шпоры. 1. социальноэкономические, политические и духовные истоки философии
Скачать 226.58 Kb.
|
9. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ И ДИНАМИКА ЕЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯВ период Средневековья ф-я развивалась преимущественно в лоне теологии. Она-служанка богословия. Ее основные направления: апологетика (защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму), патристика (догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией), схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной ф-ии). Космоцентризм древнегреческой ф-ии вытеснен тео-центризмом, исходная идея которого заключается в следующем: все изменяемое сотворено богом из «ничего» и стремится в конце концов к ничтожному. Природное и социальное бытие-результат божественного предопределения. Следствие этого тезиса-идея мировой гармонии и целесообразности всех процессов. Человек понимается как персона, неделимая личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом. Порча души ведет к порче личности. Несовершенство поведения человека, обладающего свободой воли - причина зла, которое необходимо для гармонии мира. Большинству философов этого периода было присуще догматическое мышление, основанное на доскональном знании формальной логики, которая становится незыблемым каноном. Методы этого мышления - суммарный обзор, комментарии, цитирование. В центре философских диспутов был вопрос о соотношении веры и знания. Известна концепция чистой веры Тертуллиана, суть которой выражена в афоризме: «Верю, ибо абсурдно». Напротив, Ф. Аквинский считал, что вера в Бога должна опираться на систему рациональных доказательств: 1) доказательство от движения (всякое движение нуждается в первотолчке, который и есть Бог); 2) доказательство от производной причины (в мире существует причинный порядок, берущий начало от первопричины — Бога); 3) доказательство от необходимости и случайности (все явления случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Если это так, то нельзя допустить того, что они возникли сами по себе. Следовательно, существует необходимая причина, производящая их); 4) доказательство от совершенства (все существующее совер-, шенно. Бог совершенен. Следовательно, Бог существует); 5) доказательство от целесообразности (все в мире упорядочено, разумно, гармонично. Значит, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит). В Средневековье возник ряд еретических учений, подорвавших авторитет религиозных идей и положивших начало ф-ии Нового времени: 1) учение о двух истинах: истине веры и истине знания (Д. Скотт); 2) учение о свободе воли и ее относительной детерминированности (Ж.Буридан); 3) учения о соотношении вещей и понятий о них: номинализм (реально существуют только вещи, понятия - лишь их имена) и реализм (общие понятия существуют реально, независимо от единичных вещей); 4) учение об опыте как о мериле истинности понятий (У.Оккам). Итак, период Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Средневековая ф-я внесла существенный вклад в развитие гносеологии, особенно формальной логики, отличала знание от веры, обосновала необходимость изучения природы. 10. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ(XV-XVI) Возникает гуманизм.центральной темой эпохи возрождения явл человек.Условно философия эпохи возрождения делят на 3 этапа:1)литературно-художественный(да Винчи, Микеланджело, Петрарка); 2)политический(Маккеавели, Мор, Кампанелла); 3) естественно-научный(Каперник,Галилей,Бруно,Кеплер). Данная эпоха характеризовалась возрождением античного способа мышления и чувствования. От античности перенимается эстетическое внимание ко всему телесному, природному, восхищение человеческим телом. От средневекового неоплатонизма наследуется понимание человека как одухотворенной личности. Перемены были связаны с процессом секуляризации (в некоторой степени освобождения от религии и церковных институтов). Если в центре внимания античной философии была природно-космическая жизнь, средневековой – Бог, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказался человек. Философское мышление стало антропоцентрическим. Гуманистическое воззрение за основу берет ценность человека как личности, его право на свободу, счастье и развитие. Гуманизм обосновывался через идеи патриотизма, общественной активности. Николай Кузанский (15 в.) высказал идеи о совпадении максимума и минимума, о принципе относительности, развиваемые в рамках пантеизма. Идея о совмещении беспредельного и минимального – противоположностей сделала Кузанского одним из родоначальников новоевропейской диалектики, подготовила коперниковскую революцию в астрономии. Если античная философия в парадоксах видела орудие разрушения ложного знания, то Кузанский – средство созидания истинного знания. Д. Бруно (16 в.) полагал, что Вселенная едина, материальна, бесконечна и вечна. В природе все находится в связи и в движении, уничтожение одного есть возникновение другого. Предпринимаются попытки обоснования идеи гражданского общества во взглядах Н.Макиавелли, Ж.Бодена, в социалистических утопиях Т.Мора, Т.Кампанеллы. В целом преодолевались средневековые традиционализм, теоцентризм и схоластика, утверждались идеи гуманизма, активно-деятельностной роли человека по отношению к миру, рационально-научного взгляда на деятельность, установка на новое. Коперник(1473-1543)-важнейшим открытием была гелиоцентрическая система, заложил основы научной астрономии.положения гелиоцентрической системы:1)земля не прибывает не подвижно в центре вселенной , как счит Аристоцель и Пталамей, а вращ вокруг своей оси;2)земля обращ влкруг солнца заним центр вселенной;3) вращ земли вокруг своей оси каперник обьяснил смену дня и ночи, а так же видимое вращение звездного неба;4)движ земли вокруг солнца, он обьяснил видимое перемещение солнца относ звезд, а так же петлеобразное движение планет при наблюдении их с земли. 11. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ(XVII-XVIII) Под влиянием успехов механико-математического естествознания в философии складывается механистическо-метафизическая картина природы. Методами науки провозглашаются эксперимент и наблюдение, гипотеза и механистическая модель. Наука и разум рассматриваются как необходимые средства созидания и преобразования. Родоначальником английского материализма нового времени и методологии опытной науки является Ф.Бекон (1561-1626). Он признавал многокачественность материи, ее неразрывную связь с движением, развивал опытно-индуктивную методологию, дал классификацию препятствий («идолов») на пути познания. Р. Декарт («Начала философии», «рассуждения о методе»)(17 в.) полагал, что в основе мира лежат независимые друг от друга субстанции: духовная и материальная. Декарт пытался рассматривать космос как систему, постепенно развивающуюся во времени благодаря своим собственным законам. Развивал рационалистически-дедуктивную методологию. Т.Гоббс отождествлял движение с механическим перемещением, полагал, что тела состоят из корпускул. Гоббс сформулировал концепцию естественного равенства всех людей, заложил основы учения о правах и обязанностях человека как гражданина. Б.Спиноза (17в.)(«Этика», «Богословско-политический тракт») излагал учение о единой субстанции (ее он назвал Богом), которая совмещает в себе два атрибута – протяженность и мышление. Эта субстанция опред как причина самой себя, что заключало диалектическую идею взаимод и идею единства мира. Г.В. Лейбниц развил плюралистическую концепцию объективного идеализма в учении о монадах. Через идею активности монад Лейбниц отмежевывается от вульгарно-механистических воззрений, подходит к энергетике. Ж.Ламетри (18в.) дал изложение системы механистического материализма. Подчеркивая динамику живой материи, он говорил о существовании переходных форм движения, таких как «растения-животные». Д.Дидро (18в.)(«мысли к обьяснению природы», «философские основания материи и движения») обнаружил парадоксы в системе метафизического материализма. Под его руководством создавалась «Энциклопедия» (35 томов). В области гносеологии в философии Нового времени противостояли друг другу рационализм (Гоббс, Спиноза и др.) и сенсуализм (Декарт, Лейбниц, французские материалисты и др.). Гражданское общество, по Локку, покоится на собственности. Для охраны собственности путем общественного договора утверждается государство. Ключевым общесоциологическим понятием для П.Гольбаха и К.Гельвеция было понятие «человеческая природа». Взгляд на историю исходил из тезиса «мнения правят миром». 12. ФРАНЦКЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 18В. Французские материалисты стремились доказать, что вся вселенная, начиная от простейших тел и кончая человеком с характерными для него сложнейшими душевными свойствами, образуется по естественным законам природы, по законам движения материи. Они утверждали, что движение является неотъемлемым свойством материи, и, таким образом, преодолели в этом пункте ошибочные воззрения Декарта и Ньютона, оставлявших место для представления о "первом толчке". Вселенную французские материалисты рассматривали в ее вечном движении, в непрерывном и всеобщем изменении. Основной вопрос философии — об отношении духа к материи, мышления к бытию — французские философы-материалисты безоговорочно разрешали с позиций материализма. Материи присуще свойство чувствительности, ощущения и, наконец, сознания. Вторая своеобразная ограниченность этого материализма заключалась в неспособности его понять мир как процесс, как такую материю, которая находится в непрерывном историческом развитии. Это соответствовало тогдашнему состоянию естествознания и связанному с ним метафизическому, то есть антидиалектическому, методу философского мышления. Природа находится в вечном движении; это знали и тогда. Но по тогдашнему представлению, это движение столь же вечно вращалось в одном и том же круге, и таким образом оставалось, собственно, на том же месте: оно всегда приводило к одним и тем же последствиям. Схоластика и идеализм, против которых вели борьбу французские материалисты, не сразу сошли со сцены: они еще долго господствовали в умах многих философов и натуралистов. В французском материализме имеются 2 направления:1) от материалистической физики декарта: представители:Ла митри, дидро, они разрабатывали в основном материалистическую философии. 2)от материалистического синцуализма (происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира) Локка: представители:Гольбах, Гельвеций, они сосредотачивали сврё внимание на разработке гнесеологической социологии. 13. ФИЛОСОФИЯ КАНТА Произведения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» , «Критика способнолсти суждения» Деятельность делится на докритический и критический этапы. В работе докритического периода важное место занимает произведение посвященное вопросам естествознания и философии природы. Их значение в том, что в них был поставлен вопрос о развитии природы. Он выдвинул гипотезу о происхождении солнечной системы из облака частиц материи (гениальная гипотеза). Впервые была поколеблена метофизика понимания органической и неорганической природы. Перед ним стала проблема: как возможно познание вообще? Он считал, что источником достоверного не может быть имперический опыт и таким источником не может быть разум, а между тем достоверное знание существует. Переход к вопросу Как возможно знание? означал начало критического периода. Под критикой понимал исследование границ, до которых простирается способность разума, а также исследование др способностей и форм познания. стремился отделить явления доступные человеческому познанию от вещей в себе, т.е. сущности вещей, которые человек не познает никогда. Расчищал почву для бога. Бога мы не познаем никогда и остается только верить в него. Знания выражаются всегда в форме суждения, т.е. в форме связи понятий. Аналитические суждения, которые не дают новых, а раскрывают старые знания; систематические, которые дают новые знания. Они делятся на опосториорные и оприорные. Первые основаны на опыте, а вторые предшествуют опыту. Интересует 3 вида знания: математика, метофизика, теория естествознания. 14. СИСТЕМА И МЕТОД В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ Гегель - нем.философ, объективный идеалист, представитель нем.классич.фил-ии. В молодости Г.отличался радикальным образом мышления, приветствовал фр.революцию, выступал против феодальн.порядков прусской монархии. Реакция, кот.началась после Венского конгресса , оказала влияние и на Г. Философия Г.своеобразно отразила противоречиывй хар-ер развития Германии накануне буржуазной революции, в ней сказалась двойственная природа нем.буржуазии, идеологом кот.был Г. Отсюда, с одной стороны, прогрессивные и даже революц.тенденции его философии как выражение идейной подготовки буржуазной революции в Германии, а с др.- консервативные и реакционные идеи как результат непоследовательности и трусости нем.буржуазии, ее склонности к компромиссам с реакционным юнкерством. Анализируя категорию отчуждения, Г., хотя и в идеалистической форме , “ухватывает сущность труда”, т.е.многие важные стороны предметной деятельности человека, рассматривает человека и его историю как “результат его собственного труда” , а следовательно, догадывается о некотоых реальных закономерностях истории. Г.обосновывает тезис о субстанции как субъекте, как деятельном, активном начале. Исходное положение философии Г.- тождество бытия и мышления,т.е.понимание реального мира как проявление идеи, понятия, духа. Это тождество Г.рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. В развитом виде содержание системы абсолютного (объективного) идеализма Г.состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общ-ва лежит абсолют, духовное и разумное начало - “абсолютная идея”, “мировой разум” или “мировой дух”. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: 1)развитие идеи в ее собственном лоне, в “стихии чистого мышления”- Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2)развитие идеи в форме “инобытия”, т.е.в форме природы, - Философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность; 3)развитие идеи в мышлении и истории (в “духе”) - Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеч.сознания и деятельности. Его собственной системой завершается, на взгляд Г., процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее самопознание. Ценнейшим приобретением философии Г.была диалектика, изложенная особенно полно в “Науке логики” (1812-16). Исключительно велик вклад Г.в теорию познания, в частности большое значение имеет его глубокая критика созерцательности, кантовского дуализма “вещей в себе” и явлений. Большой интерес представляют также такие работы Г., как “Философия права”, “Лекции по истории философии”, “Лекции по эстетике”, “Лекции по философии истории”. Во всех областях фил-ии он оставил глубокий след, применяя диалектику, глубоко анализируя актуальные проблемы науки. Однако диалектика Г.была облечена в мистическую оболочку. Идеализм философии Г.привел к прямой измене его собственным диалектическим идеям (признание завершенности развития мира и познания, мистификация диалектики, распространение принципа развития только на идеальные явления, схематизм и искусственность в развитии ряда логических категорий, замкнутость их системы, неумение и нежелание сделать последовательные социальные выводы из диалектики и др.), к националистич.предрассудкам и т.д. 15. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ФЕЙЕРБАХА Произведения: «К критике философии гегеля», «сущность христианства», «Основы философии будущего». Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В сер. 19 в. с острой критикой идеализма выступил нем. философ Л.Фейербах. Первонач. Ф. увлекался ф. Гегеля, однако затем подверг ее резкой критике. С т. зр. Ф., ид-м есть рационализированная религия, а ф. и религия по самому их существу противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, в осн. ф. - знание, стремл. раскрыть действит. прир. вещей. Сд., первейш. задача ф.- критика религии, разоблачение тех иллюзий, кот. составл. сущность религ. сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистич. ф. возникают, по Ф., из чуждения человеческой сущности, посредством приписывания Богу тех атрибутов, кот. в действит-сти принадл. самому ч-ку. Так возник. трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец Бога - ч-к - рассматривается как творение Бога, ставится в зависимость от последнего, и т.о. лишается свободы и самостоятельности. По Ф., для освобождения от религ. заблуждений необх. понять, что ч-к - не творение Бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы. Однако мат-м Ф. не случайно хар-ся как антропологический. Он существенно отличается от мат-ма 18 в., т.к. не сводит всякую реальность к механич. движ-ю и рассм. природу не как механизм, а скорее как организм. В центре внимания Ф. - не отвлеч. понятие материи, как у большинства франц. матер-стов, а ч-к как психофизич. единство души и тела. Исходя из такого понимания ч-ка, Ф. отвергает его идеалистич. трактовку, при кот. ч-к рассматривается прежде всего как духовное существо. По Ф., тело в его целостности как раз и составляет сущность чел-ского Я; дух. начало в ч-ке не м. быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Чел. природа толкуется Ф. преимущ. биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеч. рода. Маркс, признавая важное историч. значение мат-ма Ф., особенно его критику религии, в то же время отмечал, что у Ф. “человеч. сущность может рассматриваться только как “род”, как внутр. всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами”. По Марксу, ч-к явл. историч. и соц. существом, а потому его сущность “не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действит-сти она есть совокупность всех обществ. отношений”. Т.к. обществ. жизнь людей является по существу практической, Ф., упускает из виду роль практики как в ходе историч. жизни человека, так и в процессе познания. Критикуя идеалистическую трактовку познания и недовол. абстрактным мышлением, Ф. апеллирует к чувств. созерцанию, полагая, что ощущение составл. единств. источник познания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние обладает подлинной реальностью. С пом. орг. чувств мы познаем как физич. объекты, так и психич. состояния других людей; не признавая никакой сверхчувств. реальности, Ф. отверг. и возможность чисто отвлеченного познания с пом. разума. Антропологич. принцип Ф. в теории познания выр. в том, что он по-новому интерпретирует само понятие “объект”. По Ф. понятие объекта первоначально формируется в опыте чел. общения, поэтому первый объект для ч-ка - это другой человек. Любовь к другому ч-ку есть путь к признанию его объ. сущ-я, а тем самым к признанию сущ-я вообще внешних вещей. Из внутр. связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистич. мораль, кот., по Ф., должна встать на место иллююзорной связи с Богом. Любовь к Богу есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви к другим людям. Антроп. мат-м Ф. возник как реакция на идеализм, и прежде всего на учение Гегеля. Ф. встал на защиту именно природно-биологического начала в человеке. |