Главная страница
Навигация по странице:

  • К общим функциям следует

  • Свойства документа (атрибутивность, функциональность, структурность).

  • Функциональность

  • Классификация документов по регулярности выхода в свет

  • С точки зрения знаковой формы закрепления информации

  • По особенностям материальной формы

  • 4. в зависимости от способов распространения в обществе

  • - Особенности отдельных типов литературы.

  • Динамика роста документального потока

  • Фрагментарность документов

  • 3. Книга и ее элементы. Эволюция формы книги. Изобретение книгопечатания

  • воапро. Вопросы к экзамену (1). 1. Социальная коммуникация как движение смыслов. Структура коммуникационного процесса


    Скачать 71.44 Kb.
    Название1. Социальная коммуникация как движение смыслов. Структура коммуникационного процесса
    Анкорвоапро
    Дата09.05.2021
    Размер71.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы к экзамену (1).docx
    ТипДокументы
    #203047
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина (2007 г.).



    2. Документ: понятие, функции, свойства, классификация и типизация документов. Закономерности развития документального потока:

    Документ — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать

    К общим функциям следует отнести:

    социальную – документ является социально значимым объектом, так как порожден социальной потребностью и реализует себя в социальной системе; информационную – документ выступает как средство запечатления, сохранения и многократного транслирования зафиксированной информации во времени и на расстояние коммуникативную – документ выступает в качестве средства связи между общественными структурами и индивидами, культурную – документ служит средством закрепления и передачи социального опыта и культурных традиций.

    К специальным функциям относятся: правовая – служить средством доказательства наличия того или иного действия, закрепления и изменения правовых норм и правоотношений в обществе. обучающая – фиксируя накопленный социальный опыт, документ способствует передаче знаний от поколения к поколению, познавательная – документ на основе фиксированного текста позволяет строить наиболее обобщенные, абстрактные, теоретические модели реальности. управленческая – документ является инструментом управления, мемориальная – документ выступает в качестве источника исторических сведений о развитии общества, его отдельных структур и личностей.

    учетная – сопровождая производственную и хозяйственную деятельность на всех ее этапах, эстетическая – хранят и передают обобщенный эстетический опыт; релаксационная (гедонистическая, развлекательная, компенсаторная) – использование некоторых разновидностей документов позволяет достичь проективной разрядки, снимающей эмоциональное напряжение путем перенесения его на другой объект.

    Свойства документа (атрибутивность, функциональность, структурность).

    Атрибутивность - это наличие в документе как в целостной системе двух основных взаимосвязанных слагаемых, без которых он существовать не может: информационной и материальной. Информационная слагаемая документа - это содержание (мысли, идеи), материальная - это форма, которая служит для закрепления и передачи информации.

    Функциональность - это предназначенность документа для передачи во времени и в пространстве

    Структурность документа - это тесная взаимосвязь составляющих его элементов и подсистем, обеспечивающая его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.

    1. Классификация документов по регулярности выхода в свет: Периодический; Непериодический. К периодическим документам относятся: газета, журнал, бюллетень, календарь, сериальное и продолжающееся издание. Непериодические документы составляют книги, брошюры, альбомы, карты, афиши, плакаты, перфоленты, перфокарты, оптические диски, дискеты, грампластинки и т.п.

    2. С точки зрения знаковой формы закрепления информации: ЧИТАЕМЫЕ ДОКУМЕНТЫ Произведения письменности (например, тексты научных и литературных произведений); ИКОНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ Документы, отображающие объекты в виде изображений (фотографии, картины, рисунки, кинофильмы, слайды). К ним относятся: Изографические документы и Фотодокументы; ИЗОГРАФИЧЕСКИЕ ИКОНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ; АУДИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Документы, фиксирующие и передающие информацию в виде звуков; СИМВОЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ документы, существующие в трех измерениях (объемные документы) (например, музейные экспонаты, архитектурные памятники, исторические реликвии; КОМЛЕКСНЫЕ (МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ) ДОКУМЕНТЫ Документы, сочетающие два или более знаковых средства. В этих документах информация разной природы присутствует равноправно и взаимосвязано (например, звуковые кинофильмы, рисунки или чертежи в книге и т. д. ).

    3. По особенностям материальной формы: ПО МАТЕРИАЛУ НОСИТЕЛЯ (БУМАЖНЫЕ, ПЛАСТМАССОВЫЕ, ПЛАСТИНОЧНЫЕ) и ПО МАТЕРИАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ (1. ЛИСТОВЫЕ 2. КОДЕКСНЫЕ 3. КАРТОТЕЧНЫЕ 4. ДИСКОВЫЕ 5. КОМБИНИРОВАННЫЕ)

    4. в зависимости от способов распространения в обществе

    ОПУБЛИКОВАННЫЕ,НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ,ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ, НЕПУБЛИКУЕМЫЕ

    5. в зависимости от отношения к фиксируемой информации.

    1. ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (ПД) 2. ВТОРИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (ВД) 3. СМЕШАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    - Особенности отдельных типов литературы.

    1. Произведения научной литературы характеризуются большим количеством специальных терминов, вводимых в текст без объяснений (за исключением терминов, вводимых вновь).

    2. Изложение материала в современной научной литературе обычно ведется в строгой логической последовательности.

    3. Характер информации в научном документе определяется спецификой научного знания в данной области.

    4. Научные документы могут отражать теории, законы, гипотезы, отдельные открытия, ход исследования, описание конкретного опыта, генезис науки или научного направления, дискуссию по поводу спорных вопросов, критику каких-либо положений и т.д. В них описывается методика исследований, история важнейших открытий, новые явления, закономерности развития природы и общества, освещаются известные факты с новых позиций и т.п.

    Структура документального потока – это устойчивые содержательные и функциональные связи документальных источников информации, явное или незримое объединение его элементов по каким-либо общим свойствам.

    Выделены и давно изучаются авторская, видовая, тематическая структуры потока. Могут быть выделены структурные связи по признакам носителей, способам распространения, тиражу, объему документов, т. е. по любому признаку, по которому различаются функционирующие в обществе множества документов.

    - Закономерности развития документального потока: динамика роста документального потока, старение информации и документов, рассеяние и концентрация документов, фрагментарность и дублирование документов в документальном потоке.
    Динамика роста документального потока – это тенденция измерения годового объёма потока с течением времени, старение - объективный процесс утраты социальной информацией и документами, эту информацию фиксирующими, ценностных свойств в связи с появлением новых более полных и достоверных сведений, Рассеяние публикаций — это факт опубликования статей определенной тематики в непрофильных, то есть не относящихся к данной отрасли, журналах. Родоначальником изучения явления рассеяния считается С.Бредфорд. Проанализировав в 20-30-е годы ХХ в. распределение статей по электротехнике, геофизике, трению и смазке, он так описал выявленную закономерность. Закон Брэдфорда — эмпирическая закономерность распределения публикаций по изданиям, согласно которой в списке научных журналов, расположенных в порядке убывания числа статей по заданному вопросу, можно выделить три зоны, содержащие равное число статей по заданному вопросу. Фрагментарность документов – это появление в потоке документов, содержащих фрагмент сведений об объекте (только одна его частная характеристика, описание одного события, результата, свойства) без цельного представления об объекте изучения. Дублирование документов – наличие в потоке документов, повторяющих сведения теоретического и фактического характера об одного объекте.
    3. Книга и ее элементы. Эволюция формы книги. Изобретение книгопечатания

    Книга – понятие, включающее в себя много смыслов: это и замысел автора, и тираж издателя, и гордость библиофила, но это еще и Вещь, материальный предмет, включенный в общий культурный контекст эпохи и неразрывно связанный с ним.

    Содержание произведений относится к сфере духовной жизни и деятельности людей; форма же произведений — это материальное явление. Духовность идейного содержания произведения и материальность его формы — это и есть единство противоположных сфер действительности.

    Материал: камень, глиняные таблички (можно было сложить в порядке в ящик и получить «глиняную книгу»), папирус (Египет, вплоть до 1 тысячелетия н. э., от папируса произошло слово «бумага» во многих языках (paper, papier), использовался в свитках и сшитых листах). В некоторых странах использовались высушенные пальмовые листья. Китай – бамбуковые дощечки, Русь – береста (древнейшие записи на бересте датируются рубежом 10-11 вв.). Древний Рим – восковые таблички.

    Пергамен(т) – изготавливался из шкур животных, использовался персами уже в 5 в. до н. э. (использовался в свитках и сшитых листах). Не боялся температуры и влажности, хорошо держал краски, использовался несколько раз, но дорого стоил из-за количества исходного материала. Бумага была изобретена в Китае ориентировочно в начале н. э. мастером Цай Лунь. В Европу попала в 1150 г. (Испания). Только в 15 в. в Европе начали качество европейской бумаги существенно возросло, и началось ее широкое распространение. До рубежа 18-19 вв. бумагу изготавливали вручную. В 1799 г. во Франции была изобретена полуавтоматическая машина по производству бумаги. На Руси бумага стала известна в 14 в., скорее всего, она была привозной. Бумагу достаточно высокого качества стали выпускать в России лишь в начале 18 в., когда по приказу Петра 1 была открыта бумажная мануфактура.

    С материалом для письма тесно связана форма книги: каменная стела, свиток (пергамент, бумага), табличная форма (таблички могут скрепляться со шнурками, либо складываться в определенном порядке в ящик), кодекс. Само название «кодекс» закрепилось после Кодекса Юстиниана – византийского юридического документа, 6 в. н. э. Кодекс представляет собой блок листов, скрепленных с одного края, либо блок листов согнутых пополам и сшитых вместе на линии сгиба. Удобство кодекса позволило ему потеснить форму свитка, кодекс становится основной формой книги с 6-7 в. н. э. С возникновением кодекса связано появление переплета, оформление и украшение страниц. Конструкция современной книги состоит из включает в себя следующие элементы:

    • Супер-обложка — отдельная обложка, надеваемая на переплёт или основную обложку. Используется как реклама, элемент внешнего оформления, предохраняет от загрязнений переплёт.

    • Обложка — мягкое бумажное покрытие книги, а также элемент её художественного оформления.

    • Переплет — прочная, обычно твёрдая, крышка из картона, кожи, ткани, бумаги, в которую заключаются (вклеиваются) сброшюрованные листы книги.

    • Форзац — элемент конструкции книги, лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой. Обычно выполняет декоративно-оформительскую функцию: скрыть «изнаночную» сторону переплетной крышки и место крепления последней с книжным блоком. Иногда на форзацах помещают различные справочные данные (в словарях, учебниках).

    • Книжный блок — изготовленный в ходе брошюровочных процессов комплект скрепленных в корешке тетрадей или отд. книжных листов, содержащий все страницы.

    • Авантитул — страница, предшествующая титульному листу. Как правило, на авантитул выносится часть информации с титульного листа — наименование серии, название издательства и (или) его логотип, иногда повторяют фамилию автора и заглавие.

    • Титульный лист одна из первых страниц книги, предваряющая текст произведения. На титульном листе размещаются основные выходные сведения. Иногда на титульный лист выносят дополнительные сведения, например, имена лиц, принимавших участие в издании.

    • Шмуцтитул — отдельный лист книги с вынесенным на него заглавием последующего раздела или части книги.

    • Книжная полоса – строка в книге. Различают начальные, рядовые и концевые полосы.

    Все типографские шрифты условно можно разделить на:

    • Текстовые

    • Титульные

    • Акцидентные

    Текстовые шрифты — шрифты, предназначенные для печатания основного текста книг, журналов и газет; это шрифты сравнительно мелких кеглей — от 0 до 12 пунктов.

    Титульные шрифты — шрифты более крупных кеглей — от 14 до 48 пунктов, применяемые для набора титулов, обложек, рубрик, газетных заголовков и различных акцидентных работ. Многие гарнитуры содержат титульные шрифты (по кеглю), другие же являются только титульными. Шрифты мелких и крупных кеглей одной и той же гарнитуры могут быть использованы: первые — как текстовые, вторые — как титульные.

    Акцидентные шрифты — шрифты преимущественно декоративные, имитационные, а также шрифты крупных кеглей. К акцидентным шрифтам относятся плакатные и афишные шрифты. Кегль (размер) шрифта определяется по прописной (заглавной) букве.

    Термин «электронная книга» произошел в результате перевода английского «e-book reader». Часто используемое слово «ридер» является произношением английского «reader». Наконец, термин «цифровая книга» является переводом английского «digital book». Все перечисленные термины означают специальное «устройство для чтения».

    Первоначально под электронной книгой подразумевалась обычная книга, но в электронном формате, которую можно прочитать или распечатать с помощью компьютера.

    Книгопечатание в древнем Китае появилось, когда страной управляла династия Тан (618 – 907 г.). Буддистская «Алмазная сутра» – первая книга с текстом, отпечатанным с досок. Мастер Ван Чи вырезал доски для создания книги в память о своих умерших родителях. Вырезание печатей из дерева в эпоху Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э) достигло совершенства, сравнимого с утонченным искусством. Им занимались искусные мастера, вырезая на печатях из дерева тексты заклинаний, подписи. Предшественницами досок для печати с подготовленными вручную текстами стали печати. Первые книги не печатали, а вырезали на доске нужный текст в зеркальном отражении. Технология такова: часть древесины между элементами буквы и самими иероглифами удаляют, получается рельефная выпуклая печатная форма. Клише смазывают краской и переворачивают на бумагу. Оттиснутый текст означает, что страница книги отпечатана. Такой способ называется ксилографией.

    Механическое печатание книг происходило быстрее и дешевле, но инженерная мысль работала над усовершенствованием процесса. Китайский изобретатель Би Шэн в 9 веке изобрел наборный шрифт и литеры из обожженной глины. На глиняных брусочках кузнец Пи Шэн вырезал по одному иероглифу на каждом, затем обжигал глиняную заготовку. В металлическую рамку печатник набирал из отдельных иероглифов-брусков текст, приклеивал литеры к железной пластинке разогретой смесью смолы, бумажной золы и воска. Далее все просто. Остывшую пластинку переворачивали, на выпуклые иероглифы наносили краску и печатали. Когда нужное количество страниц готово, основу подогревали, литеры отклеивались. Буквы можно использовать для набора новой страницы текста.

    Появление книгопечатания в Германии в XV в. было вызвано многими причинами социального, экономического и культурного порядка. Резкое обострение социальных и экономических противоречий вызвало недовольство во всех классах общества, особенно в крестьянской и городской плебейской массе. Это недовольство в ту эпоху принимало форму различных религиозных ересей, а также общего движения за ре­формацию церковного устройства.

    Римская церковь при поддержке большинства светских властителей и императора преследовала еретиков, боролась с реформационным движением, стремясь сохранить общеобязательность официального вероучения, обеспечивающего церковной иерархии ее привилегии. В этих условиях роль книги необычайно возросла;усиливалось и значение злободневной, в том числе официальной, информации.

    Изобретение книгопечатания относится к 1440 г. и связано с именем мастера Иоганна Гутенберга. Ему принадлежит решение всех основных технических задач типографской печати: воспроизведение текстов путем оттиска с набора их отдельными литерами, технология производства шрифта, состав шрифтового сплава, конструкция печатного пресса. Все это было настолько технически совершенно, что на столетия (а во многом и до сих пор) осталось неизменным.

    В настоящее время к изданиям, связанным с типографской деятельностью Гутенберга, разные исследователи с большим или меньшим основаниям относят:

    1. Малолистные издания, адресованные широким слоям населения, — учебники (начальный учебник латинской грамматики Элия Доната), календари, немецкую «Сивиллину книгу» (от нее дошел только фрагмент о страшном суде); издания официального характера — индульгенции в пользу защиты Кипра от турок (1454-1455 гг.), которые печатались по церковному заказу. «Турецкая булла папы Каликста IV» (1456 г.), листовка с молитвой «Respice domine» (ок. 1457 г.), церковно-справочный список епархий римской церкви — «РгохАпсіаІе romanum (1457-1459 гг.).

    2. Объемные издания универсального по тому времени назначения — две латинские Библии — 42-строчная (В42) и 36-строчная (В36).

    3. Богослужебные издания — литургическая Псалтырь (ок. 1455 г.), Missale Speciale — краткий служебник, составляющий предмет особого спора; в настоящее время исследователи сходятся на том, что майнцская служебная Псалтырь, вышедшая в 1457 г. под именами Фуста и Шеффера, задумана и возможно была отпечатана еще при Гутенберге.

    Европейские печатные книги, вышедшие до 1 января 1501 г., называются инкунабулы — от латинского слова incunabula — «пеленки», «колыбель», т. е. книги, находящиеся как бы в колыбели книгопечатания. Украшения в инкунабулах выполнялись большей частью от руки. Инициалы и заголовки разрисовывались красной или синей краской. В целом по характеру своего оформления первопечатные книги еще очень напоминают рукописные.

    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта