Главная страница
Навигация по странице:

  • 28. Религиозная деятельность и ее виды.

  • 29. Религиозные отношения и их виды.

  • 30. Религиозные организации и их виды.

  • 1. Социология религии как научная дисциплина. Ее место в системе социологического знания


    Скачать 67.29 Kb.
    Название1. Социология религии как научная дисциплина. Ее место в системе социологического знания
    Дата13.03.2023
    Размер67.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаperdun_31-44.docx
    ТипДокументы
    #984515
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    27. Языковое выражение религиозного сознания.

    Религиозное сознание функционирует и воспроизводится с помощью религиозной лексики. Религиозная лексика – эта та часть словарного состава языка посредством которой выражаются религиозные значения и смыслы. Имена религиозной лексики включают две группы. Первая группа включает понятия, означающие действительные предметы, персоны, действия, события, символы. Это – «икона», «крест», «кардинал», «богослужение», «джихад» и др. Вторая группа включает слова, называющие гипостазированные существа, связи и свойства. Это – «Бог», «святой дух», «душа», «рай», «ад» и др. Эти слова (имена), составные наименования, предложения имеют предметную направленность, указывают на соответствующие вещи, персоны, существа, называют их, а также создают понятия и представления о них. Тем самым они указывают на существование называемого.

    Языковым выражением религиозного сознания свойственна определенная структура, представляющая собой совокупность синтаксических, интонационно-смысловых единиц. В таких единицах соединяются семантическую целостность слова, словосочетания, предложения с использованием различных предметов звуковой выразительности (артикуляция, рефрены и т.д.). В языке религии слова часто употребляются в переносном смысле, тексты насыщены метафорами, аллегориями, аналогиями. Кроме того в религиозном языке широко используются архаизмы, историзмы, антонимы.

    Благодаря языку религиозное сознание оказывается практическим, действенным, становится групповым и общественным. С его помощью религиозные представления, повествования, нормы передаются от индивида к индивиду, от группы к группе, от поколения к поколению. Исторически сложились культовые языки (арабский), а также литургические: церковнокатолический и церковнославянский. Исторически сформировался и профессиональный язык теологии, вероучений, отрабатывались формы заклинаний, песнопений, молитв, «сценарии» богослужений, обрядов.

    Вера в существование гипостазированных существ включает веру в общение с ними, поэтому это общение включает диалог. Если социализация индивида происходит в религиозной среде и человек становится религиозным, то в его сознании может быть представлен образ какого-то гипостазированного существа, например, Бога.

    При этом создается возможность для внутреннего общения, «разговора», «диалога» человека с Богом. Это диалог реализуется в молитве, богослужении с помощью звучащей и внутренней речи. Благодаря коммуникативной функции речь может создавать эффект говорения человека с Богом и Бога с ним.

    28. Религиозная деятельность и ее виды.

    В религии как области духовной жизни осуществляется соответствующая деятельность. При этом необходимо различать нерелигиозную и религиозную деятельность.

    Нерелигиозная деятельность осуществляется во внерелигиозных областях: экономической, производственной, профессиональной, политической, государственной, научной, художественной. Она может иметь религиозную окраску. В качестве одного из ее мотивов может выступать религиозный мотив. Но объективно по содержанию, предмету и результатам – это деятельность внерелигиозного характера.

    Религиозная деятельность занимает особое место в системе общественной деятельности. Существует два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая деятельность осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность образуют: разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов, сочинение богословских произведений.

    Разновидностями внекультовой деятельности являются: производство предметов религиозного культа, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях, управленческая деятельность в религиозных организациях и институтах, религиозная пропаганда в семье и через средства массовой коммуникации.

    Культ – важнейший вид религиозной деятельности. Его содержание определяется, соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Предметом культовой деятельности являются различные осознаваемые в форме религиозных представлений, образов внешние объекты и силы. Культовая деятельность является предметной, она имеет дело с предметной реальностью в идеологизированной форме. В качестве этой идеологизированной формы в религиозной деятельности выступают образцы гипостазированных существ, свойств и связей. В этих идеализированных формах внешние объекты и силы, психические явления становятся предметом религиозного культа.

    Предметами культа в различных религиозных системах становились материальные предметы, животные, растения, Солнце и т.д. Многообразные явления и процессы могут представать в качестве предметов культа и в виде духовных существ: духов, богов, единого Бога. Разновидностями культа могут быть: 1) ритуальные пляски вокруг изображения животных – предметов охоты, заклинания духов и т.д.; 2) религиозные богослужения, обряды, праздники, молитва, исповедь, пост, паломничество. Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий индивид. Мотивом участия в религиозной деятельности являются религиозные стимулы: религиозная вера, религиозные чувства, потребности, стремления, чаяния. Религиозная группа как субъект культа неоднородна. В нее входят группа лиц, осуществляющих управление: священники, проповедники. Большую часть религиозной группы составляют лица, которые действуют как соучастники и исполнители.

    К средствам культа относятся молитвенные дома, религиозное искусство, различные культовые предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь). Большое значение в культовой деятельности имеет культовое здание. Заходя в него, человек попадает в особую атмосферу, сосредотачивает внимание на различных предметах, действиях, образах, произведениях религиозного искусства.

    Результатом культовой деятельности является, главным образом, удовлетворение религиозных потребностей, активизация религиозного сознания. В культовой деятельности происходит общение людей друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Во время отправления религиозного культа удовлетворяются и эстетические потребности.

    29. Религиозные отношения и их виды.

    В соответствии с различными видами деятельности складываются религиозные и внерелигиозные отношения.

    Религиозные отношения. Религиозные отношения представляют собой вид отношений в духовной сфере общества. Они складываются на основе религиозного сознания, реализуются и существуют в результате религиозной деятельности. Их носителями могут быть индивиды, социальные группы, институты, организации.

    Религиозные отношения предполагают: 1) определенные отношения людей к гипостазированным существам и атрибутизированным свойствам и связям и 2) отношения верующих друг с другом. Первый вид отношений складывается в сфере сознания. Однако при необходимости он проявляются в действительных отношениях между людьми, например в отношениях между мирянином и священнослужителем. Контакты верующих друг с другом предполагают собой действительные взаимоотношения. С другой стороны, религиозное сознание, отражая и выражая действительные отношения по их подобию, констатирует схемы религиозных отношений. На основе этих схем представляются отношения гипостазированных существ друг с другом и людьми, а также людей с этими существами и между собой. Схемы моделируют отношения господства-подчинения (Бог и «раб Божий»), государственно-правовые структуры (Бог – «Царь небесный», папа – монарх), связи судопроизводства («суд» над Христом, Бог – «судья»), семейные отношения («Бог- отец», «Бог – сын»). Большое значение имеет воспроизведение нравственных отношений: по существу всем религиозным отношениям придается моральное значение.

    Существует множество символических посредников и соответствующих способов опосредования религиозных отношений. В качестве посредников выступают: 1) предметы живой и неживой природы – икона, крест, распятие (в этом случае религиозные отношения принимают предметно-вещественную форму); 2) индивид или группа лиц – служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины (в этом случае наблюдается персонифицированный способ фиксации взаимоотношений верующих); 3) образы Бога, духов, Иисуса Христа, святых (идеализированная образная форма опосредования); 4) язык – отдельные слова и целые предложения, содержащие наставления о том, с кем и как надо общаться (этот способ фиксации религиозных отношений называется языковым). Предметы, вещи, образы, слова являются знаками и символами, которые выражают религиозные значения и смыслы, так сказать, «прочитываются» вступающими в отношения индивидами.

    Виды отношений.

    Следует различать внекультовые и культовые религиозные отношения. Внекультовые отношения актуализируются посредством внекультовой религиозной

    деятельности. В них преимущественное значение приобретают действительные отношения между религиозными индивидами, группами, организациями. Например, педагогический процесс в духовных учебных заведениях предполагает наличие отношений типа учитель – ученик, а также определенных взаимоотношений между учащимися. Пропаганда, религиозное воспитание в семье, миссионерство осуществляются посредством информационных отношений, механизмов наставления, сообщения, адаптации. В религиозных организациях складываются отношения координации, субординации, подчинения, действуют отношения властвования.

    Культовые отношения формируются в процессе культовой деятельности, которая сосредотачивает внимание на отношении к гипостазированным свойствам и связям. Эти отношения развертываются в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимосвязях людей. Во время отправления религиозного культа складываются отношения единения, а также проповеднические, обрядовые отношения. Руководитель богослужения или обряда играет специфическую роль, которая обуславливает своеобразие его взаимосвязей с рядовыми участниками, а также особенности отношений рядовых участников друг с другом. Например, православное венчание вводит жениха и невесту во взаимоотношения, предписанные нормами церковного брака; крещение устанавливает связь, например, «крестного сына» с «крестными родителями» и т.д.

    Носителями религиозных отношений в зависимости от степени влияния религии могли быть этнос, семья, сословие, класс, профессиональная группа, государство с его гражданами, то есть, такие социальные и политические объединения, представители которых относят себя также к одному вероисповеданию. Особенно большую роль сохранении и развитии религиозных отношений играли социальные группы, выделившиеся по религиозному признаку: жрецы в древних рабовладельческих государствах Египта и Европы, сословие духовенства в средние века и т.д. По мере образования специальных религиозных общностей, общин, объединений, институтов к ним переходит приоритет актуализации, несения и трансляции религиозных отношений.

    Религиозные отношения могут иметь различный характер. Это – солидарность, терпимость и нейтралитет, конкуренция, конфликт и борьба, иногда наблюдается такое явление как религиозный фанатизм. Однако даже при мирном сосуществовании нередко наблюдаются представления о превосходстве данного объединения, конфессии, направления, религии.

    30. Религиозные организации и их виды.

    Религиозные организации выступают в качестве инстанций, упорядочивающих религиозную деятельность. Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций.

    Функции религиозных организаций.

    Выработка систематизированного вероучения;

    Разработка систем его защиты и оправдания;

    Руководство и осуществление культовой деятельностью;

    Контроль и осуществление санкций за исполнением религиозных норм;

    Поддержка связей со светскими организациями, государственным аппаратом.

    Последователи определенного вероисповедания составляют религиозную общность. В ее рамках на основе различных видов деятельности (культовой и внекультовой) выделяется система религиозных субгрупп. Существование и функционирование религиозной общности как целостности обеспечивается организацией. Строение религиозной организации, ее структура предписывается обычаем, традициями, церковным правом и уставом, апостольскими правилами и т.д. В развитых религиозных организациях четко разделяются управляющая и управляемая подсистемы. Первая подсистема включает группу людей, занимающихся выработкой и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем за религиозным поведением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи специальных организационно-институциональных норм.

    Религиозная общность в совокупности со всеми религиозными элементами представляет собой религиозное объединение. Его первичной ячейкой является религиозная община, а над ней возвышается комплекс звеньев вплоть до высшего звена – центра объединения. Все звенья религиозного объединения взаимодействуют. Контроль за этим взаимодействием осуществляется на основе норм религиозного права, морали, санкций, авторитетов.

    Внекультовые религиозные учреждения управляют внекультовой деятельностью. Это – церковный совет, управление прессой, ректораты духовных учебных заведений. Культовыми являются такие учреждения как причт, клир, дьяконат, епископат. Клир (в христианских церквях) – это совокупность священнослужителей (дьяконов, священников, епископов, то есть, духовенство) и церковнослужителей (псаломщики, иподьяконы, чтецы). Священник (иерей, пресвитер) – священнослужитель, допущенный к самостоятельному ведению богослужения. Церковнослужитель – низший служитель церкви. Дьякон – лицо, имеющее низшую степень священства, помощник священника, участвующий в церковной службе.

    Духовенство – служители религиозного культа в монотеистических религиях, лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб, составляющие особые корпорации.

    Причт – штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей одного прихода.

    Епископ – высшее духовное лицо (иерарх) в христианских церквях: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх. Иерарх – высший священнослужитель (в православии – архиерей).

    В религиоведении принято выделять следующие типы религиозных организаций. Это – церковь, секта, деноминация, харизматический культ.

    Церковь – сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется главным образом традицией. Каждый человек может стать членом церкви, постоянное и строго контролируемое членство отсутствует. Члены церкви делятся на мирян и духовенство, существует строгая централизация управления.

    Позиции, роли, степени и градации упорядочены по строгому иерархическому и авторитарному принципам.

    Секта – возникает как оппозиционное течение по отношению к различным религиозным направлениям, может выражать социальный протест групп, недовольных своим положением. Для секты характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины ценностей. Она часто стремиться к изоляции, строго требует соблюдения своего нравственного императива и ритуальных предписаний. Институт священнослужителей отсутствует, лидерство носит харизматический характер. Подчеркивается равенство всех членов, объединение является добровольным.

    Деноминация может развиваться из разных типов и объединений. Она оппозиционна церкви и секте, ее идейные культовые и организационные принципы носят разноплановый характер. Изоляция от мира и замкнутость внутри религиозной группы необязательна. За членами признается право на внерелигионую деятельность. Деноминации свойственна четкая организация как по вертикали, так и по горизонтали. Деление на духовенство и мирян отсутствует, но имеется элита и профессиональные служители культа. При определенных условиях у деноминации может появиться тенденция к превращению в церковь. Но от нее могут отделятся и сектантские группы.

    Харизматический культ – это разновидность секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенности харизматического культа связаны с процессом его формирования. Эта религиозная организация создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая сама признает себя носителем особых божественных качеств (харизмы) и признается в этом свойстве другими. Основатель и руководитель такой организации объявляется либо самим Богом, либо представителем Бога, либо носителем какой-либо сверхъестественной силы. Харизматический культ, как правило, малочислен, в нем более выражены претензии на исключительность, такие черты как фанатитизм, мистицизм, изоляционизм.

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта