Главная страница
Навигация по странице:

  • Сунна (Священное Предание), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда.

  • Важную группу источников шариата составляют иджма и кияс, основывающиеся на одноименных методах.

  • Шариат (мусульманское право)

  • 37. Характеристика основных институтов мусульманского права. Имущественные правоотношения.

  • Обязательственное право.

  • Семейно-брачные отношения.

  • история теории государства и права зарубежных стран. ЭКЗАМЕН ИСТОРИЯ ТГП ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН САЙДЛЕР. 1. Предмет, задачи и периодизация дисциплины История государства и права зарубежных стран. История государства и права зарубежных стран


    Скачать 1.35 Mb.
    Название1. Предмет, задачи и периодизация дисциплины История государства и права зарубежных стран. История государства и права зарубежных стран
    Анкористория теории государства и права зарубежных стран
    Дата07.02.2021
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭКЗАМЕН ИСТОРИЯ ТГП ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН САЙДЛЕР.doc
    ТипДокументы
    #174625
    страница13 из 23
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   23

    36. Основные источники мусульманского права и их характеристика.

    Важнейшими источниками шариата являются Коран и Сунна – священные книги ислама, база, на которой основывается все вероучение ислама в целом, мировоззрение и поведение мусульман.

    Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 гг. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.

    Составление окончательной редакции Корана произошло при халифе Османе (644-656гг.). Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник".

    Коран состоит из 114 глав (сур), разделенных на 6204-6236 (по разным вариантам счета) стихов (аятов). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей2.

    Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того. какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях 3.

    Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман-суннитов источником права была Сунна (Священное Предание), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IХ веке, когда были составлены шесть ортодоксальных сборников, которые как раз и составили Сунну . Из Сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы Сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Здесь также уместно упомянуть и о возможности изменять некоторые хадисы (истислах). Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) представляет собой свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый суннитами наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих4.

    Важную группу источников шариата составляют иджма и кияс, основывающиеся на одноименных методах. Иджма рассматривается как "общее согласием мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относится к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывается из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов. Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводится из указания Мухаммеда : "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".

    Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

    Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, является кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволил быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.

    Производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов - фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы - кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением2.

    В качестве дополнительного источника права шариат допускал также и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (араты)3.

    Шариат (мусульманское право) представляет собой свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права4. Таким образом шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

    Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

    - обязательные;

    - рекомендуемые;

    - дозволенные;

    - предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания;

    - запрещенные и подлежащие наказанию1.

    Основная тенденция шариата – оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Поэтому не случайно, что одной из особенностей норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Кодекс шариата подразделяется на три основные части: ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний)2.

    Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение норм шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний (достаточно вспомнить публичные казни в Чечне, провозгласившей приверженность шариату).

    Как конфессиональное право шариат отличается от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки распространившей свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление - шиизм3.

    И в заключение необходимо сказать, что нормы шариата не утратили свою актуальность и сегодня. В 28 странах, где ислам признан государственной или официальной религией (Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др.), нормы шариата и сегодня непосредственно регулируют или оказывают существенное влияние на государственное регулирование широкого круга общественных отношений в различных сферах функционирования общества и государства.

    37. Характеристика основных институтов мусульманского права.

    Имущественные правоотношения. В качестве необходимого условия приобретения имущественных прав выступала гражданская правоспособность. Полноправными признавались только мусульмане. Правоспособность мусульман была шире правоспособности иноверцев; последние ограничивались в избрании места жительства, профессии, передвижении. Некоторым иноверцам разрешалось ездить только на ослах. Даже раб-мусульманин по правовому положению был выше свободного христианина, еврея, буддиста. Имущественные права приобретали те, кто достиг совершеннолетия и находился в здравом уме. Факт достижения совершеннолетия удостоверялся судьей. Объектом имущественных правоотношений выступали вещи. Они делились по религиозному основанию на чистые вещи (воздух, море, пустыня, мечети, водные пути), которые не должны находиться в собственности мусульман, и "нечистые вещи" (вино, свинина, запретные книги), которые не могли быть собственностью правоверных.

    Мусульманское право знало деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, родовые и индивидуальные, заимствованное из римского (византийского) права.Спосо- бами возникновения права собственности в шариате признавались захват, наследование, договор, клад. Особым объектом вещных прав выступала земля. В Арабском халифате сложилось несколько форм землепользования, которые имели собственный правовой режим регулирования.

    • 1. Верховная собственность на землю принадлежала государству. Государственная священная земельная собственность – Хиджас включала земли, где, по преданию, жил пророк Мухаммед. Для них был установлен особый правовой режим: с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина. К государственным землям относились территории, где находились ирригационные сооружения, каналы, дороги.

    • 2. Основной формой земельной собственности являлся мюльк – частнособственнические земли. Ими владела арабская знать, а также византийские, иранские, армянские феодалы, признавшие власть халифа и сохранившие свои владения; обрабатывались они трудом зависимых крестьян-издольщиков.

    • 3. Огромный фонд составляли савафи – земли, непосредственно принадлежащие халифу; обрабатывались издольщиками, а весь доход шел в казну.

    • 4. Из фонда халифских земель производились пожалования частным лицам – условное владение – икта. Они были наследственными, могли быть предметом купли-продажи. Условием владения была уплата соответствующего налога в пользу государства. За отказ выполнять службу владельцы иктов лишались земли. Позднее условные пожалования стали даваться только в случае несения военной или гражданской службы.

    • 5. Существовало общинное землепользование. Земли, неосвоенные и вновь завоеванные, не подлежали разделу, а должны были поступать во владение мусульманской общины.

    • 6. Наконец, еще один вид феодального владения – вакф – земли, пожалованные государством или частным собственником мусульманским учреждениям.

    Каждый вид землепользования имел свой режим правового регулирования. Так, за пользование государственной землей у крестьянина зачастую отбирали половину урожая, а чтобы он не мог уклониться от уплаты, ему на шею вешали свинцовые бирки с указанием его местожительства. Из-за неурожая крестьяне часто были вынуждены просить милостыню, продавать детей в рабство.

    Обязательственное право. Обязательства возникали из договора и деликта. Договор практиковался как правовая связь, основанная на согласии сторон, зафиксированная в любом виде: на письме, на словах. Детально регламентировали различные виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, найм, ссуда, хранение, товарищество и т.п. Например, согласно шариату по договору ссуды дать в долг считается делом благородным. В одном из хадисов (преданий о жизни Мухаммеда) приводятся слова пророка: "Кто даст в долг своему брату-мусульманину, увеличит свое богатство, ангелы пошлют ему свою милость... Если кто-то откажет дать в долг своему брату-мусульманину, тому доступ в рай запрещен".

    Вернуть взятое необходимо в срок, задерживать отдачу долга шариат считает греховным поступком. Когда должник испытывает действительно серьезные затруднения, кредитор не может требовать своего и обязан терпеливо ждать.

    Существовали некоторые особенности заключения и исполнения договора купли-продажи. Они касались предмета договора: нельзя покупать и продавать свинину и алкогольные напитки, а также отнятые насильно вещи. Запрещались договоры, связанные с азартной игрой, не допускались сделки, в которых взимается процент (риба) и т.д. Получать ростовщический процент строго запрещается, хотя допускается брать рибу с кяфира (неверного), раба или во внутрисемейных сделках.

    Семейно-брачные отношения. Шариат рассматривает брак как обязанность перед Богом, а многочисленное потомство – как знак Божьего благоволения. Согласно хадисам, "человек, вступивший в брак, имеет в глазах Бога предпочтение перед набожным мусульманином, оставшимся холостым". В исключительно приниженное положение мусульманское право поставило женщин. При заключении брака она считалась объектом сделки, ее покупали за калым. Развод разрешался только по инициативе мужа, узаконилось многоженство. Возможное количество жен ограничено четырьмя: все они имеют равные права и должны жить в одинаковых условиях. Положение женщины по шариату было хуже, чем при родовом строе у арабов. Ей не разрешалось учиться, быть в компании мужчин, полагалось носить паранджу и т.д. Мусульманин, вступая в брак, должен выплатить обязательный выкуп (калым или махр) за невесту. До свадьбы жених выплачивает родителям невесты половину махра. Вторую половину он платит, только если решается на развод. Процедура развода по шариату проста. Если муж говорит жене "Талак" ("развод"), она уже может считать себя разведенной. Жена в этом случае, как правило, уходит к родителям, но обязана вернуться к мужу, если он изменит свое решение. Слово "талак", повторенное трижды, делает примирение мужа и жены невозможным.

    Наследственное право. Шариат регулировал наследственные правоотношения. Признавалось наследование по завещанию и по закону. Завещание не могло составляться в пользу законных наследников и не могло превышать трети имущества. Наиболее детально был регламентирован порядок получения имущества законными наследниками. Так, например, отец не мог оставить свое имущество только одному сыну или дочери, если у него их несколько: каждый получал свою долю.

    Уголовное право. Шариат не содержит ни определения преступления, пи правовых институтов, относящихся к юридическому составу правонарушения: вина и ее формы, отягощающие и смягчающие обстоятельства. Подобная ситуация обусловлена тем, что нигде, кроме Арабского халифата, религия так тесно не была связана с повседневной жизнью. На основе законов шариата сложилась и стала действовать хисба – религиозно-правовая инстанция, взявшая на себя обязанности контроля за различными сторонами жизни мусульманина. Мухтасиб, возглавлявший хисбу, в сопровождении помощников – арифов ("сведущие люди") регулярно объезжал рынки и ремесленные кварталы. На провинившихся мухтасиб накладывал тазир ("исправительное наказание"). Помимо бичевания, оно могло быть и таким: на виновного надевали позорный колпак, сажали задом наперед на осла и везли по улицам. Кроме того, отказ от следования "законам веры", "мусульманскому образу жизни" (т.е. шариату) рассматривался не только как преступление, но и как религиозный грех, влекущий высшее возмездие.

    Следуя догматам мусульманского правоведения (фиюсам), поведение человека определяется "божественным провидением". В Коране и Сунне зафиксированыво-первых, нормы, регулирующие порядок исполнения религиозных обязанностей, – ибадат, и, во-вторых, нормы, определяющие характер взаимоотношений мусульман, – муамалат. Ибадат представляет собой вечные установления, отражающие постоянные, не подверженные переменам духовные ценности верующих: религия, жизнь, разум, продолжение рода, собственность. Муамалат не имеет четких определений. Говоря о взаимоотношениях мусульман, Коран и Сунна устанавливают лишь общие ориентиры и принципы. В каждой конкретной ситуации с помощью толкований Корана и Сунны правоверный должен сам находить верный способ действия. Действия человека относительно "законов веры" подразделялись на строго обязательные, желательные; разрешаемые, нежелательные, но ненаказуемые, запрещенные и строго наказуемые. Последние попадали в разряд преступлений.

    Преступления делились по объекту посягательства на три группы. Первая группа включала особо тяжкие преступные деяния, посягающие на "право Аллаха" и существующий порядок управления. Преступления против основ религии и государства не допускали прощения и предусматривали жестокие и устрашающие наказания. К преступлениям этой категории относились: восстание, мятеж, богохульство, оскорбление религиозных святынь, которые карались смертной казнью путем повешения, четвертования, утопления, закапывания заживо. По наиболее тяжким преступлениям применялось объективное вменение: карались совершенно непричастные к делу родственники преступника. К этой же группе преступлений, признаваемых тяжким религиозным грехом, относились кража, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние. За употребление спиртных напитков, дурманящих разум, полагалось 40 ударов пальмовой ветвью.

    Ко второй группе относились преступления, посягающие на права отдельных лиц. К ним относились убийства (умышленные и неумышленные), телесные повреждения. Так, за умышленное убийство наказание могло быть альтернативным. По преданию, Мухаммед предлагал родственникам убитого выбрать одно из трех: смертную казнь, прошение убийцы, принятие выкупа за кровь (дийа). Размеры выкупа обычно приравнивались к стоимости 100 верблюдов и 12 тыс. диргемов деньгами. Учитывалась субъективная сторона преступления. Лицо, совершившее неумышленное убийство, платило выкуп и несло религиозное искупление (каффару). За телесные повреждения ответственность возникала по принципу талиона (возмездия) "Душа – за душу, и око – за око, и нос – за нос, и ухо – за ухо, и зуб – за зуб, и раны – отмщение".

    Третью группу преступлений составляли правонарушения, связанные с несоблюдением религиозных и моральных предписаний: неуплата закята, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и т.п., за что предусматривались имущественные санкции (штрафы, конфискации) и накладывался тазир (позорящие наказания: публичное осуждение, бритье бороды, лишение права носить чалму, надевание на виновного позорного колпака).

    Суд и процесс. Суд был отделен от администрации, и правосудие осуществлял на основе шариата судья – кади. Судью назначал халиф и поручал своему доверенному лицу в округе – маншуру (с араб, "диплом") огласить это в мечетях подчиненного ему округа. Процесс носил обвинительный характер. Различия между уголовным и гражданским процессом отсутствовали. Дело возбуждалось по жалобе потерпевшего, если оно не затрагивало интересов государства. Бремя доказывания лежало на самом истце. Судебные дела рассматривались публично и решались в течение одного дня. Основными доказательствами служили признания сторон, показания свидетелей (ими могли быть только мужчины и только правоверные), клятвы. Кади выносил решение по своему усмотрению, обладая большой свободой. Приговор мог быть пересмотрен кади, если открылись новые обстоятельства по ранее рассмотренному делу.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   23


    написать администратору сайта