Главная страница
Навигация по странице:

  • Наблюдение

  • Теоретическое исследование. Методы теоретического исследования : мысленный эксперимент, идеализация

  • 50.ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ И ПРОЦЕДУРЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

  • 51. ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ НАУКИ, НАУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ

  • 52. ЭТИКА НАУКИ И ЕЁ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОГО ТИПА НАУЧНОГО-РАЦИОНАЛИЗМА

  • 53.УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ В СТРУКТУРЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

  • 54.ПРОБЛЕМА АНТРОПОГЕНЕЗА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

  • 56.ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕСТВА.

  • 59. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛ. АНАЛИЗА

  • 60 ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  • 61. ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

  • 62 ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ

  • 63.ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФИИ.

  • 64 ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И СВОБОДА ЛИЧНОСТИ

  • шпоры. 1. социальноэкономические, политические и духовные истоки философии


    Скачать 226.58 Kb.
    Название1. социальноэкономические, политические и духовные истоки философии
    Анкоршпоры.docx
    Дата15.06.2018
    Размер226.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры.docx
    ТипДокументы
    #20327
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    Эмпирическое исследование. К основным методам эмпирического исследования относится наблюдение, измерение, эксперимент. Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов и явлений в их естественном виде непосредственно и с помощью приборов. Измерение – установление одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а также описание этой процедуры. Эксперимент – изучение предмета в специально подобранных условиях и наблюдение за ним. Результат эмпирического исследования – данные наблюдения, эмпирические факты и зависимости.

    Теоретическое исследование. Методы теоретического исследования: мысленный эксперимент, идеализация (логическая реконструкция действительности, в теорет. идеальном объекте сущность отделяется от явления и выступает в чистом виде, например, материальная точка – тело, лишенное размеров, масса которого сосредоточена в точке), объяснение, аксиоматический метод (из аксиом и постулатов логическим путем выводятся все остальные утверждения на основе принимаемых правил вывода и определений), восхождение от абстрактного к конкретному (от свойств, отдельных сторон к целостному знанию, например, К.Маркс: от товара как исходной абстракции, характеризующей сущность капиталистического производства, восходил к абстракциям более богатым и содержательным (деньги, капитал, прибыльная стоимость, заработная плата и др.), воссоздавая всестороннюю картину капиталистической экономики в целом), единства исторического и логического (описание реального процесса возникновения и развития объекта осуществляемое с максимальной полнотой; фиксация объективной логики развития событий, отвлекаясь от их случайных конкретно-исторических особенностей. Логическое есть отражение исторического процесса в освобожденном от случайностей виде). Результат теоретического исследования – идея, проблема, гипотеза, теория (концепция), научная картина мира.
    50.ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ И ПРОЦЕДУРЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

    К общелогическим методам научного познания, пронизывающим эмпирическое и теоретическое исследование, относятся взаимосвязанные между собой анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение. Анализ - мысленное или фактическое разделение предмета на его отдельные части, составные элементы. Синтез - процесс реального или мысленного объединения различных сторон, частей предмета в единое образование (систему). Индукция - метод исследования, связанный с движением мысли от единичного к общему. Дедукция -восхождение процесса познания от общего к единичному. Перечисленные методы в отдельности оказываются недостаточными для научного познания. Они должны быть соединены. Абстрагирование представляет собой некоторый отход (отвлечение) от непосредственно воспринимаемой действительности. Особенно велика роль абстракции при изучении общества. К другим некоторым особенностям социального научного познания относятся: преимущественная ориентация на качественный анализ событий, явлений, изучение единичного, индивидуального на основе общего, закономерного; обращенность прежде всего на мир человека, который выступает и как объект познания, и как субъект познания и преобразования действительности; социальное познание пронизано ценностным и этическим подходами; в области познания социальных процессов практика обычно понимается как исторический опыт; общественным отношениям присущ более противоречивый и многомерный характер, нежели связям в природе (отклонения, зигзаги, обратные и «попятные» движения, случайности, альтернативы и т. п.). В поиске социальной истины возрастает значение методологии, которая ориентируется на выявление объективных оснований, главных направлений детерминации, четких контекстов. Познающий субъект, будучи погруженным в конкретную историческую реальность, не может полностью абстрагироваться от нее в процессе осмысления познаваемых объектов. Если естественнонаучное мышление нацелено на поиск объективной информации о мире, не зависящей от личности исследователя (критерий воспроизводимости данных), то в социальном познании отсутствует воспроизводимость или верифицируемость гуманитарного знания, в сравнительно большей степени присутствует субъективная интерпретация полученных данных. Движение мысли идет от абстрактного к конкретному. Абстрактное - сторона, момент, часть целого, фрагментарное. Конкретное выступает результатом воссоединения выделенных в процессе абстрагирования понятий в нечто единое, целостное. Абстрагирование неких свойств и отношений объектов создает основу для их объединения в единый класс. Обобщение

    логический прием, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Пределом обобщения выступают философские категории. Обобщение связано с индукцией и абстрагированием. Противоположность обобщения - ограничение. Аналогия является общелогическим методом познания. Аналогия - прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках
    51. ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ НАУКИ, НАУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ

    Возможности науки в культурном пространстве соответствующей исторической эпохи определяются теми функциями, которые она выполняет. К этим функциям обычно относят мировоззренческую, способность науки выступать в качестве производительной и социальной силы и др. Научное познание является одной, но не единственной формой познавательного отношения человека к миру. В культуре существуют другие виды знания, которые организованы иначе, чем научные. Знание, существующее и функционирующее за пределами науки, может быть представлено как вненаучное знание. В настоящее время внутреннее единство вненаучного знания распалось. К нему могут быть отнесены обыденное, религиозное, мифологическое знания, которые не претендуют на научный статус и имеют иные функции в обществе: они ориентируют человека в обычных жизненных ситуациях, способствуют осмыслению своего бытия в мире, проявлению различных чувств и т. д. К вненаучному знанию относится также и такое знание, которое заявляет о своих претензиях на научность, но явно не соответствует разработанным и принятым ее критериям. Зачастую такое знание выступает в виде наукообразных конструкций и объединяет людей не столько заинтересованных в достижении истинного знания, сколько нацеленных на реализацию либо личностных установок, либо каких-то социально-политических целей и идеалов. Такое знание часто называют псевдонаучным (этнонаука, квазинаука, лженаука и др.).Проблема разграничения науки и вненаучного знания предстает как проблема демаркации. В качестве оснований демаркации выступают критерии научности, выработанные в научном сообществе. К таким критериям относятся, в частности, системность, логическая обоснованность, внутренняя непротиворечивость, воспроизводимость, проверяемость, возможность рациональной критики и др.Научное и вненаучное знания функционируют в едином культурном пространстве, испытывают влияние друг на друга и ведут постоянный диалог. Научное знание при таком взаимодействии получает возможность четче обозначить свои границы и трансформировать сложившийся тип научной рациональности. Что касается вненаучного знания, то оно также вынуждено менять механизмы своего становления и способы укоренения в культуре.При рассмотрении взаимодействия научного и вненаучного знаний необходимо учитывать, что некритическое отношение к вненаучному знанию может привести к расширению его ареала, стиранию границ с научным, а при определенных социальных условиях – к вытеснению «нормального» научного знания и, соответственно, к элиминации критическо-рефлексивного способа мышления. Подобная ситуация возможна в кризисные эпохи и, как правило, свидетельствует о «болезни» общества.
    52. ЭТИКА НАУКИ И ЕЁ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОГО ТИПА НАУЧНОГО-РАЦИОНАЛИЗМА

    Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки — дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности. Основные этические нормы науки — бескорыстный поиск и отстаивание истины, стремление обогатить науку новыми результатами, добросовестное обоснование выдвигаемых научных положений, открытость для обсуждения вопросов и научной критики, свобода научного творчества, социальная ответственность ученого и др. В связи с постоянно возникающими кризисами науки в XX в., а также по иным причинам ученые часто обращаются к идеям эволюционной этики. Впервые она была сформулирована английским ученым Г. Спенсером. Он рассматривал нравственность как форму развития эволюционного процесса, затрагивающего всю живую природу на той ее стадии, которая соотносится с развитием человеческого общества. Идеи эволюционной этики, согласно которым добро определяется как "более развитое", а зло как "менее развитое", получили развитие в этике английских философов Дж. Хаксли и К. Уодинггона, французского философа, теолога и палеонтолога П. Тейяра де Шардена. При имеющихся различиях их взгляды объединяет общий методологический принцип: нравственность рассматривается не в качестве специфического общественного явления, а как проявление процесса биологической эволюции, определенной фазой которого является история общества. Американский неореалист Э. Хоулт вообще отрицает общественный характер морали. Понятия "добро" и "долг", с его точки зрения, — это средства ориентации человека в природной действительности, они помогают людям соотносить свое поведение с требованиями органической эволюции, поступать в соответствии с внешней средой. Сторонники эволюционной этики часто высказываются против субъективизма и релятивизма и пытаются найти объективные основания морали при помощи данных естествознания. К подобной разновидности эволюционной этики относятся концепции русских мыслителей-космистов Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского. С точки зрения эволюционной этики, нравственным долгом следует считать принятие человеком на себя миссии продолжения общей мировой эволюции и создания нового общества, находящегося в гармоническом единстве с космосом. Эти идеи сейчас серьезно обсуждаются на всех международных конгрессах и конференциях, особенно в таких науках, как социобиология и генетика. Вообще соблюдение этики науки должно обернуться не сентиментальной оценкой каких-либо фактов по принципу "хорошо—плохо", а тем, чтобы Homo sapiens (человек разумный) под влиянием научно обоснованных идей, согласно параметрам разума, стал Homo moralis (человеком моральным). Но, кроме этого, перспективы выживания в кризисных условиях XX в. в соответствии с этическими нормами науки обязывает быть и Homo humanus (человеком гуманным). Подобные идеи развиваются в концепции эволюционного гуманизма, одним из основателей которого стал упомянутый выше английский ученый-зоолог и философ Д. Хаксли. В основе его теории лежат четыре ключевые идеи. • Сознание того, что человек несет ответственность за свое будущее, а также за развитие планеты, и эту ответственность он не может возлагать ни на Бога, ни на судьбу, ни на что другое — только на самого себя. • Признание того факта, что человек представляет собой лишь один вид, одну единицу существующей на Земле жизни, и поэтому человечество не должно превращаться в совокупность конкурирующих или же враждебно настроенных друг к другу "псевдовидов", под которыми понимаются нации, религиозные группы или блоки государств с различной идеологией. • Идея осуществления человеческих чаяний вместо идеи материального благополучия (наше "богатое" общество превращается в общество, отягощенное пороками).• Стремление повысить "качество" жизни и всей окружающей среды, а не увеличивать количество материальных ценностей, денег, продуктов производства и материальных благ для отдельных человеческих групп. Новая этическая система может и должна строиться на этой комбинации идей, они определяют ее пределы. При помощи этих идей мы сможем преодолеть разобщенность, слиться в единое целое и построить жизнь человечества на прочном фундаменте. Однако это предполагает формирование новой системы мышления, основанного на всех духовных компонентах культуры. Наука часто обвиняется в тех "грехах", в которых повинна не столько она сама, сколько та система институтов, в рамках которых она функционирует и развивается. Критики науки правы в одном: в эпоху, когда со всей очевидностью обнаружилось, что развитие науки может приводить к отрицательным социальным последствиям, ориентация ученого на получение объективно истинного знания является безусловно необходимым стимулом его деятельности. Причем большую актуальность приобретает вопрос о социальной ответственности ученого за возможное использование его открытий. Это становится этической нормой научной деятельности. Современное научное и технологическое развитие по-новому ставит вопрос об этике науки. До недавнего времени многие были убеждены, что этика науки заключается в реализации основных моральных норм как условий достижения объективности знания: беспристрастности и добросовестности в теоретических исканиях, высокого профессионализма, чистоты проведения эксперимента. Считалось, что научные результаты, полученные при соблюдении этих условий, непременно принесут людям пользу. В настоящее время стало ясно, что следование только традиционным этическим нормам научной деятельности не всегда ведет к желаемой цели. Но это не означает, что они отходят на второй план. Нет, эти нормы по-прежнему доминируют в исследовательской деятельности. И дело не только в том, что их выполнение является необходимым условием сохранения и развития науки как особого вида социальной деятельности. А еще и в том, что только строгое соблюдение таких этических норм, как беспристрастность, непредвзятость, добросовестность и т. п., будет способствовать повышению эффективности научных исследований, проведенных в том числе и в хорошей морально-психологической атмосфере, складывающейся при этом.
    53.УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ В СТРУКТУРЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

    В древней философии человек истолковывался как своеобразный ключ к разгадке тайн универсума. Природа, человек и божество в древнейшей картине мира слиты. Платон видел в человеке «существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях». Здесь выделены физический и духовный признаки человека. Аристотель полагал, что человек есть общественное животное, наделенное разумом, нравственно совершенствующееся в справедливом государстве. В средневековой философии человек рассматривался как составная часть божественной упорядоченности в мире. Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с понятием «человек». Эпоха Возрождения вместо религиозно-аскетичной идеи о греховности плоти и земной жизни человека провозгласила его величие, достоинство, обосновала самодостаточную ценность человека и его земной жизни. В Новое время внимание обращалось на внутренний мир человека. Человека затмил его собственный разум, человек стал познающим субъектом. Блез Паскаль (1623 - 1662) подчеркивал связь разума с нравственностью. Д. Локк придавал важную роль формированию гармонии физического и духовного начал личности. Действительную сущность человека Гольбах видел в области морали и мысли. Ламетри, подошел к идее естественного. Механицистскую трактовку в понимании человека пытались преодолеть представители классической немецкой философии. Исходя из дуалистического понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам - природной необходимости и нравственной свободы, Кант разграничивал «философскую антропологию» в «физиологическом» и «прагматическом» отношениях: первая дает представление о том, что делает природа из человека, а вторая - что человек делает из себя сам. . Маркс и Ф. Энгельс развили общематериалистическую идею детерминации человека объективной природной и социальной реальностью. Ф. Ницше полагал, что Европа XX в. будет Европой расчеловеченной массы, толпы. В противовес этому, философ отвергал нивелировку человека. Идеалом Ницше стал образ «сверхчеловека».Представители антропологической философии, особенно экзистенциалистской, выступили против «диктата» философских абстракций и материальных вещей, основной темой своих размышлений избрали существование,духовный мир человека. Н. А. Бердяев отметил, что ч-к потенциально заключает в себе все и актуализирует лишь немногое. Он есть существо, недовольное самим собой и способное себя перерастать. Современный натурализм в трактовке человека реализуется в описании человека по аналогии с другими сложными организмами, в версии человека как «несостоявшегося животного», обреченного своей биологической неполноценностью на поиск «противоестественных» способов существования.Весомый вклад в разработку философской антропологии внесли Эрнст Кассирер (1874 - 1945), определивший, что человек - это животное, изобретшее символы и живущее в их мире, и Макс Шелер (1874 - 1928), утверждавший, что человек есть существо свободное, открытое, находящееся еще в становлении и формировании. овременная философская антропология анализирует все слои жизни человека,занята поиском антропологических основании жизнедея-сти, к-ры,нравст-сти, права, социальных институтов, изучает межличностные отношения, основывающиеся на естественных симпатиях людей, на актах признания «другого», взаимоприобщения благодаря сопереживанию или общности языка. Арнольд Гелен дал интегративное описание человека как целостного и единого существа, не распадающегося на «тело» и «душу». Ключевыми при описании такого человека выступают понятия «действие», «сообщество», «культура». Человек должен отвоевывать условия своего существования у мира и при этом постигать самого себя. Социальные институты и нормы предстают в концепции Гелена в качестве форм, восполняющих биологическую недостаточность человека и реализующих его жизненные устремления. Гельмут Плеснер (1892 - 1985) трактовал человека в единстве его биофизических и духовных сторон. Плеснер сформулировал некоторые нормы внутреннего развития и внешнего отношения человека к бытию. 1) человек должен сам себя сделать тем, кто он есть. 2) человек не только растворяется в мире, но и обладает дистанцией по отношению к нему. 3) человек лишен равновесия.В историческом процессе возрастает гуманизация социума. Гуманизм в общем смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает осознавать себя, свою роль в универсуме, свое предназначение, смысл и цель своего бытия. В настоящее время усиливается ориентация на практический гуманизм -целенаправленную, реальную деятельность по созданию объективных и субъективных условий возвышения-человеческой жизни в соответствии с нормами гуманистического сознания. Современный гуманизм рассматривает человека не только как высшую цель, но и как средство для решения различных практических задач. так, история философской мысли зафиксировала: открытие человеком самого себя в его взаимодействии с космосом, миром, обществом и самим собой, источники активности человека; не только включенность в социально-природное целое, но и саморазвитие человека, относительно независимого от внешнего мира; единство в человеке космоприродно-биологического, социального и духовного, гармонию тела и духа, физического и духовного; гуманность как наиболее характерное проявление человека; противоречивость человека, единство в нем объекта и субъекта истории.
    54.ПРОБЛЕМА АНТРОПОГЕНЕЗА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

    Человек — сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем — биологической и социальной. Это обусловлено тем, что он — существо как биологическое, так и социальное. Одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой — социальному миру.Первый вопрос, на который следует ответить, заключается в том, как биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид превращается в человека — существо не только биологическое, но и социальное, в носителя культуры. В этом и состоит суть проблемы антропогенеза..Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX в., И главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории. Так, уже в 1795 г. шотландский ученый, геолог Дж. Геттон сформулировал теорию эволюции геологических формаций. Он представил геологическую историю Земли как повторение циклов разрушения одних континентов и возникновения других, указав при этом на сходство современных и древних геологических процессов.Вслед за ним в 1796 г. французский астроном, математик и физик П. С. Лаплас предложил свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы. Хотя следует иметь в виду, что задолго до него подобная гипотеза была сформулирована немецким философом И. Кантом.В том же году дед знаменитого Ч. Дарвина, английский врач и натуралист Э. Дарвин, опубликовал теорию эволюции жизни в виде эпической поэмы «Зоономия». В ней в натурфилософской форме он развивал представления об эволюции животных под влиянием внешней среды.Значительный вклад в утверждение эволюционизма внес и предшественник Ч. Дарвина французский естествоиспытатель Ж.Б. Ламарк. Он создал достаточно целостную концепцию эволюции живой природы, согласно которой виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию. Ламарк провозгласил принцип эволюции всеобщим законом живой природы, хотя и не вскрыл ее подлинных причин. Одновременно с немецким ученым Г.Р. Травиранусом он ввел термин «биология».Таковы были естественно-научные предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина, опубликовавшего в 1859 г. свой знаменитый труд «Происхождение видов путем естественного отбора». В этой работе на основе обобщения результатов собственных наблюдений и достижений биологии и селекционной практики он вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира. В 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Ч. Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка.Дарвин преодолел однолинейный детерминизм Ламарка и показал, что эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Изменчивость является основой образования новых признаков в строении и функциях организмов. Наследственность закрепляет их. Под воздействием естественного отбора в процессе борьбы за существование устраняются организмы, которые не могут приспособиться к условиям жизни. Благодаря этому единому процессу организмы в результате эволюции накапливают все новые приспособительные признаки, что и ведет в конечном счете к образованию новых видов.Таким образом, Дарвин установил движущие силы эволюции органического мира и объяснил естественно-научным путем процесс становления и развития биологических видовДарвин показал, что нет ничего сверхъестественного в происхождении человека.трудовой теории антропогенеза, защитником которой был, в частности, Ф. Энгельс. Представители данной теории считали, что труд не отменяет действия биологических законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора. Труд в процессе становления развивает в нем способность преобразовывать природу по своим меркам, а также способствует формированию самого человека. Сторонники данной теории именно с трудовой деятельностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы.Нет сомнения, что возникновение труда и его развитие действительно оказали огромное влияние на антропосоциогенез.

    становление человека и общества — процесс взаимосвязанный, процесс антропосоциогенеза, и главная роль в нем принадлежит трудовой деятельности. Новый аспект критики дарвиновской концепции возник на волне первых успехов генетики, зародившейся на рубеже XX в. Появилась мутационная теория эволюции нидерландского ученого Хуго де Фриза, согласно которой новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате (геноме). И это явление никак не связано с естественным отбором Дарвина.Критика дарвинизма с различных точек зрения была широко распространена в биологии до конца 20-х гг., когда произошел синтез классического дарвинизма с новейшими достижениями генетики, который получил название синтетической теории эволюции. Большую роль при этом сыграла популяционная генетика, основанная отечественными биологами С.С. Четвериковым и Н.В. Тимофеевым-Ресовским. Она изучает элементарные эволюционные процессы не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений.Синтетическая теория эволюции (или обновленный дарвинизм) приобрела широкое распространение среди биологов мира уже в 40-х гг., а в нашей стране — только в 70-х гг. из-за деятельности небезызвестного Т.Д. Лысенко.. Представители современного сальтационизма, используя новейшие достижения молекулярной биологии, биологии развития, палеонтологии и других наук, придают решающее значение в эволюции случайным явлениям. В основных положениях это течение близко неокатастрофизму, который также является достаточно популярным. Его представители полагают, что основное значение в смене форм жизни на Земле имеют массовые вымирания, обусловленные глобальными катастрофами. С теорией самоорганизации согласуется и эволюционная теория антропогенеза П. Тейяра де Шардена, которую он изложил в своей работе «Феномен человека». С его точки зрения, переход к «феномену человека» определялся внутренними силами самого организма будущего homo sapiens. Находка синантропа, одним из открывателей которого был Тейяр, позволила заполнить важнейший пробел в ряду антропогенеза и показать, каким путем шло развитие от предчеловека к «человеку разумному»: увеличение и усложнение мозга, выпрямление лба, овладение огнем и орудиями.Его заслуга заключается также в том, что он в рамках эволюционной концепции обосновал единство биологической и социальной природы человека. Если представить ближайший к homo sapiens ряд в обшей цепи антропогенеза, то, с точки зрения Тейяра де Шардена, он будет иметь следующий вид: австралопитек — питекантроп — синантроп — Homo sapiensНеобходимо отметить, что антропогенез не следует представлять в виде линейного процесса. В органической жизни (как, впрочем, и в социальной), видимо, вообще маловероятен процесс строго линейного развития и монофакторной детерминации эволюции. Поэтому, очевидно, следует прислушаться к мнению Р. Левонтина, концепция которого к тому же хорошо согласуется с теорией самоорганизации:Все попытки доказать, — пишет он, — что тот или иной ископаемый является нашим прямым прародителем, отражают устаревшее представление об эволюции как о строго линейном процессе и о том, что все ископаемые формы должны составлять некую единую последовательность, соединяющую прошлое с настоящим.Такова общая теоретическая ситуация разработки проблемы антропогенеза на сегодняшний день. Не все в ней до конца выяснено и объяснено, не во всем ученые согласны между собой. Но в этом нет ничего удивительного, ибо мы имеем дело с венцом творения природы — человеком. Важно подчеркнуть следующее: в науке можно считать доказанным тот факт, что человек — это продукт естественного развития природы. Своими корнями он уходит в биосферу Земли и является ее законнорожденным дитем.
    55. ЕДИНСТВО ПРИРОДНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО В ЧЕЛОВЕКЕ.

    В истории философии биологизаторские (натуралистические) концепции абсолютизировали роль естественных начал в человеке, а в социологизаторских теориях человек был представлен лишь как слепок с окружающих его социальных отношений.Человек включен в два мира - общества и органической природы. На заре человечества больше шансов выжить было у тех индивидов, которые располагали не только лучшими биологическими параметрами, но и социально-психологической предрасположенностью жить в коллективе, обладали лучшей способностью анализировать социальную реальность, проявляли понятливость и терпимость в отношениях друг с другом. В естественном " эре значение социального фактора возрастало. Биологическое человеке, представленное в виде задатков и способностей, вле-1ений — исходное, хотя и недостаточное начало для объяснения 1стории и самого человека185. Природа является неотъемлемым «омпонентом бытия человека, его антропологии, генетики, мозга психики. Вместе с тем, природа не выступает как противоположность культуре, она уходит "вовнутрь" совокупного и каждого индивидуального субъекта истории. Социальное в человеке выражено в том, что он воплощает в себе все богатство общественного развития, является продуктом системы обучения и воспитания. Динамичность и жизнеспособность общества во многом зависит от максимальной реализации индивидами своих задатков, здравого смысла, интуиции, склонности к творчеству, черт характера, способности уживаться с другими людьми, коэффициента умственного развития. Генетические и социальные различия выступают фактором прогресса человека.

    Гениальность (как и высшая степень талантливости) — естественный природный феномен и одновременно социальный.К биологическим стимулам гениальности некоторые специалисты относят "синдром Авраама Линкольна" - длинные, тонкие конечности при относительно коротком худощавом теле, — вызывающий усиленный выброс адреналина, стимулирующий интеллектуальную и физическую деятельность. Повышенное содержание половых гормонов-андрогенов приводит к тому, что сексуальная энергия способна преобразовываться в творческую. В. П. Эфромсон подсчитал, что гении рождаются один на 10 тыс., а становятся один на 5-10 млн. Ведь биологические "допинги" не срабатывают при плохих воспитании и обучении, при отсутствии у общества "социального заказа" (востребованности) на гениев. Весьма важно уже в раннем возрасте ребенка обнаружить природные задатки и далее их развивать, создавая благоприятные социальные условия.Биологическое более консервативно по сравнению с социальным. Человеческий организм не успевает адаптироваться к негативным и скоростным изменениям среды. Неконтролируемое и несовершенное развитиепроизводства грозит экологической катастрофой природе и антропологической человеку. В периоды экономического упадка и политической нестабильности, общественных потрясений, переходных (неопределенных, неустойчивых) состояний социума многие люди испытывают душевные и умственные потрясения, у них развивается состояние, сходное с наркотической депрессией. Конечно, биология человека позволяет ему адаптироваться к широкому диапазону внешних условий. Но существуют пороговые значения этих условий, за пределами которых биологическая организация человека претерпевает необратимые, разрушающие ее изменения.В целом, совершенствовать социальные условия и биологические возможности человека надо одновременно, обеспечивая их оптимальное взаимодействие.
    56.ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕСТВА.

    Все переживаемое и творимое человеком содержит духовное; замысел, цель, мотив, интерес или иное побуждение к действию.Без эмоций, социальных чувств и идей невозможна совместная жизнь людей. Духовность есть приверженность доброте, любви, милосердию, состраданию и терпимости, совести, красоте, свободе и чести, верности идеалам, стремление раскрыть тайны бытия и смысла жизни и т. п. Антипод духовности бездуховность выражается в злобе, невежестве, зависимости от низменных побуждений и вожделений, смене идеалов идолами. При этом человек превращается в "одномерное" существо, в нем усиливаются цинизм, нигилизм, агрессивность, разрушительные страсти, жестокость., одичание и идиотизация. В центре внимания культуры всегда стояли задачи: разумного обустройства общественной жизни; поддержания соответствия между обществом и природой; гармонизации внутреннего мира человека. В поиске гармонии люди отдают предпочтение либо внешней (материальному процветанию, жажде славы, громкого успеха), либо внутренней гармонии, "томлению духа". Очевидно, смысл жизни заключается не в противопоставлении внутренней и внешней гармонии, а в их взаимодополняемости.В русской религиозной философии смерть - таинство поглощения времени вечностью, соединения человека с Богом.Как компенсация неизбежности смерти родилась мечта о бессмертной душе, остающейся после разложения тела и переселяющейся в другие существа или обретающей вечную жизнь в Боге (Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Кант, Достоевский). Л. Н. Толстой и В. С. Соловьев писали о неизбежности биологической смерти и утверждении нравственного, духовного бессмертия человека. Ф, Ж. Кюри рассуждал о научном бессмертии, о бесконечном существовании человека через жизнь остающихся после него идей.Современный доктор философии К. Кедров полагает, что человечество стоит на пороге обретения бессмертия. Люди при известных условиях могут обрести биологическое бессмертие в результате "клонирования". С точки зрения науки и реалистической философии можно рассуждать о видах относительного бессмертия человека: а) в генах потомства; б) растворение тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в вечный кругооборот материи; в) результат жизненного творчества человека; г) значительное продление средней продолжительности жизни человека. Так, российскими (А. М. Словников) и американскими (Д. Шей и В. Райт) учеными открыт теломеразный механизм, останавливающий (в конечном счете замедляющий) старение человеческих клеток.Реализация смысла жизни возможна лишь в единой цепочке "человек - человечество - природа", что потенциально и реально ведет к всестороннему, гармоничному и целостному развитию человека.Индивидуальный уровень человека зависит от общеисторического и цивилизационного (формационного) развития и одновременно относительно самостоятелен. Поэтому он в реализации смысла жизни уступает динамике культурно-исторического процесса, но в отдельных своих осуществлениях, особенно у выдающихся личностей, опережает свое время. Саморазвитие человека через реализацию тенденций саморазвития мира, через диалог своей уникальности и универсальности, свободы и ответственности за становление мира до уровня ноосферы - в этом заключается высший смысл человеческой жизни. Смысл существования - в самом бытии человека, а ценность его жизни — в способности, преодолевая трудности, улучшая мир, совершенствоваться самому.

    Вместе с тем, как полагает А. Камю (в работе "Бунтующий человек"), человеку, несмотря на улучшения в мироздании, суждено всегда нести "крест несчастья и факел надежды". При всем желании можно лишь арифметически уменьшить количество горя и страданий. М. Хайдеггер различает два вида пессимизма: от силы и от слабости. Пессимизм от слабости и слабость — абсолютизация бессмысленности, никчемности жизни людей. Пессимизм от силы и как сила выражает собой состояние человека, знающего, во имя каких ценностей стоит жить, и одновременно осознающего, что такая жизнь и борьба не могут завершиться абсолютным утверждением добра, она сопровождается ошибками, риском, заблуждениями.

    59. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛ. АНАЛИЗА

    Термин «культура» лат. происх-ния и первоначально означал возделывание почвы. Немецкий философ-просветитель С. Пуфендорф в работе «О праве естественном», обобщая взгляды древних философов, определял культуру как все произведенное человеком за вычетом природного. Слово «культура» обозначает также обучение, образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности. Древнеримский оратор и философ Марк Туллий Цицерон в «Тулусканских рукописях» (45 г. до н. э.) понятие «культура» в обыденном языке, обозначающее обработку почвы, использовал в переносном смысле как возделывание человеческого ума в процессе обучения и воспитания. Еще одно основное значение слова «культура», сложившееся в античности, - поклонение, почитание. Со 2 половины XVIII в. культура рассм-сь: а) как процесс развития человеч. разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству (фр. просветители); б) как историч. развитие человеч. духовности (моральное, эстетическое,религиозное, философское, научное, правовое и политическое сознание), обеспечивающей прогресс человечества (немецкий классический идеализм - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель; немецкий романтизм - Шиллер, Шлегель; немецкое Просвещение - Лессинг, Гердер; в) как системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (неокантианство - Риккерт, Кассирер, Вебер, позже - Данилевский, Тойнби, Шпенглер, Сорокин).//Первыми деяниями культуры, по мнению 3. Фрейда, были применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Термин «культура» обозначает всю сумму достижений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям. В целом, в познании культуры движение мысли шло от отождествления культуры со всем, что сотворено человеком, к анализу человеческой активности (деятельности, поведения и общения), благодаря кот. создается надприродная искусственная сфера человеч. бытия, функционирующая, тем не менее, в определенных природных условиях. В процессе антроцосоциогенеза на протяжении длительного времени ведущее место в культуре занимало обеспечение жизненного цикла ч-ка, удовл-ние потр-тей самосохранения человеч. рода. Предпосылками становления культуры были запреты (табу), связанные с пищевым и половым поведением ч-ка. Постепенный переход от присваивающ. типа хозяйствования к производящему актуализировал культуру процесса произв-ва. Формировалась культура обществ. Отн-ний, культура обществ. сознания. Важнейшими формами культуротворчества выступают мораль, искусство и религия. Мораль утверждает человечность, сдерживает эксцессы возврата к низшему, животному состоянию, выполняет в качестве «неписанного закона» преимущественно посредством обыденного сознания регулятивную, ценностно-ориентационную и социализирующую функции. Мораль включает в себя нравственные принципы, заповеди, традиции, нормы, взгляды, смысложизненные ориентации и идеалы, оценки, отношения и поступки. Морали противостоит аморализм в различных своих проявлениях: в экономике через игнорирование интересов производителей, в научно-технической сфере путем использования определенных достижений во вред человечеству, в политике - достижение целей любыми средствами (в том числе антигуманными, антиэкологическими), в области права - пренебрежение к закону. Ч-к познает, оценивает и преобразует мир и себя не только утилитарно-практически, но и эстетически, осуществляя деятельность по законам красоты. Эта способность наиболее полно воплощается в искусстве. Искусство проявляется через развитие интеркультурных связей, обменов, технологий, обеспечивающих творчество и трансляцию в обществе его продуктов. Мир классического искусства рассматривался как специфическая система адекватного отображения действит-ти через художеств. образы. Классич. модель искусства предполагала нормативность (образцовость) как в аспекте ориентации на прекрасный идеал, так и в плане преобразования жизни. Неклассич. модель ис-ва базируется на равноправном сосуществовании и коммуникации разнообразных культурных миров, динамично меняющихся человеческих существ, самоорганизующихся по этическим, религиозным, хозяйственным и ценностным принципам. Искусство становится преимущественно знаковым образованием, передающим ценностные значения. Религия, широко использующая достижения искусства и нормы морали, также в значительной части своего содержания выступает как органическая часть культуры. Религия, выступая за сохранение традиций, становится орудием консерватизма. Важнейшими чертами религии являются жертвенность, вера в рай, культ Бога. Немецкий теолог Г. Кюнг считает, что религия имеет будущее. Марксизм выдвинул тезис об отмирании религии. В истории философии выделяются основные модели культуры. Натуралистическая (Вольтер, Руссо, Гольбах) сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы. В классич. модели культуры (XIX в.) ч-к освобождается от зависимости природного и божественного миров и предстает как творец культуры, развивающий свои духовные потенции на основе принципов гуманизма, рационализма и историзма. Неклассическая (модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь человека. Повседневность в современном представлении - заботы и тревоги, привычки и привязанности, неявные установки и ожидания, то, что, естественно присутствуя в человеч. жизни, редко выходит на поверхность и становится предметом рефлексии. В постмодернистской модели обращается внимание на то, что мир противится неразумному воздействию на него человека. В культуре имеются следующие важнейшие сценарии отношения к действительности: 1) новационный - передел, создание новой культуры (западноевропейский) 2) традиционалистский - приспособление человека к действительности и старым культурным традициям (вос-точноазиатский); 3) иррационалистический - уход от действительности в сферу духовности (индуистский, кармический). В динамике культуры в целом выделяются: а) культурогенез (порождение новых культурных форм, культурных систем); б) трансляция культурных традиций (обеспечение преемственности социального опыта); в) диффузия культуры (заимствование и освоение образцов иных культур); г) трансформация форм культуры (обновление, деградация, распад). Элементами культуры выступают «опредмеченные» идеи, различные сценарии и нормативы соц. активности, многообразие человеческих отношений в связи с созданием, трансляцией и потреблением результатов культуры. Культура есть самовоспроизводство ч-ка, осущ-мое в его материальной и духовной деят-ти. В соотв-вии с этим различают материальную и духовную стороны культуры. Материал. культура - совок-ть материал. благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. Духовн. культура - сфера сознания, совокупность способов деятельности по созданию духовных ценностей. В материал. культуре заключено формирующее ее духовное начало (способности людей), а продукты духовной культуры облечены в материальную форму.
    60 ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Термин цивилизация означает гражданский, государственный. Сложилась традиция рассматривать цивилизацию через призму культуры как историческую ступень развития человечества (Данилевский, Шпенглер, Тойнби и др.). Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Цивилизационные достижения связаны как с технологическим освоением природы (изобретение машин, использование электричества, выведение новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений и т.п.), так и с совершенствованием регуляции социальных отношений (изобретение письменности, юридических норм и законодательства, денег и рынка и т.п.). Культура задает высшие ценности, жизненные смыслы, а цивилизация – технологию их реализации. Понятие цивилизации обычно трактуют как: 1) этап общественного развития, следующий за «дикостью» и «варварством» и характеризующийся развитыми формами социальной организации: появлением классов, государственности, письменности (европейская гуманистика эпохи Просвещения, марксизм); 2) тип социальности, ориентированный на рост общественного богатства (марксизм); 3) материализация всех компонентов культуры определенного исторического этапа (Шпенглер, Вебер, Тойнби, Бердяев); 4) тип социальной целостности, которому присуща взаимосвязь материальных и духовных факторов общественной жизни, направленная на воспроизводство определенного образа жизни, а следовательно, и типа человека (Белл, Кан, Тоффлер, А.Печчеи и др.). Вычленяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации. Постиндустриальное общество: 1) создает условия для решения экологических и иных глобальных проблем; 2) активно использует человеческий фактор, информационные, творческие возможности человека; 3) переходит к доминированию нематериалистических ценностей.

    61. ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

    Впервые понятие ценности разработал И.Кант. У ценности, по его мнению, нет бытия, но есть значимость.

    Ценности оказываются тем связующим началом, которое объединяет природу и общество, экономические и иные факторы общественной жизни, материальное и духовное, реальное и виртуальное, людей и вещи. Необходимо различать объективное значение какого-либо явления и его значение для субъекта – «личностный смысл».

    Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов и процессов для человека. Ценность (жизненный смысл) – основание выбора субъектом целей (что надо сделать?), планов (как это делать?), средств и условий деятельности, отвечающих на вопросы, во имя чего совершается данная деятельность и какова ее результативность, что предпочесть, от чего отказаться, как установить очередность предпочтений и уступок. Благодаря ценностям человек вырабатывает определенную жизненную позицию. Ценностное отношение личности к миру и к себе реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве.

    Выделяются по ориентации на ценности гедонизм (жить без наслаждения невозможно), аскетизм (воздержанность в удовлетворении потребностей), созерцание (пассивное отношение к внешнему миру) и деяние (активно-преобразовательное отношение к действительности).

    В современной философии сложились определенные подходы к характеристике содержания ценностей: а) ценность отожествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или коллективного ориентира; б) ценность воспринимается как значимый субъективный образ (представление), имеющий человеческое измерение; в) ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами; г) она ассоциируется с типом «достаточного» поведения, с неким жизненным стилем.

    В различные эпохи и у различных людей выделяются три основные направления ценностных ориентаций: 1) на потусторонний мир; 2) на самого себя; 3) на общество.

    В современном мире ведущей является общечеловеческая ценностная ориентация, направленная на выживание и дальнейший прогресс цивилизации
    62 ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ

    Производство, распределение и представление информации стали главными видами деятельности современных обществ, основанных на знании. Человечество идет к всемирной глобальной коммуникации. Будущее общество даже можно назвать «глобальной деревней», чтобы подчеркнуть степень сближения и знакомства людей друг с другом, достигаемую с помощью высокотехнологичной окружающей среды. Наступление новой эры решающим образом зависит от реализации дружеского взаимодействия между людьми. Старые же идеалы рациональности, абстрагированные от существенных составляющих человеческой жизни, полностью игнорируют мир человека, причем это касается как социалистического, так и капиталистического типов общества.

    Анализируя краткий экскурс в историю социально-философских взглядов, можно сделать вывод о том, что универсальное, всеобещающее учение о человеческом обществе за более чем два тысячелетия европейской философии так и не было построено. Ученые во все времена испытывали недостаток в знаниях об обществе, но предпринимали дерзкие попытки вырваться из существующего положения вещей. Впрочем, каждый раз общественный феномен ускользал из рамок теории и шел наперекор уже вроде бы выстроенному канону объяснения социального.

    63.ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФИИ.

    Социально-критическая стратегия, ее сущность, особенности возникновения и генезиса. Основные этапы развития социально- критическог направления в философии ХХ века. Сущность неомарксизма и постмарксизма. Осмысление основных характеристик социума в Философских ьконцепциях Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса. Сущность и основные этапы развития аналитической стратегии вфилософииХХвека. Позитивизм инеопозитивизм, их сущность и основные характеристики. Проблема структуры и динамики научного знания в Основных концепция поспозитивизма (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).Экзистенциально феноменологическая стратегия в философии ХХ века. Этапы развития феноменологии, формирование феноменологической философской школы. Анализ сознания в феноменологии Э. Гуссерля. Понятие «жизненного мира». Экзистенциальная коммуникация и проблема истины. Экзистенциализм и проблема исторического призвания человека в философии ХХ века. Духовный мир личности и категории фундаментальной онтологии. Человек и история: философско-историческая концепция К. Ясперса.
    64 ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И СВОБОДА ЛИЧНОСТИ
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта