Главная страница
Навигация по странице:

  • 12. Философия Марксизма: диалектико-материалистическое понимание природы и истории.

  • 13. Неклассическая философия и её основные направления. Постнеклассическая философия.

  • 14. Аналитическая философия.

  • 15. Философия коммуникативного действия.

  • 16. Синергетика.

  • 17. Философская мысль Беларуси. Этапы становления.

  • 18. Российская философия 18-го - 20-го веков.

  • 19. Онтология как учение о бытие.

  • [Философия] Приблизительные ответы на вопросы. 1. Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований. Философия


    Скачать 108.67 Kb.
    Название1. Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований. Философия
    Анкор[Философия] Приблизительные ответы на вопросы.docx
    Дата18.12.2017
    Размер108.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла[Философия] Приблизительные ответы на вопросы.docx
    ТипДокументы
    #11949
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    11. Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах.

    Кант, в отличие от своих предшественников, которые делали предметом исследования объект, т.е. природу, Кант сделал предметом философии – познание субъекта. Главным предметом философии, по Канту, является человек, «ибо он для себя есть своя последняя цель». Теоретическая деятельность Канта делится на два периода:

    1) Докритический период (до70-х гг. 18 века). В этот период он развивал идею саморазвития природы.

    2) Критический период (после70-х гг. 18 века) характеризуется созданием системы критического идеализма.

    Кант делит все знание на:

    1) априорное (доопытное);

    2) апостериорное (послеопытное).

    Познание человека начинается с ощущения, но с помощью ощущений человек познает лишь явления, а сущность вещей остается непознаваемой. В «Метафизике нравов» содержится комплекс главных нравственных обязанностей человека, по Канту: 1) обязанность по отношению к самому себе – это долг человека заботится о сохранении своей жизни и здоровья. 2) Две главных обязанности человека по отношению друг к другу – это любовь и уважение.

    Гегель. Основное сочинение – «Феноменология духа». Философия – есть эпоха, схваченная в мыслях. Задача философии – изучить мир как целое, во всех его многообразных связях и развитии. Его философская система строится на понятии «абсолютная идея». Абсолютная идея есть результат логического процесса самореализации Мирового Духа (Разума), выраженного через систему философских категорий. Мировой Дух – является субстанцией мира, его основой и сущностью. Гегель открыл 3 закона диалектики:

    • Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник движущей силы развития.

    • Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, раскрывающий механизм развития.

    • Закон отрицания, раскрывающий направление развития.

    Фейербах. Основной вопрос философии – вопрос о соотношении тела и души человека. В центре философии – человек, но как родовое понятие, т.е. человек абстрактный. «Человек – единственный, универсальный и высший предмет философии». Природа человека не социальная, а чисто биологическая. Люди связаны между собой только природными, естественными отношениями.

    12. Философия Марксизма: диалектико-материалистическое понимание природы и истории.

    К середине 19 века буржуазные революции уже были позади. Капитализм интенсивно развивался на собственной основе. Возникли крупные промышленные предприятия, формировался пролетариат, который начал вести борьбу за свои права. На основании классовой борьбы пролетариата К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к выводу о неизбежности перехода от капитализма к социализму.

    Естественнонаучные предпосылки философии марксизма:

    1. Закон сохранения и превращения энергии (М. Ломоносов и Ю. Майер).

    2. Клеточная теория строения живых организмов (М. Шлейден, Т. Шван).

    3. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

    Марксизм – это система научных взглядов на объективные законы развития природы и общества, на революционное преобразование социальной действительности. Основные идеи марксизма:

    1. Связь теории и практики. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его» (К. Маркс).

    2. Создание исторического материализма, согласно которому общественное бытие определяет общественное сознание. Труд – «обмен веществ с природой», основа развития человека и его сознания.

    3. Изменение способа производства ведет к изменению общественно-экономической формации.

    4. Проблема отчуждения человека в процессе капиталистического производства.

    5. Человек есть совокупность всех общественных отношений.

    6. Техника – это «неорганическое тело человека».

    7. «Марксизм – не догма, а руководство к действию».

    13. Неклассическая философия и её основные направления. Постнеклассическая философия.

    Серен Кьеркегор (1813-1855) – датский философ и писатель. Кьеркегор говорил, что недостатком классической философии является то, что её интересует не конкретный живой человек с его проблемами, переживаниями, страданиями, а «человек вообще». Философия должна повернуться к человеку и помочь ему существовать в этом сложном и абсурдном мире.

    Фридрих Ницше – немецкий философ, один из основателей философии жизни, исходящей из той мысли, что один лишь разум, прежде считавшийся универсальным органом философии, недостаточен для выработки целостного мировоззрения. Его место должно занять философствование, вытекающее из полноты жизни, полноты переживания жизни. Учение Ницше делится на две части: 1) позитивную (идея «сверхчеловека», «любви к дальнему» и др.);

    2) негативную (идея «воли к власти», «вечного возвращения» и др.).

    Постклассическая философия отражает мировоззренческие процессы, произошедшие в последние десятилетия ХХ века. Одна из самых актуальных проблем – проблема языка и переосмысление философией своих оснований. Проблема языка – это поиск новых средств и способов выражения философской рефлексии. Философия пытается прорваться к той сфере опыта, которая невыразима с помощью обычных языковых средств.

    Позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что все подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных наук и их синтетического объединения, что философия как самостоятельная наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. С точки зрения позитивизма наука не объясняет, а лишь описывает события и отвечает не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?».

    Экзистенциализм – это философия существования, выдвинувшая на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия.

    Герменевтика – способ философствования, основой которого является истолкование, понимание текстов.

    14. Аналитическая философия.

    Одна из отличительных черт интеллектуальной культуры XX столетия - развитие и нарастающее влияние аналитической философии. У ее истоков стояли английские философы Джордж Эдвард Мур и Бертран Рассел, а также немецкий логик и математик Готлоб Фреге. Общая характерная черта аналитической философии - детальное исследование языка с целью решения философских проблем. Внутри аналитической философии выделяют два направления: философию логического анализа (интересуются философией и логикой науки) и философию лингвистического анализа (считают такую ориентацию искусственной и слишком узкой).

    Развивать аналитическую философию начали Мур и Рассел. Внимание Рассела сосредоточилось на аналитических возможностях символической логики и исследовании основ математики. Мура же занимал анализ философских понятий и проблем средствами обычного языка и здравого смысла. Мур - английский философ. В решении проблем теории познания он выступил как убежденный реалист, а по методам исследования - как аналитик. Мур дал талчок аналитическому движению в философии. Вслед за ним пришел Б.Рассел. Его интересы были связаны с математикой и логикой. Важнейшие открытия Рассела - теория описаний и теория логических типов. Главный предмет теории описаний - выражения, обеспечивающие связь языка с реальностью. В теории типов Рассел предложил четко разграничить классы понятий по степени их общности.

    В аналитической философии XX века есть важные философские достижения: осмысление тесной связи человеческого опыта с речевой коммуникацией, схемами языка, новое понимание философской мысли, философских проблем.

    15. Философия коммуникативного действия.

    Коммуникативная философия связана с проблемой понимания.

    Коммуникативное действие-передача, потребление информации, энергии.

    Философия неомарксизма (коммуникативного действия) Хабермас.

    Фундаментальный труд Ю. Хабермаса: в нем объединены разработанные им способы развития социальной теории и обоснован коммуникационный подход к социальной реальности.

    В ее основе лежит исследование дифференциации между жизненным миром и отчуждающей его социальной системой, выяснение соотношения социального действия и существующих социальных структур с целью преодоления кризисных явлений современной общественной жизни и ее гуманизации. В теории выявлены компоненты, определяющие социальное развитие, и на основе их анализа построена новый социальный тип. Это - коммуникативные отношения, в которых их участники согласуют и координируют планы своих действий; при этом достигнутое согласие измеряется интерсубъективным признанием притязаний на значимость. В условиях господства формальной рациональности и технократического сознания они утратили свое значение, поэтому задача теории состоит в том, чтобы обосновать их продуктивную инновационную роль.

    16. Синергетика.

    Синергетика — наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации (процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов) и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы. Синергетика - универсальная теория эволюции, дающая единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций.

    Область исследования синергетики распространяется на все отрасли естествознания. Общим признаком является рассмотрение динамики любых необратимых процессов.

    В рамках синергетического подхода исследуются сложные системы в неравновесном состоянии. Самоорганизация в таких системах выступает как процесс, приводящий к образованию новых структур, свойств и качеств. В стабильном состоянии система действует на основе принципа детерминизма, ее элементы подчиняются факторам порядка. Постепенно возрастают отклонения величин в функционировании системы. Усиление их ведет к нарушению равновесия, разрушению системы. Система оказывается в переломной ситуации, требующей от нее выбора. В процессе выбора система приобретает новые свойства.

    17. Философская мысль Беларуси. Этапы становления.

    Ефросинья Полоцкая. Основные идеи:

    1) идея противопоставления неподлинной и истинной жизни. Истинная жизнь – это верность идее и избранному пути;

    2) идея ориентации человека на высшие ценности и благородные цели;

    3) идея патриотизма;

    4) идея просвещения, любви к книге;

    5) идея духовного служения.

    Кирилл Туровский. Основные идеи:

    1) идея прославления мудрости и знания;

    2) идея духовного назначения книжного знания;

    3) идея духовного совершенствования;

    4) идеал бытия – это «бытие с Богом и для осуществления божественного промысла, тихая и мирная жизнь в чистоте и согласии с божественной правдой»;

    5) идея теоцентризма: Бог – это творец, он подобен скульптору, который создал совершенное творение: космос, Землю, небо, растения, животных, и человека;

    6) идея антропоцентризма: человек – венец творения;

    7) человек – единство двух начал: души и тела.

    Ф. Скорина. Основные идеи:

    1) Идея просвещения и любви к книгам.

    2) Идея нравственного воспитания человека. Наказаниями, несчастьями и болезнями Бог напоминает не злым, а добрым людям, чтобы они «зрели» духовно.

    3) Познание природы, общества и самого себя.

    4) Проблема идеала. Идеал – это человек, который сочетает в себе библейскую и философскую мудрость, «духа святого и философии исполненный».

    5) Мудрость – это не только вера и моральность, но и знание изначального, т.е. истоков.

    6) Идея знания, как необходимого условия нравственной жизни.

    7) Образование и культура – путь к индивидуальному и общественному благу.

    8) Идея основного постулата морального закона.

    9) Любовь – это высшая, нравственная добродетель.

    10) Идея патриотизма.

    11) Красота – "душа" бытия, его животворный источник.

    С. Полоцкий. Основные идеи:

    1) Идея внутренней и внешней мудрости: «Философия учит благо жить».

    2) Идея антропоцентризма: человек – это мост между материей и духом, центр мироздания.

    3) Идея красоты: красота есть высшая ценность.

    18. Российская философия 18-го - 20-го веков.

    Самобытная философия в России начинается только во второй половине 19 века и связана с именами Толстого, Достоевского, Соловьёва. Русская философская классика 19 века утверждала, что нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва, хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну слезинку.

    Ф. М. Достоевский (1821-1881) – мыслитель экзистенциального склада, пытавшийся через призму индивидуальной человеческой жизни решить последние вопросы бытия, – это проблемы смысла жизни и истории, тайна человека и загадка красоты. Он оспаривает ценности разума, не связанного с верой и совестью, т.к. в этом случае он может привести человека к нравственному падению и преступлению. Достоевский обращается к идеалу «положительно прекрасного человека», пытающегося личным примером перестроить отношения между людьми по принципу самоотдачи и спасения.

    Л. Толстой (1828-1910) идею исторического прогресса связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни. Ответ на это вопрос должна была дать созданная им «истинная религия». Считая всякую власть злом, Толстой пришёл к идее отрицания государства. Его «рациональная религия» включала всё ценное для него из христианства и восточных религий и представляла собой новое жизнепонимание, основанное на принципах любви.

    Один из основоположников русского космизма – Н. Фёдоров (1828-1903). Основное сочинение – «Философия общего дела». Исходя из того, что основное зло для человека – смерть, Н. Федоров выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель регуляции – воскрешение предков. Воскрешение, достижение бессмертия – это «общее дело человечества», ведущее к всеобщему братству и родству, к преодолению всякой вражды. Высшая ценность – это братство, достигаемое на пути «всеобщего синтеза», объединяющего теоретический и практический разум, Бога, природу и человека, науку и искусство в религию.

    Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900) создал философию «положительного всеединства». Общественно-историческая задача философии – отыскание путей спасения человека и человечества. Основные работы Соловьёва «Кризис западной философии», «Оправдание добра», «Чтение о Богочеловеке».

    Всеединство сущего представляет собой совершенный синтез истины, добра и красоты:

    1. благо (добро) – это реализующаяся воля;

    2. истина – реализующееся размышление;

    3. красота – реализующееся чувство.

    Эти три ценности образуют единство, смыслом которого является любовь. Именно любовь является гарантом спасения человечества. Формула Соловьёва: «Абсолютное, т.е. Бог, осуществляет благо через истину в красоте».

    Соловьев выделяет пять царств:

    1. минеральное царство;

    2. растительное царство;

    3. животное царство;

    4. природно-человеческое царство;

    5. царство духовно-человеческое, царство божье.

    Сущность человека заключена в трёх качествах:

    1. Стыд – это отношение к тому, что ниже его, т.е. к физической природе человека.

    2. Жалость – это отношение к тому, что равно ему.

    3. Благоговение (преклонение) – это отношение к тому, что выше его.

    19. Онтология как учение о бытие.

    Онтология – учение о бытии.

    Метафизика – учение о началах бытия, постигаемых с помощью умозрения. С Гегеля начинается понимание метафизики как метода противоположного диалектике, т.е. рассматривал явления вне связи и развития. Первым, кто философски сформулировал проблему бытия, был Парменид. В 20 в. эту проблему в качестве основной проблемы философии поставил Мартин Хайдеггер. Бытие – философская категория, обозначающая существование вообще. Это и материальная, и духовная реальность. Различают 4 сферы бытия:

    1) бытие природы; 2) бытие общества; 3) бытие человека; 4) бытие духовного.

    Духовным, то есть идеальным основанием всего сущего могут быть: • Бог, как единое и несотворенное бытие, создающее весь остальной мир. • Числа (Пифагор и его последователи). • Идеи(Платон и его последователи). • Форма(Аристотель). • Монады как бесконечно малые духовные единицы(Дж.Бруно, Г.Лейбниц)

    Вместе с тем, человек осознал и то, что в мире наряду с фактом присутствия вещей есть и эффект отсутствия. Категория небытия и обозначает свойства вещей и явлений не существовать, отсутствовать. По мнению Чанышева, существование небытия можно доказать многими способами:

    1. Доказательство от времени: существование настоящего предполагает существование прошлого и будущего.

    2. Доказательство от пространства: существование чего-либо в том или ином месте предполагает не существование его в другом месте.

    3. Доказательство от движения: движущееся тело есть там, где его нет, и его нет там, где оно есть.

    Иногда небытие трактуется как инобытие, то есть бытие в другом мире.

    Выделяя сферы бытия, мы неявно полагаем, что они образуют определенную целостность, единство. Идея такого единства приводит к представлению о некоторой общей основе существующего – субстанции. Субстанция – философская категория, обозначающая внутреннее единство многообразия конкретных вещей. Учение, объясняющее единство мира, исходя из одной субстанции, получило название «философский монизм». Различают материалистический монизм (Фалес, Фейербах) и идеалистический монизм (Платон, Гегель).

    Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях (Ленин).

    Структура материи: Неорганическая материя: ? ← физический вакуум ← элементарные частицы ← атомы ← молекулы ← макротела ← планетарные системы ← галактики ← метагалактика ←?

    Органическая материя: ? ← белковые и нуклеиновые молекулы ← одноклеточные организмы ← многоклеточные организмы ← популяции ← биоценоз ← биосфера ←?

    Способом существования материи является движение. Движение – это изменение вообще. Движение выступает как взаимодействие и взаимная связь предметов и явлений. Движение невозможно без своей противоположности – покоя. Покой проявляется в факте существования различных структурных образований, объективных законов, которые суть устойчивые повторяющиеся связи. Без покоя, устойчивости не было бы и изменения, так как тогда нечему было бы изменяться. Материальный объект, мыслимый без движения – это объект, не имеющий структуры и свойств, то есть объект, лишенный возможности проявлять свое существование.

    Принципы классификации форм движения материи:

    1) Связь формы движения с определенной формой материи, то есть по материальному носителю.

    2) Генетическая связь, то есть происхождение высших форм движения материи из низших форм.

    3) Специфические законы.

    Исходя из этого, различают 5 основных формы материи:

    1. Механическая – движение макротел.

    2. Физическая (молекулярно-физическая, ядерно-физическая).

    3. Химическая – движение атомов.

    4. Биологическая – «движение» белковых и нуклеиновых молекул, т.е. жизнь.

    5. Социальная форма движения.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта