1. Причины и условия возникновения философии. Место философии в системе культуры
Скачать 1.59 Mb.
|
Внутренние функции в зависимости от сферы общественной жизни делятся на политические, экономические, социальные, идеологические Политические функции в удержании и осуществлении государственной власти в интересах тех слоев населения, которые составляют социальную основу данной власти. Экономические функции государства заключаются в выработке и государственной координации основных направлений экономики в устойчивом режиме. Социальные функции - это направления деятельности государства, которые призваны обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества и социальную защищенность личности. Общесоциальными функциями государства являются обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий экологических катастроф и стихийных бедствий, реализация социальных программ, социальное обеспечение нетрудоспособных, поддержка здравоохранения, защита прав и свобод граждан и многие другие. Идеологические функции государства проявляются в целенаправленном информационном воздействии на общество путем использования средств массовой информации. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества. Внешние функции как основные направления деятельности государства направлены на установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами. Государства, воспринявшие оборонительную доктрину, осуществляют две внешние функции: сотрудничество с другими государствами и оборона от внешних нападений. Функция обороны государства включает в себя систему специальных мероприятий: укрепление оборонной мощи, развитие вооруженных сил, повышение боеспособности и боеготовности армейских подразделений, военное обучение резерва, организация гражданской обороны, охрана государственных границ. 42.Структура общественного сознания. Уровни и формы. Общественное сознание – ядро духовной жизни общества. Общественное сознание – сложное образование, включающее политические, правовые, научные, философские, религиозные взгляды людей, их чувства и переживания, выражающие их отношение к историческому процессу. Общественное сознание включает ту часть культуры, которая еще не опредмечена (сюда не входят книги, картины, памятники, дворцы и т.д.) Обыденное сознание – совокупность знаний, представлений и установок, основанных на непосредственном опыте людей и складывается стихийно (рассудочные формы, эмоции, традиции, привычки и т.д.) Теоретическое сознание – научные знания и представления, отражающие сущности социальных процессов в форме гипотез, теорий, программ. Иначе говоря, обыденное сознание отражает внешние проявления социальных процессов, а теоретическое сознание направлено на отражение их сущности. Общественная психология – это господствующие в обществе интересы, чувства и настроения, традиции и обычаи, взгляды и идеи. Главное – реакция людей (личности, социальной группы) на к.л. социальные процессы. Общественная психология носит несистематизированный характер и формируется стихийно. Идеология – теоретически обоснованная система взглядов класса, партии или другой социальной общности. Она формируется идеологами – людьми представляющими интересы определенного класса, энтоса, партии. Посредством идеологии эти социальные общности осознают свои общие интересы, цели, свое место в обществе. Идеология выступает как самосознание таких групп (идеология рабочего класса, национальная идеология, религиозная и пр.) Идеология и теоретическое сознание во многом совпадают (но идеология включает в себя и некоторые элементы обыденного сознания). Формы общественного сознания – такие его сферы, которые отличаются друг от друга предметом и способом отражения объектов социальной реальности, и функциями, выполняемыми в обществе. Политическое сознание – распространенные в обществе взгляды, учения и чувства людей, выражающие их отношение к власти и ее представителям. Правосознание – совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию. Мораль – форма общественного сознания, включающая общепринятые нормы и оценки человеческого поведения, поддержанные силой общественного мнения. Искусство – форма общественного сознания (эстетическое сознание), отражающая и оценивающая реальность с помощью художественных средств. Религия- форма общественного сознания, связанная с верой в существование другого, истинного мира (как цели человеческой жизни). Наука – форма общественного сознания, теоретически систематизирующее знание о мире и человеке посредством понятий, гипотез, теорий. Основная функция науки – познавательная. Философия – форма общественного сознания, содержащая совокупность общезначимого для всех людей знания и мире и о проблемах человеческого существования. Основные функции философии – мировоззренческая, методологическая, познавательная. 43. Человек как духовное существо. Проблема смысла жизни и его обоснования (гедонизм, эгоизм, стоицизм, альтруизм и др.). Духовный мир означает его внутреннюю духовную жизнь, включающую в себя чувства, знания, веру и высокие цели человека. Можно описать духовную жизнь людей, как богатство достижений разума и чувств, которые объединены в духовные ценности и ведут к созиданию новых и более высоких ценностей. Если говорить о человеке, который духовно развит, то о нем можно сказать, что он стремится к высоте помыслов и идеалов, и соответственно своему духовному развитию и поступает. Потому что о духовности нельзя говорить только в сознательном ключе, духовность также означает и практику. Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Гедонизм (от. греч. наслаждение) - смысл жизни в том, чтобы получить максимум наслаждений. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия. Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Альтруизм (лат. Alter — другой, другие), как смысл жизни, заключается в такой деятельности человека, которая будет направлена на пользу других (О. Конт). Данная концепция ставит общее благо выше личного, при этом в ней нет места личной выгоде и интересам. Можно сказать, что эта концепция определенным образом перекликается с категорическим императивом И. Канта, который утверждал, что все поступки должны быть независимыми от личного опыта и соображений (утверждалась идея высшей степени нравственности). Эгоизм (лат. ego — «я»), как концепция смысла жизни, является полной противоположностью альтруизма, ведь данная философия утверждает, что смысл жизни индивида заключается в обеспечении только своих потребностей и интересов. При этом, совершенно не важно, имеют персональные потребности что-то общее с общественным благом, ведь по данной концепции, они (персональные потребности) и являются высшим благом. Гельвиций (термин «разумный эгоизм»). Стоицизм. Стоики полагают, что в основе всего сущего лежит логос - всеобщая и разумная закономерность. В следовании ей состоит свобода человека. Стоики говорят: "Судьба согласного с ней ведет, противящегося - тащит". Вместе с тем, они не призывают к бездеятельности, фатальному следованию року. Наоборот, необходимо иметь характер, внутреннюю стойкость, чтобы достойно встречать неизбежное и необходимое. Зенон Китийский Нигилизм (от лат. nihil — ничто), как концепция смысла жизни, заключается в отрицании ценностей, норм и обычаев, моральный нигилизм – в отрицании моральных норм, а экзистенциальный нигилизм отрицает существование смысла жизни вообще. Ф. Ницще. 44. Глобальные проблемы современности и будущее человечества. Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира. Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. 1) Угроза возникновения мировой термоядерной войны. 2) Экологический кризис. 3) Проблема нехватки природных ресурсов. 4) Демографическая проблема. 5) Проблема преодоления все более возрастающего разрыва в уровне жизни населения развитых и развивающихся стран мира. 6) Проблемы мирового терроризма. Характерные черты, присущие каждой истинно глобальной проблеме современного человечества: 1) повсеместное распространение данной проблемы затрагивает все человечество в целом; 2) неэффективное разрешение данной проблемы может привести к гибели человечества; 3) разрешение проблемы возможно только совместными усилиями людей, т.е. она не может быть полностью разрешена в рамках отдельного государства или региона. В современном мире глобальные проблемы привлекали и привлекают все большее внимание ученых. Обострение глобальных противоречий ставит на повестку дня общую для всех проблему выживания человечества. От того, насколько плодотворным будет научный анализ системы глобальных противоречий и эффективность практических мероприятий по их разрешению, зависят перспективы общественного прогресса в третьем тысячелетии. Наиболее полное решение глобальных проблем требует, очевидно, коренного преобразования общественных отношений в масштабе мирового сообщества. Это означает, что на ближайший обозримый период единственным путем их разрешения является развертывание широкого взаимовыгодного международного сотрудничества. Будущее человечества. Нестабильный, постоянно изменяющийся мир не дает оснований для точных предвидений. Однако некоторые тенденции этого движения можно уловить. Этим занимается футурология – Осип Флехтайм (от лат. Futurum — будущее и греч. Λόγος — учение). Футурология в качестве самостоятельной дисциплины сформировалась примерно в середине XX в. Если говорить о методах футурологии, то наиболее распространенными среди них являются следующие: * метод инерционного анализа, предполагающий экстраполяцию устойчивых тенденций, существующих в настоящем, на будущее; * трендовый анализ — построение на базе частных, но устойчивых тенденций так называемого тренда — всеобщей тенденции; * сценарный метод, заключающийся в определении веера возможностей развития и перебирании различных вариантов будущего, учитывая исчезновение или сохранение каких-то определенных обстоятельств. Достоверность любого прогноза невелика. Кроме того, человечество вряд ли захотело бы получить точный прогноз. Футурологические концепции, как бы наукообразно они ни выглядели, остаются более или менее реалистической фантазией как о желаемом, так и о мрачном, ужасном, неприемлемом будущем. Концепции будущего строятся на базе определенных ценностей, мировоззренческих ориентиров, поэтому любое футурологическое размышление есть род философствования. Богатая история философии оказывается необходимым подспорьем такой рефлексии и базой для преодоления современных проблем. |