Главная страница
Навигация по странице:

  • Скептицизм

  • Религиозный

  • Светский антиклерикализм

  • Отсутствие реальной мотивации

  • Безразличие

  • 44. Социологическое исследование религии.

  • 1. Социология религии как научная дисциплина. Ее место в системе социологического знания


    Скачать 67.29 Kb.
    Название1. Социология религии как научная дисциплина. Ее место в системе социологического знания
    Дата13.03.2023
    Размер67.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаperdun_31-44.docx
    ТипДокументы
    #984515
    страница7 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Разновидности свободомыслия
    Богоборчествочувство протеста против Бога, создавшего этот мир, с точки зрения богоборцев жестокий и несправедливый.

    Скептицизм – сомнение в истинности вероучения в целом или некоторых его положений.

    Антиклерикализм – мировоззренческая установка, направленная против господства церкви и духовенства в обществе.

    Религиозный антиклерикализм проявляется в борьбе против формализации религиозной жизни, господства в ней организационных структур церкви и духовенства.

    Светский антиклерикализм связан с веротерпимостью, свободой совести.

    Индифферентизм – безразличие, нейтральное отношение к религии и ее главным идеям. Носителей данного мировоззрения объединяет признание того факта, что главной ценностью для человека является сам человек, независимо от его отношения к религии.

    Нигилизм – отрицание религии, не связанное с утверждением какого-то иного мировоззрения, положительных ценностей и идеалов. Наобыденномуровне он может выражаться в бездуховности, безнравственности, прагматическом отношении к жизни и людям.

    Атеизм – крайняя форма свободомыслия. Это – научно-материалистическое мировоззрение, система взглядов и ценностных установок, отвергающих религиозные представления и утверждающих самодостаточность природы человека. Согласно атеизму, религиозное мировоззрение полностью иллюзорно: Бог, ад, рай т.д. существуют только в воображении верующего. Понятие «невыраженный атеизм» означает «отсутствие теистического верования без осознанного его отрицания». Невыраженный атеизм не задумывается о вере в богов. Выраженный атеист сделает осознанный выбор относительно его веры в богов. Человек может отказаться верить в богов (слабый атеизм) или утверждать, что богов нет (сильный атеизм). Сильный атеизмэто отстаивание утверждения, что богов не существует.

    Стихийный атеизматеизм, основанный на чем-то другом, кроме науки (например, как следствие обычного здравого смысла или скептического образа мышления, отсутствия интереса к сверхъестественному, незнания о наличии религий и пр. Научный атеизм – это атеизм, основанный на естествознании, отрицании сверхъестественного, когда в качестве основного инструмента для рассмотрения вопроса о существовании бога (сверхъестественных существ и явлений) используется научный метод.

    Больше всего различаются с точки зрения логического обоснования практический и теоретический атеизм. Различные виды теоретического атеизма можно вывести с помощью тех или иных логических обоснований, философских доводов, неприятия веры в существования богов с моральной точки зрения и т.д. Для практического, стихийного атеизма, напротив, не требуется конкретной аргументации, он включает в себя и незнакомство с представлениями о сверхъестественном, и отсутствие интереса к религиям.

    Следуя практическому или прагматическому атеизму, также известному как апатеизм, люди живут, не придавая значения наличию или отсутствию богов, и объясняют явления природы без помощи потусторонних сил. При этом существование богов не отрицается и не утверждается, но может быть признано необязательным или бесполезным. Согласно этой точки зрения, боги не придают жизни смысла и не влияют на повседневную жизнь.

    Существуют различные виды практического атеизма:

    Отсутствие реальной мотивации: вера или неверие в богов не влияет на мораль и на поведение человека.

    Намеренное игнорирование религиозных вопросов в теории и на практике.

    Безразличие – отсутствие какого-либо интереса к религиозным вопросам.

    Незнание – незнакомство с представлениями о сверхъестественном.

    44. Социологическое исследование религии.

    Два уровня социологического исследования религии: теоретический и эмпирический. На теоретическом уровне религия исследуется в целом как социальная подсистема, ее социальная природа, место и роль в обществе, социальные функции, внутренняя структура и взаимосвязь составляющих элементов, процессы и изменения, происходящие в религиозной сфере.

    На эмпирическом уровне социологического анализа религии предметом исследования становится религиозное сознание и поведение людей, больших и малых групп, индивидов, общественное мнение о религии и церкви, деятельность религиозных институтов, организаций, церковно-общественных движений, конфессионально ориентированных политических партий, отношение к религии различных групп населения, ее воздействие на поведение людей в различных сферах общественной жизни.

    На этом уровне операциональными понятиями являются: религиозность, ее уровень, степень, характер, динамика, состояние религиозного сознания, религиозное поведение, религиозная группа.

    Религиозность – это определенное состояние отдельных людей, социальных групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему, их приверженность к религии, принятие ее вероучений и предписаний.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта