Главная страница

1. Причины и условия возникновения философии. Место философии в системе культуры


Скачать 1.59 Mb.
Название1. Причины и условия возникновения философии. Место философии в системе культуры
Дата15.01.2020
Размер1.59 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаFilosofia_ekzamen.docx
ТипДокументы
#104138
страница3 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Т.е. общество должно стать самоуправляющейся ассоциацией свободных людей, занятых трудом для собственного развития (гармоничного развития всех способностей). Это и есть идея коммунизма.

Т.о. Марксистская философия является одновременно и материалистической и рационалистической. Она исторически завершает линию классического рационализма (Платона, Декарта, Гегеля).

26. Основные идеи и направления русской философии.

Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема - человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души.

СРЕДНИЕ ВЕКА 10-15

    Теоцентричность философской мысли: Митрополит Илларион; игумен Ф. Печорский; монах Нестор. Идеи: принятие христианства на Руси дало начало светлой эпохе благодати, открыло путь спасения от греха.

16-17

Светское развитие философии: ▪ Нестяжатели: Н. Сорский. • Иосифляне: И. Волоцкий.  • Нил Сорский: церковь должна быть независимой от светской государственной власти, должна воздерживаться от суетности мира и от стяжания (т.е. владения имуществом, землями). Должна посвятить себя духовной деятельности: труду, очищению от страстей, оставлению мира, аскетизму. • Иосиф Волоцкий: церковь должна быть сильной, централизованной и экономически мощной в унисон с сильной самодержавной властью. Государство и церковь должны поддерживать друг друга. Т.о., иосифляне выступали за экономическое богатство монастырей и церквей (но против личного стяжания монахов).

ПРОСВЕЩЕНИЕ 18

Материализм: (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Н. Татищев) философия должна опираться на доказательства и научные исследования. принцип материального единства мира. Материя – основа всего сущего, то, из чего состоят тела. Материя обладает протяженностью и движением. «Корпускулярная философия» - учение о том, что материя состоит из атомов и корпускул (молекул). Корпускулы – физические частицы, имеющие различную структуру. Из этого следует многообразие природы.

II половина 19 – начало 20

Западничество: П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский. Критика православия и акцентирование личностного, индивидуального начала. Выступали за повторение Россией западноевропейского пути развития (за социализм, либерализм, либо за ограниченную монархию). Славянофильство: И.В. Киреевский, Н.Я. Данилевский, у России свой особый путь развития и иной тип цивилизации, поэтому установление благопристойного порядка в России лежит не через заимствование западных структур, а через возвращение к истокам православного патриархального уклада русской жизни, которое было насильственно прервано реформами Петра I. Религиозно-этическое направление философии: (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев) Бог-творец, создавая мир, переходит в свое творение, делает его подобным себе. Мир – это определенная ступень бытия Бога, и в этом плане существует единство Творца и творения. Природный мир «отпал» от Бога, но он постоянно саморазвивается, внутренняя цель развития мира - соединение с Богом и достижение реального всеединства. Человек, с одной стороны, нравственно подобен Богу, а с другой стороны, принадлежит природному миру. Человек и человечество являются связующим звеном мира земного и небесного, в нем должно произойти действительное соединение Бога с творением. Экзистенциализм: (Л.И. Шестов, Н.А. Бердяев). Свобода – это основа мира и жизни, некая самостоятельная сила или стихия. Из нее рождается Бог-творец, который творит мир. Человек – дитя Бога и Свободы, он двойственное существо: часть природного мира, часть Бога и Свободы. Он абсолютно свободное существо, поэтому имеет возможность свободно творить самого себя. В акте творчества человек становится подобным Богу. Однако творчество трагично, т.к. всегда наблюдается несоответствие творческого замысла и его воплощения. Т.о., творчество - основа жизни человека, это осуществление образа Божьего в человеке и прорыв к свободе и вечности    ▪Русский космизм: (Н.Ф.Федоров, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский) утверждает космический характер земных явлений, связь человека и Вселенной. Человек - составная часть Космоса, поэтому его развитие и развитие всего человечества неразрывно связаны с эволюцией всего Космоса основная идея русского космизма – антропокосмизм, согласно которому Человек и Космос едины и зависят друг от друга.

27. Иррационализм XIX-XX вв. «Философия жизни и философия существования».

Иррационализм - обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п. Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, неподконтролен разуму и подчиняется другим действующим силам, например аффектам, воле.

«Философия жизни»

Философия жизни в широком смысле слова всякая философия, ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни, особенно если она оставляет в стороне теоретическое знание, обращаясь к неподдельной полноте непосредственного переживания. Философия жизни стремится "понять жизнь из нее самой"; она стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта; она защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма, созерцание - от понятия, "творческое" - от "механического". Основателем современной, подчеркнуто антирационалистической философии жизни считается Шопенгауэр и в еще большей степени Ницше.

Основоположник «философии жизни» – немецкий философ Артур Шопенгауэр (18-19 в.). Основная работа: «Мир как воля и представление».

Основное понятие его философии – «воля к жизни» – первичная, не имеющая ни причины, ни цели, недоступная познанию сущность мира. Единая мировая воля проявляется в живой и неживой природе. Проявляясь в человеке, она подчиняет его себе, от нее зависят все его поступки. Разум человека ограничен целями самосохранения, борьбы за существование. Мир недоступен разумному познанию, он может быть постигнут только интуицией. Философия Шопенгауэра пессимистична, выражает негативное отношение к жизни, в которой нет смысла и целесообразности. Человек не может ничего в мире изменить, но он может «убежать» от страданий в область эстетического созерцания и аскетизма. В человеке воля к жизни проявляется в виде желания. Поэтому, чтобы избежать страдания человек должен убить в себе желания.

Фридрих Ницше (2ая половина 19 в.). Основная работа: «По ту сторону добра и зла».

Произведения Ницше написаны в форме мифических иносказаний и афоризмов, что послужило причиной их неоднозначного понимания. Центральные понятия его философии – «воля к власти» и «сверхчеловек». Мир в учении Ницше – это вечное становление, в основе которого борьба множества воль, стремящихся к превосходству. Человек может утвердить свою свободу только в одиноком противостоянии миру, преодолевая в себе мораль как коллективный способ выживания не способных самостоятельно бороться людей. Повышению воли к власти способствует не интеллект, а сила («право сильного»). Идеал личности для Ницше – сильный человек, свободный от морали, с максимальным уровнем воли к власти – сверхчеловек. Для спасения европейской культуры от гибели необходимо отказаться от науки как спасительницы человечества и христианской морали.

«Философия существования» (экзистенциализм)

Экзистенциализм признаёт личность высшей ценностью мира и провозглашает уникальность каждого человека. Человек находится во враждебной социальной среде, стремящейся сделать всех людей одинаковыми, поэтому он вынужден противостоять ей, чтобы сохранить свою уникальность. Основная проблема – проблема жизни и мироощущения человека в обществе, переживающем глубокий кризис.

Собственно начало экзистенциализма положил немецкий философ Мартин Хайдеггер (19-20 в., «Бытие и время»).

«Мир есть конгломерат непознаваемых вещей и процессов. Единственное что можно понять – это внутренний мир человека», т.е. в основу миропонимания надо положить «экзистенцию» – существование, конкретное бытие личности.

Философия должна анализировать и объяснять феномен духовного существования личности, его психических и душевных состояний, страданий в поисках ответов на смысложизненные вопросы человеческого бытия.

Хайдеггер и его последователи полагали, что существует «подлинное» и «неподлинное» человеческое существование. «Неподлинное» существование - это «стадная» жизнь человека, когда он не желает выделяться из массы. Это ведет к обезличиванию человека, потере индивидуальности и свободы, неудовлетворенности и отвращению к жизни. «Подлинное существование» - внутренняя духовная жизнь индивида, ее освобождение от обезличенной социальной роли, навязываемой ему обществом.

Только «пограничные ситуации» (страх, угроза жизни) заставляют человека задуматься о содержании и смысле прожитой жизни, повернуться от быта к собственной экзистенции, т.е. осознать свою истинную сущность. Только от человека зависит какую «дорогу к смерти» он выберет.

Подобно Марксу они используют термин отчуждение, поскольку техника и промышленность осредняет и отупляет человека. Преодоление отчуждения они видят по-разному: одни полагают, что отчуждение личности от общества неустранимы, другие провозглашают бунтарские лозунги и обосновывают экстремистские действия (Сартр), третьи верят в гуманистическую роль христианства.

Вывод: Направления иррационализма говорят о невозможности с помощью разума (логики, науки) решить насущные проблемы человека и общества. Разум должен находиться в подчинении у более высоких проявлений духовности (религиозных, нравственных, эстетических чувств, эмоций, воли к жизни и т.д.) Познание невозможно научными методами.

28. Основные черты рационализма XIX-XX вв. (Позитивизм, Неопозитивизм, Лингвистическая философия, Прагматизм).

Позитивизм (классический) — новая форма рационализма, возникшая в середине 19 в., продолжающая верить в силу разума и науки, которые должны быть очищены от ряда иллюзий, служащих источником многих ошибок.

Идеи позитивизма развивали социолог Огюст Конт – (18-19 в., «Курс позитивной философии», (а также его последователи Дж.С.Милль, Г.Спенсер). Они стоят на позициях научно проверяемого опыта. Основной тезис позитивизма: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук. «Позитивная философия» должна установить связь между предметами отдельных наук и, следовательно, между самими науками. По О.Конту философия не имеет своего особенного содержания; она только приводит в общий систематический порядок содержание всех наук. Задача философии есть, таким образом, классификация или «иерархия» наук. Научное знание, по мнению Конта — высшая ступень развития знания. Самым ценным видом знания является научное (позитивное) — достоверное, точное, прагматически полезное. Необходимо во всех науках (в т.ч. и в общественных) отказаться от утопий, глубоких размышлений и начать изучение конкретных фактов социальной жизни, тщательно их описывать, систематизировать и обобщать. Наука не должна задаваться вопросом почему происходит явление, а только ограничиваться описанием того, как оно происходит. Такой отказ от исследования конечных причин и сущностей явлений в дальнейшем стал одним из важнейших постулатов позитивизма.

Кризис классической философии: к началу XX столетия накопился ряд вопросов, на которые в рамках классической физики не удавалось найти ответы.

В этой ситуации ученые стали обращаться к философам или сами стали философствовать. Австрийский физик Эрнст Мах (19-20в., «Протестантская этика и дух капитализма») создал учение - эмпириокритицизм (критика опыта), требующее «очищение» человеческого опыта от «ошибочной веры» в существование объективной реальности за пределами наших ощущений.

«Не вещи, тела, а цвета, звуки, давления, пространства (то, что мы называем ощущениями) есть настоящие «элементы мира».

Неопозитивизм (логический позитивизм) является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, и опирающийся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях. Члены «Венского кружка» (20-30-ые годы 20 века) Морица Шлика (19-20 в., «Всеобщая теория познания») полагали, что всякое познание и его результат (знание) выражается в языке. Научный язык часто искажает процесс научного исследования. Поэтому они отвергали как бессмысленные любые утверждения, которые не проверяемы эмпирически. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого. Главная задача логического позитивизма - разработка системы критериев оценки истинности теоретического вывода.

Рудольф Карнап (19-20 в., «Логические основания вероятности») возглавил «Венский кружок» и для доказательства научности теорий применил верификацию как процедуру проверки истинных знаний. Карнап исходил из того, что все суждения надо делить на бессмысленные и осмысленные. Бессмысленные суждения, в свою очередь делятся на абсурдные («Луна умножает четырехугольно»), и те, истинность которых невозможно проверить («Бог создал мир за семь дней»). Осмысленные суждения делятся на аналитические (логические структуры, которые служат для преобразования информации: «если А=В, а В=С, то А=С») и синтетические суждения, которые служат приросту знания («Порох горит»). Вопрос об истинности или ложности синтетических суждений решается опытной проверкой (например, «Порох горит»), т.е. опытная проверка высказывания есть ВЕРИФИКАЦИЯ, сопоставление (проверяемость) его содержания с данными чувственного опыта.

Лингвистическая философия (британская разновидность неопозитивизма)

Ученик Шлика Л. Витгенштейн (19-20 в., «Логико-философский трактат») ввёл несколько доктрин логического позитивизма в своей работе «Логико-философский трактат»: «мир дан нам как совокупность фактов. (В объективном мире есть вещи и процессы, но они становятся фактами лишь в нашем сознании). Мы выражаем факты языком («Мир есть то, что я могу о нем сказать»), т.е. ошибки в понимании мира надо искать в языке. Предложение — картина мира, так как имеет с миром одну и ту же логическую форму. «Если бы мир был нелогичным, его нельзя было бы представить в форме предложения». Задача философии – «прояснять» языковые выражения науки. Философия должна прояснять и строго разграничивать мысли, которые без этого являются темными и расплывчатыми.

Постнеклассический рационализм: Прагматизм

В к. 19 в. В США возникает американский вариант классического позитивизма – прагматизм (от греч. – дело, действие). Чарльз Пирс (19-20 в., «Прагматизм») полагает, что человека надо рассматривать не как S познания, а как S действия. Для человека характерны два состояния – «Сомнения» и «Веры». В состоянии «сомнения» человек обеспокоен, недоволен собой, неуравновешен. Он стремится к «поиску решения». Найдя средство решения своей проблемы, человек переходит в состояние «веры», равновесия, убежденности и затем, через какое-то время, опять переходит в состояние «сомнения» и т.д.

«Люди и наука ищут не истину, а то, что дает им покой и удовлетворение», «Истина это то, во что мы верим!» (а для другого она не является истиной)

Другими словами, истинность какой-либо идеи заключается в ее работоспособности для достижения успеха. Функция мысли – вырабатывать оптимальные приспособленческие реакции, регулирующие отношение человека с окружающей средой.

У. Джеймс развил идеи прагматизма. «Наши мысли имеют силу, пока им ничто не противоречит …» Цель науки – в оказании помощи человеку в решении его жизненных задач.

Выводы

1. Неклассический рационализм основывается на идеях Беркли, Юма и Канта об ограниченности познания человека границами его познания.

2. Представители позитивизма и эмпириокритицизма считали научными только такие теории, которые построены с учетом субъективного компонента в знании.

3. Логический позитивизм и представители лингвистической философии считают невозможным устранение из знаний всех субъективных наслоений, но пытаются оздоровить науку путем удаления из нее лжепроблем, возникающих из-за неправильного употребления слов.

29. Философская онтология. Понятия: бытие, субстанция, материя.

Философская онтология - это центральный элемент в структуре философского знания. Слово "онтология" происходит от греческих "ontos" - сущее и "logos" - понятие, учение, разум. В онтологии вырабатывается понятие о реальности, о том, что существует. Без ответа на вопрос, что такое бытие, что существует в мире, невозможно решить ни один более конкретный вопрос философии: о познании, истине, человеке, смысле его жизни, месте в истории и т.п.

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Бытие (предельно общая категория) есть все то, что есть, но не как бесвязное, а как что-то целое, находящееся во взаимосвязи. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения.

Субстанция - философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её проявления и саморазвития. 2 стороны рассмотрения философии: первоначало, сущность – античная философия и скрытая сущность бытия (источник единства разнообразия). Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Монизм подразумевает наличие всего одной субстанции, дуализм — двух, духа и материи, взгляды, согласно которым субстанций много, называются плюрализмом.

У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи.

Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которое копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует, не зависимо от них. Нередко встречается выражение: "Вещи состоят из материи". Это неточно. Вещи не состоят из материи, а есть конкретные формы ее проявления. Материю нельзя противопоставлять отдельным вещам как нечто неизменное - изменчивому. Материю вообще нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует "безликой" материи. Материя - это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным, относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Формы материи:

- вещество;

- поле (эл.-магн, гравитац. и пр.);

- субэлементарный уровень.

Структурные уровни материи в соответствии с типами материальных систем:

- неживая природа;

- живая природа;

- общество;

Вывод: В основе всех многообразных вещей и процессов мира лежит движение единой материи

30. Пространство и время. Субстанциональные и реляционные концепции. Свойства пространства и времени.

Пространство и время – важнейшие атрибуты бытия, фундаментальные категории науки. В мире нет материальных систем, не обладающих пространственно-временными свойствами. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем.

В истории философии существуют различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: субстанциальные и реляционные.

Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они служат вместилищами, в которых находятся объекты и разворачиваются процессы. При этом пространство и время могут существовать независимо от объектов и процессов.

Реляционная концепция (Лейбниц) заключается в том, что пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и вне них не существуют.

Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтении реляционного подхода к пониманию пространства и времени. Например, теория относительности, в которой раскрывается неразрывная связь пространства и времени как единой формы существования материи (пространство – время), единство пространственно-временной и причинно-следственной структуры мира, относительность пространственно-временных характеристик объектов.

Свойства пространства: протяженность, трехмерность, симметрия и асимметрия, внешняя форма и размер, местоположение, распределение вещества и поля, граница, отделяющая их от других систем.

Свойства времени: длительность, неразрывная связь с движением систем, а также с пространством.

К всеобщим свойствам пространства и времени относятся: объективность, зависимость от движущихся систем, прерывность и непрерывность, бесконечность (времени) и безграничность (пространства).

31.Материя и движение. Движение и развитие.

Материя – см. 29 (определение).

Движение — неотъемлемое свойство материи, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение; в механике — изменение положения во времени и в пространстве.

Материя может существовать только в движении, которое присуще самой материи. Движение - есть способ существования материи. Движение - абсолютно, покой - относителен. Абсолютность движения, как одна из его важнейших характеристик, обусловлена тем, что материя не может существовать без движения, так как движение есть всеобщий способ бытия материи, происходит всегда и всюду, при всех условиях, обладает абсолютно всеобщим характером. В отличие от абсолютности движения покой относителен. Его нельзя понимать как какое-то мертвое, застывшее состояние. Тело может покоиться лишь по отношению к какому-то другому телу, но оно обязательно участвует во всеобщем движении материи. Понятие покоя обозначает определенную стабильность предмета, сохранения его качества.

3 аспекта движения:

      1. Цель

      2. Форма

      3. Первоначальный толчок

2 типа движения:

Движение, при котором сохраняется качество предмета (он сам). Т.е. при всех изменения сохраняется набор признаков, который отличает этот предмет от других предметов.

Движение, связанное с изменением качественного состояния предмета, его преобразование (как упрощение: радиоактивный распад; так и усложнение: появление новых видов животных).

3 закона движения в классической механике – законы Ньютона.

Формы движения материи:

Механическая (пространственное перемещение);

Физическая (эл.-маг., гравитац., теплота, звук)

Химическая (превращение атомов и молекул вещества);

Биологическая (обмен веществ в живых организмах)

Социальная (общественные изменения)

Носителем социальной формы движения является человек как субъект истории. Поскольку он есть разумное общественное существо, которому присуща внутренняя духовная жизнь, и поскольку его действия носят целенаправленный характер, постольку социальная форма движения заключается в субъектно-объектных отношениях, то есть в отношениях к окружающему миру, объективной реальности. В этом и есть специфика социальной формы движения материи, ее коренное отличие от всех иных форм движения.

Принцип развития – все в мире рассматривается как процесс, т.е. в развитии.

Развитие – необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов, т.е. развитие – это направленное движение (в Марсксизме).

Развитие включает в себя прогресс и регресс. Мир не является хаосом случайных предметов и процессов, а является закономерным целым, в котором господствуют объективные законы. Благодаря связи одни явления и процессы переходят в другие, порождают новые. Так осуществляется вечное движение и развитие.

Однако существуют такие состояния движения, которые ведут к изменению качественного состояния предметов. В этом случае выделяют два варианта подобных изменений:

• изменения, сопровождающиеся распадом предмета на более простые элементы;

• изменения, ведущие к образованию нового, более сложного объекта.

Изменение, сопровождающееся появлением новых качественных состояний, которые представляют собой развертывание возможностей, скрытых в предшествующих качественных состояниях, называется развитием. Например, мы можем говорить о прогрессе в развитии научных знаний, о прогрессивных изменениях в технике от Античности до настоящего времени.

Необходимо подчеркнуть, что логический объем понятия «движение» больше логического объема понятия «развитие». Любое развитие является движением, но не всякое движение будет развитием. Очень часто мы можем наблюдать изменение какого-либо явления без его развития (например, экстенсивный рост экономики без качественных структурных изменений).

Философское учение о развитии и взаимосвязи явлений, процессов называется диалектикой. Выделяют три основных закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

32. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.

Диалектика – учение о всеобщих законах развития и связях бытия и познания и основанный на этом метод познающего мышления.

Категории диалектики – основные понятия (инструменты), которые необходимы для ее изложения и обоснования

Принципы диалектики – ключевые идеи, определяющие специфику данного учения:

1. Принцип развития – все в мире рассматривается как процесс, т.е. в развитии.

  • Развитие – необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов.

  • Развитие включает в себя прогресс и регресс.

2. Принцип всеобщей универсальной связи – все в мире связано друг с другом рядом непосредственных или опосредованных связей.

Мир не является хаосом случайных предметов и процессов, а является закономерным целым, в котором господствуют объективные законы. Благодаря связи одни явления и процессы переходят в другие, порождают новые. Так осуществляется вечное движение и развитие.

Законы диалектики – объясняют указанные выше идеи, раскрывая их объективные основания. Задача философов – постичь мир и человека как связное целое, выяснить всеобщие закономерности развития природы, общества и мышления. Всеобщие законы – выражающие универсальные диалектические отношения между всеми существующими явлениями и их свойствами. Диалектика имеет своим предметом всеобщие законы, которые являются законами и бытия, и мышления.

Философское учение о развитии

Диалектика определяется также и как учение о разви­тии в его всеобщих и необходимых формах. Что такое развитие? Какой философский смысл заключает в себе понятие «разви­тие»?

Прежде всего, необходимо выяснить отношения понятия «развитие» к понятию «движение». Понятие «движение» по объему более широкое, чем понятие «развитие». Движение определяют как «всякое изменение». Развитие тоже изменение, но определенной формы, совершающееся по определенным законам (зако­нам развития). В этом смысле всякое изменение есть дви­жение, но не всякое изменение есть развитие. Это не зна­чит, что тем самым отрицается или ставится под сомнение всеобщность развития. Развитие так же всеобще, как и движение. Поэтому справедливо утверждение: все развива­ется. Несомненно, такой же всеобщностью обладает, на­пример, такая форма движения, как изменение простран­ственно-временных отношений. Развитие – это всеобщая и наиболее сложная (из всех известных нам сегодня) форма движе­ния. Его можно определить как процесс необратимых, по­ступательных изменений, протекающий по определенным, всеобщим законам:

1) отвечает на вопрос об источнике развития – единство и борьба противоположностей (закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу; пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость);
2) показывает механизм развития – закон перехода количественных изменений в качественные (всегда существует определенный предел, за которым количественные изменения приводят к качественным изменениям; количественные изменения происходят постепенно и непрерывно, а качественные - в виде скачка увеличение концентрации углерода в железо-углеродистых сплавах – переход от стали к чугуну);
3) показывает путь развития – закон отрицания отрицания (противоречивость вещи означает, что она содержит в себе свое собственное отрицание, т.е. отрицание старого состояния; смысл диалектического отрицания не отбрасывании старого, а в связи старого с новым; зерно-росток-колос-зерно).

Поэтому оно характеризуется:

  • направленностью: восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому;

  • взаимным превращением количества и качества, непрерывностью и скачками;

  • противоречивостью: имманентным возникновением противоположно­стей, их единством и борьбой;

  • отрицанием, т.е. упразднением старой формы и сохранением положительного содержания.

Особо может быть поставлен вопрос о том, имеет ли развитие цель. Обычно представление о цели развития бывает связано с религиозным мировоззрением того или иного философа. Например, известный русский философ Соловьев высказывал и обосновывал правомерность такого подхода в понимании развития.

Философское учение о связи

Весь чувственно воспринимаемый мир представляет собой некоторую совокупную, единую и универсальную связь вещей явлений и процессов. Все вещи и явления воздействуют друг на друга и тем самым находятся во взаимной связи.

Связью называется такое отношение между вещами и явлениями, когда изменение качеств и свойств одних вызывает соответствующие изменения качеств и свойств других вещей и явлений. В этом случае говорят, что эти вещи или явления связаны, и указывают, в каком отно­шении. Таким образом, понятие «связь» выражает отно­шение зависимости вещей и явлений. Например, хими­ческие свойства атомов связаны с ядром, изменение заряда ядра ведет к изменению химических свойств атомов.

Характер связи зависит от особенностей взаимодей­ствующих предметов и определяется их природой.

33. Концепции происхождения сознания. Проблема идеального. Сознание и язык.

Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Концепции происхождения сознания:

1. Религиозные гипотезы. Сознание даруется человеку Богом. Бог творит человека телесно и наделяет его частичкой своего разума – сознанием. При этом сознание не является сущностью человека, а сущностью является – душа.

2. Теория Ч.Дарвина. «Человек появился в результате естественного отбора в процессе эволюции от высокоразвитой породы обезьян». Эта теория имеет солидную доказательную базу (гены, состав крови, резус-факторы и т.д.).

3.Мутационные теории.

3.1.«Появление человека есть результат мутаций, вызванных резким повышением уровня радиации на Земле». (акад. Н. Дубинин ).

3.2. «В результате землетрясений произошло обнажение залежей урановых руд, приведших к мутациям» (акад. Матюшин).

3.3. Мутации в результате космической радиации, в момент геомагнитной инверсии полюсов Земли (ослабления магнитного поля при изменении знаков полюсов планеты).

4. Климатическая теория. (Г.Вейнарт, М.Забелин). «Ледниковый период создал человека», т.е. резкое похолодание изменило тип поведения животных предков и стимулировало появления сознания из животной психики.

5. Лингвистическая теория. (акад. Б.Поршнев). Сознание связано с происхождением речи. «Речь обращенная на себя и есть мысль», т.е. языковые структуры первичны по отношению к логическим.

6. Трудовая гипотеза Ф.Энгельса. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная человеческая речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг человекоподобного предка постепенно превратился в человеческий». Т.е. сознание появляется как результат коллективной трудовой деятельности.

Внешний импульс, попадающий, например, в глаз, преобразуется в нервный импульс (электрохимический процесс) и передается на соответствующие клетки – нейроны. В результате этого у человека возникают различные запахи, звуки, цвета, складывающиеся в образы. Т.е. во вполне материальной клетке возникает идеальный образ! С одной стороны, сознание всегда связано с нервными физиологическими (материальными) процессами и не существует вне их. Однако сущность мышления этим не исчерпывается. Образ предмета – это идеальное. Это идеальная форма бытия предмета в голове человека.

Сознание – это не особая, сверхтонкая форма движения материи, не разновидность материи, а субъективный образ объективного мира. Сознание присуще человеку как функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, активном отражении объективного мира. Это является результатом длительного биологического, социального и духовного развития человека.

Возникновение и развитие сознания связано с возникновением и развитием языка. В процессе от перехода от стада к роду, от животного существования к человеческому труду формировался язык. Язык возникал как необходимость для передачи особых сигналов, знаний, умений, опыта и т.д., т.е. некоторого содержания сознания. Слово – есть носитель мысли. Язык является объективированным сознанием (т.е. сознанием, воплощенном в материальном носителе). Слово, речь является знаком, который содержит определенную социальную информацию.

Язык есть знаковая система, выполняющая функцию общения, хранения и передачи информации между людьми. Язык есть средство формирования мышления (языковая изоляция отрицательно сказывается на развитии сознания ребенка). Сознание и язык тесно связаны и развиваются в единстве, т.к. речь – наиболее распространенная форма бытия сознания. Сознание и речь – две стороны одного процесса: говоря, человек мыслит, а мысля, он осуществляет деятельность.

34. Структура сознания и проблема бессознательного.

Структура сознания:

1. Ощущение есть первый способ, посредством которого внешний мир для ребенка становится чем-то действительным. Форма ощущения не является собственно человеческой, а присуща и животному миру, а потому случайна и субъективна. Внимание есть результат выборочного направленного действия воли, требующее напряжения и сосредоточения.

    1. Восприятие. Восприятие объединяет единичные ощущения в целостный образ непосредственно наблюдаемого предмета (форма, вес, цвет, запахи пр.). Образ — субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств. Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации, то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении.

    2. На этапе представления человек не нуждается в непосредственном созерцании предмета. Ему достаточно его представить. Воображение не только вызывает имеющиеся у нее образы, но и соотносит их друг с другом и подводит единичные представления под всеобщие (например, что береза есть растение). Высшая способность воображения состоит в способности к символизации, т.е. во вкладывании в образ смысла, отличного от непосредственного смысла, но связанного с ним отношением аналогии. (например, символы вина и хлеба в христианстве). Соединение внешнего материала с привнесенным в него иным значением называют знаком. (таковы, например, герб, флаг, крест).

    3. Мышление есть главная ступень развития сознания, составляющая основу предшествующих его форм, – чувства, созерцания и представления.

Этапы разумного мышления:

1) Рассудочное мышление (рассудок) есть первый и необходимый этап разумного мышления, на котором рассудок фиксирует в мысленных определениях внутреннее в вещах. Т.о. рассудок не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее.

    1. Только на этапе разума противоположности в предмете выступают во внутреннем единстве, т.е. разум может удерживать противоречия, мыслить предмет одновременно как единый и противоречивый.Т.о. разум есть высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобщее, способность анализа, абстрагирования и обобщения.

Подсознание (бессознательное) – особая сфера психики человека, лежащая за пределами его сознания и качественно отличающаяся от сознания. Однако бессознательные процессы оказывают влияние на течение сознательных процессов.

Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму — ранее осознававшиеся действия.

По Фрейду





К подсознанию относят:

- инстинкты животные – физиологические чувства, безусловные рефлексы, перешедшие к нам от животных предков (защитные, сохранения, ориентировочные);

- инстинкты на базе опыта – (например, у жителей гор – обостренный слух и пр.);

- «автоматизмы» – навыки, не требующие участия сознания (ходьба, езда на велосипеде, письмо и пр.);

- сновидения – субъективные психические явления во время сна;

- гипнотические состояния – сноподобные состояния, когда тормозятся отдельные участки коры головного мозга;

- интуиция – способность непосредственного постижения истины.

Т.о. подсознание не мистика, а реальность духовной жизни, которая разгружает мозг от напряжения.

Сознание и бессознательное – две тесно взаимосвязанные стороны психики человека. Бессознательное может оказывать сильное влияние на сознание и испытывает обратное влияние.

35. Гносеология как раздел философского знания. Чувственное и рациональное познание и их элементы.

Гносеология – (от греч. гносис – знание) – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, исследуются его предпосылки, достоверность и истинность. Теория познания анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.

Существуют два способа познания:

- Чувственное познание;

- Рациональное познание;

Чувственное и рациональное познание не являются изолированными способностями познающего. В реальном познании они находятся во взаимодействии и единстве.

Чувственное познание – первоначальный этап познания, когда человеческая деятельность еще не расчленена.

Элементы:

1. Ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. При помощи различных органов чувств мы ощущаем пространственную форму, цвет, звук, запах, т.е. мы отражаем отдельные свойства, стороны предмета.

2. Восприятие – более сложная форма чувственного познания, отражающая предмет со всех сторон, дает целостный образ предмета. Восприятие не является механической суммой ощущений, оно является формой активного синтеза разнообразных проявлений предмета. По отдельным свойствам предмета мы можем составить представление о предмете в целом.

3. Представление – более сложная форма чувственного познания. С помощью памяти человек может удерживать целостный образ предмета, когда предмет не дан ему непосредственно. Представление – повторение в сознании человека ранее ощущаемого.
Рациональное познание – второй способ познания, который основан на мышлении.

Мышление – активный процесс обобщенного отражения действительности, выраженный в абстракциях (понятиях, категориях). Мышление – есть способность субъекта активно отражать окружающий мир и самого себя. Результаты развивающегося мышления отражаются в формах мышления – способах отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций.

Формы мышления:

1. Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи и существенные стороны явлений, которые закрепляются в их определениях.

2. Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их связи, свойства и отношения. Суждение может быть истинным или ложным.

3. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также в виде суждения). Пример: Все Ме простые вещества, литий – металл, литий – простое вещество.

36. Проблема истины в философии. Критерии истины.

В результате познания человек создает знание, помогающее ему отражать мир с наибольшей точностью. Целью познания является истина, существование которой признает большинство философов. Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение имеет своим источником ограниченность и неразвитость общественно-исторической практики. (например, «теоритическая астрология»). Заблуждения отличаются от лжи – преднамеренного искажения истины в корыстных интересах.

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Это верное, правильное отражение действительности (в живом созерцании или мышлении). Также истина – это неотъемлемое свойство высказывания, соответствовать или не соответствовать действительности. Достижение истины – непосредственная цель познания в любой его форме.

Основные свойства, признаки истины:

1. Объективность и субъективность. Объективность – конечная обусловленность реальной, действительностью, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей («Земля вращается вокруг Солнца»). Истина объективна по своему внешнему материальному содержанию и субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме. Истина – вид знания, т.е. продукт сознания поскольку несет на себе отпечатки сознания субъекта. Поэтому она субъективна.

2. Абсолютность и относительность. Истина есть процесс. Для характеристики истины применяются категории абсолютного и относительного. Это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Это лишь разные ступени познания человеком объективного мира.

  • Абсолютное в истине (абсолютная истина). Это полное, исчерпывающее знание о предмете (в идеале); элемент знаний, который никогда не может быть отвергнут. Пример: Земля вращается вокруг Солнца.

  • Относительное в истине (относительная истина) – выражение изменчивости истинного знания, его уточнение, углубление по мете развития мышления и общественной практики. Т.о. относительность истины заключается в ее неполноте, приблизительности, незавершенности. Пример: старые истины или заменяются новыми (классическая механика – в квантовую, или опровергаются и становятся заблуждениями (учение о теплороде и эфире).

3. Конкретность. Любое истинное знание (в науке, философии, искусстве) определяется в своем содержании и применении данными условиями (места времени и др. обстоятельствами). Пример: сумма углов в треугольнике 180 гр. В геометрии Лобачевского это не так.

Критерии истины:

1. Всеобщность и необходимость (И. Кант);
2. Простота и ясность (Р. Декарт);
3. Логическая непротиворечивость, общезначимость (А. А. Богданов);
4. Полезность и экономность;
5. Истина – это «естина», то, что есть на самом деле (П. А. Флоренский);
6. Эстетический критерий (внутреннее совершенство теории, красота формулы, изящество доказательств).


Но все эти критерии недостаточны, универсальным критерием истинности является общественно-историческая практика: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент. Проверка «на истинность» какого-либо знания должна осуществляться не одноразово, а посредством целостной практики всего человечества.


Значение практики:
1. Источник познания (практика ставит перед наукой жизненно важные проблемы);
2. Цель познания (человек познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
3. Критерий истины (пока гипотеза не проверена на опыте, она останется всего лишь предположением).

Критерий «практика» относителен, т.е. сам развивается, совершенствуется и не может в каждый момент полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. В практике, практической деятельности человек активно и целенаправленно воздействует на окружающую действительность, одновременно ее познавая. В добывании истины, как и в ее проверке необходимо единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии. Т.о. практика и познание – две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса.

37. Наука и научные революции. Уровни и методы научного познания.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

Задачами науки являются: сбор научных фактов, их обновление, систематизация и критический анализ, синтез новых научных знаний или обобщений, установление причинно-следственных связей между явлениями, прогнозирование получения нового знания.

Функции науки: гносеологическая, практическая, методологическая, прогностическая, социальная, критическая.

Революция в науке – это период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпритации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.

Революций было всего 4:

Первая революция. XVII в. Становление классического естествознания. К этому времени относятся Коперник, Галилей и Ньютон. Она сопровождалась изменением картины мира, перестройкой видения физической реальности, созданием идеалов и норм классического естествознания.

Вторая революция: конец 18 в – первая половина 19 в. происходит переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке.

Третья революция: конец 19 в- середина 20. Знание стало зависеть от применяемых исследователем методов, появление неоклассического естествознания, относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.

Четвертая революция: к. 19 – н. 20 вв. Постнеклассическая наука (термин ввёл Степин В.С) Характерна междисциплинарность науки, развитие синергетики, изучающей процессы самоорганизации.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта