Главная страница
Навигация по странице:

  • Криоконсервация эмбрионов

  • Донорство гамет и эмбрионов

  • Вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ)

  • Внутриматочная инсеминация (ВМИ)

  • Экстракорпоральное оплодотворение

  • Суррога́тное матери́нство

  • 20. История и философия отношения к смерти и умирающему больному. Проблема критериев смерти человека: клиническая смерть, биологическая смерть, смерть мозга. Аутопсия.

  • биологической смерти

  • Клиническую смерть

  • Аутопси́я (Вскры́тие ,некропси́я , се́кция

  • 1. Предпосылки возникновения, предмет и специфика биоэтики. Международные законодательные акты в области биоэтики и их значение


    Скачать 120.99 Kb.
    Название1. Предпосылки возникновения, предмет и специфика биоэтики. Международные законодательные акты в области биоэтики и их значение
    Дата27.11.2020
    Размер120.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаzachet_po_be.docx
    ТипЗакон
    #154428
    страница8 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Проблема аборта в контексте религии
    Религиозный аспект отношения людей к аборту при кажущейся в современном обществе его второстепенности имеет большое значение в силу преемственности, передачи от поколения к поколению религиозно-этических норм жизнедеятельности человека в обществе. Религиозно-этические традиции в значительной степени влияют на существование в различных странах мира вариантов разрешительных или запретительных законодательств о практике применения абортов.
    Христианская религия утверждает, что жизнь есть дар Божий, и, как таковая, является необходимой предпосылкой других физических, духовных и моральных ценностей. Как дар Божий, она – моральное благо. Люди ответственны за сохранение и продление жизни. Поскольку источником жизни является Бог, людям не дозволено прерывать жизнь, вмешиваться в ее ход. В христианстве аборт приравнивается к виду убийства, к одному из высших проявлений зла. «Православие всегда относилось к абортам однозначно. С раннехристианской эпохи и поныне Церковь осуждала и осуждает плодоизгнание как не имеющее оправдания уничтожение невинной человеческой жизни» . 
    В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано: «С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. …Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери».
    В католических странах Европы и Латинской Америки законы об аборте остаются наиболее строгими. Аборт допускается только при прямых медицинских показаниях – угрозе жизни матери. Ни при каких других обстоятельствах медицина не должна вмешиваться в процесс течения беременности. Католическая церковь в лице папы Павла VI в 1970 г. выступила с заявлением о недопустимости вмешательства в деторождение и контроля над рождаемостью.
    За полный запрет абортов выступает буддизм. Иудаисты допускают возможность аборта только в случае, когда развитие беременности представляет угрозу жизни матери. 
    В мусульманстве вопросы регулирования деторождаемости являются одними из самых актуальных. На общемусульманском уровне нет четкого ответа, имеет ли женщина право сделать аборт, принимать медицинские средства против беременности и т.д. В 1988 г. 5-я сессия Совета Исламской академии правоведения (фикха) провела дискуссию по этим вопросам. Правоведы исходили из того, что, согласно Шариату, одной из целей брака является деторождение и продолжение человеческого рода, а любое препятствие этому является нарушением положений Шариата и положений, содержащихся в священных текстах. Мусульманские правоведы единодушно соглашаются в том, что аборт запрещен после того, как плод полностью сформировался и обрел душу, что согласно хадисам, происходит примерно через 6 недель после наступления беременности (Муслим, Кадар, 3). Аборт после этого срока считается преступлением против законов Ислама, ибо представляет собой преступление против сформировавшегося, живого человеческого существа. Есть только одно исключение: если после того, как ребенок полностью сформировался, становится ясно, что продолжение беременности приведет к смерти матери, т.к. в этом случае выбирается меньшее из зол

    19.Моральные проблемы вспомогательных репродуктивных технологий: внутриматочная инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство.

    ВРТ - вспомогательные репродуктивные технологии - это методы терапии бесплодия, при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма. ВРТ включают: экстракорпоральное оплодотворение и перенос эмбрионов в полость матки (ЭКО и ПЭ), инъекцию сперматозоида в цитоплазму ооцита (ИКСИ), донорство спермы, донорство ооцитов, суррогатное материнство, преимплантационную диагностику наследственных болезней, искусственную инсеминацию (ИИ) спермой мужа/донора, биопсию эмбриона ( PGD) и др.

    Задача медицинских работников, занимающихся проблемами лечения бесплодия, — наиболее полно информировать супружескую пару о возможности и времени применения вспомогательных репродуктивных технологий и их медицинских последствиях.

    Одним из основных поводов для споров является эмбрион человека. Часто, при проведении процедур ВРТ, в распоряжении врачей и учёных оказывается число эмбрионов, которое превышает необходимое количество для успешного проведения процедуры ЭКО. Исследование этих «лишних» эмбрионов дало бы возможность получить ответ на многие вопросы, касающиеся физиологии и патологии репродуктивной функции человека, а также поспособствовало бы дальнейшему развитию и совершенствованию процедуры ЭКО. Подобные исследования должны проводиться только по разрешению специальных комитетов по этике. В связи с этим, среди специалистов в этой области было принято решение считать эмбрион идивидуумом с 14-го дня своего развития. С этого момента эмбрионприобретает особое положение и должен находиться под защитой закона. Он обладает правом на жизньи не может использоваться в других, в том числе исследовательских, целях. До 14-го же дня своего развития эмбрион не может быть идентифицирован персонально, так как до этого срока возможно, например, расщепление зародыша и образование двух или даже нескольких эмбрионов и, следовательно, индивидуумов. Такие сроки связаны с особенностями эмбриогенеза. Считается, что первым шагом превращения эмбриона в индивидуум является появление у него способности реагировать на внешнее воздействие. Такая способность у эмбриона появляется только на 18-й день, когда уже сформирована нервная пластинка – зачаток нервной системы.

    Криоконсервация эмбрионов также вызывает ряд морально-этических и правовых вопросов. Эмбрионы человека, подвергшиеся криоконсервации, не только сохраняют на неопределённый срок, но также есть возможность переправлять их на большие расстояния, продавать в качестве донорского материала. Бывают ситуации, которые, порой, ставят в тупик юристов и психологов.

    Донорство гамет и эмбрионов. Есть такие формы бесплодия, при которых возможность забеременеть и родить ребёнка появляется только благодаря донорству половых клеток. Но тогда встают вопросы об анонимности доноров, о том, нужно ли сообщать детям, родившимся в результате такого способа преодоления бесплодия, сведения об их биологических родителях, а также ряд других вопросов, на которые необходимо найти ответы.

    Вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) — собирательное название медицинских технологий, методов лечения и процедур, направленных на достижение беременности пациенткой, при которых отдельные или все этапы зачатия осуществляются вне организма будущей матери. Применяются при бесплодии.

    Внутриматочная инсеминация (ВМИ) – это введение обработанной спермы в полость матки вне полового акта.

    Проведение:

    Стимуляция овуляции проводится под контролем УЗИ, что позволяет контролировать созревание яйцеклетки и увеличение толщины слизистой оболочки матки («Стимуляция овуляции»). При стимуляции овуляции частота беременностей увеличивается.

    При проведении процедуры в натуральном цикле женщины при ультразвуковом исследовании определяется время овуляции (в большинстве случаев середина менструального цикла).

    В день овуляции (стимулированный или натуральный цикл) обработанная и сконцентрированная сперма мужа в питательной среде через шейку матки вводится в полость матки.

    Процедура внутриматочной инсеминации безболезненна, так как сперма вводится с помощью специального катетера с очень маленьким диаметром, который беспрепятственно проходит через канал шейки матки.

    Продолжительность внутриматочной инсеминации занимает около 2 минут. После выполнения процедуры женщина находится в горизонтальном положении в течение 20-30 минут.

    Экстракорпоральное оплодотворение – метод вспомогательных репродуктивных технологий, при котором оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом происходит вне организма женщины.

    Во время ЭКО яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях «in vitro» («в пробирке»), полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, где он развивается в течение 2—5 дней, после чего эмбрион переносят в полость матки для дальнейшего развития.

    Суррога́тное матери́нство — вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой в зачатии и рождении ребёнка участвуют три человека: 1) генетический отец — лицо, предоставившее свою сперму для оплодотворения и согласное после рождения ребёнка взять на себя обязанности отца; 2) генетическая мать — лицо, предоставившее свою яйцеклетку для оплодотворения и согласное после рождения ребёнка взять на себя обязанности матери; 3) суррогатная мать — женщина детородного возраста, согласившаяся на возмездной или безвозмездной основе выносить и родить ребёнка от генетических родителей и не претендующая на роль матери данного ребёнка. В ряде случаев (например, при бесплодии будущей приёмной матери или её полном отсутствии, а также, если ребёнка будет воспитывать отец-одиночка или гей-пара) суррогатная мать также может быть генетической матерью.

    После рождения ребёнка генетические родители оформляются в качестве юридических родителей. В большинстве случаев суррогатное материнство применяется для преодоления бесплодия в супружеских парах, в которых женщина не способна выносить ребёнка по медицинским показаниям.

    20. История и философия отношения к смерти и умирающему больному. Проблема критериев смерти человека: клиническая смерть, биологическая смерть, смерть мозга. Аутопсия.

    Задачей биоэтики является рассмотрение феномена смерти человека как биосоциальной системы, включенной в систему социокультурных отношений общества. Биоэтический анализ предполагает рассмотрение и других точек зрения, существующих в рамках теологического, философского, психолого-эзотерического и других подходов.
    В настоящее время в медицине различают клиническую и биологическую смерть. Главным признаком биологической смерти считается смерть мозга. Для биологической смерти характерно полное и необратимое исчезновение функций мозга и всех органов. Клиническую смерть характеризуют: остановка дыхания, остановка кровообращения, искусственное поддержание кровотока и вентиляции легких, сохраняющее функции центральной нервной системы.
    При теологическом понимании жизни и смерти человека исходными понятиями становятся душа и тело. Физическое тело смертно, подвержено разрушению, душа – бессмертна. Во всех мировых религиях биологическая смерть понимается как переход от одной формы жизни (земной) к другой ее форе – жизни души в иной, внеземной области мироздания. 
    Третья позиция в понимании феномена смерти представляет собой сочетание научных и религиозных идей, основанное на данных современных психофизиологических исследований деятельности мозга, исследований психики представителями трансперсональной психологии и др.
    Р. Моуди провел исследование опыта людей, переживших клиническую смерть. Проанализировав истории болезней и рассказы людей, переживших клиническую смерть, он пришел к выводу, что у всех наблюдалось чувство отделения от собственного физического тела, способность видеть и понимать, что происходит с его физическим телом, но невозможность вступить в контакт с людьми, которых человек видит и слышит, затем быстрое перемещение по темному тоннелю, в конце которого видит свет. Оказавшись в потоке этого света, люди слышали чей-то голос, который решал, что им нужно (или можно) вернуться назад, к прежней жизни.

    1. Отсутствие спонтанных движений.

    2. Прекращение дыхания и сердцебиения.

    3. Максимальное расширение зрачков, отсутствие их реакции на свет.

    4. Снижение температуры тела (до уровня температуры окружающей среды).

    5. Появление трупных пятен.

    6. Появление мышечного окоченения.

    Первые три признака фактически выступают признаками клинической смерти. Последующие три выступают собственно признаками биологической смерти, которые, однако, появляются сравнительно поздно. При этом температура трупа может сохраняться достаточно высокой (при высокой температуре окружающей среды); в ряде случаев трупное окоченение может не наступать. Поэтому в реальной практике при оказании реанимационных мероприятий наступление биологической смерти констатируют на основании консенсуса (т.е. соглашения), установленного в настоящее время реаниматологами.

    Биологическая смерть - конечный этап, завершающий жизнь, - необратимое прекращение всех процессов жизненного метаболизма в клетках и тканях, распад белковых субстанций и структур.

    Биологическая смерть наступает сразу после клинической смерти. Биологическую смерть устанавливает врач на основании совокупности следующих признаков.

    Аутопси́я (Вскры́тие ,некропси́ясе́кция) — патологоанатомическая или судебно-медицинская процедура, посмертное вскрытие и исследование тела, в том числе внутренних органов. Обычно производится для того, чтобы установить причинусмерти.

    Вскрытие — разговорный термин. В официальной речи и документации обычно используется термин «патологоанатомическое исследование» или «судебно-медицинская экспертиза».

    21. Понятие и виды эвтаназии. Правовое решение вопроса эвтаназии в России и в мире. Либеральный и консервативный подходы к проблеме эвтаназии. «За» и «против» эвтаназии.

    Эвтана́зия — практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания.

    Различают принудительную и добровольную формы.

    Принудительная эвтаназия - это причинение легкой, быстрой, неестественной смерти больному человеку, вне его воли, по предписанию другого субъекта, который несет или должен нести ответственность за принятое решение.

    Добровольная эвтаназия - это причинение легкой, быстрой неестественной смерти больному человеку по его собственному желанию, когда он полностью осознает, что принял решение о лишении себя жизни.

    Различны средства или способы осуществления эвтаназии: она может быть активной и пассивной.

    Активной эвтаназией называют искусственное причинение смерти больному человеку с помощью активных действий медперсонала (инъекция препарата, вызывающего смерть, передозировка наркотических средств, применяемых, чтобы снять боль и т.п.).

    Пассивная эвтаназия - это отказ медперсонала от лечения больного для искусственного поддержания его жизни или отказ в применении искусственных мер по поддержанию жизни больного.

    В современности существуют два противоположных подхода к явлению эвтаназии: либеральный и консервативный. Приверженцы либерального взгляда выделяют следующие причины приемлемости данной процедуры: медицинская – прекращение невыносимых страданий больного; заботы больного о близких или его эгоистических стремлений; биологические – уничтожение неполноценных особей для сохранения генетического фонда популяции; принцип целесообразности – прекращение безуспешных мероприятий; экономические – прекращение нецелесообразного дорогостоящего лечения.

    В противовес им сторонники консервативного взгляда опираются на извечные гуманистические ценности общества. Свое отношение к эвтаназии они объясняют следующими причинами: религиозные соображения – заповедь «не убий», возможность самопроизвольного исцеления, случаи которого неоднократно регистрировались; способность общества повлиять на развитие больного как личности и его нравственной и духовной реабилитации.

    Однако, в связи со сложившейся ситуацией, при которой в обществе сформировалась категория врачей, готовых совершить эвтаназию, и категория больных, готовых принять данное предложение, стоит задуматься о нравственном аспекте данной процедуры. Имеет ли право человек сознательно, пусть и по обоюдному согласию, лишать человека жизни, пусть и оправдывая это высшими целями. Однако подобное отношение может способствовать дальнейшей деградации общества, приближению его к отрицательной, нежелательной социальной модели

    Доказательства в пользу того, что эвтаназия не входит в рамки несправедливого убийства.

    1. Жизнь благополучна только тогда, когда в целом удовольствия превосходят над страданиями, а положительные эмоции - над отрицательными. Согласно этому суждению положение некоторых людей таково, что им лучше умереть, чем продолжать жить. К примеру, пациенты, страдающие от сильных болей или обреченные на бренное существование в унизительной зависимости от других людей иногда в удовлетворении самых элементарных нужд.

    Лучше всего эту точку зрения выразил, философ Фридрих Ницше: «В определенном возрасте жить дальше уже неприлично. Прозябание в жалкой зависимости от врачей и аппаратов, после того как смысл и право на жизнь утрачены, должно вызывать у общества презрение… Если гордо жить уже невозможно, я хочу гордо умереть». [3]

    2. Сторонники эвтаназии постулируют, что жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет достойную форму, когда люди способны находиться в поле культуры нравственных отношений. Но когда человек доходит до вегетативного уровня, его жизнь может уже рассматриваться как нечто, не имеющее смысл, потому вопрос о её прекращении - не более чем вопрос о том, срубить ли высохшее дерево.

    Кроме внешнего аспекта человеческой жизни существует её внутренняя сторона. До какого бы уровня она в конечном счете ни деградировала, это решительно не означает, что личность готова относиться к себе или к своим родным, находящимся в состоянии беспомощности, с пренебрежением. Здесь целесообразно напомнить об отношении человека к умершим: могилы являются предметом почтения к тем людям, о которых они напоминают. Если нравственное отношение к человеку распространяется на его останки, то тем более оно должно устремляться на живое тело, пусть даже исковерканное болезнью.

    3. Помочь кому-либо улучшить его положения изначательно нравственно допустимо. Если умерщвление улучшит чье-либо положение, и человек сам хочет, чтобы его лишили жизни, то подобное деяние можно считать помощью страдающим пациентам.

    Существует четвёртый аргумент, который, впрочем, не выдерживает этической критики и носит скорее меркантильный характер. Поддержание жизни на стадии угасания или в висцеральном состоянии, осуществляемое с помощью новейших технологий, обходится чрезвычайно дорого. Средства, которые тратятся на поддержание жизни в безнадёжных ситуациях, можно было бы использовать на то, чтобы лечить десятки, сотни других людей, болезни которых поддаются лечению.

    «Право на смерть» легко может стать угрозой для жизни пациентов, на восстановление здоровья которых недостает денежных средств. Таким образом, эвтаназию можно считать убийством или самоубийством, в зависимости от того, какая роль принадлежит пациенту.

    Этическое понимание эвтаназии отнюдь не однозначно.

    Сторонники эвтаназии говорят о возможности выбора, о том, что ни один человек не вправе вынуждать неизлечимо больных испытывать мучения, о том, что вегетативное существование и боль лишают человека достоинства, о том, что больные, стремясь положить конец своим страданиям, зачастую прибегают к более ужасным способам самоубийства, чем безболезненная инъекция.

    Не менее серьезны и доводы тех, кто опровергают возможность действительности эвтаназии (аргументы против).

    Они приводят два возражения. Первое: некорректно сравнивать жизнь в форме страдания и отсутствием таковой, в какой бы то ни было форме. Жизнь остаётся благом даже тогда, когда становится по преимуществу страданием.

    Противники эвтаназии обращают внимание на то, что медицина развивается очень быстро, и уже сегодня разработаны методы лечения болезней, которые еще недавно считались неизлечимыми. Таким образом, отключая пациента от систем жизнеобеспечения, мы лишаем его шанса дождаться появления лекарства от его недуга.

    Велика в свою очередь вероятность злоупотреблений со стороны родственников, оплачивающих лечение безнадежно больного. Не исключены случаи вступления в сговор с медицинским персоналом и оказания давления на умирающего. Последующий за этим уход пациента из жизни может быть представлен как добровольный, в то время как на самом деле согласие на эвтаназию будет добыто насильственно.

    Главная и трудно решаемая проблема встает в отношении больных, которые не могут принять самостоятельного решения в том, жить ли им дальше или положить конец своим мучениям. Это те больные, которые находятся в коме или умственно неполноценные, включая страдающих старческим маразмом, а также совсем маленьких детей. За них, если эвтаназию легализовать, будет решать кто-то другой. И с выбором этого кого-то другого опять возникают затруднения.

    М.И. Ковалев, заслуженный деятель науки РСФСР, считал, что активную эвтаназию нельзя легализовать и основанием к этому служат множество причин. Среди них большая часть ошибочных диагнозов, релятивность понятий терминальной и предтерминальной стадии, быстрое развитие медицины и фармакологии, что позволяет излечить еще вчера не поддававшееся лечению заболевание.

    Правовое регулирование проблемы эвтаназии в России
    Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) рассматривает право на жизнь как неотъемлемое право каждого человека. В российском законодательстве право на жизнь впервые провозглашено в 1991 году в Декларации прав и свобод человека и гражданина. Жизнь человека заняла особое место и в числе объектов уголовно-правовой охраны. В ст. 20 Конституции РФ сказано, что «каждый имеет право на жизнь». Но признание права человека на жизнь логически означает и признание его права на смерть.

    Вопрос разрешения эвтаназия в России обсуждается последние 15-20 лет. Он вызывает жаркие споры философов, медиков и юристов.

    В УК РФ нет специальной нормы об ответственности за совершение эвтаназии. Уголовный закон рассматривает ее как обычное убийство, по ст.105 УК РФ.

    Таким образом, в Российской Федерации эвтаназия, в какой бы форме она не осуществлялась, кажется, запрещена законом. В ст. 45 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» говорится о том, что медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии – удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Названная статья предусматривает, что лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, «несёт уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

    В статье 33 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», которая называется «Отказ от медицинского вмешательства»: «Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ. При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц». В российском законодательстве прописана процедура пассивной эвтаназии, когда «врач сам не вмешивается в жизнь пациента с целью ускорения его смерти, но и не оказывает по просьбе больного, необходимую помощь для продления жизни».

    Право на жизнь, несомненно, должно включать в себя и право на смерть. Важно отметить, что поддержание жизни в то время, как она наполнена физическими и нравственными страданиями умирающего человека, было бы негуманно. Как правило, действия врача направлены исключительно на благо пациента. Но если процесс мучительного умирания затягивается на месяцы и даже годы, то деятельность врача по поддержанию жизни не просто не гуманна, а бесчеловечна.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта