Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. ПРОБЛЕМАТИКА И СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ

  • 4. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ

  • 5.ВЛИЯНИЕ ВОСТОЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ НА ФИЛОСОФСКУЮ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

  • 6. КОСМОлогизм ранней греческой философии и проблема первоначала.

  • 7. КОНЦЕПЦИЯ АТОМИЗМА И ЭТИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ДЕМОКРИТА

  • Демокрит (460 - 370 до н. э.).

  • 8. КЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ (СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ)

  • Этич. Рационализм Сократа

  • Аристотель –синтезатор античной Ф.

  • шпоры. 1. социальноэкономические, политические и духовные истоки философии


    Скачать 226.58 Kb.
    Название1. социальноэкономические, политические и духовные истоки философии
    Анкоршпоры.docx
    Дата15.06.2018
    Размер226.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры.docx
    ТипДокументы
    #20327
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    1.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ ФИЛОСОФИИ

    Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникла на самой ранней стадии общественного развития. В мифологии отражено поэтическое богатство и мудрость народов. В них мы находим образную картину мира, сочетание реальности и фантазии, естественного и сверхъестественного, знания и веры, мысли и эмоций. Мифология закрепляла принятую систему ценностей, формы поведения. Человечество в мифах искало ответы на вопросы о том, как устроен мир, о его происхождении, о мировой гармонии, о человеке, тайнах рождения и смерти.

    Эти вопросы унаследовали от мифа две древнейшие формы мировоззрения - религия и философия.

    Религия (от лат. "религио" - благочестие, набожность, святыня). Основу религии составляет вера в сверхъестественные силы. Религия -социально-организованная вера человеческих сообществ, форма их поклонения "высшим силам". Религия - важное явление духовной культуры. Возникновение религии связано с сознанием зависимости людей от сил природы и истории. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам, Богу - высшему существу, достойному поклонения.

    Религия - средство социальной регламентации, сохранения нравов. адиций, обычаев. Велика роль религии в накоплении и передаче культуры- Обращаясь к эмоционально-образному опыту человечества, религия способствовала развитию духовности человека, культивируя человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, справедливости.

    Большинство людей во все времена черпало именно в религии свои моральные и общемировоззренческие установки. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий широкое распространение получает свободомыслие, которое характерно для философии и невозможно в религии. В отличие от религии, с ее преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения. И в этом нашла отражение неистребимая потребность человека понять мир и человека с позиций знания, разума.

    Философское познание основано на присущей людям любознательности, которая перерастает в интеллектуальную потребность беспредельного расширения и углубления знаний о мире. С помощью философии человек умозрительно постигает мир в таких его срезах, которые не даны или даже не могут быть даны ни в каком опыте. По сути это способность интеллекта к сверхопытному знанию. Разве можно постичь опытным путем внешний мир как целостную беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от человека (и человечества), объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться Опыт не дает человеку такого знания, а философская мысль, вполне осознавая определенную ограниченность разума, пытается постичь бесконечное многообразие окружающего нас мира. Мыслящий дух при помощи Разума, а также чувственной и интеллектуальной интуиции все глубже проникает в тайны бытия.

    Задача и смысл философии не исчерпывается вопросами познания Философия призвана указывать высшие цели человеческого бытия нравственные ценности, каким надо быть, чтобы быть человеком Ориентация на человека и высшие нравственные ценности сообщает философии достоинство и внутреннюю ценность, а также придает ценность всем другим знаниям. Философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура, жизнь людей в целом. Эти наиболее общие идеи называют универсалиями. Важное место среди них занимают категории (это наиболее общие понятия для выражения связей и отношений в вещах к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина, следствие.
    2.МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ- ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ .

    Соотношение мира "внешнего" и мира "внутреннего", материального и идеального выступает как универсальная формула любой философской проблемы.Основной вопрос философии(энгельс):вопрос об отношении мышления к бытию.Основной вопрос философии имеет две стороны: первая:что явл первоосновой мироа?те философы котор счит,что первоосновой мираявл огонь, воздух,вода их наз материалистами, а те котор счит что первооснова мира явл идеальная:мировой дух, воля, сознание индивида их наз идеалистами.

    Философы, бравшие за основу миропонимания природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от сознания, примыкали к различным школам материализма. Важнейшие его формы: стихийный, механистический и диалектический.

    Материализм распространяется не только на природу, но и на человека, исходит из того, что человек материален по своему происхождению, а сознание предстает как производное от материального начала, его свойство.

    Корни материализма уходят в адекватное отражение действительности на основе развивающейся практики, обобщения достижений техники и науки.

    Позиция, по которой мир и человек объясняются исходя из духа, сознания, получила название идеализма. Объективные идеалисты (Платон, Гегель и др.) принимают за основу действительности некий всеобщий дух,разум и это всё кем-то принесено в наш реальный мир, а субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) – явл сознание индивида и провозглошали лозунг:” мир-это совокупн моих ощущений, быть означает быть всегда восприятия.”Нередко эти формы идеализма переходят друг в друга.

    В ряде моментов идеализм перекликается с религией. У них общий исходный пункт - дух.

    В рамках идеализма, несмотря на его серьезные изъяны, нередко выдвигались положения, допускающие научную, материалистическую интерпретацию и имеющие важное значение, особенно при анализе диалектики, структуры и функций человеческого мышления.

    Материализм исходит из того, что наши знания соответствуют материальным объектам, поэтому человек способен познать мир и себя в мире. Объективный идеализм также утвердительно отвечает на вопрос о познаваемости мира, считая, что мир есть воплощение идеального начала.

    в природе, нату-рализируется; этико- Человек не только отражает действительность, но и оценивает ее. Основной вопрос философии, следовательно, включает в себя проблему целей, идеалов, смысла жизни и смерти, человеческой самореализации в мире. Материализм и идеализм, диалектика и метафизика выступают как различные способы раскрытия отношения "человек - мир".
    3. ПРОБЛЕМАТИКА И СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ

    Соотношение мира «внешнего» (по отношению к человеческому сознанию) и мира «внутреннего» (субъективной, духовной жизни), материального и идеального выступает как универсальная формула любой философской проблемы.

    Эта универсальная формула выражается в постановке основных вопросов. Главные вопросы античной философии: «Что есть бытие?» ( Парменид, Зенон), «Что есть идея?» (Платон), «Что есть форма и материя?» (Аристотель). В средние века основной вопрос – об отношении человека к Богу, в новое время – о методе познания. Гегель, Фейербах и Энгельс рассматривали проблему соотношения между бытием и мышлением. Кант сформулировал вопросы: Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? Эти вопросы объединены общей проблемой – что такое человек?

    С изменением ситуации на первый план выносятся более конкретные проблемы: о природе, практике, долге, свободе, счастье, смысле человеческой жизни, о соотношении свободы и необходимости, о зле, о существовании человека в «пограничных» ситуациях, о природе научного знания, о роли языка и т.д. Одной из центральных в условиях современной социальной трансформации является проблема обеспечения выживаемости человечества на основе укрепления жизнеспособности, стабильности социума, преодоления опасности катастроф, выбора приемлемой стратегии развития общества. Многообразие философской проблематики обусловливает сложную структуру философии. В современном представлении философия теоретически осмысливает реальность и трансформируется в: а) учение о бытии – онтологию; б) учение о деятельности – праксиологию; в) теорию познания – гносеологию; г) теорию ценностей – аксиологию; д) учение о человеке – философскую антропологию; е) науку о закономерностях и движущих силах развития общества – социальную философию (социологию). В качестве ядра философии в отечественной литературе нередко называли теорию диалектики.

    4. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ

    Предмет философии – самоопределение человека в диалоге с миром. Мировоззренческая функция философии обеспечивает ориентацию человека в усложняющемся мире. Методологическая функция философии направляет человека в его отношении к миру, учит стратегии жизни. Проблемы метода не ограничиваются рамками познания и ценностных ориентация людей, а выходят в сферу практики и решаются в широком социокультурном аспекте.

    Одна из особенностей философии состоит в том, что она решает задачу теоретической рефлексии(размышление,осмысление) через рационально-рассудочную деятельность.

    Философские знания образуют связную цепь, что свидетельствует о системности философии.

    Философское познание есть синтез человеческих знаний, что осуществляется через категории. Учение о категориях развивали Аристотель, Кант, Гегель и др.

    Основной категорией философии является категория бытия, ибо все явления существуют, бытийствуют, имеют свою определённость.

    Категории философии фиксируют характеристики природных и социальных объектов, включаемых в человеческую деятельность (категории «пространства», «времени», «движения», «предмета», «вещи», «количества», «качества», «меры», «отношения», «свойства», «причинности» и т.д.).

    Категории философии характеризуют также человека как субъекта деятельности (категории «человек», «общество», «сознание», «добро», «зло», «красота», «вера», «надежда», «любовь», «долг», «совесть», «справедливость», «свобода» и т.п.).

    В своих связях категории философии образуют категориальную модель мира, обнаруживаются в языке, феноменах права, нравственности, религии, эстетическом освоении мира, в функционировании техники, в политической культуре и т.д.

    Философия содействует осуществлению связей между наукой, искусством и моралью, преодолевает разобщённость естественных и гуманитарных наук (координационно-интегративная функция). Вместе с тем, философия обращена ко всему многообразию сущего (плюралистическая функция).

    Философия обращена не только на себя, но и на практику, на «вызов бытия», что подчёркивали Гоббс, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, Э.Гуссерль, классики марксизма.

    Творческая функция философии выражается в том, что философия как способ миропостижения характеризуется выходом за рамки научного бытия, нередко опережает открытия и выводы науки.

    Философия, основывающаяся на знании, логике и сомнении, взвешенности оценок, альтернативности подходов, содержит в себе критическое начало. (кант,гегель)
    5.ВЛИЯНИЕ ВОСТОЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ НА ФИЛОСОФСКУЮ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

    . На формирование древневосточной Ф оказали влияние такие характерные черты восточной цивилизации, как традиционализм (относительная устойчивость общественных отношений, передача духовных ценностей от поколения к поколению), попечительское отношение правителей и чиновников к подданным государства, деспотизм (абсолютизация государственной власти), сакрализация (сближение с религиозным учением). В дух. освоении мира подчеркивалась роль наставника, призванного помочь ищущему идти по правильному пути. Акцент делался на познание ценностного значения и смысла явлений и стремление к личному самосовершенствованию при соблюдении традиций соц. группы, к которой принадлежит индивид. Фил.поиски были направлены прежде всего на человека и его душу, на разработку этической проблематики. По мере развития производства и торговли передовая общ. мысль начинала критически относиться к традиционным религ. верованиям (например, в египетской «Песне арфиста» о загробной жизни). В египетских памятниках ставился вопрос о материальной первооснове природных явлений (вода, воздух). В Вавилоне во II в. до н. э. высказывалась догадка о гелиоцентрическом строении мира.Поступательное развитие Индии и Китая было замедлено иерархической организацией общества (кастовость в Индии, чиновно-бюрократическая система в Китае), что способствовало консервации религиозно-мифологических представлений, сохранению их роли в формировании философских учений. Природа трактовалась в основном как объект религиозно-нравственной рефлексии; учение о мире представлялось как вариация и продолжение этического учения о человеке, натурфилософия искала в сущем не естественные причинно-следственные связи, а вселенский нравственный миропорядок. Из множества направлений (школ) древнеиндийской философии выделяются прежде всего учения джайнизма и буддизма. Мир, согласно джайнистам, есть взаимодействие двух вечных сущностей: «дживы» (души, живого) и «адживы» (недуши, неживого). Джайнизм выступал за непричинение зла живым существам, половое воздержание, отстранение от мирского богатства и т. п. В учении буддизма утверждалось, что непрерывно изменяющийся мир, состоящий из элементов - физических и психических форм, не позволяет человеку достичь совершенства. Поэтому достижение вечного блаженства (нирваны) возможно только путем углубленного самосозерцания. Древнеиндийская философия носила абстрактный характер, решала проблемы первопричины, абсолюта, размышляла над тем, что владеет душами. Для Китая характерно преобладание культуры, где главенствующую роль играют зрительные образы, музыкальные мелодии, религиозные переживания и т. п. Это обусловило ряд специфических черт китайской философии: мир и каждый индивид рассматривались как «единая субстанция»; чтобы понять «единую целостность», надо полагаться на интуитивное прозрение; в качестве орудия мышления использовались преимущественно образы, смыслы; логика функционировала путем выделения центральных понятий и построения по отношению к ним ряда сопоставлений, объяснений; отсутствовала четкая определенность понятий, напротив, имела место многозначность терминов, акцент делался на передачу уже созданного; внимание больше было направлено на выявление их ценностного значения; познание соединялось с эстетическим ощущением и волей к реализации на практике моральных норм. Отсюда вытекала практическая направленность философии, связанная с проблемами житейской мудрости, управления. В восточной философии проявлялись также материалистические и наивно-диалектические тенденции. В китайской философии диалектико-материалистиче-ские элементы характерны для даосизма (основатель -Лао-цзы, V в. до н. э.). В этом учении дао - первопричин-ное естественное основание Вселенной, в том числе и человека, порождающее из себя все многообразие видимого мира. В древнекитайской философии нравственная проблематика преобладала. Вместе с тем, этой философии было также свойственно натурфилософское представление о пяти элементах (воде, огне, дереве, металле, земле), составляющих физический фундамент Космоса. Моисты (основатель Мо-цзы, 468 - 376 до н. э.) пытались осмыслить категории «сущее», «пространство», «время», «качество», «причинность» и др. На Востоке в понимании разума и деятельности господствовал идеал минимального вмешательства в протекание природных и социальных процессов, что выразилось в идеале ненасильственных действий, развитом в индийской культурной традиции, в китайском принципе «у-вэй». Традиционные восточные культуры не ставили своей целью преобразование мира и обеспечение власти человека над природой. Эти установки восточной культуры утвердились в современной философской мысли: выясняется, что в сложных развивающихся системах особую роль играют несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах. В современной науке природа рассматривается не как конгломерат качественно специфических объектов, не как механическая система, а как целостный организм, преобразование которого человеком может проходить в определенных границах. Эта идея своими корнями уходит также в древневосточную философию, выражена в принципе даосизма и конфуцианства - «одно во всем и все в одном», в буддийском учении о дхарме, где все ее элементы равносильны и связаны между собой

    6. КОСМОлогизм ранней греческой философии и проблема первоначала.

    На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. М., новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень,результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все эти Ф. направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого. На первых порах древнегреческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф. может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-рыми проходит через всю дальнейшую историю Ф. роблема первоначала, первоосновы субстанции. На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь. Так первые философы понимали под первоначалом нечто конкретное чувственное. Фалес - вода; Анаксимен - воздух; Гераклит - огонь; Эмпедокл - вода, воздух, огонь, земля. Кроме материального первоначала философы допускали духовное начало. Платон - идеи ( нечто духовное). По Платону мир идей творит, создает: мир вещей.

    7. КОНЦЕПЦИЯ АТОМИЗМА И ЭТИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ДЕМОКРИТА

    Представление о неделимых мельчайших частицах материи, возникшее еще в глубокой древности, сопровождало развитие воззрений на природу на протяжении всей истории научного познания. Впервые понятие об атоме как последней и неделимой частице тела возникло, как известно, в античной Греции в рамках натурфилософского учения школы Левкиппа—Демокрита. Согласно этому учению, в мире существуют только атомы и пустота. Различные комбинации атомов образуют самые разнообразные видимые тела. Эти тела могут возникать и исчезать, но атомы, из которых они состоят, остаются неизменными. Они могут лишь переходить от одних тел к другим.Античная гипотеза об атомах не основывалась на каких-либо эмпирических данных и была лишь гениальной догадкой, но тем не менее она определила на многие столетия вперед все дальнейшее развитие естествознания. И хотя сейчас мы знаем, что атом вовсе не является последней, неделимой частицей материи и имеет сложное строение, тенденция к поиску последних элементарных частиц, из которых построено все мироздание, продолжает существовать в новых формах атомистической концепции.

    Демокрит (460 - 370 до н. э.). В поисках причины движения сущего философ выдвинул гипотезу о мельчайших неделимых частицах (атомах), движущихся благодаря присущей им силе тяжести. (Впрочем, впервые в древнегреческой философии идею об атомах как мельчайших неделимых материальных элементах, из которых состоят все предметы, выдвинул Левкипп.) Из атомов рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля. Атомы различаются: 1) по форме (треугольник, крючок и т. д.: душа человека и мысли сферичны); 2) по величине (бывают настолько малы, что не воспринимаются органами чувств, а иногда велики); 3) по порядку; 4) по положению (часть атомов движется вертикально, часть - горизонтально). Каждый атом вечен, неизменен, непроницаем. На место мифологического порождения у Левкиппа и Демокрита становилась материальная причина. Все процессы в природе есть продукт противоречия между атомами и пустотой как условия возможности их движения. Проводя этот детерминистический принцип, Демокрит давал материалистическое объяснение происхождения Космоса из спонтанного вихревого движения атомов (впоследствии к этой гипотезе возвратился Декарт). С позиций атомистики Демокрит объяснял психические явления, сводя душу и все умственные процессы к движению особых атомов, отличающихся тонкостью, легкостью и проникающей способностью. Идея атома у Левкиппа и Демокрита глубока, но вместе с тем она оказалась несовместимой с основными посылками античной математики: идеально воображаемой точкой, линией, фигурой. Неделимость и конечность размера атома теоретически не дает разделить пополам отрезок прямой (при нечетном числе атомов). Демокрит пришел к допущению двоякого рода качеств познаваемых объектов: действительных, присущих самим объектам (их физико-математические параметры), и качеств мнимых, зависящих от нашей способности чувственного восприятия (цвет, вкус, запах и т. д.). В философии истории Демокрит отрицал доктрину «золотого века» (деградации общества от некоего идеального первобытного состояния), одним из первых выступил с идеей общественного прогресса. В этике философ ограничивал принцип наслаждения и отстаивал идеал здорового, умеренного и миролюбивого расположения духа. В политике Демокрит был сторонником демократии, считал политику важнейшим искусством.

    8. КЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ (СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ)

    Этот период(с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э) связан с деятельностью выдающихся греческих философов, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секс).

    Этич. Рационализм Сократа.Сократ (470 - 399 до н. э.) в своих размышлениях двигался от общего к событиям. Все вещи своеобразны, вместе с тем имеют нечто общее - прекрасное. Это их общая идея, эйдос, или смысл. Сократ стремился познать субординацию идей, утверждал, что самая главная идея -идея блага. Человек рассм-ся по аналогии с природным космосом. Ценность всякого познания - природных, людских и божественных явлений и отношений - в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела в повседневной жизни. У Сократа есть начало антропного принципа: мир создан так, чтобы в нем мог существовать человек. (Предшественник Сократа софист Горгий доказывал, что человек только в себе самом может найти истину.) Природа интересовала Сократа не сама по себе, а как поле действия разумного начала. Это начало он видел нравственным, а каждая черта мира создана во благо человеку. Добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Итак, рациональность связывается с нравственностью. Введение в этику разумного начала для человечества имеет прогрессивное значение, хотя, с точки зрения современной философии, в нравственности имеются и нерациональные элементы. Сократ избрал принципом своих размышлений суждение «Познай самого себя». Основой деятельности человека названы всеобщие понятия, что отличает человека.от действия стихийных природных сил. Чтобы приобрести знание, необходим определенный метод - диалектика, состоящая из иронии и майевтики. Ирония есть обмен мнениями, обнаружение противоречий в мыслях оппонента, а майевтика - искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью наводящих вопросов. Диалог, перебор мнений, их обсуждение позволяют достичь новых мыслей. Свой метод постановки вопросов и направления собеседника к принятию конкретных выводов Сократ сравнивал с действиями акушерки, которая сама не рожает, но принимает роды. Так и философ лишь спрашивает других, способствуя рождению истины.

    Идеализм Платона. Античный идеализм свое систематическое выражение нашел в философии Платона (427 - 347 до н. э.), автора свыше 30 диалогов («Софист», «Парменид», «Государство» и др.), основателя школы-академии. В диалоге «Тимей» Платон представил свою космическую картину мира. Из сочетания идей и материи Бог (Демиург - Творец) создает мировую душу (последняя делится на стихии - огонь, воздух, землю) и распространяет по всему пространству. Соответственно гармоническим математическим отношениям Бог придал Космосу форму сферы, в центре которой находится Земля. Бог-демиург творит также и живые существа. Платон сравнивал человеческое существование с пребыванием в подземелье. Закованный, повернутый спиной ко входу в пещеру, человек видит только тени вещей, которые он принимает за единственные реальности. Только понятия, если они правильно образованы, являются неизменными и дают действительное знание. Понятия образуются актом вспоминания идей, которые душа созерцала до того, как она соединилась с телом. Итак, идеи существуют до предметов, выступают по отношению к вещам как их образцы, причины возникновения, смысловые структуры и цели, а вещи, существа лишь причастны к идеям, подражают им, являются их тенями, подобиями или отпечатками. В существующем «царстве идей» высшими по ценности выступают понятия бытия: красоты, справедливости, истины. Имеются также идеи физических явлений -движения, покоя и т. п., идеи существ - животного, человека, идеи произведенных человеком предметов. Гносеология(познание) Платона основана на постулате бессмертия души, способной к перевоплощениям. Познание есть оживление и пробуждение памяти о некогда созерцаемых сущностях. Средство, которое этому служит, есть диалектика. В социологии Платон выступал против рабовладельческой демократии, противопоставив ей идеал замкнутого авторитарного общества (навеяно военизированным устройством Спарты) с жесткой социальной стратификацией (философы-правители, воины-стражники, земледельцы и ремесленники). Каждому сословию соответствует своя добродетель - мудрость, мужество и воздержанность (т. е. выполнение каждым соответствующей ему в государстве функции), в сочетании образующие высшую добродетель -справедливость. Мысль о принципиальном тождестве человеческой природы и общественного устройства (государства) в дальнейшем в новых интерпретациях неоднократно воспроизводилась в философии.

    Аристотель –синтезатор античной Ф. Античная философия была синтезирована Аристотелем(стагирик) (384 - 322 до н. э.). Основные его труды: «Метафизика», «О душе», «Органон», «Этика», «Политика», «Поэтика», «Физика», «О возникновении и уничтожении», «О небе». Аристотель выдвинул идеал науки, очищенной от религиозно-культовых соображений: создал науку о законах мышления, формальную логику как средство систематизации категориального аппарата науки и философии. Опыт, искусство, знание и мудрость (метафизика) - таковы ступени науки. Аристотель выдвинул теорию естественного места, писал о прямолинейном движении, но не в пустоте (как позже Галилей), а в вязкой среде. Учение Аристотеля колеблется между материализмом и идеализмом. Он исходит из доверия к чувственному опыту, к сфере индивидуального и единичного бытия, подвергая с позиций материалистического сенсуализма платоновский идеализм критике (Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже»). Для каждой вещи, полагал Аристотель, может быть несколько образов (идея человека вообще, двуногого и т. д.). Аристотель считал, что идея вещи находится внутри самой же вещи. В учении о первоосновах бытия Аристотель изменил материализму, полагал, что мировой процесс осуществляется не как внутренне детерминируемый, а вследствие надмировой цели (Первого Двигателя, Ума, Бога), стоящей за пределами космоса и генерирующей в нем внутренний мотив (позыв) к движению и совершенствованию. Соотношение государства, общества и человека Аристотель рассматривал как соотношение целого и части. Он сущность человека определял через деятельность души в государстве, руководствующейся разумом. Экономику Аристотель противопоставил накоплению денег ради денег.

    В отличие от Платона, кот. в основу общества положил равенство, коллективную собственность и единство, Аристотель считал, что общество состоит из разнородных элементов. Чрезмерное слияние компонентов социума, полагал Аристотель, ведет к упадку, как замена симфонии одной нотой кладет конец музыке.. По натуре своей, рассуждал Аристотель, человек меньше заботится об общем достоянии, чем о своем, а рассчитывая, что другой займется общим делом, каждый прикладывает к нему меньше усилий.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта