Главная страница

шпоры. 1. социальноэкономические, политические и духовные истоки философии


Скачать 226.58 Kb.
Название1. социальноэкономические, политические и духовные истоки философии
Анкоршпоры.docx
Дата15.06.2018
Размер226.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлашпоры.docx
ТипДокументы
#20327
страница8 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




40. ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Познание – одна из основных и традиционных тем для философии. Познание является объектом изучения одного из разделов философии – теории познания, или гносеологии. Гносеология изучает такие проблемы, как определение сущности познавательной деятельности человека, взаимоотношений субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания и действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности знания и многое другое. Интерес философии к проблемам познания имеет длительную историю. Конспективно можно выделить следующие моменты этой истории:- античность. Возникает понимание различия между умопостигаемым и чувственно-воспринимаемым знание. Анализируется природы истины и е? отличие от мнения (софисты, Сократ). Разрабатываются основы формальной логики Аристотелем. - Средние века. Анализируется природа общих понятий и соотношение веры и знания Проблема соединение веры и знания, богословия и науки, занимает важное место в неотомизме и русской религиозной ф-ии Русские религиозные философы считали, что вера – важнейший феномен духовного мира человека, непосредственное принятие сознанием смысложизненных положений как высших истин, норм и ценностей. Одно из важнейших понятий русской религиозной философии – «цельное знание». Только собрав в единое целое все свои духовные силы – чувственный опыт, религиозное созерцание, рациональное мыщление, эстет. и нравст. опыт – человек начинает понимать истинное бытие мира и постигает сверхрациональные истины о Боге. - Новое время. Ключевые имена этого периода Ф.Бэкон (эмпиризм; разработка индуктивного метода познания, анализ природы заблуждений, основ научного опыта) и Р.Декарт (рационализм; разработка дедуктивного метода познания) ; И.Кант – критическое переосмысление основных положений гно сеологии ,Г.Гегель – разработка диалектики. - 19 –20 века. Формирование таких философских направлений, специально исследующих проблемы познания, как позитивизм и постпозитивизм,герменевтика ,разработка философии и методологии науки, изуче ние многообразных форм знания (мифологическое и религиозное, явное и неявное, личностное, научное и вненаучное). Гносеология акцентирует внимание на 2-й стороне основного вопроса философии: «Познаваем ли мир?». (Т.е., дают ли наши знания адекватное отражение реальности). По этому поводу в истории философии сложилось две позиции: - агностицизм – это учение, отрицающее возможность достоверного познания действительности (или, по крайней мере, отрицающее возможность достовер-ного знания о сущности предметов – И.Кант). Возможно, для ил люстрации агностицизма, можно использовать следующую английскую поба- с?нку. В комнате, где находятся Том и Джек, на самом деле находятся шестеро: Том и Джек, какими они видят сами себя; Том и Джек, какими они видят друг друга; Том и Джек, какие они есть на самом деле (но это-то, с точки зрния агностицизма, мы и не способны никогда узнать). - Познавательно-реалистическая концепция смотрит на это более оптимистично и утверждает возможность достоверного знания о сущности предметов, о закономерностях природы и общества. Сложность познавательного процесса проявляется в множественности форм знания (мифологическое и религиозное, мистическое, явное и неявное, личностное, научное, вненаучное, паранаучное и др.). Например, содержание и характеристики знания в значительной степени зависят от человека как носителя знаний. Это отражено в понятии личностного знания. Оно содержит в себе:- личный подход к трактовке собственного содержания и его использования; - осмысление его в контексте личных (часто неконтролируемых) ассоциаций; - эмоциональное отношение к личным знаниям. Это не означает, что личностное знание носит чисто субъективный харак-тер. М.Полани пишет, что у человека есть два типа знаний: явное, артикулированное, выраженное в суждениях, понятиях и других рациональных формах, и неявное, не артикулированное, не подающееся полной рефлексии знание. Оно выражено в интуициях, чувствах, в телесных навыках, схемах восприятия, практиче- ском мастерстве, в подражании.Всем известно, насколько популярны и широко распространены в настоящее время различные формы вненаучного и паранаучного знания. Многие иссле- дователи говорят об этом как о достаточно тревожном факте. Сложность и многообразие форм знания, часто исключительно тонкие границы между знанием научным и ненаучным, а также необходимость формирования прочной методологической и общефилософской базы будущей научноисследовательской работы требует от молодого уч?ного знания философии и методологии науки. Философия и методология науки – философская дисциплина, изучающая науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний. Исследует: - структуру и историю научного знания; - проблему обоснования научного знания;- взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней знания; - взаимосвязь науки и других форм общественной и культурной жизни;- причины, условия, ход и особенности научно-теоретической революции;- анализ мировоззренческих предпосылок и последствий развития науки .
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта