Главная страница
Навигация по странице:

  • 29.КОЭВОЛЮЦИОННЫЙ ИМПЕРАТИВ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

  • 31 СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

  • 32. СОЗНАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ

  • 33. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

  • 34. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАНИЕ. САМОСОСОЗНАНИЕ.

  • 35. СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК, КОММУНИКАЦИЯ

  • 36 ДИАЛЕКТИКА И АНТИДИАЛЕКТИКА

  • шпоры. 1. социальноэкономические, политические и духовные истоки философии


    Скачать 226.58 Kb.
    Название1. социальноэкономические, политические и духовные истоки философии
    Анкоршпоры.docx
    Дата15.06.2018
    Размер226.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры.docx
    ТипДокументы
    #20327
    страница5 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    28.ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ, ЖИЗНЬ КАК ЦЕННОСТЬ.

    Одной из сфер бытия, значительной частью материальной объективной реальности выступает природа.

    В древности силы природы персонифицировались в образах богов, человек ощущал свою слабость в противостоянии им. В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой. Начали складываться натуралистические теории, преувеличивавшие зависимость общества от природы (Платон, Аристотель, Гиппократ, Геродот). Для обозначения упорядоченного единства мира, в противоположность Хаосу, Пифагор ввел понятие космоса, главным свойством которого считалась гармония сфер. В религиозно-идеалистической философии космос либо увязывался с творцом, либо рассматривался пантеистически.

    В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь природы. Считалось, что в природе воплощен божественный план. Продолжалось укрепление концепции географического детерминизма. Например, Шарль Монтескье (1689-1755) считал, что общественно-политическое устройство государства, религиозные и иные представления, форма семьи, обычаи людей, законы их развития определяются характером поверхности Земли, почвой и особенно климатом.

    Философская мысль отмечает двойственную роль природы по отношению к человеку. Сила природы слепа, пока мы неразумны. "Природа нам враг временный, а друг вечный потому, что нет вражды вечной, а устранение временной есть наша задача...". На заре XX в. природа рассматривалась А. А. Богдановым как враг и в то же время полный таинственного очарования друг человека. По мнению ученого, необходимым дополнением "товарищеского сотрудничества" становится сотрудничество с природой. Богданов первым обрисовал возможности мирного использования атомной энергии и первым предупреждал человечество об опасности атомного уничтожения.

    Диалектика природы от неживой к живой. Жизнь как ценность.

    Природа - совокупность естественных условий существования человечества, окружающий человека динамический мир во всем многообразии своих проявлений. Природа существует по своим собственным, не зависящим от человека основаниям и законам.

    Возникновение земной жизни - закономерный результат предшествующей эволюции нашей планеты как элемента Космоса (хотя конкретные условия для появления жизни на планете Земля могут возникать в природе случайным образом). Современная наука называет стадии зарождения живого: появление химических и далее углеродистых соединений, белковых веществ и нуклеиновых кислот; их соединения породили коллоидные капельки, которые обладали первыми примитивными признаками жизни; возникновение белковых тел; появление одноклеточных и многоклеточных организмов. Первые признаки жизни на Земле появились примерно 3,8 млрд лет назад. 2 млрд лет назад возникли первые клетки, способные к использованию энергии солнечного света для химических реакций, в процессе которых выделяется кислород. Возникла биосфера.

    Жизнь характеризуется как преобладание организованности, порядка над хаосом. Это более высокая организация материи, которая обладает свойством уменьшения энергоотдачи в окружающую среду и увеличения притока энергии из нее. Жизненный процесс как взаимоотношение между организмом и средой осуществляется на основе извлечения информации из отражения.

    Ценность жизни понимается в разных подходах: а) как "благоговение" перед жизнью не только ради человека, но и других существ (Швейцер, Блэкстоун)*; б) сохранение жизни - необходимая предпосылка для существования человека и человечества - от протагоровского о человеке как мере всех вещей. Гуманистически ориентированный тезис о безграничном развитии человека, о человеке как мере всех вещей, не дополненный требованием ответственности человека перед всем живым на Земле и во Вселенной, превращается в тираническое отношение к природе. Поэтому первая позиция более осмотрительная, хотя и она не лишена недостатков. Главный из них заключен в том, что считается недопустимым какое бы то ни было вмешательство человека в биосферу. Впрочем, сформулированные положения следует рассматривать как взаимодополняющие друг друга. Функция человека как защитника природы способна защитить и человека от самого себя, т. е. сделать его мерой всех вещей.
    29.КОЭВОЛЮЦИОННЫЙ ИМПЕРАТИВ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

    Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, которая должна была выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968 г. Н. Тимофеев-Ресовский. С тех пор эта тема становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Идея коэволюции используется во всех работах, исследующих проблему «общество-природа», а также при создании кибернетических моделей развития биосферы. При обсуждении синтетического характера исследований коэволюции приходят к выводу, что здесь необходимы совместные усилия естествоиспытателей и всех гуманитариев – вплоть до поэтов. Вне такого синтеза нельзя понять человека во всем драматизме его отношений с остальной природой, а без этого понимания невозможно создать реально функционирующую стратегию взаимодействия природы и общества (Н. Моисеев).

    Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. В концентрированном виде она выражает исторический опыт человечества, содержащий в себе определенные регламентации и императивы социоприродного взаимодействия. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как индивидуума, так и общества. Развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфе-ра – это область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.Проблема устойчивого развития системы «общество-природа». Цель стратегии устойчивого развития – обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного социоприродного развития. Ее реализация состоит в согласовании задач социально-экономического развития, сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический императив, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения важнейших взаимосвязанных индикаторов в триаде «человек-хозяйство-природа».


    31 СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

    Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных проблем. Сознание – особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек услышал, почувствовал, пережил.
    В истории философии проблема сознания решалась на двух уровнях:
    1. Описание способов, какими вещи даны в сознании и существуют в нем (описание феномена сознания).
    2. Объяснение самой возможности сознания, самого феномена.
    Такое разделение появилось только в 20 веке. До этого считалось, что если описаны способы существования вещей в сознании, то вопрос о природе сознания исчерпан. Каждая эпоха имела свои представления о сознании, связанные с текущими мировоззренческими установками и зачастую взаимоисключающие. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект, потому для объяснения сознания использовалась метафора (Платон, Аристотель): как буквы отпечатываются на дощечке с воском, так и объект отпечатывается на дощечке разума. Другая особенность – умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять внимание на внутренний мир, не была проработана философией. Эта специфика основана на том, что внимание человека было обращено на окружающий мир.
    В культуре христианства произошло важное событие – обострение потребности человека обращать внимание на себя, собственные переживания, что было вызвано необходимостью общения с –богом (молитва). Человек должен был отключиться от чувственных восприятий, тела и обратиться к душе. Практика исповеди также стимулировала самоанализ. Таким образом перед человеком открылась новая грань сознания: сознание – это не только знание о внешнем мире, но прежде всего знание о собственном духовном опыте, его содержании. Эту проблему впервые четко сформулировал Августин Блаженный (5 в.). Три уровня сознания:
    1. Божественный – высший.
    2. Рефлексии и рассуждения.
    3. Инстинктов и страстей – низший.
    Чтобы человек обрел свою сущность, свое “Я”, он должен дойти до первого уровня. Но на первом уровне “Я” забывает о себе, не рассуждает, не рефлексирует, чтобы рассказать об этом состоянии, нужно выйти из него. Остаются лишь воспоминания, которые и есть сознание. Сознание есть память о земной ничтожности и возможности достигать божественное. Сознание связано со страданием. Оно дано, чтобы испытать муки души, потерявшей единение с Богом (Бердяев).
    Новое время ознаменовалось афоризмом “Бог умер”. Отказ от бога формировал новый духовный опыт людей, где нет первого (божественного) уровня. Нет бога, нет и воспоминания. Происхождение человека стало рассматриваться через природную эволюцию. Однако нельзя было рассматривать сознание как отпечаток (в античности), а что если это галлюцинация. Вывод философов Нового времени – сознания нет без самосознания. В акте самосознания сознание само себя знает – структуру и содержание.
    Маркс сформулировал идею вторичного сознания, его обусловленности, детерминированности внешними для него факторами, прежде всего экономическими. Он утверждал, что не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание. Сознание есть осознанное бытие. Под бытием он понимал реальные условия жизни людей в буржуазном обществе, где все поставлено на службу материальному успеху. Отсюда морально все, что приносит материальный успех. Люди привлекают друг друга не как носители духовного опыта, а как владельцы вещей. Маркс зафиксировал факт, что буржуазные отношения невозможны без изменения сознания людей. Социальная система может стабильно функционировать лишь при постоянном воспроизводстве такого содержания сознания, которое было бы адекватно содержанию системы. Бытие сознания является необходимым моментом функционирования общественного бытия. Пока реальные люди не осознали буржуазные отношения как само собой разумеющимся, последние находились в стадии становления, и гарантия их стабильности отсутствовала. Укрепление нового способа производства зависит в первую очередь от перестройки сознания большого количества людей.
    Оппоненты Маркса утверждают уникально-личностную, а не общественную природу сознания. Сознание – уникальный творческий акт или детерминированное положение человека в структуре общественных отношений.
    32. СОЗНАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ

    Способность человеческого мозга отражать действительность ЄСТЬ результат длительного развития высокоорганизованной материи .
    В философии и психологии существуют ошибочные концепции, согласно которым сама проблема возникновения сознания из его биологических предпосылок снимается тем, что наличие психики признается лишь у человека. Эта концепция восходит к Декарту, полагавшему, что животные — это'лишь сложные машины. Прямо противоположную позицию занимают те, кто считает, что не только животные, но и вся природа является одухотворенной (Ж. Робине и др.)- Между этими крайними концепциями, допускающими существование психики или только у человека, или у всей материи, имеется как бы промежуточная позиция «биопсихизма», согласно которой психика есть свойство лишь живой материи (Э. Геккель и др.).
    Диалектическому материализму чуждо как признание всеобщей одушевленности материи, так и представление о психике как о присущей только человеку. Он не разделяет и позиции «биопсихизма». Диалектический материализм исходит из того, что психическое отражение внешнего мира — это такое свойство материи, которое появляется лишь на высоком уровне развития живого, когда образуется нервная система.
    Размышляя об истоках сознания, В. И. Ленин высказал идею о том, что в ясно выраженной форме ощущение связано только с высшими формами материи, а «в фундаменте самого здания материи» существует способность, сходная с ощущением,— свойство отражения.
    Отражение как общее свойство материи обусловлено тем, что предметы и явления находятся в универсальной взаимосвязи и взаимодействии. Воздействуя друг на друга, они производят при этом те или иные изменения. Эти изменения выступают в виде определенного «следа», который фиксирует особенности воздействующего предмета, явления. Формы отражения зависят от специфики и уровня структурной организации взаимодействующих тел. А содержание отражения выражается в том, какие изменения произошли в отражающем предмете и какие стороны в воздействующем предмете и явлении они воспроизводят.
    Соотношение между результатами отражения («следами») и отражаемым (воздействующим) предметом может выражаться в виде изоморфизма и гомоморфизма. Под изоморфизмом понимается сходство между какими-либо объектами, подобие их формы, структуры, как это-имеет место, например, в фотографии. Изоморфное отображение — это адекватное воспроизведение оригинала. Под гомоморфизмом имеется в виду лишь приблизительное отражение, например изображение местности на карте.
    Отражение присуще материи на всех уровнях ее организации, но высшие формы отражения связаны с живой материей, с жизнью. Что такое жизнь? Это особая, сложная форма движения материи. Ее важными признаками являются раздражимость, рост, размножение, в основе которых лежит обмен веществ. Он-то и составляет сущность жизни. Обмен веществ связан с определенным материальным субстратом (в условиях Земли — с белками и нуклеиновыми кислотами).
    Жизнь — это прежде всего процесс взаимодействия организма и окружающей его среды. На нашей планете она представлена в виде бесчисленного множества различных организмов, начиная от
    Простейших до самых сложных, таких, как человек. В процессе югической эволюции вместе с усложнением их строения и свойственные живой материи формы цтрмжепия. Отражение и его формы у организмов находятся в прямой зависимости прежде всего от характера и уровня их поведения, деятельности. В ходе ее совершенствования у живых существ " шикают и развиваются органы чувств, нервная система. Вместе гем сама деятельность зависит от регулирующего влияния отражения.
    Элементарной и исходной формой отражения, свойственной всем к иным организмам, является раздражимость. Она выражается в И юпрательном реагировании живых тел на внешние воздействия (на свет, изменения температуры и т. д.). Иа более высоком уровне эволюции живых организмов раздражимость переходит в качественно новое свойство — чувствительность, т. е. способность отра-кать отдельные свойства вещей в виде ощущений.
    Более высокого уровня отражение достигает у позвоночных животных. У них возникает способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их н виде восприятия — целостного образа ситуации. Ощущения и восприятия, как уже говорилось, являются образами вещей. Это означает появление элементарных форм психики как функции нервной системы и формы отражения действительности
    Обычно различают два тесно между собой связанных типа по-Ведеиия животных: инстинктивное — врожденное, которое передается по наследству, и индивидуально приобретенное. Животным присуща способность отражать биологически значимые (т. е. помогающие удовлетворять потребность в пище, избегать опасностей п т. д.) свойства предметов окружающего мира.
    С совершенствованием этой способности связано формирование различных сложных форм поведения. У высших животных — Обезьян — они выражаются, например, в отыскании обходных путей при достижении цели, в употреблении различных предметов в качестве орудий, словом, в том, что в обиходе называется «сообразительностью» животных.
    Высокий уровень развития психики животных показывает, что Сознание человека имеет свои биологические предпосылки и что между человеком и его животными предками не существует непроходимой пропасти, а имеет место известная преемственность. Однако это ни в коей мере не означает тождества их психики.
    33. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

    В процессе функционирования сознание проявляет основные свои свойства.

    1. Главное свойство сознания – его идеальность – способ воспроизведения реальности, когда объекты осваиваются первоначально без физического на них воздействия, духовно.

    2. Идеальность сознания дополняется свойством интенциональности, т.е. придания смысла предмету. Способы полагания смысла описывает феноменология.

    3. Одно из свойств сознания – идеаторность – способность творить и воспроизводить идеи. Это свойство позволяет отличать сознание человека от психики животного.

    4-5. Сознание универсально, т.е. потенциально способно отражать любые свойства предметов. Потенциальная универсальность сознания сочетается с его реальной ограниченностью в отражении вещей и процессов.

    6. Сознание обладает свойством объективности, т.е. отражение вещей и процессов такими, как они есть в действительности.

    7. Объективность сознания сочетается с его субъективностью, т.е. личностной интерпретацией той или иной ситуации.

    8-9. Сознанию присуща способность целеполагания, предварительного создания идеального проекта будущего результата. Целенаправленность сознания сочетается с его стихийностью.

    10-11. Сознание “осваивает” вещи, явления, объекты не только ради любопытства, но и в практическом для человека значении, в их отношениях к его потребностям и интересам.

    12-13. Сознание потенциально “заряжено” творчеством, которое сочетается с традиционализмом, консерватизмом.

    14. Сознание обладает неразрывной связью с языком.

    Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессознательно. Бессознательное – совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчётливо в сознании людей. В сфере бессознательного различают три разновидности неосознаваемого психического: предсознание, подсознание и надсознание.

    Сознание можно рассматривать и с точки зрения системно-структурного подхода, т.е. как внутренний мир, мир субъективной реальности, субъективной рефлексии, который в гносеологическом плане противостоит миру объективной реальности. Именно этот "постоянный" внутренний мир стал объектом внимания современной мировой философии (философский структурализм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ и др.), которая стремилась овладеть структурой субъективности.
    Субъективная реальность является ничем другим, как сознанием, мысленным взором, переживанием. Она идеальная и по форме, и за способом своего существования. Мысль продолжает природу и вместе с тем за способом своего существования противостоит ей.
    Категория идеального обозначает специфическое для человека отображения объекта и действия в виде субъективного образа (понятий, суждений, умозаключений). Идеальное охватывает все структурные элементы субъективной реальности. Это любое знание, которое существует в форме субъективности, но связанное с материальными мозговыми нейродинамичными процессами.
    Большинство определений понятия идеального фиксирует специфический характер, способ существования сознания. И это главное.
    Идеальное по своей сути характеризуется конструктивностью, способностью воплощаться в действительность путем объективации, опредметнения в формах культуры. Из разнообразного содержания сознания отбирается тот тип чувствительных и понятийных образов, которые более всего соотносятся с будущим результатом ее деятельности, с тем, что должно быть достигнуто и осуществленное человеком. Речь идет о таких психических образах, которые несут в себе идеи, замыслы, знание, реализация которых отвечает человеческим нуждам. На мысль Э.В.Ильенкова, человек приобретает идеальный исключительно в ходе приобщение к исторически развитым формам общественной жизнедеятельности вместе с социальным планом своего существования, культурой. Вот почему "идеальность" является аспектом культуры, ее измерением, свойством.
    Сознание не сводится к психике человека. Понятие сознания более узкое сравнительно с понятием "психика человека". Психика состоит из таких духовных образований, как сознательное и несознательное и они находятся в постоянном взаимодействии.
    Сознание - это прежде всего знание. Без знания сознания не существует. Вот почему в современной философской литературе большинство исследователей указывают на важную роль познавательной (когнитивной), эмоциональной и мотивационно-волевой форм деятельности сознания. Логическая структура когнитивной деятельности человека состоит из чувственно-сенситивного абстрактно-мысленного и интуитивного уровней. На этих уровнях возникают чувствительные и понятийные образа, которые представляют предметно-содержательную основу мышления. А именно мышление является процессом оперирования чувствительным содержанием и логическими формами, который имеет целью синтез чувствительного и рационального достояния новой познавательной информации. К познавательным способностям человека принадлежит также внимание и память. Но в когнитивной сфере сознания ведущая роль, бесспорно, принадлежит понятийному мышлению. Именно оно обеспечивает всей познавательной деятельности предметный, осознанный характер.
    Эмоциональная сфера сознания - сложное, мало исследованное явление. Попытка выделить ее структуры и типологии не удалась. Эмоции - это отображение объекта в форме психического переживания, душевного волнение, непосредственного переживания жизненного смысла явишь и ситуаций и оцениваемого отношения к тому, с чем человек имеет дело. Эмоциональную сферу представляют чувство (радость, горе, любовь, ненависть и др.), аффекты (злость, ужас, отчаяние), страсти и самочувствие. В эмоциях предметы отображаются не в образах, а в их отношении к человеку, общества, их нужд, интересов.
    Мотивационно-Волевая сфера представлена мотивами, интересами, потребностями субъекта в единстве со способностями в достижении целей.
    Возле с сознанием в "внутреннем миру" человека существует уровень несознательного. Сегодня это признало большинство ученых. Считают, что несознательное - это совокупность психических явлений, положений и действий, которые лежат вне сферы ума.
    К бессознательному принадлежат сновидение, гипнотические залоги, явления сомнамбулизма, залоги невменяемости, а также инстинкты и чувства. Инстинкты и чувства - это такие структурные элементы несознательного, которые могут зарождаться на ровне подсознательного, зависеть от него, а со временем переходить на уровень сознания.
    К структуре несознательного зачисляются также автоматизмы и интуиция, которые могут зарождаться на уровне сознания, а со временем погружаться в сферу несознательного. Под автоматизмами понимают сложные действия человека. Первично образовываясь под контролем сознания, в результате длинной тренировки и многоразового повторения, они приобретают несознательный характер.
    Благодаря включению несознательного к психической деятельности, по мнению ученых, нагрузка на сознание уменьшается, а это в свою очередь расширяет поле творческих возможностей человека. Современная наука оперирует и понятием подсознательного. Это особый пласт или уровень бессознательного. К нему включаются психические явления, связанные с переходом операций деятельности по уровню сознания на уровень автоматизма.
    Одним из первых в истории науки решить проблему соотношения сознательного и несознательного старался австрийский психолог и психиатр З.Фрейд (1856-1939). Он приходил к выводу о существенно важной, а временами и решающую роль несознательного (особенно относительно психических заболеваний). На наш взгляд, концепция Фрейда лежит в русле той философской традиции, которая делает акцент на несознательному (А. Что-Пенгауер, Е.Гартман, А.Бергсон и др.).
    Вместе с тем много философских направлений, ориентируясь предоставленные психологии, физиологии, медицины и других наук, в противоположность Фрейду, приходили к выводу, который в поведении человека, ее практической и познавательной деятельности ведущую роль сыграет все же таки сознание.
    Если обратиться к генезису человеческой психики, то несознательное выступает первым этапом ее развития, а сознательное - вторым. В связи с этим можно предположить, что несознательное и сознательное есть двумя относительно самостоятельными сторонами психики человека, они взаимодействуют между собой, активно влияя одно на один. И вдобавок несознательное содержит в себе богатые возможности, которые стимулируют рациональные аспекты человеческой жизнедеятельности и творческих действий субъекта.
    Структура психической деятельности индивида не исчерпывается сознанием и несознательным. В субъективной реальности человека имеет место и такая подструктура, как самосознание. Она ориентирована на анализ, осознание, целостную оценку человеком собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий, моральных свойств и др.; с помощью самосознания человек реализует отношение к самой себе, осуществляет собственную самооценку как мыслящего существа, способного ощущать. В этом случае объектом познания субъект делает самого себя и свое сознание. Итак, человек - самооценивающее существо, которое без этого характеристического действия не смогла бы определить себя и найти место в жизни.
    Обращение философов к самосознанию как особой сферы субъективного мира начинается еще из Сократа, из его максимы: "Познай самого себя". Со становлением философии как специфического знания о миру и человеке сложился взгляд на деятельный, неспокойный характер души, критичность ума относительно самого себя. За Платоном, деятельность души - это внутренняя работа, которая имеет характер беседы с самым собой. Размышляя, душа постоянно разговаривает с собой, спрашивает себя, отвечает, утверждает и возражает.
    Таким образом, самосознание -- важное условие постоянного самосовершенствования человека. Она тесно связана с рефлексией. Понятие самосознания и рефлексии находятся в определенном соотношении, которое формируется по принципу дополняемости. Самосознание конкретизируется через рефлексию, которая раскрывает содержание сознания, ее место и роль в субъективной реальности самосознания.
    В философской литературе рефлексию определяют как принцип мышления, с помощью которого оно осуществляет анализ и осознания собственных форм (категорий мышления) деятельности. Этот принцип состоит также в предметном и критическом осмыслении человеком научного знания, его содержания и методов соискания. Как форма познания, рефлексия есть не только критическим, а и эвристическим принципом. Поскольку своим предметом рефлексия избирает знание о самом знании, то она превращается в источник новых знаний. Вот почему, на наш взгляд, рефлексию можно рассматривать как деятельность самосознания, которое раскрывает внутреннее строение и специфику духовного мира человека.
    Рассматривая этот уровень (подструктуру) субъективности, необходимо прибавить, что самосознание и рефлексия не является результатом лишь внутренних нужд изолированного сознания, они зарождаются в процессе коллективной практической деятельности и межлюдских взаимоотношений. А это значит, что человек не приоткрывается себе в ходе индивидуальной рефлексии, а обнаруживает себя через свои отношения с другими людьми, поведение, действия и социально значащие поступки. В процесси привлечение человека к системе межлюдских отношений самосознание и рефлексия постоянно проверяются, корректируются и развиваются.
    Итак, подчеркнем, что элементы и равные структуры субъективной реальности формируются под влиянием социального образа жизни человека, который требует от нее самоконтроля своих поступков и действий, принятие на себя полной ответственности за них.
    Все сказанное свидетельствует лишь о первых подступах к раскрытию структуры внутреннего субъективного мира человека, поэтому проблеме сознания еще далеко к своему решению. Мы многое еще не знаем о механизмах, функциях, залоге, структуре и свойствах сознания. Не-Выясненными остаются и вопрос взаимосвязи сознания с деятельностью и индивидом, бытием и т.п.. Наверное, последнее слово должно быть за наукой. Надеемся, что молекулярная биология, генетика, информатика и другие науки в будущем изменят наши представления о сознании.
    Подобно к гегелевскому мыслящему духу, который продолжает природу, завершая цикл развития отображения и таким образом выступая его высочайшим этапом, современная информационная технология может быть началом нового цикла развития естественного и социального.
    Возможно, с развитием многозначного, вероятностного детерминизма и прояснением многих новых характеристик бытия ( неметрического, виртуального существования природы, отношений) удастся сформулировать более фундаментальную теорию отображения, которая обогатит наши знания о сознании.
    Итак, мы приходили к выводу, который способ бытия человека в мире всегда предусматривает наличие сознания, которое буквально "пронизывает" человеческую деятельность, так как она является необходимым условием ее организации и воспроизведение. Сознание как субъективная реальность выступает ничем другим, как трансформированной в идеальный план деятельностью, обобщенным опытом материально-предметного преобразования мира человеком, моментом теоретического и практического взаимодействия, отношением к миру, формой деятельности человечества.

    34. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАНИЕ. САМОСОСОЗНАНИЕ.

    Психическая деятельность может находится в фокусе сознания, а иногда не достигает уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное). Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление и мышление, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным “озарением” новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое. Бессознательное – не мистика, а реальность духовной жизни. С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости. Человеческий разум нес бы на себе непомерно тяжелый груз, если бы он вынужден был контролировать каждый психический акт, каждое движение и действие. Человек не мог бы ни результативно думать, ни разумно действовать, если бы все элементы его жизнедеятельности одновременно потребовали сознания. САМОСОЗНАНИЕ, осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности - своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения.

    Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения. Используя мысль Д.И. Дубровского, можно сказать, что бессознательно – психические явления органически включены в субъективную реальность. Есть даже теория, что бессознательное связано с космическим с помощью

    биополя, которое есть и у людей, и у растений, и у животных. Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно не доступном сознанию. Этим предположением пытались объяснить экстрасенсорные способности некоторых людей, которые способны были указать нахождение человека в радиусе в десятки километров. Якобы они чувствовали его биополе. «Подтверждения» этому просачивались в желтую прессу в 70-90 гг., когда просто было принято всё брать на веру. Сегодня журналисты поняли, что это уже вышло из моды, и перестали радовать нас столь интересными статьями. У людей, которые занимались подобными вещами вовсе не экстрасенсорные способности, и называть их надо уже соответственно.

    Однако если предположить о существовании вышеуказанной связи сознания и бессознательного, то можно допустить, что это и есть тот путь, по которому наше собственное бессознательное время от времени влияет на ход событий.

    Интуиция предчувствие – другими словами это наши влечения (как бы выразился Маркс) и страхи, которые не всегда дают идти событиям вразрез нашим чувствам.

    На понимании космической связи основано на множестве фактов и теоретических разработок, выполненных 3. Фрейдом и его последователями. Однако он несколько изменил данный подход, и стало утверждаться мнение, что сознание связано с космическим посредством бессознательного.

    К сфере бессознательно - психического относится та часть психики, познавательные образы которой непосредственно неосознаваемы. Об их существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего мира. В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Но возможности перевода очень специфичны, затруднены, а во многом непосредственно недостижимы. Итак, проявления бессознательного в

    сознательном:

    -Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а

    бессознательная речь - это внутренняя речь.

    -Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.

    -Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

    o Одно из таких явлений - ошибочные действия, оговорки, описки.

    o В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов,событий – всего, имеющего для человека малую значимость.o Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием,памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Грезы и мечты происходят при работающем, но несколько ослабленном сознании, а сновидения – и вовсе без его контроля.

    Сознательное связано и с общественным информационным полем. Оно регулирует поведение человеческого тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка бессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытываетнеудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают в унисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человека найти это состояние,уловить его мгновение. Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого.

    В 14 параграфе первой главы третьей книги Топики Аристотель говорит: «То,что хорошо от природы предпочтительней того, что хорошо не от природы. …Цель предпочтительней того, что направлено к цели… И вообще то, что служит цели жизни, предпочтительней того, что служит для чего - то другого, как например, то, что направлено к счастью предпочтительней того, что направлено к рассудительности». Таким образом, сознательно ставя перед собой цель, которой желаешь бессознательно, можно добиться того единства,которое и приведет к выполнению цели жизни. Так думал античный философ Аристотель, об этом же говорит и психоаналитик ХХ века З. Фрейд.Наличие сознательного и бессознательного в психике усложняет задачу

    индивида. Ему необходимо уловить и одно, и другое, найти гармонию. Этого можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не

    потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательного. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной из противоположностей. Рассмотрим один из вариантов такой потери, когда принижают значение сознательного, уходят в сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в

    сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает в ту часть психики, которая относится к сфере сознания, бессознательное не следует понимать как нечто аморфное, оно обладает динамичностью и

    способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли человек оказаться во власти бессознательного? Думается, что да. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного. Этой

    агрессии человек помогает сам, если он возвышает бессознательное и через него хочет обо всем узнать. Такие случаи известны психиатрии, о чем пишет ученик К.Г. Юнга Джозеф Хендерсон. «Определенные молодые люди впадают в позицию собственной грандиозности, имеющей много общего с комплексом неполноценности по А. Адлеру. Инфляция эго-сознания проявляется как

    героическая позиция». В случае агрессии бессознательного, слова «познай себя и ты познаешь весь мир» интерпретируются как исключительная

    направленность на бессознательное. Погружение в этот мир, поиски скрытых сил имеют свою отрицательную сторону тогда, когда на этой почве начинают с презрением относиться к науке, к научно – популярной и художественной литературе, к прогрессивным явлениям общественной жизни. Этим самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное.

    Третий тип бессознательных явлений - те, о которых говорит 3. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это - желания, мысли, намерения,

    потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с

    поведением человека и его сознательной регуляцией.

    Самосознание означает осознание человеком своего личного «Я» как противостоящего остальной действительности. Оно - сущность человека, выражающая его целостность. самосознание отличается высокой степенью динамизма, различием своих уровней и форм. Наиболее элементарной его формой является самочувствие, осознание своего тела и его «вписанности» в мир природной и общественной действительности. Затем, на более высоком уровне, самосознание человека связано с осознанием себя как принадлежащего к тому или другому сообществу людей, к той или иной культуре. На самом высоком уровне развития самосознания возникает осознание «Я» как особого образования, похожего на других людей и отличного от них, обладающего уникальностью и неповторимостью, способного нести ответственность за свои поступки.
    35. СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК, КОММУНИКАЦИЯ

    Посредством языка сознание раскрывает себя и свою работу. Язык выполняет познавательную и коммуникативную функции, является орудием организации совместных действий, хранения и трансляции информации, норм и традиций, фиксирует всеобщность вещей и людей, а также предметные различия, универсальность своего “Я”.

    В историческом развитии философии языка просматриваются:

    1) философия имени (античность, средневековье), где сопоставляется вещь, сущность (идея) и имя (слово). Имя – обозначение материальных и идеальных объектов в языке, всего, что мы можем назвать;

    2) философия высказываний, где фигурируют понятия и суждения;

    3) философия ценностных установок, носящих как личностный, так и общественный характер.

    В языке можно выделить три основные функции:

    1) выражения (обнаружения);

    2) воздействия с помощью призывов, сообщения и т.п.;

    3) отнесённости к вещи (называние, ориентирование, изображение).

    Установление соответствия между логическим, словесным и фактуальным материалом есть интерпретация. Смысл языка есть его семантика. Практическое значение языка выступает как прагматика.

    Общение между людьми есть коммуникация. Она включает в себя:

    – участников, наделённых сознанием и языком;

    – ситуации, которые они стремятся осмыслить;

    – тексты, выражающие смысл ситуации в языке;

    – мотивы и цели, побуждающие субъектов обращаться друг к другу;

    – процесс материальной передачи текстов.

    Коммуникативная функция языка предполагает установление контакта между людьми, согласованности, понимания между ними. Цель понимания – перенести смысловую связь из другого мира (исторического, личностного) в свой собственный. Герменевтика – направление в философии, в котором понимание рассматривается как условие социального бытия.

    Сознание и язык
    В литературе все еще продолжается дискуссия о природе языка: одни считают ее идеальной, другие, напротив, материальной. В пос¬леднем случае в ткань языка не включают ни значение, ни семанти¬ку. При последовательном проведении подобной линии недолго прий¬ти к умозаключению о возможности существования сознания и мыш¬ления вне и помимо языка. Соответствует ли, однако, подобные взгля¬ды действительному положению дел? Как заметил К. Ясперс, познание окружающего «непосредственно, без языка» было бы возможно, если бы мы оказались способными к чистому осозна¬нию сущности. Тогда язык «стал бы излишним. В действительности же мы в состоянии осмыслить значения, понятия, вещи только тог¬да, когда они связаны со словами и знаками. Правда, мы можем отделить мысли от языка, выражая их другими словами или же на другом языке. Но все же каким-то образом они должны быть закреп¬лены. Язык абсолютно необходим не только затем, чтобы сообщить наши мысли другим, но и для самих себя мы формирует собствен¬ные мысли с помощью языка. Даже если психологически возможен неязыковой момент - лишенное языка, зачаточное движение души, но все равно мысль, только тогда становится ясной, осоз¬нанной и коммуникативной, если она воплотилась в языке» Подобно сознанию и мышлению, язык (не как анатомический орган), по своей сущности, идеален. В самом деле, материальный в ряде случаев язык (таковым являются искусственные системы зна¬ков, используемые для коммуникации человека с техническими ус¬тройствами) нисколько не меняет основополагающего представле¬ния об идеальный сущности языка.
    Материальный характер язык имеет до тех пор, пока функциони¬рует в технических или смешанных системах типа «человек-машина» и, в конечном счете, должен быть расшифрован субъектом в идеаль-ных образах. Хорошо известно, что в процессе коммуникации чело¬век реагирует вовсе не на физическую природу «носителя», так как материальная сторона информации ему относительно безразлична. Содержание передаваемого сообщения закодировано только во внеш¬ней форме материала, а не в нем самом. По каналам связи фактичес¬ки передается не мысль, а лишь ее оболочка, материальный носи¬тель информации, и при этом только начальное и конечное звено полного коммуникативного акта непосредственно связано с явлени¬ями духовного порядка и может характеризоваться при помощи ка-тегории идеального.
    Представление о материальной сущности языка неизбежно ведет к его отрыву от сознания и мышления. Иначе как можно соединить все эти категории в единую, неразрывную и логически непротиворе¬чивую систему, если сознание и мышление полагаются по своей природе идеальными, а язык, напротив, -в качестве материальной сущности? Сознание, язык и мышление не следует ни отождеств-лять, ни чрезмерно противопоставлять. Между тем подобные мета¬физические крайности достаточно распространены. Взять хотя бы концепции, абсолютизирующие значение языка. Так, многие линг¬висты на протяжении всего XX в. продолжали изучать язык «в самом себе и для себя». Отрыв в той или иной форме языка и мышления друг от друга и от сознания - типичное явление в рамках отечествен¬ной философии. В частности, некоторые специалисты полагают, что сознание присуще лишь человеку, тогда как язык и мышление есть и у животного.
    Единство сознания, языка и мышления, обус¬ловлено их единой сущностью, которую обозначают как идеальность существования. Вместе с тем язык и мышление обладают по отноше¬нию к сознанию и друг другу известной самостоятельностью, кото¬рая вытекает из их функциональной спецификации. Специфика языка и мышления как атрибутов сознания заключа¬ется в том, что язык - более устойчивая сторона, мышление - процессуальная и более подвижная его (сознания) сторона. Язык в наиболее общем виде определяют как средство коммуникации, знаковую систему способную передавать информацию и служить формой выражения и закрепления мысли, как орудие мыслительной деятельности. Мышление -это текучий, динамичный, изменчивый способ существования, нередко ломающий устоявшиеся привычные лексические значения.
    Язык представляет собой систему знаков. Мысли человека, передаваемые другим людям, пре-вращаются (кодируются) в устные (звуки) или в письменные (сло¬ва, чертежи, различная символика) знаки. Их смысл (значение) из¬вестны людям, знающим тот язык, на котором эти мысли передают¬ся До недавнего времени было широко распространено понимание языка как сугубо речевого и вербального средства общения. Однако в последнее время наметилась позитивная тенденция к расширению термина «язык». С позиции более широкого подхода формы языка многообразны и включают в себя естественные (вербальные и невер¬бальные) и искусственные системы знаков: планы и карты, чертежи и схемы, математическую и другую символику, орудия счисления и т.д. Искусственными являются и языки, используемые для коммуни¬кации человека с техническими системами. Однако ведущую роль среди всех других языковых форм коммуникации и общения играет вербальный речевой язык.
    Итак, в отечественной философской литературе господствует мнение о том, что основной функцией языка является коммуника¬тивная. Однако оно нуждается в уточнении, поскольку коммуника¬тивность - чересчур общий признак, который не столько отличает, сколько сближает язык с такими феноменами, как мышление, код или сигнал. Все указанные явления выступают формами общения и нельзя сказать, что одно из них более, а другое менее коммуникативно. Поэтому необходимо вычленить гораздо более специфический признак, характеризующий основное качество именно языка. Таким фундаментальным признаком языка является его способность обеспечить взаимопонимание агентов коммуникации (общения). Процесс языкового общения главной своей целью имеет достижение понимания субъектами друг друга и внешнего мира.
    36 ДИАЛЕКТИКА И АНТИДИАЛЕКТИКА

    Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия. Выдающимся диалектиком является Гераклит. Он утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Гераклит подошел к идее о переходе явлений в свою противоположность, о тождественности всего сущего. Существует мнение, что термин «диалектика» впервые применил Сократ. Он назвал свой метод обнаружения истины в диалоге путем столкновения и согласования различных, часто противоположных суждений диалектикой. Диалектик, по Платону, тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий. Аристотель считал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. Он ввел термин «противоположности» (Гераклит для этого использовал слова «расходящееся», «враждующее», стремящееся в разные стороны). Аристотель первым создал систему логики, главную задачу которой видел в установлении правил получения достоверных выводов из определенных посылок. Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. П. Абеляр учил (в своем произведении «Да и нет»), что цель знания - истина, а диалектика есть искусство для различения истины и лжи. Д. Вико (1668 - 1744) сформулировал теорию исторического круговорота общества, к-рая препятствола утверждению диалектики. Христианское мировоззрение, выдвинув представление о направленности во времени способствовало преодолению идеи круговорота. Вторая трудность в утверждении диалектики заключалась в абсолютизации покоя, прерывности объектов бытия, что зафиксировано в философских рассуждениях, например апориях Зенона. Немецкая классическая философия подняла статус диалектики до уровня научно-рационального философского метода. Целостную концепцию развития с позиций объективного идеализма разработал Гегель, приведший в систему понятийный аппарат диалектики. Гегель развил концепцию форм диалектики: резонирующей (мышление субъекта, который обнаруживает противоречия в предмете), негативной (диалектика стремится сделать шатким все, что считается прочно установленным) и позитивной (диалектика созидания).Гегелем выделены принципиальные идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектические отрицания. В «Капитале» Маркса диалектика выступает в двух различных, но взаимосвязанных формах - объективной и субъективной, т. е. в виде диалектики развития самого объекта, а также отраженных ее аналогов в сознании познающего субъекта. Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология. В целом К. Маркс и Ф. Энгельс синтезировали диалектику и материализм, преодолели рассогласованность между гегелевским диалектическим методом и его метафизической системой, подвели под диалектику культурно-исторический и конкретно-научный фундамент. Материалистическая диалектика, разъяснял В. И. Ленин, составляет ядро научного философского мировоззрения, метод изучения различных явлений, раскрытия закономерностей, тенденций развития и преобразования действительности. Современная зарубежная философия акцентирует внимание на отдельных сторонах диалектики. Сейчас наметились два подхода к диалектике - скептический и оптимистический. К. Поппер, один из выразителей первого подхода, говоря о пользе диалектической точки зрения, предупреждал, что не следует приписывать ей лишних достоинств, превращать диалектический. Согласно второму подходу, динамика бытия требует для своего адекватного выражения соответствующей «диалектизации» науки, «диалектических обобщений», «диалектизированных понятий» (Г. Башляр). А. Н. Уайтхед (1861-1947) указывал, что противоположности входят как элементы в природу вещей. Позиции диалектики усилились в связи с развитием синергетики, которая вобрала в себя основные наработки не только диалектики, но и текстологии, общей теории систем, кибернетики и т. п. Синергетика, в самом широком смысле, это учение о взаимодействии. Антидиалектика выражается в формах софистики и эклектики. Софистами в Древней Греции называли учителей, обучавших юношество наукам, в том числе и красноречию. Слово «софистика» получило нарицательный смысл, так как отождествлялось с «пустой» мудростью. Софистика противопоставляет различные моменты процесса друг другу, абсолютизируя одни из них, выхватывает случайные признаки. Софистика оперирует всякого рода уловками (софизмами), замаскированными внешней правильностью. Таким образом, софистика любого времени в определенном смысле связана с логикой научного открытия. Эклектика означает отсутствие целостности в рассуждениях, теориях, беспринципное смешение разнородных точек зрения. Эклектика, произвольно сочетая разные признаки предмета, не способна выделить главное, синтезировать многообразное.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта