[Философия] Приблизительные ответы на вопросы. 1. Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований. Философия
Скачать 108.67 Kb.
|
20. Пространственно-временная структура материального бытия. Пространство – это форма бытия материи, характеризуемая протяженностью, сосуществованием и взаимодействием. Время – это форма бытия материи, характеризующаяся такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояния. Общие свойства пространства и времени: 1. Объективность. 2. Всеобщность. 3. Абсолютность и относительность. 4. Бесконечность. Специфические свойства пространства и времени: Пространство Время 1. Обратимость 1. Необратимость 2. Трехмерность 2. Одномерность 3. Изотропность 3. Не является изотропным 4. Прерывность (дискретность) 4. Непрерывность А.Пуанкаре различал пространство геометрическое и пространство представлений. Пространство представлений не является однородным, изотропным и трехмерным, оно аморфно. И форму ему сообщают те вещи, которые в нем находятся. В психологии существует закон эмоционально - детерминированной оценки времени: время, окрашенное положительными эмоциями в восприятии сокращается, а время, окрашенное отрицательными эмоциями – удлиняется, т.е. время можно рассматривать как субъективную форму восприятия человека. 21. Диалектика как философская теория развития бытия. Диалектика – учение о всеобщих, универсальных законах взаимосвязи, движения и развития природы, общества и духовно-познавательной деятельности человека; умение вести диалог, спор, беседу, строить доказательства и формулировать выводы. Развитие – это движение материальных системных объектов, при котором происходит необратимый, направленный и закономерный переход от одного качественного состояния системы к другому ее качественному состоянию. Объективная диалектика – это принципы и законы, которые отражают сущность бытия; Субъективная диалектика – это правила построения мысли, способы и принципы познания развивающегося мира. Диалектику разрабатывали – Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. В Средние века диалектика входила в школьную программу как одно из семи искусств и обозначала умение логически рассуждать. Также разработкой диалектики занимались Кант и Гегель. Диалектический метод позволяет анализировать систему в единстве трех важнейших аспектов ее бытия: статическом, динамическом и функциональном. 22. Принципы и законы диалектики. Менеджмент качества. Закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник, причину развития. Таким источником является противоречие, которое возникает в процессе взаимодействия противоположных сторон. В различных сферах бытия этот закон имеет специфические характеристики. Например, в неорганической природе противоречия носят объективный характер, т.е. происходят без участия человека. Противоречия бывают: внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные. Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм развития. Основные категории этого закона: качество, количество, мера, скачок. Качество – это философская категория для отражения предмета в единстве его свойств, в системе его отношений с другими предметами. Социальная философия качества отражает соответствие предмета ожидаемым потребностям потребителей. Количество – это философская категория для отражения степени развития и интенсивности свойств предмета, выраженных в величинах и числах. Мера – это философская категория для отражения единства качества и количества. Скачок – это философская категория для отражения перехода количественных изменений в качественные или перехода из одного количественного состояния в другое в результате повышения меры. Менеджмент качества — такая же область управления, как производство, финансы, персонал и другие. Но в то же время — более комплексная, влияющая на все аспекты работы компании. 23. Природа как объект естественнонаучного и философского познания. Природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества. Природа разделяется на живую и неживую. Значение природы в жизни общества: 1. Природа – необходимая предпосылка функционирования и развития общества. 2. Природа оказывает влияние на формирование и развитие общественного сознания. Она представляет собой неиссякаемый источник знаний. 3. Природные условия воздействуют на формы и темпы исторического процесса. Засухи, наводнения, землетрясения способны затормозить развитие общества. От природных условий зависит и производительность труда. Характерные черты воздействия общества на природу: 1) расширение пространственных границ освоения человеком природы; 2) дальнейшее освоение природы вглубь (открытие и промышленное использование новых элементов, свойств и процессов); 3) усиливается интенсивность использования природных ресурсов (ежегодно добывают примерно 100 млрд. тонн руды); 4) возрастает загрязнение природной среды (ежегодно в атмосферу выбрасывается более 200 млн. тон окиси углерода и других вредных веществ, что приводит к парниковому эффекту). Загрязнение – это поступление в окружающую среду любых твердых, жидких и газообразных веществ и видов энергии в таких количествах, которые оказывают вредное влияние на человека, животных и растений. Человек изменяет природу и символизирует себя в ней. Для философии Древней Индии характерен интерес, как к человеку, так и к целостности мира. То и другое выливается в единство, которое лучше всего выражается формулой «Атман есть Брахман». Основная мысль заключается в том, что Атман и Брахман совпадают – «Все есть Атман, все есть Брахман». В XVIII веке в естествознании и философии складываются предпосылки диалектического понимания природы. Особая, диалектическая, трактовка жизни предлагается И. Кантом. Он придает особое значение активности живых организмов, а также трансформации внешних факторов под воздействием внутренних особенностей органических тел. В 19 веке особое значение приобретает клеточная тория (Шван) и теория эволюции (Дарвин). Устанавливаются законы развития живой природы. В XX в. переосмысливается место, роль и назначение человека в масштабах Космоса. Создание теории относительности, квантовой механики полностью изменяют понимание природы, Вселенной. 24. Философские концепции современного естествознания. Естествознание XX века имеет дело с множеством картин природы, онтологических схем и моделей, нередко альтернативных друг другу. С середины XX века идеи самоорганизации становятся основой нового стиля мышления и нового миропонимания. Разрабатываются принципы глобального эволюционизма. В обоснование глобального эволюционизма внесли свой вклад многие естественнонаучные дисциплины, но определяющее значение в его утверждении сыграли: теория биологической эволюции и развития на основе концепции биосферы и ноосферы; теория нестационарной Вселенной; синергетика. Глобальный эволюционизм позволяет: выстроить новую картину мира; рассмотреть во взаимосвязи неорганическую, живую и социальную материю; установить существование единой прогрессивной эволюции от Большого взрыва до возникновения жизни и разума. Главное место в изучении процесса соотношения общества и природы принадлежит геологии. Земная кора выступает основным объектом геологии. Земные оболочки выделяются по их основному содержанию: гидросфера – жидкая земная оболочка; литосфера – твердая часть земной коры; биосфера – оболочка, состоящая из живых организмов; атмосфера – воздушная оболочка; тропосфера – нижняя часть атмосферы. ХХ век – время великих открытий в науке о жизни: обоснованы концепции возникновения жизни, происходит становление генетики, молекулярной биологии, экологии и других дисциплин, повлекших изменения в этой области знаний. В биологии наших дней разработаны важные теоретические представления о сущностных характеристиках, о закономерностях структурно-функциональной организации и развития органической жизни. Огромное теоретическое и мировоззренческое значение имело становление классической генетики. Генетика открыла новые возможности понимания единства жизни. Самым выдающимся достижением биологической науки является теория эволюции путем естественного отбора. Биология уже не только изучает, но и непосредственно влияет на мир живого. Очевидно, что развитие биологии может способствовать решению ряда глобальных проблем (экологической, продовольственной, медицинской). 25. Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации. Термин «ноосфера» был введен в начале 20-х годов прошлого столетия Леруа и Шарденом. Под ноосферой они понимают новую оболочку планеты, которая возникает после биосферы и над ней. Биосферу рассматривают как необходимый этап в развитии планеты для возникновения ноосферы. Так, Леруа сравнивает ноосферу с белой скатертью, которой прикрыта биосфера. Из биосферы бьют фонтанчики, питающие ноосферу необходимыми веществами. Вернадский начинает рассматривать ноосферу как качественно новый этап эволюции биосферы, обусловленный историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Биосфера, как и любая целостная система равновесна не только с окружающей средой, но и во взаимодействии частей. Именно это обеспечивает ее существование. Однако это равновесие динамическое. Оно развивается в борьбе противоречивых процессов, от менее к более активному полюсу. Вернадский считал, что с возникновением человечества и развитием его производственной деятельности, оно постепенно становится основным геологическим фактором преобразования верхней оболочки земли. Он приходит к выводу, что человечество сможет обеспечить свое будущее только в том случае, если возьмет на себя ответственность за развитие биосферы в целом. Вернадский предложил понятие «ноосфера» – сфера разума. Ноосфера – это целостная оболочка Земли, населенная людьми и рационально преобразованная ими в соответствии с законами сохранения и поддержания жизни для гармоничного существования общества и природы. «Ноосфера» становится центральным междисциплинарным понятием, так как играет важную роль в построении целостной системы знаний об окружающей общество природе во взаимосвязанности всех ее частей. С обостренным характером противоречий между человеком и биосферой столкнулось современное поколение людей. Человечеству угрожают экологические катастрофы, связанные с загрязнением среды, дефицитом ресурсов, перенаселением. Становится все более очевидным, что главная экологическая проблема заключена не в природе, а в ценностно-этических представлениях человека современной техногенной цивилизации. Техногенная цивилизация начинает свое развитие в XVII веке. Идея преобразования мира и подчинение человеком природы становится доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории. Экологический императив выступает как основной принцип деятельности. Это совокупность условий таких нарушений равновесий природы, которые могут сделать невозможным существование человека на земле. В настоящее время без учета экологических факторов человечество обречено на гибель. Таким образом, преобразование культуры на экологических началах требует радикального изменения всей системы ценностей общества и поведенческой структуры человека. 26. Человек как объект философского познания. Современная философская антропология наиболее активно задействована в практику через социал-дарвинистскую, марксистскую, психоаналитическую, экзистенциональную концепции. Социал-дарвинистская концепция сформировалась на основе эволюционного учения Дарвина о наследственности, борьбе за существование. В работах Шпенглера и Ницше человек трактуется как биосоциальное существо, характеризующееся или стремлением к воле, или довольствующимся аморфными качествами. Марксистская концепция (Маркс, Энгельс, Ленин) фиксирует в человеке активно-деятельностную сущность преобразующего мир существа. Психоаналитическая концепция (Фрейд, Юнг, Адлер, Хорни, Лакан) сфокусирована на психике человека, его сознании и утверждает тезис о том, что психоэмоциональная сфера человечества имеет определенную структуру, связанную с наличием инстинктов, архетипов, комплексов, сновидений) и контролируемой в виде Я (индивидуального сознания) и Сверх-Я (норм общественного сознания). Экзистенциальная концепция (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю) акцентирована на изучении человека в обычных и экстремальных условиях техногенной действительности. Речь идет о существовании индивида с точки зрения таких категорий как «забота», «страх», «ничто», «пограничная ситуация», «ответственность», «свобода», «гуманизм». 27. Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза. Природа (в широком смысле слова) – это все многообразие движущейся материи, ее свойств и состояний. Природа (в узком смысле слова) – это материальный мир, исключая социальную форму движения материи. В философии древнего Китая человек рассматривается как микрокосм, который соединен с Космосом тысячью незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. Отсюда – неизменное чувство ответственности за свои действия на высшем «космическом» уровне. Античная Греция – родоначальница европейского рационализма. Один из первых греческих мудрецов Фалес провозгласил: «Познай себя», а Сократ сделал человека предметом своей философии. А лозунг «Познай себя» он объяснил так: «Познай, кто ты есть, и будь им». По мнению основоположника классической немецкой философии И. Канта, человек – это существо, предназначенное для общества. В марксистской философии человек рассматривается как совокупность всех общественных отношений, как целостное единство биологического, психического и социального уровней (биосоциальное существо). В неклассической философии С. Кьеркегора человек – это единство конечного и бесконечного. В своем становлении человек проходит три стадии: 1) эстетическая; 2) этическая; 3) религиозная. З. Фрейд рассматривал три основных уровня в структуре личности: 1) бессознательное – Оно (Ид) 2) предсознательное - Я (Эго); 3) сознательное – Сверх-Я (Супер – Эго). Антропосоциогенез – это процесс становления человека и общества. Начало антропогенеза было одновременно началом социогенеза. Антропосоциогенез длился в течение 3,5 млн. лет, а 40 тыс. лет назад появился кроманьонец (современный человек). Антропосоциогенез зависит от характера взаимодействия природы и общества. Современные учения об антропогенезе основаны на следующих теориях: - Теория происхождения жизни на земле на основе углеродных соединений (Опарин); - Теория развития живых организмов на основе естественного отбора (Дарвин); - Концепция направленного мутирования, т.е. закрепления определенных изменений в генах (Берг,Алексеев). Все они доказывают естественное происхождение человека, т.е. то, что «человек– это детище природы». Философию ХХ-XXI вв. интересует живой конкретный человек с его чувствами, поисками самого себя и своего смысла в жизни. «Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество» (К. Маркс). 28. Личность, её духовные основания и общество. В философии человека как личности выделяют два вида знаний: личностное возникшее в недрах мифологического творчества, и надличностное. Миф личностен в отличие от теоретического знания как надличностного. Миф насыщен эмоциональностью, картинностью, живописностью. В мифах представлен огромный спектр чувствований, переживаний, потребностей. Миф намного сильнее разума в понимании «Я», взятого не как непостижимая абстракция – точка, а в непрерывном обрамлении бездонной толщи бессознательного, скрытого под покровом сознания. Разум же имеет преимущество в понимании «Ты», то есть в строгой логике изучения объективного мира. Данное сопоставление мифа и разума заставляет признать их взаимную дополнительность и необходимость перехода от Мифа к духовному смыслу и обратно как в индивидуальном, так в историческом плане. Если философия – это любовь к мудрости, а любовь понимается как страстное, эмоциональное состояние погруженности во внутренний мир другой личности, то такая философия есть интуитивное, синтетичное знание этой личности, афористичное или метафоричное постижение ее душевно-духовной глубины (Бердяев). Для того чтобы потенциал личности раскрылся в полную силу необходима социальная работа, связанная с эффективным воспитанием, патриотическим воспитанием, образованием. Соответственно выделенным аспектам можем выделить философию воспитания, философию образования, методологию идеологической работы. Философия воспитания базируется на достижениях физиологии высшей нервной деятельности, психологии, педагогики, этики, эстетики, риторики. 29. Философские проблемы анализа сознания. Сознание – высшая форма отражения действительности: -субъективный образ объективного мира; -субъективная реальность; -продукт общественного развития; -функция высокоорганизованной материи мозга. Проблема сознания всегда привлекала внимание философов. Их интересовало происхождение, сущность, специфика сознания, его отношение к материальному миру. Сознание – чрезвычайно сложный и таинственный феномен. Оно является предметом изучения психологии, антропологии, логики, социологии и др. В философии сложилось несколько традиций, анализирующих проблему сознания. В классической философии основными стратегиями исследования являются субстанциональная и функциональная; в постклассической – экзистенциально-феноменологическая и психоаналитическая. Субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Гегель и другие) рассматривает разум как объективное и универсальное свойство сознания. Индивидуальное сознание человека рассматривается как проявление Мирового Разума. Функциональная концепция анализа сознания (Дидро,Гельвеция) рассматривала сознание как функцию мозга и отражение действительности и обращала внимание на активную роль сознания в жизнедеятельности человека. Экзистенциально – феноменологическая концепция сознания возникла в ХХ веке. Ее представители Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, К. Ясперс и другие рассматривали сознание как специфический вид бытия, возникающий в результате интериоризации – внешних воздействий во внешнее (мозг), которое трансформирует, преобразует внешнее во внутреннее – в сознание, выходящее за пределы внешнего и развивающегося по собственным законам. |