Главная страница

1. Причины и условия возникновения философии. Место философии в системе культуры


Скачать 1.59 Mb.
Название1. Причины и условия возникновения философии. Место философии в системе культуры
Дата15.01.2020
Размер1.59 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаFilosofia_ekzamen.docx
ТипДокументы
#104138
страница6 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Общим в теориях формационно-стадиального развития является указание на сменяющие друг друга сходные этапы общественного развития.

Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

Не существует единого направления развития человечества, нет общей мировой цивилизации. Цивилизации есть определенные «культурно-исторические типы общества», существующие в рамках обособленных локальных образований.

Культурно-исторический тип, по Данилевскому, эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него – к цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Общечеловеческой цивилизации не существует.

Выделяются следующие культурно-исторические типы (или самобытные цивилизации): 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский, 10) германо-романский, или европейский, 11) мексиканский, 12) перуанский. Последние два погибли насильственной смертью и не успели завершить своего развития.

Каждая локальная цивилизация, проходит в своем развитии следующие этапы: становления самобытности, юности (формирование политических институтов), зрелости и упадка. Каждая цивилизация представляет собой совокупность интегрированных признаков, в которых проявляется специфический национальный характер (язык, культура, способ мышления и т.д.).

Теория О.Шпенглера («Закат Европы», 1918 г.)



Постижение истории А. Тойнби («Исследование теории» 1934-1961 гг.)

Цивилизация представляет собой общность людей, которые проживают на общей территории и обладают общими духовными традициями и сходным образом жизни. Любая цивилизация проходит в своем развитии четыре стадии: зарождение, рост, надлом и разложение, смерть цивилизации. История развития общества – это не только необходимость, диктуемая природными законами, но и сфера свободы, в которой имеется место и для сознательного самоопределения и целеполагания. Исторический прогресс предполагает многовариантность цивилизационного развития, в котором разные общества по-разному реагируют на исторический вызов эпохи (одни погибают, другие выживают большой ценой, третьи выходят более сильными). Тойнби предвосхитил теорию синергетики, доказывая неоднозначность поведения общественных систем, эффект ответвлений, влияние энергии активных индивидов на ход истории и т.д.

Теория «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона («Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка», 1993 г.)


1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта