на них, люди Земли построят справедливое общество, об­ретут полноту жизни, утвердят свободу и достоинство личности.

    Обе эти идеи сейчас - в руинах. И та, и другая столкнулись с границами, поставленными биосферными глобальными возможностями человеческого бытия.

    Благородна была давняя мечта людей об обществе справедливости, реального социального равенства, высокого человеческого достоинства, удовлетворения всех запросов - духовных и материальных. Это идея социализма, идея коммунистического преобразования. Но увы. Не говоря уже об ее уродливом искажении в нашей стране и ряде других стран, пошедших за нами, она оказалась внутренне уязвима, ибо девиз коммунизма "каждому по потребностям" не мог опереться на реалии жизни. Мечта Маркса о "потоке богатства" для всех осталась на уровне благодушных надежд.

    Есть простой расчет: если стандарт потребления 4 млрд. аутсайдеров поднять до уровня уже упоминавшегося нами "золотого миллиарда", то за 50 лет надо в 2 раза увеличить потребление всех ресурсов и в 500 раз - производство энергии. При этом не на­до забывать, что человечество к 2030 г. удвоится. Биосфера планеты при существующих технологиях и потребительных ориентациях этого просто не выдержит. Да при нынешней технической оснащен­ности производства это и невозможно.

    То же относится и к технократическому оптимизму, к идее о величии технического прогресса. Признано всеми, что техника несет в себе не только благо, но и зло. Поэтому названные идеи сейчас в таком состоянии, что опираться на них трудно. Можно (да и должно) спорить о том, имеют ли они будущее, а если "да", то в какой модификации. В архив сдавать их не следует, но и по­лагаться на них как-то опасно.

    Социалистическая идея поднимала на щит социальную справедливость, технократическая - экономическую эффективность. Их состыковка, сопряжение, органическое объединение сегодня не удается. А новых ярких, принципиальных, объединяющих идей наш век не породил. И все человечество сейчас в каком-то идейном вакууме. Такова судьба светских, научных и философско-социологических идей.

    А мировые, да и местные религии, или эзотерические учения западных и восточных оттенков, как им и положено, зовут в "мир иной". Однако несмотря на обилие неорелигий (типа "мунизма" или "бахаизма"), многоликого сектантства в мировых религиях, принци­пиально новых идей нет. Все это лишь перелицовка традиционалистских, канонических положений, пришедших из прошлого, подчас очень давнего. Динамика резких глобальных исторических сдвигов приводит иногда к потере ориентации, краху святынь, духовному опустошению.
    Таковы некоторые глобальные проблемы современности. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм, отчаиваться и драматизиро­вать все и вся. Есть угрозы, но есть и надежды. Пусть робкие, но все же надежды, предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и предотвращения вселенской угрозы человечеству.
    ПЕРВАЯ ПРЕДПОСЫЛКА - РАЗВЕРТЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ (КОМПЬЮ­ТЕРНОЙ), БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Важно подчеркнуть, что именно она создает объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, а также опасность, нависшую над человеческой телесностью.

    ВТОРАЯ ПРЕДПОСЫЛКА - УТВЕРЖДЕНИЕ СМЕШАННОЙ РЫНОЧНОЙ И СОЦИАЛЬНО ЗАЩИЩЕННОЙ ЭКОНОМИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КОНВЕРГЕНТНОГО ТИПА КАК ДОМИНИРУЮЩЕГО ТИПА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. Эта форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации связей, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Направление общего поиска оптимального хозяйственного устройства, соотношение плана и рынка в основных чертах уже определи­лись. И это послужит упрочению мирохозяйственных связей, решению глобальных проблем.

    ТРЕТЬЯ ПРЕДПОСЫЛКА - СТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА НЕНАСИЛИЯ И ДЕ­МОКРАТИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными спутниками истории. Войны, перевороты, кровь сопровождают все значимые события.

    Оставаясь на почве реальности, мы видим, что выстрелы еще гремят, кровь людская проливается, ненависть слепит и "образ врага" не исчезает. Однако с немалыми издержками, через отступления и остановки идея перехода от культа силы к диалогу, поискам согласия, взаимоприемлемых решений пробивает себе дорогу. Термины "консенсус", "переговорный процесс", "компромисс" становятся постоянными в международной и внутренней политике. И это ободряет, вселяет надежду на то, что в перспективе (пусть не самой близкой) возможно устранить войны, вооруженные конфликты, жестокие "разборки".

    ЧЕТВЕРТАЯ ПРЕДПОСЫЛКА - ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЕ (ОЙКУМЕНИЧЕСКИЕ) ПРОЦЕССЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ как в религиозном, так и в светском варианте. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный этикет. Попытки поддержать этот процесс нередки. Ватикан уже предложил иерархам Православия найти пути для преодоления церковного раскола, идущего от 1054 г. Социал-демократические лидеры стремятся найти точки соприкосновения с коммунистами и консерваторами.

