Главная страница
Навигация по странице:

  • 31. Виртуальная реальность и искусственный интеллект.

  • 32. Индивидуальное и общественное сознание, их структура и функции.

  • 33. Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.

  • 34. Чувственное и рациональное в познании.

  • 35. Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности.

  • 36. Концепция истины. Истина и критерии достоверности знаний.

  • 37. Философия науки, её структура и функции.

  • 38. Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.

  • 39. Эмпирический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.

  • [Философия] Приблизительные ответы на вопросы. 1. Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований. Философия


    Скачать 108.67 Kb.
    Название1. Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований. Философия
    Анкор[Философия] Приблизительные ответы на вопросы.docx
    Дата18.12.2017
    Размер108.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла[Философия] Приблизительные ответы на вопросы.docx
    ТипДокументы
    #11949
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    30. Сознание и искусственный интеллект.

    В ХХ веке стала реальной и необходимой техника, используемая в управленческой функции, способная взять на себя функции человеческого мышления, способная стать естественным продолжением важнейших функций мозга. Эта проблематика приобрела научную основу в мире кибернетике, сочетающей в себе возможности, общей теории систем, математического имитационного моделирования, информатики, компьютерных технологий.

    Возникла проблематика, связанная с информатикой, в рамках которой необходимо было определить понятие информации и способы формализации её для использования в компьютерных системах (двоичная система). Представление информации в ЭВМ – ключевое направление развития технизированного управления (искусственного интеллекта). Искусственный интеллект — наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. Ключевая роль в разработке программ принадлежит программистам. Искусственным интеллектом является техническая система, которая решает задачи и способна к самообучению на основе моделей, имитирующих реальность. Системы искусственного интеллекта, используя заложенные в них правила переработки информации, вырабатывают схемы целесообразных действий на основе анализа моделей, хранящихся в их памяти.

    31. Виртуальная реальность и искусственный интеллект.

    Термин «виртуальная реальность» был впервые употреблен в Массачусетском технологическом институте в конце 70-х гг. ХХ века. В середине 80-х гг. этого же века Дж. Леньер наладил производство интерактивных компьютеров с головными шлемами, позволяющими пользователю погружаться в виртуальные миры с максимальным спектром ощущений. Ученые определяют виртуальную реальность как явление, связанное с деятельностью сознания человека. Виртуальная реальность существует, пока действует порождающая реальность. Субъект, находящийся в виртуальной реальности, непосредственно не ощущает промежуточных звеньев. При этом он видит все виртуально происходящее со своей точки зрения. Главным участником событий всегда является он сам. Виртуальная реальность обладает свойствами: порожденности, актуальности, автономности, интерактивности.

    Электронная виртуальная реальность: 1. онтологически обоснована стремлением человека создавать альтернативный мир; 2. проявляется преимущественно знаково; 3. широка по силе воздействия; 4. может менять сознание субъекта (обратная связь).

    Виртуальная реальность – это благодатная основа для реализации компьютерного моделирования в динамике, что позволяет проследить технические характеристики артефакта в максимально приближенных к реальным условиям динамической среды, 1) например, условия боя, бездорожья для транспортной техники, 2) решение ландшафтных задач строительства гидрообъектов, микрорайонов и т.д. Благодаря достигнутому уровню имитационного моделирования актуализировалась бионика.

    Области применения устройств виртуальной реальности: производство, медицина, бизнес, образование, тренажеростроение, искусство и развлечения.

    32. Индивидуальное и общественное сознание, их структура и функции.

    Индивидуальное сознание — субъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей.

    Структура: Оно имеет внутриличностное бытие, зачастую представляя собой никому не ведомый поток сознания.

    Общественное сознание характеризует коллективные представления формирующимся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов: материальных условий жизни общества и его духовной культуры.

    Общественное сознание имеет сложную структуру. Выделяются два уровня:

    1. обыденное 2. теоретическое сознание.

    Обыденное сознание неоднородно по своему содержанию. Оно включает:

    1. накопленный предшествующими поколениями опыт трудовой деятельности,

    2. моральные нормы,

    3. обычаи.

    Оно отличается подробной детализацией, эмоциональной окрашенностью, стихийностью и практической направленностью. Обыденное сознание, формирующееся под непосредственным влиянием бытовых аспектов жизнедеятельности, консервативно, замкнуто, догматично.

    Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность.

    Формы общественного сознания различаются по объекту отражения и социальным функциям.

    Так, политическое сознание касается сферы классовых, национальных, межгосударственных отношений. Оно объединяет людей в борьбе за коренные интересы соответствующей им общности. Правосознание выражает волю общества по обеспечению приемлемых для него норм социальной жизни.

    Нравственное сознание регулирует поведение человека в отношениях с другими людьми. Свои важные функции выполняют и другие формы общественного сознания:

    1. эстетическое,

    2. религиозное,

    3. наука,

    4. философия.

    33. Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.

    Философская теория познания человеком мира начала создаваться в Древней Греции и получила название гносеология (от греч. Gnosis – познание, logos – учение). Одновременно там существовал и другой термин – эпистемология, который обозначал процесс научного познания в отличие от обыденного мнения. Оно в отличие от мнения постоянно, лишено субъективной окраски.

    Гносеология как специальная философская дисциплина возникает в Новое время. Здесь формируется основное гносеологическое отношение «субъект – объект» и осознаётся основная проблема – противостояние, оппозиционность человека и мира. Данная проблема возникает вследствие построения философской теории познания человеком мира на базе обобщения закономерностей научного познания, как наиболее достоверного.

    При изложении философии можно исходить из двух допущений: классического и субъектно-гуманистического. Субъектно-гуманистическая философия исходит из предпосылки, что основа мира – человек, а не материальный мир, как в классической философии. Человек в процессе своей жизни не просто познаёт (классическая философия), а осваивает мир, делает его своим. Сущность человеческого освоения мира не разум и знания, а стремление к власти (Ф.Ницше), любовь (Фейербах, Фромм), конструирование мира (Пирс). Существуют различные формы освоения человеком мира: духовно-практическая; рационально-познавательная; художественно-эстетическая; нравственная; обыденная; религиозная и др.

    Неклассическая гносеология исходит не из абсолютного противопоставления, а относительности объекта и субъекта познания. В гносеологии субъект – это не просто человек познающий, а носитель познавательной активности, обладающий знаниями, умениями и навыками. Субъект познания имеет социальную природу, однако он всегда индивидуален. Неклассическая гносеология строится не на идее отражения объекта субъектом, а на конструктивной идее, которая объясняет построение в определённом смысле субъектом онтологии. Неклассическая гносеология описывает познавательные ситуации, когда знание не описывают объект, существующий сам по себе.

    Неклассическая гносеология характеризуется следующими новациями:

    1. Отказ от познания как отражение реальности. 2. Познание – один из возможных способов освоения человеком мира культуры как культуротворчества и др.

    Таким образом, происходит отказ от классического принципа объективности, то есть описания и объяснения свойств объекта, существующего «сам по себе».

    34. Чувственное и рациональное в познании.

    Любая чувственная форма окрашена рациональным моментом, и наоборот, всякое абстрактное теоретическое понятие в конечном итоге имеет основание в практической деятельности человека и основано на данных органов чувств.

    Формы чувственного познания:

    1. Ощущение – это отражение отдельных сторон, свойств объекта. Ощущение является исходным пунктом познавательного процесса и представляет собой непосредственную связь человека с внешним миром.

    2. Восприятие – более высокая форма познания, которая представляет собой отражение предмета в целом.

    3. Представление – высшая форма, которая характеризуется возможностью воспроизведения ранее воспринимавшихся объектов. Особенность его состоит в том, что оно содержит элемент обобщения и тем самым сближается с рациональной формой познания. Рациональное познание называется абстрактным мышлением. Рациональное познание характеризуется двумя основными свойствами: основывается на абстрактных понятиях и отражает сущность.

    Формы рационального познания:

    1. Понятие – есть определённая мысль, в которой зафиксированы общие свойства объекта. Например: дерево, дом.

    2. Суждение – это определенная мысль, в которой что-либо отрицается или утверждается.

    3. Умозаключение – это вывод из двух или более суждений нового суждения. Существует два вида умозаключения: индукция и дедукция. Индукция – умозаключение, направленное от частных высказываний к общим. Дедукция – умозаключение, направленное от общего к частному. В истории философии сформировался сенсуализм – философское направление, основным методом познания является чувственное познание. С ним связано такое направление как эмпиризм (Ф. Бэкон, Дж. Локк) – философское течение, которое абсолютизирует роль опытного, экспериментального исследования мира. Рационализм (Декарт, Лейбниц) абсолютизирует роль логического, абстрактного мышления и является противоположностью сенсуализму и эмпиризму.

    35. Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности.

    Главные вопросы:

    1. существуют ли границы познания;

    2. существуют ли ограничения для познания в человеке

    3. существуют ли ограничения в познании, связанные с приборами

    4. существуют ли ограничения, связанные с культурными традициями

    Гностики – люди (философы), которые не видят ограничения в познании.

    Скептики – люди, которые видят ограничения в познании. Они подвергают стремление к знаниям сомнению.

    Агностики – люди, которые сознательно видят границы в познании (например, религиозные причины). Агностики были представлены Кантом.

    Познаваемость мира связана с историческими формами познавательной деятельности:

    1. мифологическая,

    2. религиозная,

    3. научная,

    4. экзотерическая,

    5. мистическая.

    Результатом познавательной деятельности человека является знание. Познавательная деятельность личности всегда связана с каким-нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, в первую очередь, на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности.

    36. Концепция истины. Истина и критерии достоверности знаний.

    Истина – это знание соответствующее действительности. В самой природе как таковой нет ни истин, ни заблуждений. Истина обладает двумя характеристиками: объективность и конкретность. Объективность истины означает, что содержание истинного знания не зависит ни от человека, ни от человечества. Конкретность истины проявляется в том, что она содержит конкретный объект. Истинное знание отражает конкретный фрагмент реальности, либо конкретную познавательную ситуацию. Противоположностью истине является заблуждение. Заблуждение – знание не соответствующее реальности, но принимаемое за действительность.

    Для объяснения «движения» истины используют понятие абсолютной и относительной истины.

    Абсолютная истина – это полное, точное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина – не полное, не точное, не исчерпывающее знание об объекте. Абсолютная истина складывается из бесконечного числа истин относительных. Всякая относительная истина содержит в себе элемент, частичку абсолютной истины.

    Во взглядах на истину существует 2 крайности:

    Догматизм – философское направление, которое считает главным абсолютную истину, т.е. рассматривает истину только как абсолютную. Несостоятельность его в том, что он рассматривает истину вне ее развития. Релятивизм – напротив, считает всякую истину относительной и не учитывает в ней элементов абсолютного. Релятивисты сводят процесс познания к смене одного заблуждения другим.

    37. Философия науки, её структура и функции.

    Как своеобразная форма познания и специфический тип духовного производства наука возникла в Новое время (17 век). Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании. По предмету и методу познания можно выделить:

    1. науки о природе, 2. науки об обществе, 3. науки о познании и мышлении.

    Отдельную группу составляют технические науки.

    По удалённости от практики различают: фундаментальные и прикладные науки. Фундаментальные науки не имеют непосредственной ориентации на практику. Прикладные науки связаны с непосредственным применением результатов научного познания для решения производственных проблем.

    Основные этапы развития науки. Наука проходит в своем развитии ряд этапов. Доклассический этап – этап преднауки, т.е. этап зарождения элементов науки в рамках философии. Наука возникает в Новое время, вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии3 основных этапа:

    1) классический (17 – 19вв.),

    2) неклассический (первая половина 20 века),

    3) постклассический (вторая половина 20 века).

    Структура научного познания:

    1) факты, 2) результаты их теоретического обобщения, 3) проблемы и гипотезы, 4) законы, проблемы и теории, 5) философские установки, 6) социокультурные основания, 7) методы, идеалы и нормы научного знания, 8) стиль мышления.

    Структура научной теории:

    1) исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы,

    2) идеализированный объект, т.е. абстрактная модель изучаемого явления (идеальный газ),

    3) логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменение знания.

    4) совокупность законов и универсалий, выведенных из основоположений теории.

    Функции научной теории:

    1) Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в

    единую, целостную систему.

    2) Объяснительная функция, выявляющая причинные связи явления.

    3) Методологическая функция (на базе теории формируются многообразные

    методы, способы и приемы исследовательской деятельности).

    4) Предсказательная функция – предвидение будущего состояния явления.

    5) Практическая функция. Конечное предназначение теории – быть воплощенной в практику.

    38. Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.

    Научное познание – это особая форма познавательной деятельности, целью которой является достижение объективного и системно-организованного знания. Научное познание по сравнению с обыденным, художественным, философским и др. представляет собой особую деятельность по получению нового знания.

    Всякая деятельность включает в себя следующие компоненты – субъект, объект, цель, средства, результат деятельности.

    Субъект научного познания – профессионально подготовленный человек, обладающий специальными научными знаниями. Объект научного познания – это исследование реальности, знание которое находит применение в будущем. Средства научного познания – материальные объекты, включенные в научное познание (специальные инструменты, измерительные приборы и т.д.). Результат научного познания – истинные знания, отражающие свойства изучаемых объектов.

    Формами научного познания являются гипотеза, факт, закон, теория. Гипотеза – это предположение, которое либо подтверждается, либо опровергается. Факт – это достоверная, объективная информация. Закон – это существенное положение теории. Теория – форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности. Теория не должна выходить за рамки фактов, иначе она будет иметь фантастический характер. Функции теории – синтетическая, объяснительная, методологическая, предсказательная, практическая.

    Нормы научной этики редко формулируются в явной форме. Американский социолог Р.К. Мертон предложил нормы науки формулировать, опираясь на принципы 1) универсализма, 2) общности , 3) бескорыстности, 4)организованного скептицизма.

    Научная общественность озабочена возможностью поспешных инноваций, не продуманных в достаточной степени с точки зрения их социальных последствий. В настоящее время ни одна биомедицинская программа, связанная с человеком, не может начать реализацию, если она не прошла экспертизы.

    Сегодня для всех очевидно, что наука как социальный институт нуждается в постоянном квалифицированном контроле со стороны всего общества в целом. Цели, средства и методы любого исследования должны соответствовать нравственным критериям, иметь в виду не только стремление учёного к успеху, повышению своего научного престижа, но также интересы человечества в глобальном измерении.

    39. Эмпирический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.

    На эмпирическом уровне научного познания решаются задачи сбора информации, ее обработки, интерпретации. По итогам исследований формулируются научные факты и эмпирические закономерности.

    Наблюдение – это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление существующих свойств и отношений объекта познания. Оно может быть непосредственным и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соответствии с исследованиями позволяет отобразить объекты с наибольшей точностью. Наблюдения можно разделить на случайные и систематические. Научные наблюдения всегда систематические. Случайные наблюдения – это наблюдения в условиях, когда изучаемый в опыте объект не выявлен.

    Эксперимент – это метод, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследовательский процесс. Важнейшие требование к эксперименту – исследуемый объект должен быть максимально изолирован от внешних влияний. Эксперимент, как правило, не проводится без наблюдений и измерений.

    Научный эксперимент имеет классификацию: – реальный; – мысленный; – компьютерный.

    Измерение – метод, с помощью которого получают количественную информацию об объектах. Его погрешность связана с приборами. В ходе наблюдений и экспериментов осуществляется описание. Основное научное требование к описанию – его достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и экспериментов. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для систематизации, классификации и обобщения.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта