1. Предпосылки возникновения, предмет и специфика биоэтики. Международные законодательные акты в области биоэтики и их значение
Скачать 120.99 Kb.
|
1.Предпосылки возникновения, предмет и специфика биоэтики. Международные законодательные акты в области биоэтики и их значение. БЭ, как самостоятельная наука возникла в 60-70-х годах 20 века в США. Термин ввел Ван Ренселер Поттер в 1971 году БЭ - дисциплина, изучающая моральные проблемы современной биомедицины, возникающие в связи с развитием медико – биологических наук и применением новейших Б\М технологий. 2 подхода: 1) широкий, здесь предметом считается моральные отношения ко всему живому и сохранение жизни на земле; 2)узкий, моральные проблемы, связанные с развитие Б\М и необходимостью защиты интересов человека в этих условиях. Предпосылки возникновения: 1) развитие в 20 в идеологии экологического движения, основная идея – формирование ответственности человека за свои действия; 2)развитие Б\М наук и внедрение новых технологий в середине 20 века; 3)развитие правозащитного движения; защита прав пациента (2 половина 20 века); 4)признание в обществе ценностно-мировоззренческого плюрализма; 5) коммерциализация медицины; 6)развитие СМИ и медикализация жизни. Предмет – мораль – система общественно принятых норм поведения, регулирующие общественные взаимопонимания. Особенности: 1) рассматривает глобальные проблемы, связанные с оценкой допустимых манипуляций жизни человека; 2)обсуждение проблем на официальной основе; 3)междисциплинарный характер; 4) приоритетным считается защита личности, уважение автономии личности. Международными организациями, такими как ВОЗ, ЮНЕСКО, Совет Европы, Международный совет медицинских научных обществ, Всемирной Медицинской Ассоциацией и др. Международные документы отличаются друг от друга по юридической силе. Одни из них являются необязательными для исполнения, другие – юридически обязывающими в отношении тех стран, которые присоединились к ним и ратифицировали. «Нюрнбергский кодекс» (1947). Кодекс стал первым в своем роде документом, регламентирующим принципы поведения и этические нормы для медицинского персонала и ученых, имеющих отношение к проведению экспериментов над людьми. Роль данного кодекса в процессе выработки нормативно-правовых актов в области биоэтики неизмеримо высока. Во всём мире международные и национальные законодательные акты, законодательство и политика в области медицинских исследований базируются на десяти принципах, провозглашённых в Нюрнбергском кодексе. Уже в 70-х годах прошлого века ЮНЕСКО начала активно участвовать в некоторых аспектах биоэтических проблем, а в 1993 году был создан первый в своем роде Международный Биоэтический Комитет. На сегодняшний день данный комитет состоит из 36 независимых экспертов из разных областей. В том же году были определены главные цели международного биоэтического комитета. Согласно Уставу, к ним относятся: 1. Развитие международного диалога по этическим и правовым аспектам биологии и медицины и содействие обмену информацией̆, в том числе через обучение; 2. Поддержка инициатив по повышению информированности широкой̆ общественности, а также специалистов и представителей̆ органов власти об исследованиях в области биоэтики; 3. Сотрудничество с международными правительственными и неправительственными организациями, курирующими вопросы биоэтики, а также с национальными и региональными комитетами по биоэтике и другими организациями; К таким документам на сегодняшний день относятся: Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека (1997 г.); Международная декларация о генетических данных человека (2003 г.) и Всеобщая декларация о Биоэтике и правах человека (2005). Данные декларации положили основу дальнейшим исследованиям в данной сфере, а также регламентировали создание этических комитетов в различных странах. В 1997 году в рамках международной программы по биоэтике, первой была разработана Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека. Данная декларация состоит из преамбулы, семи разделов и 25 статей. Следующим важным документом является Международная Декларация о Генетических Данных Человека. Декларация была принята в 2003 году под эгидой ЮНЕСКО. Если ЮНЕСКО по большей части делает акцент на защиту прав человека в данной сфере, то ВОЗ более подробно рассматривает проблемы, касающиеся медицинской части биоэтики, то есть такой спектр проблем, который требует непосредственного медицинского участия. К примеру, такие вопросы как трансплантация органов и тканей, изучение аспектов геномики, а также деятельность, касающееся научно-исследовательских манипуляций с людьми и т.д. 1952 году, был создан Комитет по медицинской этике, для обеспечения высочайших стандартов медицинской этики во всем мире. Одним из главных документов, разработанных Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации является «Женевская декларация: Международная клятва врача» или более известная как «Женевская Декларация Всемирной Медицинской Ассоциации». Говоря о Женевской декларации, несомненно, важно упомянуть о Международном кодексе медицинской этики, разработанном Всемирной Медицинской Организацией в 1949 году и претерпевшим изменения и дополнения в 1968, 1983 и 2006 гг. Данный кодекс полностью основан на принципах Женевской декларации и его главной задачей является формирование этических принципов деятельности врачей во всем мире. Как и Нюрнбергский кодекс, Хельсинкская декларация делает акцент на информированном согласии, тем не менее, допуская согласие представителя субъекта исследования, при условии, что он является недееспособным лицом, а именно несовершеннолетним или человеком с каким-либо видом физической или психической неполноценности, из-за которой он не способен дать осознанное информированное согласие самостоятельно. 2. История развития медицинской этики в Европе: Античность, Средние века, Новое Новейшее время. Этика – раздел философии, изучающий нормы морали и нравственности. (Аристотель) Основные этические требования традиционной для западноевропейской медицины гиппократовой этики сохраняются, но в работах врачей и философов, политиков и общественных деятелей, размышляющих о проблемах медицины, появляется все больше идей о правах человека в области охраны здоровья и получения медицинской помощи, справедливости в распределении медицинских услуг, условиях соблюдения врачебной тайны как уважения прав и достоинства личности и ряде других. Само врачевание начинает пониматься как деятельность, в ходе которой творится благо отдельным людям и обществу в целом. В медицинскую этику входит новый моральный принцип, сформулированный великим Парацельсом, - активное творение добра в процессе врачевания. В историю медицинской этики Парацельс вошел как создатель нового морального принципа медицинской деятельности, дополняющего гиппократовский принцип «не навреди» - «делай добро, твори благо». Идея необходимости активной деятельности, направленной на создание блага, явилась следствием всей его религиозно-философской концепции, главной составляющей которой были этические взгляды на сущность человека в их взаимосвязи с медицинскими проблемами здоровья и болезни. Христианские идеи милосердия и любви к ближнему продолжают оставаться основополагающими моральными принципами для медицины. В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия. С 1633 г. общество возглавила высокообразованная Луиза де Мариллак. В своей деятельности она убедилась, что уход за больными требует основательной теоретической полготовки и организовала в 1641 г. специальную школу по обучению сестер милосердия. Ко второй половине XIX века относится деятельность Флоренс Найтингейл (1820 – 1910), которая считается основоположницей организации современной формы сестринского дела. Движимая состраданием, Ф. Найтингейл сама как медсестра оказывала помощь раненым английским солдатам во время военных действий Крымской войны, организовала систему сестринской помощи в английских госпиталях. В 1860 г. Флоренс Найтингейл организовала в Лондоне в госпитале Св. Томаса первую в мире школу медсестер, в которой преподавание сочетало в себе научный подход с идеей помощи больному. Опыт оказания медицинской помощи английскими и российскими сестрами милосердия лег в основу организации Международного комитета Красного Креста. Он был создан в 1863 г. по инициативе Анри Дюнана (1828 – 1910), которому в 1901г. была присуждена Нобелевская премия. В начале ХХ века развитие медико-биологических наук, появление новых медицинских технологий, включающих методы анестезии, использование антибиотиков вакцинацию и другие методы борьбы с инфекционными и заразными заболеваниями, открыло большие перспективы для активного вмешательства и преобразования жизни человека. Это время, когда провозглашается и претворяется в жизнь идея о возможности целенаправленного вмешательства не только в патологические процессы, но и коррекции нормальной жизнедеятельности человека, причем на всех уровнях – биологическом, социальном, психическом. Все большее внимание уделяется идее совершенствования человеческого рода по различным параметрам и при помощи самых разных биомедицинских, психофизиологических, социально-медицинских и других технологий. 3. История развития врачебной этики в России: дореволюционный, советский и постсоветский периоды. Происхождение профессиональной медицинской этики в россии 1.1.Основоположник отечественной терапии Мудров М.Я. (1776-1831) Первые переводы на русский язык отдельных произведений Гиппократа («Клятва», «Закон», «Афоризмы») появились в России в печатном виде лишь в 1840 г. Однако несколькими десятилетиями ранее Гиппократа настойчиво пропагандировал на медицинском факультете Московского университета М.Я.Мудров(1776-1831). [3, С. 93] Основоположник отечественной терапии М.Я. Мудров был не только знаменитым московским доктором, В связи с освящением медицинского факультета в 1813 г. и открытием Клинического института в 1820 г. Врачебная этика, по М.Я. Мудрову, предваряет всю медицину: изложение «обязанностей» врачей и «прочных правил, служащих основанием деятельному врачебному искусству», он начинает с этических наставлений. В конечном счете решение всех вопросов, возникающих во взаимоотношениях врача и больного, М.Я. Мудров как бы сводит к общему знаменателю – завоеванию доверия больного. Много внимания в своих этических наставлениях М.Я. Мудров уделяет теме отношения врача к своей профессии. Обсуждая вопросы межколлегиальных отношений врачей,М.Я. Мудров говорит, что всякий честный врач в случае профессионального затруднения обратится за помощью к товарищу-врачу, а умный и благожелательный врач не будет из зависти поносить коллег. 1.3.Младший современник Пирогов Н.И. (1811-1881) Его отчет за первый год работы в Дерпте исключительно важен в контексте истории медицинской этики. В отчете рассматривается одна из самых острых проблем профессиональной этики врача – проблема врачебных ошибок. В свете тенденций развития медицинской этики в конце XIX в. необходимо обратить внимание на этическое содержание принципов «сортировки» раненых,предложенных Н.И. Пироговым во время Крымской войны 1853-1856 гг. Вспоминая в 1876 г. о зарождении и организации движения русских сестер милосердия, Н.И. Пирогов, в частности, говорит, что помощь раненным в осажденном Севастополе осуществлялась таким образом, что все они при поступлении «сортировались по роду и градусу болезни» на: 1) требующих срочных операций; 2) легко раненных, получающих медицинскую помощь и сразу переправляемых в лазареты для долечивания; 3) нуждающихся в операциях, которые, однако, можно произвести через день или даже позднее; 4) безнадежно больных и умирающих, помощь которым («последний уход и предсмертные утешения») осуществляли только сестры милосердия и священник. Мы находим здесь предвосхищение идей современной медицинской этики – отказа при фатальном прогнозе от экстраординарной терапии (пассивной эвтаназии) и права безнадежно больного на смерть с достоинством. Подход Н.И. Пирогова к проблеме врачебных ошибок стал своего рода этическим эталоном для его учеников и последователей. Приведем два примера. 1.4.Лидером клинической медицины Боткин С.П. (1832-1889) В своих «Клинических лекциях» (1885-1890 гг.) С.П.Боткин затрагивает различные вопросы врачебной этики. Например, его решение проблемы информирования безнадежных больныхдается здесь в духе ортодоксального врачебного патернализма: «Я считаю непозволительным врачу высказать больному сомнения о возможности неблагоприятного исхода болезни... Лучший тот врач, который умеет внушить больному надежду: во многих случаях это является наиболее действенным лекарством». 1.7.Отношение к врачебной тайне и эвтаназии Кони А.Ф. (1844-1927) Как уже отмечалось, принципиально иную позицию в отношении врачебной тайны в России того времени занимал А.Ф. Кони (1844-1927). Он считал, что в случаях серьезной угрозы общественным интересам запрет на разглашение врачебной тайны перестает действовать, то есть «врач может считать себя нравственно и юридически свободным от сохранения обнаруженной им или сообщенной ему тайны пациента». Выступая в 1893 г. перед Обществом сифилидологов и дерматологов, он говорил, что если больной сифилисом не поддается уговорам не вступать в брак, «из-под оболочки врача должен выступить гражданин». Интересным представляется и подход А.Ф. Кони к проблеме активной эвтаназии: последняя, по его мнению, «допустима с нравственной и юридической позиции, если она проводится в исключительных случаях при наличии: 1) сознательной и устойчивой просьбы больного; 2) невозможности облегчить страдания больного известными средствами; 3) точной, несомненной доказанности невозможности спасти жизнь, установленной коллегией врачей при обязательном единогласии; 4) предварительного уведомления органов прокуратуры». [3, C. 107] Медицинская этика в ПЕРИОД СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 2.1.Первые годы советской власти Новый режим, открывший советский период отечественной истории, пришел к власти на гребне тяжелой и разрушительной для России мировой войны, и он сразу же столкнулся с серьезнейшими проблемами. Разруха и голод в условиях низкой санитарной культуры населения спровоцировали мощные эпидемии холеры, тифа и оспы, так что первые шаги правительства в области здравоохранения вынужденно носили чрезвычайный характер. Меры новой власти вызвали резкую критику со стороны врачей, входивших в Пироговское общество, которые считали, что введение советской властью бесплатного здравоохранения лишит врачей независимости и инициативности, завоеванных ими в ходе земских реформ. Режим, однако, не был склонен мириться с критикой и противодействием, как и вообще с существованием сколько-нибудь организованной оппозиции. Сначала в противовес Пироговскому обществу была создана Всероссийская федерация медицинских работников (Медсантруд), а в 1922 г. общество и вовсе было ликвидировано. Режим, таким образом, существенно по-новому определял социальную роль врача. Врач мыслился как представитель враждебного, буржуазного класса, которого приходится терпеть как специалиста, но которому дозволяется работать лишь под строгим контролем со стороны пролетариата. Вообще такой упор на коллективизм был не случайным. Медицина, как и все другое, рассматривается с классовой точки зрения; при этом индивидуалистической буржуазной медицине противопоставляется коллективистская пролетарская. Предназначение новой медицины понимается так: «Сохранение живых сил пролетариата и строительство социализма, само собой разумеется, для нас должны быть основным компасом при постановке вопроса о задачах нашей современной медицины» Что касается систематической разработки медицинской этики, которая соответствовала бы идейным установкам нового режима и новой системы здравоохранения, то такая задача, быть может, к счастью, – не ставилась. В той мере, в какой социальная роль врача считалась не столько самостоятельной, сколько чисто служебной, лишалась смысла сама постановка вопроса о какой-то особой этике врача. 2.2.Проблемы врачебной тайны В 20-е годы ХХ века острые дискуссии развернулись вокруг проблемы врачебной тайны.Нарком здравоохранения Н.А. Семашко провозгласил «твердый курс на уничтожение врачебной тайны», которая понималась как пережиток буржуазной медицины. Обосновывалась эта позиция тем, что единственный смысл сохранения врачебной тайны – уберечь пациента от негативного отношения к нему со стороны окружающих; если же все поймут, что болезнь является не позором, а несчастьем, то врачебная тайна станет ненужной. Лишь в 1970 г. это требование было закреплено законом. 2.3.Отрицание медицинской этики Вообще медицинская или, как тогда предпочитали говорить, врачебная этика понималась как обоснование и утверждение корпоративно-сословной морали, чуждой классовым интересам пролетариата. Достаточно распространенной была точка зрения, согласно которой все советские люди, независимо от пола и профессии, руководствуются едиными нравственными нормами коммунистической морали, и существование каких бы то ни было специфических норм профессиональной морали будет ограничивать действие общих норм. Что касается медицинского образования, то систематического курса медицинской этики не было ни в дореволюционной России, ни в условиях нового режима. Среди тех, кто получал медицинское образование, достаточно многие воодушевлялись идеалом бескорыстного и самоотверженного служения, восходящим к моральным установкам земской медицины; поприще врача привлекало людей интеллектуальной направленности и тем, что в сфере их деятельности все-таки не было особенно жесткого идеологического контроля. Планируемым становится и здравоохранение – планируется и число врачей различных специальностей, и количество больничных коек, больниц и поликлиник в городской и сельской местности, тематика медицинских исследований, развитие санаторно-курортного лечения и т.д. С одной стороны, господствовавший и ранее во всем обществе, а не только в здравоохранении, патернализм еще более упрочился, вплоть до того, что и сам человек, и его окружение видели в здоровье некий вид государственной, а стало быть, ничейной собственности, которую можно безответственно транжирить. С другой стороны, однако, здоровье воспринималось и как высшая ценность, причем настолько высокая, что было бы просто неприлично подыскивать ей какой-либо материальный эквивалент. В ценностном плане этому соответствуют такие моральные категории, как «самоотверженность», «жертвенность» и т.п. – эти свойства необходимо проявлять тем, кто борется за сохранение здоровья, причем особо не претендуя на высокий уровень оплаты своего труда. Обе установки, между прочим, совпадали в том, что позволяли довольствоваться скромным финансированием здравоохранения, коль скоро обеспечивалось воспроизводство рабочей силы. 2.4.Реабилитация медицинской этики В 1939 г. прославленный хирург-онколог Н.Н. Петров(1876-1964) публикует в журнале «Вестник хирургии» статью «Вопросы хирургической деонтологии», а в 1945 г. – небольшую книгу с таким же названием. Эти публикации стали по сути первыми шагами вреабилитации медицинской этики.Характерно, что Н.Н. Петров обосновывал использование термина «медицинская деонтология» тем, что понятие «врачебная этика» более узко – оно относится только к корпоративной морали, отражающей научно-карьерные и служебно-карьерные интересы врачей. Широкое же обсуждение проблем деонтологии началось много позже, в середине и конце 60-х годов, в обстановке некоторой демократизации режима, когда стали появляться написанные на эту тему работы многих медиков и философов. Заметную роль сыграло проведение в 1969 г. в Москве первой Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии. Вскоре после нее, в 1971 г., высшим государственным руководством был утвержден текст «Присяги врача Советского Союза». Одновременно с этим в учебные программы медицинских институтов было введено преподавание медицинской деонтологии. Однако единого курса деонтологии не было – деонтологическая тематика была рассеяна по курсам отдельных медицинских специальностей. После 1971 г. поток деонтологической литературы резко усилился. Что же касается ее содержания, то оно, к сожалению, нередко сводилось к критике «антигуманной западной медицины», утверждениям о неоспоримом моральном превосходстве советской «бесплатной» медицины и советского бескорыстного врача, морализаторству и нравоучительным рассуждениям Оживление интереса к медицинской деонтологии совпало по времени с периодом, когда все более явственно стали обнаруживаться признаки кризиса в советской медицине. 4. Формы социальной регуляции. Мораль и право как регуляторы общественных отношений. Этика как наука о морали. |