    Попытки идейного сближения, взаимопонимания все время возобновляются. Они еще слабы, робки, неуверенны, наталкиваются на упорное сопротивление фундаменталистов всех окрасок. И все-таки идет процесс принятия терпимости (толерантности), отказа от упрямого идейно-духовного противостояния как условия доброжелательного поиска взаимоприемлемых ценностей.

    ПЯТАЯ ПРЕДПОСЫЛКА - ЭТО МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Все шире развертывается универсализация культурной жизни на фоне сохранения самобытности всех участников данного процесса. Резко расширяются международные экономические и культурные контакты. Давно рухнул тезис о "непроницаемости" и полной замкнутости самодостаточных народов и их образа жизни. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Синтез и взаимовлияние довлеют над заскорузлой замкнутостью.

    Разумеется, всплеск "этничности", националистических страстей продолжают сотрясать человеческий род, но, думается, что это - уродливый зигзаг истории. Есть основания предполагать, что он недолговечен. Устремленность к единству будет довлеть. Полифония самобытного и общечеловеческого, их оптимальная связь пробьет себе дорогу.
    ШЕСТАЯ ПРЕДПОСЫЛКА (последняя по счету, но не по значимости) - НАМЕЧАЮЩИЕСЯ ПРОРЫВЫ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОИСКА. Иногда даже говорят, что мы - в преддверии интеллектуальной революции. Речь идет о поиске и нахождении новой парадигмы мышления, не исключающей противоречий, но обращающей внимание на комплиментарность, взаимодополнительность идей, их интегрирование в многомерную целостность.

    Завершая обозрение предпосылок преодоления глобальных кризисных коллизий, скажем о необходимости конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин сухо-рационального знания. Знание, не облагороженное вечными ценностями, не помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость, может привести к всеобщей гибели. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надеждам не суждено будет осуществиться. Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.
    При всех успехах науки, техники, технологий главная надежда все же связывается с самим человеком, с его способностью познать то, что раньше называли провидением, а сегодня - законами истории и закономерностями развития общества, сделать все для того, чтобы предотвратить вселенскую катастрофу.
    Подведем итоги. Общество - это сверхсложная система, включенная в суперсистему Космоса и Земли и обладающая значительной спецификой в своем происхождении, функционировании и развитии. Источник ее развития представляет собой единство разных сил - природных, собственно социальных и духовных. Соотношение их в ходе истории меняется и никогда не может быть предсказано с абсолютной точностью.

    Общество - вероятностная система с еще далеко не полностью реализованными потенциальными возможностями и с закономерной непредсказуемостью многих событий. Есть основания полагать, что мировая цивилизация в целом находится на рубеже, когда необходимо без промедления решать глобальные проблемы современности и определять новые горизонты развития. Это заставляет по-новому взглянуть на процессы взаимодействия культур и цивилизаций, религий и моральных учений, политических и экономических концепций.

    Человечество способно выжить, развиваться и эволюционировать при исключении насилия как пути решения всех проблем общества и обеспечения права каждого человека и биосферы в целом на существование в соответствии с их предназначением и сущностью.

    32. Что может ожидать человека в будущем?

    Будущее всегда занимало особое место в философии и в человеческом разуме вообще. По одной из теорий (Индетерминизм), будущее не предопределено, и люди могут сами творить его. По другой теории, будущее предопределено заранее (детерминизм).
    Трансгумани́зм — современное материалистическое философское движение, в основе которого лежит предположение, что человек не является последним звеном эволюции, а значит, может совершенствоваться до бесконечности. Постчеловек — гипотетический образ будущего человека, который отказался от привычного человеческого облика в результате внедрения передовых технологий: информатика, биотехнологии, медицина.
    Пессимистические сценарии будущего

    В связи с развитием нанотехнологий получил в последнее время в прессе популярность сценарий «серая слизь», согласно которому вышедшие из-под контроля самореплицирующиеся нанороботы поглотят всю биомассу Земли.

    Библейское откровение о будущем представляет собой наступление Апокалипсиса, включающего в себя рождение Антихриста, второе пришествие Иисуса Христа, конец света и страшный Суд.

    Согласно пессимистическому сценарию энергетического кризиса, энергии просто не хватит на поддержание нашей высокотехнологической цивилизации, и мир вернется к доиндустриальному состоянию.
    Оптимистические сценарии будущего

    Увеличение биологических возможностей человека, человеко-компьютерные системы; возникновение искусственного интеллекта; покорение космоса; технологическая сингулярность — предполагаемая точка в будущем, когда эволюция человеческого разума ускорится до такой степени, что приведет к возникновению разума с намного более высоким уровнем быстродействия и новым качеством мышления.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта