Главная страница
Навигация по странице:

  • 38.ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ И СВЯЗИ.

  • 2) Принцип всесторонности.

  • 3) Принцип развития.

  • шпоры. 1. социальноэкономические, политические и духовные истоки философии


    Скачать 226.58 Kb.
    Название1. социальноэкономические, политические и духовные истоки философии
    Анкоршпоры.docx
    Дата15.06.2018
    Размер226.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры.docx
    ТипДокументы
    #20327
    страница6 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    37.. ДИАЛЕКТИКА И СИНЕРГЕТИКА


    Диалектика включает принципы, законы и категории.

    Принципы отражают фундаментальные основания бытия и познания, лежат в основе законов и категорий диалектики, придают знанию системность и целостность, в познавательных и практических действиях выполняют нормативную функцию. Наиболее значимы два принципа диалектики: развития и связи.

    В законах диалектики конкретизируется существо её принципов.

    Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков их механизм. Содержание действия этого закона раскрывается через категории качество, количество, свойство, мера, скачок.

    Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источники развития и связей всех природных, социальных и духовных объектов, раскрывается через категории противоположность, противоречие, единство, борьба противоположностей, тождество, различие. Подвижное отношение между противоположностями есть диалектическое противоречие. Этапы взаимодействия сторон целого – относительное тождество, двойное (переходное, промежуточное, пограничное) существование объекта, различие, противоположность и собственно противоречие.

    Закон отрицания отрицания характеризует направление и форму развития, единство поступательности и преемственности, возникновение нового и относительной повторяемости определённых сторон старого. Основополагающей для данного закона является категория диалектического отрицания. Спиралевидная форма развития означает сочетание цикличности, относительной повторяемости и поступательности. К закону отрицания отрицания можно подойти с позиций триадного ритма (тезис-антитезис-синтез) и с позиций трансформации, многократных этапов перехода от одной стадии к следующей.

    Категории диалектики: единичное-особенное-общее; единичное-многое; часть-целое; система; структура; форма и содержание; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление.

    Позиции диалектики усилились в связи с развитием синергетики, которая вобрала в себя основные наработки не только диалектики, но и текстологии, общей теории систем, кибернетики и т.д. Синергетика – учение о взаимодействии, теория сложности, теория самоорганизации. Отличие синергетического взгляда от традиционного состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям, могут стать нестабильными.



    38.ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ И СВЯЗИ.

    1) Принцип объективности и всеобщности. Этот принцип вытекает из материалистического разрешения основного вопроса философии, материального единства мира и из понимания сознания как отражения бытия материи. Сознание не только отражает мир. С помощью сознания человек создает гипотезы и образно мыслит. Но в ходе деятельности он сначала должен сконцентрировать внимание на бытии самого предмета, процесса, раскрыть объективные законы движения и развития. При этом нельзя забывать о единстве противоположностей — материи и сознания. Объективное по содержанию сознание остается субъективным образом объективного мира. Требование всеобщности и универсальности связано с единством природы, общества и мышления.

    2) Принцип всесторонности. Главный недостаток метафизики — односторонность рассмотрения вещей и процессов. Диалектика исходит из того, что каждая вещь, явление — это множество связей и отношений. Принцип всесторонности нельзя рассматривать упрощенно, как необходимость и возможность познать явление сразу. Следует иметь в виду, что знания человека всегда относительны, постоянно развиваются. Принцип всесторонности предостерегает нас от попытки превращения относительных знаний в абсолют, догму. Итак, если подведя итог - согласно принципу всесторонности, в мире нет явлений и процессов, которые не были бы связаны друг с другом, причем эта связь может носить различный характер.

    3) Принцип развития. Это, по существу, главный принцип материалистической диалектики, ибо ее можно определить как науку о развитии. Принцип развития синтезирует, объединяет все остальные принципы диалектики. Развитие — это движение и изменение, но таких признаков для определения термина недостаточно, потому что движения и изменения могут быть не связанны с качественными изменениями, а выражаться только в количественных. Значит развитие — это направленные, необратимые качественные изменения системы, обусловленные противоречиями. Поскольку в философии существовали и существуют два противоположных метода — диалектика и метафизика, постольку и развитие можно характеризовать с двух противоположных позиций. Однако заметим, что развитие не есть развитие "вообще". Оно всегда связано с конкретными материальными или идеальными системами. Разнообразие же мира отражается в разнообразии развития, которое бывает прямолинейными и зигзагообразным, ускоренным и замедленным и т.д. "Чистое" протекание процесса можно представить только абстрактно. В философии выделяются две главные линии развития: прогресс и регресс. Прогресс (от лат. — движение вперед, успех) — направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от самого простого к более сложному, совершенному. Регресс (от лат. — обратное движение) — такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. В общественной жизни это может быть застой в развитии экономики, политики и духовной сферы. Возможность регресса в обществе связана со сложностью и противоречивостью исторического процесса, с проявлениями субъективизма, чего нет в природе, а поэтому история идет зигзагами и крутыми дорогами, выстраивается в общую линию развития: смена цивилизаций, переход от одной общественно-экономической формации к другой. Дальнейшее обоснование принцип развития, как и вся диалектика, получает в категориях и законах диалектики. Подведя итог - принцип развития заключается в таком подходе к миру, при котором он рассматривается как система, находящаяся в состоянии постоянного развития.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта