Главная страница
Навигация по странице:

  • 41. Понятие метода. Классификация методов научной деятельности.

  • 42. Наука и система инновационной деятельности в Республике Беларусь.

  • 43. Общество как область изучения социальной философии.

  • 44. Экономические, политические, духовные отношения в обществе.

  • 46. Культура и цивилизация.

  • 47. Этика, эстетика, религиоведение как прикладные философские науки.

  • 48. Философское учение о ценностях.

  • 49. Философия идентичности (архетипы, менталитет, характер души народа).

  • 50. Социокультурная динамика, ее направленность и содержание.

  • [Философия] Приблизительные ответы на вопросы. 1. Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований. Философия


    Скачать 108.67 Kb.
    Название1. Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований. Философия
    Анкор[Философия] Приблизительные ответы на вопросы.docx
    Дата18.12.2017
    Размер108.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла[Философия] Приблизительные ответы на вопросы.docx
    ТипДокументы
    #11949
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    40. Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности

    Теоретический уровень познания решает задачи моделирования, разработки теории, формулирования законов. В процессе теоретических исследований используются методы, способствующие достижению необходимых результатов. Идеализация – мысленное конструирование объектов, которые в действительности не существуют, но широко используются в научном познании. Суть идеализации: 1) лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств; 2) мысленно наделить эти объекты определенными нереальными, практически неосуществимыми свойствами.

    Формализация – приписывание символам или их системам определенных значений. Формализованные языки отличаются строгостью, четкостью, а их выводы – доказательностью. Формализация позволяет строить знаковые модели объектов, а изучение реальных предметов и процессов заменять исследованием этих моделей. Аксиоматический метод широко используется при построении теории математики. Суть метода: ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальное знание выводится из них по определенным логическим правилам.

    Гипотетико-дедуктивный метод – это метод научного исследования, опирающийся на выведение следствий из посылок. Использование этого метода подразделяется на три этапа: 1) выдвижение некоторой гипотезы; 2) выведение следствий из этой гипотезы; 3) проверка полученных следствий с точки зрения их истинности или ложности.

    Математическая гипотеза является видом гипотетико-дедуктивного метода. На первом этапе методом математической гипотезы создается математическое уравнение, представляющее модификацию ранее известных и проверяемых соотношений.

    41. Понятие метода. Классификация методов научной деятельности.

    Знание, получаемое человеком, есть не только результат познания, но и его средства (метод). Метод научного исследования – определенный способ, прием, решение познавательных задач. Методика – совокупность приемов данного конкретного исследования, а методология – общая теория методов или учение о приемах и принципах всякого научного исследования.

    Классификация методов:

    1) по степени общности: общенаучные, всеобщие, частнонаучные

    2) по степени использования средств математики: качественные, количественные

    3) по отношению к опыту: эмпирические, теоретические

    Частные методы – методы, которые используются в конкретной науке (препарирование в биологии). Общенаучные методы – методы, которые используют большинство наук. В настоящее время общенаучными становятся методы некоторых конкретных наук (кибернетика, математика). Всеобщий метод раскрывает общее направление и характер познания в целом независимо от специфики явлений. Таким всеобщим методом является диалектика как учение о всеобщих законах природы, общества, человеческого мышления.

    42. Наука и система инновационной деятельности в Республике Беларусь.

    В ХХ веке в силу вступили факторы интенсивного экономического развития человечества. В целях рационализации научно-технических исследований, придания им целевого характера и сформирована система инновационной деятельности, включающая: стратегический маркетинг; НИОКР; технопарки; инновационное производство, переходящее в непрерывно модернизирующую инфраструктуру и коммуникации.

    Стратегический маркетинг заключается в изучении динамики рынка в области потребностей, роста цен, в том числе на энергоносители, экологических требований, требований безопасности.

    Основными задачами НИОКР являются: новые знания и новые области их применения; практическая реализация новшеств.

    Инновационный проект – это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, который проходит соответствующую экспертизу. Технопарки решают важнейшие проблемы регионального развития – дают новые рабочие места, способствуют структурной перестройке и переходу традиционных производств на новые технологии.

    Анализ основных стадий инновационного цикла показывает, что в Беларуси имеется достаточно развитая инфраструктура сектора научно-исследовательской деятельности. Эта инфраструктура была сформирована в 60–70 годах ХХ века в виде научных школ, связанных с актуальными направлениями развития математики, физики, химии, биологии, географии. На их богатом материале сформировалась методологическая рефлексия минской школы, в рамках которой был актуализирован специальный понятийный аппарат, позволивший осуществить реконструкцию исследовательского процесса и привлечь внимание физиков, химиков, математиков к обсуждению ключевых аспектов содержания и качества их деятельности.

    43. Общество как область изучения социальной философии.

    Общество – это системное образование, выделившееся из природы. Значимости природного начала в социальности философы уделяли большое внимание. Сравнивали общество с организмом, не считая, однако, их тождественными, многие мыслители (Платон, Гоббс, Спенсер). Была и крайняя точка зрения в этом отношении, которой придерживалась органическая школа в социологии, имевшая место в конце XIX – начале XX века (Шеффле, Бормс и др.). Ее представители пытались объяснить общество как организм биологическими закономерностями: роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга – правительство и т. п.

    Согласно теории социального действия (Вебер, Знанецкий и др.) отношения между людьми в обществе складываются на основе понимания действий друг друга, смысла их намерений и целей. Задача, стоящая пред общественностью, состоит в том, чтобы создавать постоянно устойчивые многообразные связи, автономные объединения, способные действовать организованно, сплоченно, осознанно.

    Таким образом, важнейшая проблема социальной философии заключается в том, чтобы выяснить условия единства, целостности общества, его смысла. Социальная философия призвана также выяснить, при каких условиях возможен наиболее плодотворный вариант взаимодействия личности и общества.

    Очень важной является проблема закономерностей функционирования и развития общества. Значимый вклад в этот процесс внесли идеи Маркса, согласно которым в обществе имеют место законы-тенденции, формирующиеся на основе материальной стороны жизни общества. Не менее важной является проблема движущих сил исторического развития, соотношение эволюции и революции.

    Социальная философия не только выявляет и объясняет специфические срезы своего предмета, но и занимается поиском наиболее эффективных методов познания.

    44. Экономические, политические, духовные отношения в обществе.

    На ранних ступенях развития человеческого общества имело место синкретичное, не расчленённое на отдельные формы общественное сознание. Общественное сознание – это предмет работы сознания многих поколений людей, который сохранился благодаря общественному признанию и приобрёл статус общезначимой ценности. Затем начинают формироваться такие формы, как мораль, искусство, религия. С разделением труда и возникновением классов и государства появляются условия для возникновения политического и правового сознания, науки и философии.

    Поначалу каждая из идей, входящих в содержание той или иной формы, имеет чёткую печать индивидуального творчества, но затем, включаясь в межличностные отношения, она приобретает самостоятельную жизнь и может далеко уходить от своего автора.

    Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, функционируют политические организации, формируются политические идеи и теории.

    Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Политическая власть существует в каждой организованной общности людей, возникает вместе с образованием самого человеческого общества, существует на протяжении всей его истории. Каждое общество – это управляющаяся и воспроизводящаяся система, требующая координации его частей и элементов. Власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов, посредством экономических, идеологических, правовых механизмов, также с помощью авторитета, традиции, насилия. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения. Таким образом, власть как социальное явление свойственна всякому организованному обществу. Без власти в различных формах ее проявления не могла бы существовать ни одна из общностей.

    45. Материальное производство и производственно-технологические отношения. Экономическая философия.

    Экономические отношения исторически сформировались в рамках общественного производства, международного разделения труда. Их наличие свидетельствует о том, что производительные силы общества не только преобразуют природу, используют ее в технологических целях, но и активно обсуждают вопросы оптимальной организации труда, собственности, социальной справедливости. Экономическую теорию начали разрабатывать философы начиная с Аристотеля. Затем эту работу продолжили А. Смит, К. Маркс, А. Маршалл, Ф. Хайек. Производительные силы общества – это человеческий капитал, техника и технологии, природные ресурсы. В человеческом капитале отражаются факторы инновационности, предприимчивости, дисциплины, квалификации, компетентности. В промышленности и сельском хозяйстве важную роль играют производственные отношения, поскольку они связаны с организацией, технологиями, юридическими вопросами форм собственности. Значительное место в структуре экономической философии занимает этика деловых отношений, конфликтология, философия безопасности, философия управления, философия рисков, методология управления знаниями.

    Экономическая философия изучает выработанные человечеством исторические модели хозяйствования, связанные с либерализмом, либерал-реформизмом, этатизмом.

    Этатистская экономическая философия отводит ключевую роль в экономике государству развития. В Республике Беларусь с момента создания государства за основу экономических отношений была принята этатистская методология. Она позволила сохранить при поддержке и контроле государства собственность, созданную белорусским народом, модернизировать крупные предприятия и отрасли, агропромышленный комплекс.

    Философия изучает не только проблемы реальной экономики, но и специфику экономических исследований и экономической теории.

    46. Культура и цивилизация.

    Ж. П. Сартр: «Культура – это зеркало, в которое смотрится человек».

    Культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.

    Т. е в узком смысле слова, культура – это сфера духовной жизни людей.

    Структура культуры включает в себя: 1) деятельность по созданию ценностей; 2) материальные и духовные ценности; 3) саморазвитие человека, которое происходит как в процессе создания ценностей, так и в процессе их освоения.

    Особенности культуры:

    1) Культура – это небиологическая деятельность человека, выражающая его

    сущностные силы. Не может быть прогресс построен «на хотя бы одной слезинке ребенка» (Достоевский, Соловьев). 2) Культура – мера развития человечности. 3) Культура выполняет важнейшую адаптационную функцию. Эта функция возникла с первыми наскальными рисунками, с первыми религиозными обрядами. 4) Культура выполняет образовательную, воспитательную, познавательную и регулирующие функции.

    Можно выделить три этапа развития общества: 1) дикость, 2) варварство,3) цивилизация.

    Определения цивилизации:

    1. Синоним культуры. 2. Общество на определённой стадии развития. 3. Уровень развития общества в целом. 4. Совокупность технологических достижений человечества.

    Этап цивилизации включает в себя:

    а) рабовладельческое общество, б) аграрно-феодальная цивилизация, в) цивилизация буржуазного типа.

    Шпенглер говорил, что бессмысленно говорить о человечестве в целом, надо изучать отдельные культуры. Шпенглер выделял восемь культур:

    1. Египетская. 2. Индийская. 3. Вавилонская. 4. Китайская. 5. Греко-римская.

    6. Византийско-арабская. 7. Майя. 8. Русско-сибирская.

    Этапы развития цивилизации связаны с социотехническими революциями:

    1) Этап перехода от общества собирательного типа, ведущего полудикий

    образ жизни, к аграрной цивилизации. Этот этап связывают с неолитической революцией, т.е. переходом к «производящему» обществу. Он включает в себя первобытное, рабовладельческое, феодальное общество.

    2) Промышленная революция 18 века и становление буржуазного общества привели к индустриальной цивилизации.

    3) 40–50-е гг. ХХ века связаны с научно-технической революцией и переходом к постиндустриальной цивилизации («обществу знания»). На смену постиндустриальному обществу идет информационное общество.

    47. Этика, эстетика, религиоведение как прикладные философские науки.

    Этика – это прикладная философская наука, предметом которой являются нравственные ценности, мораль, общение, деловые отношения. Этика делится на конструктивистскую, нормативную, утилитарную, программную, метафизическую, инженерную, медицинскую, деловую, профессиональную.

    Эстетика – это прикладная философская дисциплина, которая изучает особенности художественного восприятия человечеством мира, практического использования этого видения в архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, строительстве, городском хозяйстве, конструировании и проектировании. Эстетика – это философский анализ такого феномена духовной жизни как красота, прекрасное.

    Эстетика связана с понятиями стиля, жанра, пространства, времени.

    Религиоведение – это прикладная философская дисциплина, которая изучает духовный мир человечества, его исторические модификации, веру как явление культуры и этическую категорию, религию, мировые религии и их влияние в современном мире. Жители Беларуси традиционно относят себя к христианству, представленному четырьмя конфессиями – православной, католической, протестантской, униатской. Духовная культура белорусов характеризуется межконфессиональной веротерпимостью, что является важным фактором национальной безопасности и устойчивости общества.

    48. Философское учение о ценностях.

    В конце ХIХ века интерес у философов вызвал и механизм переоценки ценностей.

    В какой-то исторический момент содержание перестает удовлетворять общество и тогда старые ценности наполняются новым содержанием. Весь вопрос заключается только в том, какие должны быть технологии переоценки ценностей. Марксизм видел их в форме социальной революции. Прикладные философские разделы сконцентрировались на исследовании ценностей и приоритетов.

    Глобальные ценности выполняют функцию объединения человечества в решении актуальных проблем. В их число входят ценности гуманизма и экологизма.

    Ценности гуманизма отражают важную роль человека в историческом процессе, его уникальность как разумного существа, индивидуальную неповторимость и творческое своеобразие.

    Ценности экологизма отражают значимость для человечества географической среды, сложившейся на Земле под влиянием живых организмов.

    Региональные ценности общественного сознания специализированы блоком экономических и политических интересов народонаселения конкретной территории, стремящегося к объединению усилий в создании более благоприятной среды жизнедеятельности.

    Национальные ценности вытекают из уважительного отношения народонаселения к истории и традициям какой-либо страны.

    В аспекте исторического времени ценности выступают в форме традиций. В более узком контексте деятельности ценности делятся на ценности цели, инструментальные ценности и предметные ценности.

    Ценности цели актуализируют аспект значимости деятельности и предполагают обоснование последней и ее пропаганду как чего-то самодостаточного и важного.

    Инструментальные ценности указывают на важную проблему выбора средств достижения цели и значимость технологической культуры.

    Предметные ценности отражают значимость творчества и труда человека, материализовавшегося в предметах культуры.

    49. Философия идентичности (архетипы, менталитет, характер души народа).

    Глобализация, связанная с массовым доступом к информации, возможностью миграции резко обострила ситуацию в области сохранения идентичности - тождественности социальных и этнических, национальных групп историческим корням, проявляющимся в архетипах, менталитете, образе жизни, религии. Прибывающие на территории коренных наций мигранты создают критическую протестную массу, провоцирующую национализм, расизм, шовинизм, радикальные политические движения, столкновение цивилизаций. Причины массовой миграции людей связаны с бедностью, отсутствием занятости, демографическим взрывом. Менталитет символизирует национальный склад мышления, то, как нация видит мировую политику, экономику.

    50. Социокультурная динамика, ее направленность и содержание.

    Техногенная реальность актуализировалась в ХVІ веке в форме западноевропейской техногенной цивилизации, основанной на приоритетах научно-технического развития.

    Новая реальность стала предметом изучения философии. Результаты философских исследований представлены концепциями.

    Формационная концепция (Маркс, Энгельс, Ленин) рассматривает научно-технический процесс, цивилизационную динамику в тесной увязке с критериями социальной справедливости. Для этих целей вводится исходное представление о формации как единстве базиса и подстройки. Базис фиксирует специфику экономических отношений между социальными группами. Он первичен по воздействию на надстройку, связанную с социально-политическими, духовными отношениями между социальными группами (классами).

    Веберовская концепция (Вебер) рассматривает научно-технический прогресс в контексте религиозно-культурных традиций экономического прагматизма (протестантская этика труда как пример).

    Цивилизационная концепция (Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Бердяев, Хантингтон) рассматривает техногенную динамику как живую систему (социал-дарвинистский подход) с присущими её элементам признаками рождения, вызревания, гибели, конкуренции.

    Технодетерминистская концепция (Капп, Веблен, Дессауэр, Гэлбритт, Ростоу, Белл) акцентирована на технике как самодостаточной сущности, имеющей определяющее влияние на все аспекты жизнедеятельности человечества. Пассионарная концепция (Гумилев) обогащает техногенную динамику синергетическими процессами демографических взрывов и демографической экспансии, влиянием космических факторов на земной миропорядок. Коммуникативная концепция (Хабермас, Апель, Хайдеггер, Бахтин, Витгенштейн, Кристева) проводит идею информатизации техногенной реальности соответствующей её трансформации в глобализирующееся пространства диалога, текста.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта