шпоры. 1. социальноэкономические, политические и духовные истоки философии
Скачать 226.58 Kb.
|
16. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В РОССИИ. В русской философии выделяются периоды: 1) ее становление 11-17 вв.; 2) обособление философии от религии и утверждение ее как теоретической науки, особенно благодаря научным достижениям М.В Ломоносова; 3) фундаментальная разработка проблем методологии научного и социального преобразования России с 19 в. Важнейшими особенностями русской философии явились следующие; 1. Длительное господство в ней религиозных форм сознания, постоянный поиск смысла и значения христианских идей для отдельного человека, общества и культуры, что не исключало, впрочем, наличия атеистических воззрений. 2. Дуализм в понимании мира, человека и истории как следствие непреодоленного до конца противостояния языческих и христианских истоков русской культуры. 3.Ведущим оказался эмоционально-образный стиль философствования, отдающий предпочтение художественным образам и аналогиям, интуитивным прозрениям, а не строгим логическим рассуждениям. 4. Наклонности к умозрительным спекуляциям сочетались с некой социальной ориентированностью на соборность, общинный строй жизни, своеобразную софийность («слово - мудрость - дело»), что предполагало постановку встающих перед обществом насущных задач. М.В Ломоносов (1711-1765) («О слоях земных», «размышление о причине теплоты и холода»)выдвинул положение о том, что мельчайшие частицы – корпускулы, из которых состоят все вещества, сами состоят из более мелких частиц – неделимых элементов. Основными свойствами материи он считал протяженность, инерционность, форму, непроницаемость и механическое движение. Он выдвинул гипотезу об эволюции растительного и животного мира. А.Н. Радищев в своём трактате «О человеке, его смертности и бессмертии»сопоставлял взгляды спиритуализма (идеализма) и натурализма (материализма) по вопросу о сущности и предназначении человеческой души и пришел к выводу об антиномичности (однозначной неразрешимости) подобных проблем, делая вывод как в пользу бессмертия души, так и ее смертности.Нк отрицал значение выдающихся личностей. П.Я Чаадаев («Философические письма») своеобразие России видел в ее культурно-географическом положении между Востоком и Западом, осознавал необходимость синтеза восточной и западной культур. Западники (Грановский, Кавелин, Чичерин и др.) тяготели к западноевропейской цивилизации, индивидуальности, свободе личности, науке. Славянофилы (Хамяков, Киреевский, Самарин и др.) залог спасения России видели в ее самобытности, т.е. в общине, самодержавии, народных обычаях и религиозности. Традиции славянофилов продолжили почвенники (А. А. Григорьев, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев), которые проводили идею о «национальной почве» как основе социального и духовного развития России. Народники (П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, М. А. Бакунин), верившие в науку и считавшие, что царство нравственности и справедливости может наступить лишь через деятельность героев, способных повести за собой бессознательное массовое движение, разделяли индивидуалистические идеи западников.Широкое развитие получило религиозно-идеалистическое направление. В.С Соловьев («Кризис западной философии», «оправдание добра», «чтение о богочеловечестве») (1853-1900) построил систему «цельного знания» как синтеза науки и религии, истины, добра и красоты, обосновал концепцию «богочеловеческого всеединства». Знания о реальном мире дает наука, об идеальном мире – философия, о Боге – вера. Представителями религиозной философии в России были С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и др их идеи богочеловеческой жизни, облагодетельствованной святым духом, в значимой мере предвосхитили ряд положений заподноевропейских экзистенциалистов.. Получила развитие специфически российская тема мещанства(герцен). Буржуазность они толковали шире, чем господство частной собственности. Товарный фетишизм, вещизм, бездуховность - атрибуты мещанства. Все явления Л.Н.Толстой рассматривал и оценивал с позиций утверждения любви, служения добру, нравственного воспитания человека и человечества. В рамках философии русского космизма (Одоевский, Вернадский, Федоров, Чижевский, Циолковский и др.) обосновывалась необходимость объединения людей на экологической основе, позволяющее управлять природой как целостным организмом, гармонизируя ее. В XX в. в эмигрантской среде возникло евразийство -историософская концепция, поставившая вопросы о смысле истории, об отношении Востока и Запада, европейской и русской культуры, о месте России в общеисторическом процессе.По мнению евразийцев (С.М.Соловьев, Трубецкой, Флоровский, Карсавин и др.) Россия-Евразия характеризуется общностью исторических судеб населяющих ее народов и их культур, единым экономико-политическим будущим. История была дополнена новым элементом: развитием культуры в «пространстве». И было доказано, что культурное развитие народа имеет свое основание в географич и этнографич целостности. 17. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ На территории Беларуси распространялись произведения, общие для русской, украинской, белорусской культуры (митрополита Иллариона, князя Владимира Мономаха, и др.). Отрешение от мира, совершенствование духа посредством молитвы – таково призвание Кирилла Туровского (XII в.). Он отстаивал значение разума, призывал к «книжному почитанию», считал, что сокровенный смысл сказанного (написанного) извлекается путём иносказаний и аллегорий, идеал божеского служения видел в аскетизме. Просветитель призывал к любви и духовному единению людей.Мировоззрение Ф.Скорины (1490-1551) складывалось на основе синтеза христианских, античных и гуманистических идей Возрождения, отличается веротерпимостью. Он подчёркивал роль разума и значение мудрости в жизни человека, которые должны опираться на законы логики. Скорина проводил идею самоценности человеческой жизни, смысл жизни видел во множестве ценностных ориентаций – на богатство, мудрость, науку, красоту, здоровье, внутреннее духовно-моральное самоусовершенствование, на любовь ко всему живому. Достоинство человека определяется не столько его происхождением или имущественным положением, сколько интеллектуально-моральными добродетелями и личными заслугами. Общество, считал Скорина, основывается на мире и соглашении людей, на следовании принципам справедливости и законности.Просветители 16-17 вв. С.Будный, С.Шадринский, К.Нарбут, Б.Дабшевич выступали против схоластики, церковного засилия. 18.МАРКСИСТКАЯ ФИЛОСОФИЯ.НЕОМАРКСИЗМ. Марксизм – течение рационалистической философии. У истоков стоит философия Гегеля. После смерти Гегеля ее стали трактовать поразному; разбилась на старо гегелевство и младогегелевство. Методом Гегелябыла диалектика, а сама система носила метафизический законченный характер Противоречие – т.к. для диалектики нет ничего завершенного. Старо – придерживались гегелевской системы, амладо – диалектики. Младо – Фейербах, Маркс (начиналтожекакмладо). Основные идеи марксизма. 1.Практический характер учения (как в прагматизме). Учениео практике. Этоцентральная категориямарксизма. Задача – необъяснитьмир, аизменитьего. 2.Теория отчуждения. Живет и до сихпор. Была характерна для раннего марксизма. С возникновения частной собственности человек трудится принудительно, характер труда меняется; продукт не относится к трудящемуся. Продукт труда начинает носить абстрактный характер, результаттруда – нечто внешнее, имеет стоимость. Фактически рабочий закабаляется предметом. В итоге человек обесценивается, сам становится товаром. Триа спекта отчуждения: 1.производителя от продукта труда 2.производителя от его трудовой деятельности 3.человека от родовой сущности (т.е. становится экономическим винтиком) – потеря индивидуальности, личностн сущности. Получается, что человек чувствует себя свободным только выполняя животные функции: при еде, питье, половом акте, у себя в жилище, украшая себя и т.д., а в своих человеческих функциях он чувствует себя животным. Гуманист ядро раннего марксизма, взрелом размывается. 3.материализм в толковании общества. Речь идето соединении метода диалектикиГегеля (идеалиста) с материализмом – не только Маркс пошел таким путем. “Не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание”. Материальный бази собщества – экономика. Идеи, желания – не определяют экономику, а определяются ею (надстройка). Базис определяют надстройку. Поскольку экономические базисыбываютразные, возможны иразные надстройки. Теория общественных формаций. Типо бщества зависит от типов производства и производственных отношений: первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические, коммунистические. Одна формация сменяет другую только когда та себя уже исчерпала. Это предельно схематическое толкование истории, но оно впервые позволяет увидеть в истории закономерность. Капитализм в конечном счете приводит к противостоянию классов в крайней форме – в чистом виде. Диалектический материализм. Разрабатывался, главным образом, Ф.Энгельсом (1820-1895) Попытался показать, чтодиалектика – наука о наиболее общих законах развития природы. Появились как сторонники, так и критики: 1.прежде всего за абсолютизацию экономического фактора. Схематизмв истории часто не работает, иногда надстройка предопределяет базис. А если экономический фактор не единственный, такой предельный монизм Маркса неработает. 2.за гегелевскую диалектику, принятую Марксом. Предельно метафизическая концепция, непригодная для предсказания развития общества.3.недооценка роли личности в истории – якобы объективно закономерно. Тогда непонятно зачем было создавать Интернационал, если все «объективно закономерно»? Кроме того, путаниц апонятий «закон» и «тенденция» в истории. 4.теорияформаций. Действдв аподхода – формационный и цивилизационный, ст.зр. которого история дискретна, в ней нет линии развития. Заимствование между культурно-историческими типами очень ограничено. Россия – вообще не работает общественно-экономическая теория. Под сомнением феодализм и капитализм в России. Маркс «отмазывался» «азиатским типом производства», но только в одной работе и ничего толком не объяснял. 5.предсказ нарастание классовой борьбы – двигателя истории. Ничего этого не произошло. В марксизме проанализированы важнейшие проблемы бытия: материя, движение, сознание, исследованы закономерности исторического развития общества и его функционирования. Марксистская философия отвергает религиозный взгляд на мир. Однако, по мнению некоторых исследователей, религии распятого бога Маркс и Энгельс противопоставили доктрину распятого богоподобного человека. Марксизм отстаивал материалистическое решение вопроса об отношении мышления к бытию, считал сущностью человека совокупность всех общественных отношений, а практику -основой познания. Основоположники марксизма описали процесс антропосоциогенеза, обнаружили некоторые причины социальной дифференциации, раскрыли механизм формирования разнообразных институтов, выделили феномен общественного сознания и т. д. Материалистический монизм в объяснении общества стал в некотором роде предпосылкой для однолинейной трактовки истории.Владимир Ильич Ленин (1870-1924) в сфере науки прежде всего экономист, особенно в области аграрных отношений в России. В философию Ленин внес новые идеи - в теорию познания, в анализ взаимосвязей философии и физики в период радикальных открытий в естествознании, в трактовку диалектики, выделение в ее системе основного "ядра", в различение диалектики и псевдодиалектики (эклектики, софистики). Ленин пересмотрел некоторые положения Ф. Энгельса, где понятия "материя" и "вещество", "материя" и "природа" сининимизировались.Ленинизм порожден исторической реальностью, которой была присуща острая классовая конфронтация, характерная раннему монополистическому капитализму. Накал обстановки, вызванный насилием и жестокостью капитализма того времени, возбуждал в сознании трудящихся необходимость революционной смены строя. Незрелость материальных предпосылок предполагалось превзойти "рокировкой" исторического процесса: сначала взять власть (установить диктатуру пролетариата), а затем использовать ее как рычаг экономического и культурного развития. Низкий уровень массовой политической культуры, по замыслам, компенсировался авангардной ролью пролетарской партии, призванной внести в рабочее движение социалистическое сознание.В. И. Ленин стремился соотносить теорию с постоянно развивающейся и усложняющейся практикой и при переходе к новой экономической политике осуществил коренную перемену всей точки зрения на социализм, введя в ее модель тенденции общецивилизационного развития - хозяйственный интерес, разнообразные формы собственности, закон стоимости, классовые различил и товарное производство на длительный период, широкое использование торговли, хозрасчета, стимулирование коллективной и индивидуальной трудовой деятельности. При этом Ленин нэп не идеализировал. В нем Ленин видел отрицательные стороны, ставил вопрос о том, чтобы работать на пользу пролетарского государства, а не нэпманов и верил, что Россия нэповская станет Россией социалистической (т. е. постепенно освободится от элементов капиталистического рынка).Неомарксизм. Имеет дело с совершенно другими установками,является вторым пластом развития Марксистской теории. Два направления: 1.Критическое осмыслениеМаркса - “Ревизионизм” (Грамши, Лукач, Альтюссер, Гародиидр.) 2.Франкфуртская школа Установки неомарксизма: 1.гуманизм 2.акцент на общественную практику 3.центр. проблема – преодоление отчуждения 4.неприятие тоталитарных форм организации общ-ва (всебыли противниками и критиками Советской системы) 5.определенный нигилизм в отношении традиционных духовных ценностей.Черты философии неомарксизма:1)исчезновение идеи прогресса, неверие в человека, в его возможности и его будущее;2)отказ от идее историко-философского прогресса:лозунг”Назад к Канту,Платону,Юму,Аквинскому”, отсюда вытекает эклектика(смешение);3)практически все школы выступают против марксистско-ленинской философии,проводилась идея улучшения марксизма;4)всё более явные нападки на науку, научно-технический прогресс;5)пестрота возникновения разложения школ, наложение их друг на друга, цель:попытка создания одиной философии и невозможности этого. 19. ПОЗИТИВИЗМ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ Основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) провозгласил, что эпоха философии (метафизики) миновала и наука в ней не нуждается, т.к. способна самостоятельно решить все проблемы. Термин «позитивное» Конт истолковывал как реальное, полезное, достоверное, организующее в противовес химерическому, негодному, сомнительному, мутному, разрушительному.Развитие квантовой физики на рубеже 19-20 вв. поставило под вопрос эмпирическую методологию научного познания, т.к. выявилась зависимость результатов от приборов и органов чувств человека. Представители второй формы позитивизма – эмпириокритицизма – Э.Мах и Р.Авенариус в основу объяснения мира положили «опыт», который понимали как совокупность ощущений, а сами ощущения назвали «элементами мира». Третья форма позитивизма – «неопозитивизм». Его основной вариант аналитическая философия. Её представители (Рассел, Уайтхед, Шлик, Нейрат, Витгенштейн, Карнап) ставили задачу исключить из языка недоразумения, возникающие вследствие неправильного использования, устранить из языка логические несообразности и двусмысленности. Смысловое исследование языка ведёт к общей картине языка и от неё к построению своеобразной картины мира. В качестве побочного исследуется также путь «от мира к языку». Начинает осознаваться значение таких звеньев как поведение, деятельность людей, сознание и познание. Представитель критического рационализма Карл Поппер (1902-1994) полагал, что задача научного познания состоит не в поиске абсолютного знания, теории, а в разрешении проблемы роста знания.Центральными темами аналитической философии со второй половины 20 в. становятся проблемы понимания, смысла, коммуникации. С начала 70-х гг. 20 в. складывается постпозитивизм (Лакатос, Кун, Тулмин и др.). Если логический позитивизм обращал преимущественное внимание на изучение структуры научного знания, соотношение эмпирии и теории, их противопоставление, придерживался линейного подхода (постепенное накопление знаний) к развитию науки, отграничивал науку от метафизики, то главными проблемами постпозитивизма стали динамика научного знания, его социокультурная детерминация, взаимопроникновение эмпирического и теоретического уровней знания, история науки с признанием в ней революций, включение в научно-исследовательские программы философских обобщений. 20. ПРОБЛЕММА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА Наиболее значимым антропологическим направлением XX в. является экзистенциализм. Его главные представители - Мартин Хайдеггер (1889 - 1976) и Карл Ясперс (1883 - 1969) в Германии, Габриэль Оноре Марсель (1889 - 1973), Жан Поль Сартр (1905 - 1980) и Альбер Камю (1913 - 1960) во Франции. Главное в экзистенциальной философии - обращенность к человеку, к проблеме свободы. Он возник после 1 и 2 войны. Социальным источником экзистенциальной философии выступают процессы социально-экономической, политической и духовной жизни общества, обостряющие различные формы отчуждения человека. В центре экзистенциализма - человек, ставший, благодаря опыту войн, различных коллизий, кризисов, реалистичным, враждебным идеологии, преследующий цель - внешне и внутренне справиться с бременем своей судьбы. Гносеологические корни экзистенциализма заключены в проблеме бытия человека. Категория “существование” предполагает наличие человека “здесь” и “теперь”. Категория “экзистенция” обозначает глубинную основу, первозданность, сущность существования, неповторимость, уникальность, единственность человека и его судьбы и была введена Кьеркегором. Экзистенция указывает на заключающиеся в человеке возможности: быть самим собой, осуществить свой выбор.Помимо изначального человеческого бытия, экзистенциалисты ввели понятие и тему бытия-в-мире. Экзистенциалисты признают, что мир существует вне и независимо от человека. Но мир для человека существует постольку, поскольку он, идя от своего бытия, придает миру значение и смысл, взаимодействует с миром. Все категории философии, следовательно, должны быть «очеловечены» . Согласно Сартру (основные сочинения: «Бытие и ничто», «Экзистенциализм - это гуманизм», «Ситуации»), сущность предшествует существованию вещи (например, при изготовлении ножа ремесленник исходит из представлений, что такое нож). Применительно к человеку положение иное - существование предшествует сущности. Субъективистски истолковывая человека, Ж. Сартр писал, что человек существует настолько, насколько себя осуществляет через совокупность своих поступков, через решение занять определенную позицию. Бытие человека, в центре которого помещена индивидуальная сущность. Хайдеггер различает подлинное и неподлинное бытие. Подлинный способ бытия возможен лишь как постижение человеком своей историчности, конечности и свободы. Неподлинное бытие - это господство над людьми других людей и вещей, обезличивание индивида, превращение человека в вещь, когда становится возможной замена личности любой другой личностью, что Хайдеггер назвал феноменом усредненности. Поэтому всякая коллективность рассматривается как враждебная человеку, ибо она нивелирует все индивидуальное в нем. Экзистенциальная философия выступила как реакция на тенденцию стандартизации в производстве; повседневном быту, в идеологии и культуре. Экзистенциалисты признают, что мир существует вне и независимо от человека. Но мир для человека существует постольку, поскольку он, идя от своего бытия, придает миру значение и смысл, взаимодействует с миром. Религиозную форму экзистенциализм принял у К. Ясперса и Г. Марселя. По Ясперсу (основные работы: «Духовная ситуация времени», «Философская вера перед лицом откровения»), Бог как высшее бытие органически органически связан с той сокровенной личностной частью существования индивида, которая является экзистенцией. Человек стремится обрести свободу через общение, коммуникацию с другими людьми и в конечном счете с Богом. Религиозные экзистенциалисты исключают принцип историзма как методологический ориентир в анализе жизни общественного человека.Экзистенциализм вошел в европейскую и мировую культуру как философия отдельного конкретного человека с его переживаниями и тревогами, размышляющего о таких важных вопросах как смысл жизни, неотделимость человека от человечества, человеческая судьба, выбор жизненного пути, личная ответственность, выживаемость цивилизации и др. |