1. Развитие промышленного производства и распространение капиталистических отношений в странах Европы в Новое время. Важнейшие события в политической жизни европейских государств в xvii в. Развитие общественного разделения труда и товарного производства
Скачать 194.84 Kb.
|
Боярин Морозов и Соляной бунт 1648 Великие таланты царя Алексея Михайловича обнаруживались не вдруг: начало его правления предвещало времена беспечного Феодора. Вступив на престол 16 лет, юный царь не занимался делами государственными, все время проводил в путешествиях по окрестным монастырям или в соколиной охоте, любимой им до страсти. Кормилом государства правили бояре, главой их был Борис Морозов. Успев приобрести доверенность Алексея Михайловича как воспитатель его, Морозов еще более приблизился к престолу, сочетавшись браком с младшей сестрой царицы Марии Ильиничны, первой супруги государя, из рода Милославских, и хотел быть вторым Годуновым, но мог равняться с ним разве одним честолюбием. Насколько Годунов умел заслужить всеобщую признательность мудрым правлением, настолько Морозов навлек на себя всеобщую ненависть ненасытным корыстолюбием. Окружив престол своими родственниками и клевретами, он скрывал от государя бедствия народные, не думал облегчать их, даже присоединил к ним новые: ввел тягостные налоги, в особенности на соль,отдал в откуп многие необходимые для общежития предметы. Более всего роптал народ на лихоимство судей и с негодованием смотрел на каменные палаты людей приказных. Естественные бедствия, неурожай, голод, падеж скота, частые пожары привели народ в ярость: в Москве вспыхнул страшный мятеж – соляной бунт 1648 года. Чернь до того озлобилась, что, растерзав двух сановников, дерзнула требовать головы Морозова. Царь Алексей Михайлович для спасения своего любимца сам вышел к народу и ласковой речью укротил недовольных. Морозов был удален, столица успокоилась, но зло распространилось по всему государству. Волнение Москвы отозвалось во многих городах. Около четырех лет оно обнаруживалось беспрестанно то в той, то в другой стороне, сильнее всего мятежи были в Новгороде и Пскове (1650). Новгородцы едва не умертвили своего митрополита Никона,и только твердость этого знаменитого святителя могла образумить их. Псков усмирен был силой оружия, причем пролито много крови. При светлом уме, при добром сердце царь Алексей Михайлович постиг истинные причины народных бедствий, не стал вверяться любимцам, во все вникал сам и обратил самое заботливое внимание на государственное устройство. Реформы Алексея Михайловича Две главные мысли руководили Алексеем Михайловичем в делах внутренних: 1) он желал искоренить многообразные злоупотребления, вкравшиеся со времен самозванцев, 2) старался ввести во всем порядок, согласие, все основать на законе, утвердить добрую нравственность, влияние веры. Он не вводил, подобно великому сыну своему, почти ничего нового, не изменял форм управления, не заботился о народном образовании науками и искусствами, вообще усердно держался прародительских обычаев и уставов, но каждой отрасли тогдашней гражданской деятельности указывал место, давал направление, назначал круг действия. Постоянно следуя системе стройного единства и порядка, он не довольствовался, подобно предшественникам, отдельными узаконениями, но все явления государственной жизни охватывая во всем объеме, издавал целые уставы, где главные случаи были предусмотрены и определены законом. Прежде всего царь Алексей старался устроить правосудие как главный источник общественного порядка. Немедленно после московского мятежа государь повелел земскому собору, составленному из лиц духовных и светских, рассмотреть прежние законы, дополнить их, исправить и ввести в общее употребление. Воля Алексея Михайловича была исполнена князьями Одоевским и Волконским с двумя дьяками. В два месяца с половиной они совершили великий труд: с редкою отчетливостью рассмотрели главные случаи суда гражданского и уголовного, привели их в ясную систему, определили все виды преступлений и каждому из них назначили соразмерное, по тогдашним понятиям, наказание. Выборные из всех сословий, призванные государем для великого царского и земского дела,слушали составленный Одоевским и Волконским свод законов, нашли его соответствующим цели и одобрили. Этот свод напечатан и введен в государстве под именем Соборного уложения Алексея Михайловича. Основанием его служила великая мысль, которую поняли в Западной Европе не ранее XVIII века: государь объявил, что суд для всех лиц и званий должен быть единым. Впоследствии, когда опыт указал необходимость некоторых перемен в законодательстве, Уложение было дополнено так называемыми новоуказными статьями; важнейшею из перемен было смягчение смертной казни для уголовных преступников. Алексей Михайлович однако не довольствовался одним изданием законов: он хотел, чтобы их свято исполняли, и принял на себя трудную обязанность непосредственного блюстителя правосудия, каждый обиженный имел к нему свободный доступ и мог бить челом на неправый суд. Сохранилось предание, что в Коломенском селе, где более всего любил жить царь Алексей, перед дворцом, против царской спальни, стоял жестяной ящик. Как только вставал государь от сна и подходил к окну, являлись челобитчики и, поклонившись до земли, опускали в ящик жалобы, которые потом приносили государю. Вместе с тем Алексей Михайлович обратил внимание на другой не менее важный предмет. После всеобщей переписи земель и дворов при Михаиле Федоровиче прошло более 20 лет. Многие поместья перешли от законных владельцев к незаконным, люди сильные отняли земли у слабых, в самих городах вельможи закрепили за собой целые посады и слободы, сверх того, отчины монастырские и боярские пользовались многими льготами, вследствие дарованных им тарханных грамот. Вообще не было соразмерности в повинностях, так что вся тягость налога падала на земли государственные. Царь Алексей Михайлович постепенно уничтожил эти неудобства: составлены вновь писцовые книги, которые служили единственным средством к определению законного права на отчины и поместья; земли, неправильно присвоенные частными людьми и монастырями, возвращены законным владельцам; посады и слободы, приписанные к людям знатным, для уклонения от повинностей, обращены в государственные; тарханные грамоты, дававшие исключительные льготы немногим людям, к подрыву общего благосостояния, большей частью были уничтожены. Та же мысль о соразмерном уравнении прав и обязанностей побудила Алексея Михайловича даровать важные преимущества торговому сословию. Русское купечество постоянно было опорой престола: во время тягостных войн оно не щадило своих богатств на пользу государственную, и правительство царя Алексея всегда находило в усердии городов средства к исполнению своих намерений. Но обязанное значительными повинностями, торговое сословие было затрудняемо в своих оборотах двумя важными неудобствами: исключительными правами иноземцев и внутренними таможнями. Иноземные купцы, преимущественно английские, получив при Иване Грозном многие выгоды перед русскими, в царствование Михаила Федоровича присвоили право беспошлинной торговли внутри государства. Они завели конторы в Москве, Новгороде, Пскове, Архангельске, Вологде, Ярославле, имели деятельных агентов в других городах и, располагая огромными капиталами, при свойственной им смелости и предприимчивости, захватили в свои руки весь сбыт нашей промышленности. Сверх того, действуя, по выражению современников царя Алексея, скопом и заговором, они покупали русские товары самой ничтожной ценой, свои же продавали безмерно дорого. Русские купцы находились в полной от них зависимости и не могли с ними соперничать именно потому, что англичане торговали беспошлинно. Они же, отправляя товар из города в город, везде, на реках, на дорогах, на мостах, при выезде, при въезде, на каждом шагу, встречали таможни и заставы, где должны были платить пошлины за провоз, за склады, за сани, за вес, за продажу и прочее. Таможни, собиравшие пошлины частью для казны, частью для монастырей, частью для помещиков, были отдаваемы на откуп. Легко вообразить, как страдала промышленность и как бедственно было положение торговца. Алексей Михайлович, вняв жалобам русского купечества, устранил оба неудобства: англичанам повелел объявить, что за многие неправды они должны удалиться из внутренних городов России и торговать только у Архангельска, с платежом пошлин, наравне с другими купцами иностранными, права и обязанности которых впоследствии, в 1667 году, определены торговым уставом Алексея Михайловича. Внутренние таможни по деревням, на мостах и перевозах были уничтожены; оставлены только в городах, где собиралось, исключительно в пользу казны, при продаже товара по 10 копеек с рубля. Заботясь о порядке внутри государства, царь Алексей Михайлович столь же ревностно заботился о внешней безопасности его: города пограничные были укреплены; на южных пределах основаны крепости; армии дано лучшее устройство; люди, обязанные ратной службой и содержавшие себя на собственный счет, уравнены поместьями и отчинами; многим назначено постоянное жалованье; призваны из-за границы опытные офицеры для обучения наших ратей воинскому искусству по европейскому образцу; умножены полки драгунские и рейтарские; усилена артиллерия; увеличено число стрельцов; издан воинский устав, в котором подробно объяснены все обязанности людей ратных, все роды движений и приемов. (Напечатан в 1647 году, под заглавием: Учение и хитрость ратного строения пехотных людей, со многими чертежами. По некоторым признакам, эта книга переведена с немецкого.) Вообще в образе войны в царствование Алексея Михайловича мы начали ещё больше подражать европейцам, но состав войска оставался прежний: исключая стрельцов, не было постоянной рати, воины, по окончании похода, сложив оружие, обращались к сельским занятиям. Добрая нравственность народа также была предметом постоянной заботы Алексея Михайловича. Собственным примером подавая высокий образец жизни семейной и гражданской, царь Алексей требовал строго и от поданных исполнения гражданских обязанностей. Не довольствуясь многими постановлениями о благочинии, он старался пресечь один из главнейших источников разврата – пьянство. Ненавидя его, подобно Годунову, Алексей Михайлович принял меры еще более строгие: решительно запретил существовавшее дотоле вольное курение вина и пива, повелев в одних городах и главных селах открыть кружечные дворы от казны, с тем чтобы горячительные напитки продавались только в известные сроки в умеренном количестве. Алексей Михайлович и патриарх Никон Не менее достопамятны меры Алексея Михайловича к лучшему устройству церкви. Не уступая ни одному из своих предшественников в ревностном благочестии, царь Алексей желал, чтобы святая вера была исповедуема во всей чистоте, чтобы люди духовные служили примером для мирян и православие царствовало во всем государстве. Он нашел весьма сотрудника в патриархе Никоне. Сын нижегородского крестьянина, по любви к монашеской жизни отрекшийся от мира и суровыми добродетелями достигший звания игумена одной из Белозерских пустынь, Никон в самом начале царствования Алексея Михайловича успел обратить на себя внимание государя умом, даром слова и молвой своих добродетелей. Благочестивый Алексей с первого свидания так полюбил его, что велел ему остаться в Москве со званием архимандрита Новоспасского монастыря, часто беседовал с ним и дозволил докладывать себе обо всех беспомощных, сиротах или утесненных неправосудием. Вскоре Никон был посвящен в Новгородские митрополиты с правом иметь надзор за гражданскими сановниками, а после смерти патриарха Иосифа возведен на степень патриарха и был осыпан царскими милостями, которых вполне был достоин. В том и другом звании Никон оказал пламенное усердие к престолу: управляя Новгородской митрополией, он, с опасностью собственной жизни, укротил мятеж, грозивший важными последствиями. По советам кружка ревнителей православного благочестия, в котором участвовали многие будущие враги Никона (Аввакум, Стефан Вонифатьев, Иван Неронов) новый патриарх установил в церквях благолепие, ввел живописные иконы, учредил согласное, партесное пение. Никон со строгость, часто доходившей до жестокости, наблюдал за нравственностью служителей церкви, с не меньшей строгостью смотрел и за государственными сановниками. Самым важным его делом, однако, было предпринятое без должной осмотрительности исправление церковных книг, которые малосведущие справщики Никона не столько исправили, сколько испортили. Не обладая должным образованием, они огульно предпочитали при исправлении книг великорусским текстам греческие и малорусские. Но эти последние тексты далеко не всегда были точнее наших отечественных, а зачастую страдали и от порчи католическими и протестантским влияниями, сильно возросших в Малороссии и эллинских областях к XVII столетию. Многие книги исправлялись печатниками Никона по нескольку раз. Уже исправленный однажды текст затем менялся ими вновь – к сильному недоумению русских поборников православия. Однако молодой неопытный Алексей Михайлович в первые свои годы питал полное доверие к честолюбивому Никону, принимая его сварливость и неуживчивость за ревность о вере. Царь даровал патриарху Никону несудимую грамоту, или право управлять безотчетно духовным ведомством, кроме дел уголовных. Внешняя политика Алексея Михайловича Высокая мысль руководила царём Алексеем Михайловичем в делах внешней политики: подобно Дмитрию Донскому, Ивану III, Ивану Грозному, он понимал необходимость и возможность восстановить Русскую землю в древних ее пределах, сосредоточить ее в одно целое и кончить вековой спор России с Польшей за Литовское княжество для блага обеих держав. Царь Алексей действовал в этом смысле так постоянно и верно, что ровно за 100 лет до Екатерины II, едва не присоединил к России большую часть Польши. Мысль о приобретении для новой, московской России земель прежней Руси Киевской усилилась в самом начале его правления. Еще не вступая в борьбу с соседями, присвоившими наши земли, с Польшей и Швецией, Алексей Михайлович принял титул обладателя всех северных стран, отчича и дедича,давая тем знать, что не думает отказаться от достояния своих предков, и ждал только справедливого повода к разрыву с соседями. Этот повод доставила ему Малороссия, с судьбой которой тесно связаны все действия его внешней политики. В начале царствования Алексея Михайловича бедствия Малороссии достигли крайнего предела: все, что даровал ей Стефан Баторий, было отнято; земли перешли в руки польских помещиков; казаки утратили все свои преимущества и были сравнены с крестьянами; в судах царствовала явная несправедливость; деньги находились в руках жидов; города лежали в развалинах; более всего страдала церковь православная: польское правительство решилось или обратить всех обитателей Малороссии в унию, или передать их в жертву татарам. Утратив самую надежду на лучшую долю, Малороссия молила государя Московского, как единственного защитника, о своем спасении. В 1625 году казаки через Киевского митрополита Иова искали покровительства Михаила Федоровича и получили отказ: царь жалел о злосчастной доле своих единоверцев, но не хотел начать новой войны с Польшей, испытав в прежних войнах только неудачи. Царь Алексей Михайлович был смелее: считая своей обязанностью восстановить Русскую землю в древних ее пределах, он ждал только удобного времени к исполнению мысли, руководившей политикой прежних государей. Это время, наконец, настало. Россия успокоилась от внутреннего волнения, могла смелее действовать в делах внешней политики и вступить в борьбу со всяким соперником; Малороссия, между тем, одушевленная умом и храбростью Богдана Хмельницкого,напрягала последние усилия к свержению тягостного ига. Восстание Богдана Хмельницкого Знаменитый Хмельницкий был сыном Чигиринского сотника, убитого в сражении с турками под Цецорой. В 1620 близ Прута; там сражались казаки под знаменами Жолкевского, который погиб со своим войском. Богдан взят был в плен турками и получил свободу года через два, при размене пленных. В молодых годах он учился в Киеве, потом у иезуитов и хорошо знал латинский язык. Настоящее имя его было Зиновий: Богданом назвал его крестный отец, князь Сангушко. Хмельницкий наравне с другими казаками терпел насилие от польских помещиков. Чигиринский подстароста Чаплинский отнял у него землю, покушался убить его самого. После тщетных стараний найти удовлетворение судебным порядком он подал жалобу Владиславу и получил в ответ, что король не в силах помочь ему и что он может искать управы собственной саблей, о чем Владислав писал и к наказному гетману на жалобы других казаков. Между тем Чаплинский похитил его жену и публично наказал плетьми любимого сына. Всё это было в начале царствования на Москве Алексея Михайловича. Хмельницкий помнил королевское слово и решился отомстить за себя и отчизну. По примеру всех недовольных он удалился в Запорожскую Сечь, на зов его стеклись запорожцы, хан Крымский Ислам-Гирей, раздраженный отказом сейма в платеже обыкновенной дани, прислал ему сильное подкрепление. Хмельницкий надеялся на восстание Малороссии, терзаемой поляками, и не обманулся. Двукратное поражение польских войск (1648), при Желтых водах и под Корсунем (в Киевской губернии), ободрило унывший народ, он ополчился поголовно. Несколько тысяч польских шляхтичей и жидов, угнетавших Малороссию, были жертвой народной злобы. Неустройства Польши после смерти Владислава благоприятствовали успехам Хмельницкого: провозглашенный гетманом запорожского войска и всей Малороссийской Украины на обеих сторонах Днепра, он одерживал победу за победой. Важнейшей была победа над самим королем Яном Казимиром, преемником Владислава, при Зборове (1649). Здесь, окруженный казаками и татарами, король согласился возвратить все прежние права Малороссии; удалить из пределов ее поляков, жидов, иезуитов; даровать полную свободу последователям греко-российской церкви не только в Малороссии, но и во всем великом княжестве литовском; митрополиту же киевскому дозволить присутствовать в сенате наравне с римскими епископами. Положено сверх того, чтобы число казаков простиралось до 40 000. Они со своей стороны обязались жить мирно и оберегать пределы Польши. Московское правительство Алексея Михайловича уже тогда внимательно следило за происходившими на Украине событиями. Варшавский сейм, подтвердив в общих выражениях мир с казаками, не думал исполнять Зборовский договор 1649, так как одно из главных условий его, о праве киевского митрополита присутствовать в сенате, было отвергнуто. Угадывая коварство поляков и ожидая грозы, Хмельницкий спешил обезопасить себя союзами с соседями: без ведома короля вел сношения с государем Московским Алексеем Михайловичем, с королем шведским, с ханом крымским, с султаном турецким, с господарем молдавским, с князем трансильванским. Взаимная недоверчивость, еще более ненависть народная были поводом сперва к возобновлению частных битв, между отдельными отрядами, вскоре ко всеобщей войне. Ян Казимир вторично принял начальство над многочисленным войском и, получив от папы освященное знамя с мечом для истребления иноверцев, двинулся в Малороссию. Хмельницкий в союзе с ханом крымским встретил его под Берестечком на берегах Стыри и, после кровопролитной сечи, из-за малодушного бегства татар проиграл битву (1651). Богдан снова собрал сильную дружину, но счастье ему изменило – после нескольких неудачных сражений он вступил в переговоры с польскими военачальниками, Потоцким и Радзивилом. Мир заключен при Белой Церкви. Решено было: казакам состоять из 20 000 и жить только в Киевском воеводстве; гетману их быть в зависимости от коронного гетмана; с соседями не общаться, жидам по-прежнему предоставить право откупов, польским помещикам возвратить малороссийские земли. Алексей Михайлович и вся Великороссия сильно скорбели по поводу неудач малороссийских православных. Договор Белоцерковский вовлек Малороссию в те же бедствия, от которых она страдала и раньше. Поляки считали ее по-прежнему верной добычей и начали теснить ее обитателей. Казаки, получив дозволение жить только в Киевском воеводстве, при недостатке земли, не имели средств содержать себя, толпами удалялись в Московскую Украину, к верховьям Донца и Оскола, основали там слободы (из которых возникли Харьков, Изюм, Сумы, Ахтырка) и под именем слободских казаков, признали себя подданными московского царя Алексея. Хмельницкий недолго мог терпеть угнетение своей отчизны. Но, уже испытав жестокий урок под Берестечком, он видел невозможность избавить Малороссию собственными силами и, не надеясь ни на хана крымского, ни на турецкого султана, в 1652 году отправил к царю Алексею Михайловичу посольство ударить челом православному государю со всем Запорожьем. |