Главная страница
Навигация по странице:

  • Индукция

  • Дедукция

  • Аналогия

  • 38. Материалистическое, идеалистическое и натуралистическое понимание исторического мышления.

  • 3 основных положения идеализма

  • Расизм

  • Мальтузианство и неомальтузианство . Мальтузианство

  • 39. Формационно-стадиальные и цивилизационные теории общественного развития.

  • Традиционное общество

  • Зрелость

  • 1. Причины и условия возникновения философии. Место философии в системе культуры


    Скачать 1.59 Mb.
    Название1. Причины и условия возникновения философии. Место философии в системе культуры
    Дата15.01.2020
    Размер1.59 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_ekzamen.docx
    ТипДокументы
    #104138
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Общелогические методы научного познания:


    • Анализ – (от греч. разложение, расчленение) процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи, характеристика героев).

    • Синтез– (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме «Имя существительное»)

    • Индукция(от лат. наведение) переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).

    • Дедукция — (от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному (например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).

    • Аналогия – (от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель).

    38. Материалистическое, идеалистическое и натуралистическое понимание исторического мышления.

    Идеалистическое понимание истории было исторически первым направлением, а до середины XIX века – единственным. 3 основных положения идеализма: общественное сознание определяет характер общественного бытия (т.е. как человек мыслит, так он и живет); общественное сознание определяет характер общественный отношений (в том числе, экономических); историю творят великие люди (т.о. существует 2 типа людей – великие люди, и толпа). Первичным, причинным фактором, двигающим историю, представлялись идеи, идеалы какого-либо человека или группы людей.

    Идеалистическое понимание истории абсолютизировало роль сознания, субъективных факторов, идей в жизни общества. Идеалистическое понимание исторического процесса близко религиозному: в обоих случаях отрицалась материальная жизнь общества как основа общественного развития.

    История - последствия деяний великих людей (т.е. влияние, которое великие идеи оказали на мир). Т.о. исторический процесс – история отдельных личностей.

    Материалистическое понимание мира

    В конце 18. в. ряд ученых пришел к мысли о том, что в основании общественного развития лежат не субъективные намерения участников исторического процесса («великих личностей»), а внутреннее объективное основание, которое делает историю единым, упорядоченным процессом. Т.е. за различными интересами, волями, идеями, действиями отдельных людей лежит внутренняя логика исторического процесса, его объективная закономерность. Родоначальники – Маркс и Энгельс.

    Ключевые положения:

    • общественное бытие определяет характер общественного сознания (общественное бытие имеет социальное материальное содержание, сами люди – социальные материальные индивиды, и не сводятся лишь к природному уровню. Общественное сознание – отражение общественного бытия);

    • общественное бытие определяет характер общественных отношений (базовые отношения – экономические, духовные связи – производственные от экономических);

    • историю творят массы (массы – все люди в целом и каждый человек в отдельности, лидеры – выразители интересов, опирающиеся на социальную базу и направляющие ее).

    История представляет собой единый (преемственность + единство людей – т.к. сущность людей одинакова, человек родовое существо), закономерный (закон – повторяющаяся сущностная связь между явлениями. Человек связан с природой, а значит, со всеми предметами. Человек действует согласно законам природы, но преобразует и себя – т.е. как саморазвивающееся существо, он сам эти связи и создает), объективный (человек объективен, а значит, история как история людей объективна), поступательный (в самой сущности человека заложено стремление к сложному) процесс.

    Предпосылки: усложнение материальной деятельности (отчуждение человека от средств производства).

    К. Маркс выдвинул идею о том, что взгляды людей (как продукт сознания) возникают не самостоятельно, а являются следствием более глубокой причины – реального экономического процесса их жизни, общественного бытия.

    Общественное бытие – материальные, экономические отношения людей к природе и друг к другу и существующие независимо от общественного сознания.

    Общественное сознание – целостное духовное явление, посредством которого общество осознает себя, свое общественное бытие, окружающую действительность.

    Т.о. Маркс сформулировал материалистический взгляд на общество: «Весь строй жизни людей зависит от того каким образом люди производят материальные блага. …Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы вообще…»

    Натуралистическое направление характеризуется пониманием общества как естественного продолжения природы, природных условий, космоса. Натурализм приводит прямую аналогию между явлениями природы и общества, объясняет специфику общественных отношений и процессов ссылками на закономерности природных явлений.

    В качестве общенаучной предпосылки выступили выдающиеся успехи биологии, превратившие ее к середине XIX века в лидера естествознания (открытие клетки, закона естественного отбора и борьбы за существование, достижения физиологии). Наиболее распространенные школы биологического направления:

    1. Социальный дарвинизм, выдвигающий принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных. Социальные конфликты - естественные и неустранимые, вне их связи с антагонистическими общественными отношениями.

    2. Расизм (расово-антропологическая школа), заявляющий о решающем воздействии расовых различий на историю и культуру отдельных народов и общества в целом.

    3. Фрейдизм - течение, апеллирующее в объяснении поведения отдельного человека, больших социальных групп и общества в целом к бессознательной психической деятельности, к инстинктам (и прежде всего к половому инстинкту и инстинкту самосохранения.

    4. Мальтузианство и неомальтузианствоМальтузианство: согласно этой теории, рост населения значительно превышает рост производства продуктов питания, вследствие чего неконтролируемый рост населения неминуемо приведет к голоду. Неомальтузианство — обновлённое учение, которое, исходя из взглядов Мальтуса, рекомендовало стремиться к ограничению деторождения, чем предполагалось облегчить нужду среди малообеспеченных классов.

    Представители натуралистического направления связывали перспективу развития человечества с освоением космических "окрестностей" Земли, а затем и более далеких пространств Вселенной.

    39. Формационно-стадиальные и цивилизационные теории общественного развития.



    Формационная теория общественного развития (К.Маркс)

    Экономические формации следуют друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: первобытнообщинная → рабовладельческая→ феодальная →капиталистическая →коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общественному строю, построенному на началах равенства и справедливости. В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни.

    В основе всех общественных отношений лежат экономические, производственные отношения, определяющие способ производства материальных благ и соответствующий им способ общественных отношений. Производственные отношения составляют БАЗИС, т.е. экономический строй общества. Над ним возвышается НАДСТРОЙКА, включающая общественные идеи, настроения, идеологию и закрепляющие их государство, суд, церковь и пр.

    Маркс выделял несколько способов производства: азиатский, античный (рабовладельческий), феодальный и капиталистический.




    Теория стадий экономического роста У. Ростоу

    «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест», 1960 г.

    У. Ростоу выделяет пять этапов развития общества, различающихся между собой уровнем технологического развития, две из которых являются промежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе развития:

    1) Традиционное общество - примитивная ручная техника, ручной труд, преобладаниемесельского хозяйства. (Охватывает всю историю человечества до XVII в.).

    2) Переходное общество (подготовка предпосылок для подъема) - образование централизованных национальных государств, банков, оживление внешней и внутренней торговли.

    3) Сдвиг (подъём). Силы экономического прогресса начинают доминировать в обществе (в Англии – два десятилетия XVIII в., во Франции и США - несколько десятилетий перед 1860 г.).

    4) Зрелость– начало «индустриального общества». Характеризуется постоянным прогрессом, распространением новой техники и технологий.

    5) Эра высокого массового потребления - Меняются приоритеты общества. На первый план выходит не производство, а потребление и благоденствие в самом широком понимании.

    Концепция индустриального общества (Р. Арон)

    "18 лекций об индустриальном обществе" (1962)

    Арон выделяет следующие пять типичных черт индустриальной экономики: 1) предприятие полностью отделено от семьи; 2) промышленное предприятие вводит своеобразный способ разделения труда; 3) промышленное предприятие предполагает накопление капитала; 4) всякое индустриальное общество строится на строгом экономическом расчете; 5) во всяком индустриальном обществе, каков бы ни был статус собственности на орудия производства, имеется концентрация рабочих.

    Следующее звено концепции Арона - выделение в рамках общего понятия "индустриальное общество" двух его типов, или различных режимов - капиталистического и социалистического.

    «Постиндустриальное общество» Д. Белла

    «Наступление постиндустриального общества», 1973 г.

    Система «постиндустриализма» американского социолога Дэниела Белла характеризуется такими признаками:

    1) переход от производства товаров к производству услуг;

    2) ведущая роль теоретических знаний и уровня образования;

    3) ориентация в будущем на методы контроля и оценка возможных направлений развития технологии;

    4) принятие решений на основе новой «интеллектуальной технологии». Черты традиционного капитализма постепенно исчезают.

    5) основным «средством производства» становится квалификация работников (специалистов и инженеров). Это меняет структуру общества, а собственность на материальные «средства производства» утрачивает своё былое значение.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта