Главная страница
Навигация по странице:

  • 10. Функциональное социологическое определение религии.

  • 11. Проблема происхождения религии. Основные подходы.

  • 12. Историческая эволюция религии.

  • 13. Мировые религии и их развитие.

  • 14. Основные закономерности формирования религии как социального института.

  • 15. Социальные основы религии.

  • 1. Социология религии как научная дисциплина. Ее место в системе социологического знания


    Скачать 67.29 Kb.
    Название1. Социология религии как научная дисциплина. Ее место в системе социологического знания
    Дата13.03.2023
    Размер67.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаperdun_31-44.docx
    ТипДокументы
    #984515
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    9. Содержательное социологическое определение религии.

    (отмечает в религии веру в духовные существа и сверхъестественное и проводит разграничение между священным и светским восприятием действительности) Пример: ислам, буддизм.

    Разработка единого социологического определения религии вызывает трудности, поскольку все религии разнообразные. Поэтому определение религии: содержательное и функциональное.

    Содержательное определение исходит из того, что в них должна быть указана сущность религии. (что делает религию религией и отличает её от других явлений). Определение дал Э.Тайлор. Тайлор изучал религию не как веру в Бога, а как веру в Высшие существа.

    В настоящее время, на основе этого подхода, религия понимается как «вера в существо, которое не воспринимается обычными эмпирическими методами».

    Существует религия, где на 1 месте стоит ритуал, обряды, а не вера. Верования в таких религиях определяется танцем. У них есть культ, но нет вероучения. Это относится к приметивным религиям.

    Дюркгейм: социология должна рассматривать религию не как ложную или истинную, а как выражение соц жизни, соц феномен.

    Религия у него – целостная система верований и обрядов, относящихся к священным вещам. Религия находится по ту сторону дел и забот обычной человеческой жизни.

    Церковь у него – любая общность, основанная на религиозной основе. (феномен коллективного сознания).

    С т.з содержательного определения религии сложно ответить на эмпирические вопросы, поэтому оно применяется для традиционных религий.

    10. Функциональное социологическое определение религии.

    Стремится изучить характерные черты религиозного поведения. Заложил Вебер, который считал, что к религии относится та деят-ть, в которой вырабатывается основополагающий смысл.

    Решаемые религией проблемы являются фундаментальными, они встают перед любым обществом – согласно функциональному определению.

    Религия – система верований и действий, при которой люди решают или пытаются решить конечные проблемы своего существования. С этой т.з веру нельзя разделить на истинную и ложную. С этой т.з все люди религиозные, только разница в том, в какого Бога или во что они верят.

    С позиции функционального подхода любые верования и убеждения могут быть названы религией. При этом требуется соблюдение условия: эти верования не должны быть личным делом индивида, они становятся достоянием группы и важным аспектом соц взаимодействия.

    Религия – соц феномен, выполняющий интегративную функцию.

    11. Проблема происхождения религии. Основные подходы.

    Вопросы о происхождении религии до настоящего времени ещё полностью не решён.

    Одну из концепций выдвинули представители теологических и околоцерковных кругов. «Концепции прамонотеизма». Учёные пытались доказать, что всему множеству религиозных верований предшествовала вера в единого Бога. Политеизм -> Монотеизм. Данная теория не нашла поддержки. Большинство учёных считают, что монотеизм является не первоначальной формой религии, а одним из этапов её развития.

    Другая группа концепций основана на гипотезе о существовании дорелигиозного периода в истории человечества. Сторонники этой теории утверждают, что на ранних этапах развития общества не было вообще религиозных верований. Сознание людей не могло создавать абстракции. Гипотеза осталась на уровне гипотезы.

    Первобытные люди уже считали, что существует загробный мир. Религиозные верования стали отражаться также и в первобытном искусстве.

    12. Историческая эволюция религии.

    Ранними формами религиозных верований являются: фетишизм, магия, тотемизм, анимизм, аниматизм.

    Фетишизм – вера в наличие у реальных предметов свойств не присущих им.

    Тотемизм – вера в существование родства между родом или племенем и определённым видом животных или растений.

    Магия - вера в способность человека влиять на силы природы, предметы, животных, судьбу людей, подчиняя себе сверхъестественные силы или манипулируя ими с помощью заклинаний, амулетов и определённых обрядов.

    Виды магии: 1) производственная; 2) метеорологическая; 3) предохранительная; 4) вредоносная; 5) военная; 6) лечебная.

    Аниматизм – вера в единую силу, проявляющуюся в природе, управляющую событиями и влияющую на жизнь человека.

    Анимизм – вера в духов и дУши, заключённые в материальные предметы.

    В мифологическом мышлении соединились первые верования. Здесь отсутствует осознание отличия человека от внешней природы.

    Антропоморфизм – наделение предметов и явлений неживой природы (животных и мифических существ) свойствами людей. (Свойственен для христианства: Бог в образе человека).

    Общество развивается, и вместо мифа появляются религия, мораль, искусство, научное знание. В дальнейшем выделяют: 1) родоплеменные; 2) национальные; 3) мировые.

    Родоплеменные.

    Сложились в период первобытно общинного строя. Культ вождя племени. Образ 1 духа покровителя, который приобрёл черты племенного Бога. В настоящее время родоплеменные религии распространены у народов Южной и Юго-восточной Азии, Африки, Австралии.

    Национальные

    Многие черты схожи с родоплеменными, но складывались и развивались в условиях становления классового общества. Они отражали экономические и политические условия жизни народности и наций. Пример: индуизм, иудаизм, конфуцианство и синтаизм. Приверженцы – представители данного этноса и другие люди при соблюдении ряда условий. Свойственна обрядность, строгая система запретов.

    13. Мировые религии и их развитие.

    Мировые религии - это религии, получившие признание среди народов многих стран.

    К ним относят христианство, буддизм и ислам.

    Важнейшие исторические черты мировых религий:

    · • идея единого Бога;

    · • универсализм (отсутствие привязки к какой-то одной группе или народу);

    · • религиозное действие, необходимое прежде всего для спасения; ритуал и жертвоприношение если и сохраняются, то приобретают другой смысл;

    · • дифференциация религиозной организации от других форм социальной организации (прежде всего политической).

    Христианство объединяет три больших направления: православие, католицизм и протестантва. Основу христианства составляет вера в Святую Троицу - Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Основной источник веры - это жизнь и учение Иисуса Христа, описанные в Новом завете Библии. Раскол христианской веры на православие и католичество произошел в 1054 году, когда Папа Римский и константинопольский Патриарх подвергли дуг друга церковному проклятию, по причине многих разногласий. Спустя несколько веков в XVI в результате борьбы за переустройство церкви в Европе сформировалось еще одно христианское течение - протестантство. В протестантстве опровергается главенство церкви, ее богатства, священство, монашеские ордена, признается лишь личные отношения человека и Бога. В настоящее время протестантство объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь и др.).

    Буддизм

    Будда начал проповедовать новое мировоззрение и новый путь человека, который может избавить от страданий. Спасение Будда видел в достижении определенного состояния гармонии, умиротворения и спокойствия - нирваны, которая наступает вследствие медитаций и самосовершенствования, а также после того, как удастся преодолеть все человеческие желания, страсти и страхи.

    Ислам.

    Самой молодой мировой религией является ислам (с араб. «покорность богу») или мусульманство. Основоположником ислама является пророк Мухаммед живший примерно 570— 632 гг. В то время когда арабские кочевые племена были разделены различными верованиями он провозгласил единого бога Аллаха. Основные положения вероучения ислама изложены в главной «священной книге» - Коране.

    14. Основные закономерности формирования религии как социального института.

    В первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и всю социальную жизнь, а совершение обрядов еще не было самостоятельной сферой деятельности. Первоначально профессионального духовенства не было. Однако по мере усложнения общественной жизни начинают выделяться специалисты по проведению

    культовых действий. Это – колдуны, шаманы.

    Следующий этап процесса институционализации связан с формированием системы общественной организации, при которой руководители общин, старейшины племен одновременно были и лидерами религиозной общины. Все важные события жизни общины сопровождались культовыми действиями, в это время религиозные и социальные общины совпадают.

    Становление раннеклассового общества приводит к усложнению общественной жизни, к изменению социальных функций религии. Формируются самостоятельная система культовых действий (богослужения) и организация служителей культа – жреческие корпорации. Жреческая корпорация – сословие, которое или формируется внутри знати, передавая свое звание и социальное положение по наследству, ил

    ью государственного аппарата, храмы были собственностью государства.

    По мере усложнения общественных отношений происходит конституирование религиозных организаций. Их цель - нормативное воздействие на членов, формирование у них определенных ценностей и идеалов. В связи с этим религиозные организации начинают выполнять ряд функций:

    1) выработка систематизированного вероучения,

    2) руководство и осуществление культовой деятельностью,

    3) контроль за выполнением религиозных норм,

    4) осуществление санкций,

    5) установление связей со светскими организациями и государством.

    Характерной особенностью процесса институционализации религии стало выделение служителей культа как устойчивого социального слоя, отличного от основной массы верующих. Служители культа становятся во главе религиозных институтов.

    В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему – церковь. Ее функционирование связано с формированием различных социальных организаций и учреждений. В церкви выделяются две системы: управляющая и управляемая. Управляющая система включает в себя служителей культа, а управляемая представляет собой верующих.

    15. Социальные основы религии.

    По отношению к обществу религия выступает как социальная подсистема. В первобытном обществе она еще не выделилась в качестве самостоятельной сферы. В дальнейшем она более дифференцировалась, в ней выделялись элементы, складывались связи таких элементов. В структуру религии входят:

    религиозное сознание;

    религиозный культ;

    религиозные организации;

    религиозная деятельность, отношения и институты.

    Являясь подсистемой, религия занимает определенное место и выполняет соответствующие функции. За всю историю общества религия занимала в нем следующие положения:

    Религиозное сознание преобладает, религиозная деятельность является непременной частью человеческой деятельности. Религиозные отношения накладываются на другие общественные отношения. Институты соединяют в себе светскую и религиозную власть.

    Религиозное сознание не является доминирующим, наряду с ним развиваются различные формы светских идеологий. Религиозное действие выделяется из общей системы деятельности и призывается к определенному времени и месту. Имеет место тенденция снятия с общественных связей влияния религиозных отношений. Религиозная организация продолжает претендовать на совпадение с этнической общностью, однако, идет процесс их дифференциации. Нередко провозглашается тождественность религиозной и государственной принадлежности.

    Влияние религиозного сознания ослабевает, доминирует светское сознание, религиозная деятельность и отношения становятся частным видом деятельности и отношений. Религиозные группы отличны от этнических и не совпадает с государственными. Духовная и светская власть принадлежит разным институтам. В разных типах общества, странах положение религии и ее функций становится различными.

    Выделяют космические, социальные, социокультурные, психологические, гносеологические основы и предпосылки возникновения религии.

    Социальные основы связаны с жизнедеятельностью общества как целого, их образует совокупность материальных, экономических, технологических, а также производных от них отношений в духовной сфере (политических, правовых, государственных, нравственных). Определяющимися являются материальные отношения. В конечном итоге, именно они определяют возникновение, существование и воспроизводство религии. Однако, на существование религии оказывают воздействие и другие области духовной сферы ̶ политика, государство, мораль, искусство, философия, наука.

    Основу религии составляет совокупность общественных отношений, господствующих над людьми в повседневной жизни и продуцирующих несвободу и зависимость, объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами. Основными сторонами этих отношений являются:

    стихийность общественных процессов, развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое и экономическое принуждение работника в неблагоприятные условия жизни;

    скованность принадлежностью к классу, этносу, касте, сословию;

    частичность развития индивидов в условиях ограниченного разделения труда;

    властные отношения авторитарного характера;

    межэтнические конфликты, угнетение одного этноса другим;

    войны, эксплуатация.

    Отношения людей развертываются в двух аспектах:

    отношение их к природе

    отношение друг к другу

    Характер отношений людей к природе зависит от уровня развития производительных сил, от степени вооруженности труда. Чем ниже уровень развития, тем в большей степени природные силы властвуют над людьми в повседневной жизни, и тем больше господствует этот аспект социальных основ.

    В первобытном обществе основой религии была низкая ступень производительных сил, их ограниченность. Родовые отношения довлели над индивидуальными. При рабовладельческом, феодальном и капиталистическом строе развитие подчинено господству отчужденных форм собственности, рабовладельческий и феодальный строй предполагал внеэкономическое принуждение работника. Рабовладение основано на непосредственном отношении господства и подчинения. Раб полностью подчинен рабовладельцу. При феодализме личная зависимость обнаруживается во всех сферах жизни, а социальные связи характеризуются авторитарностью и корпоративностью. При капитализме человек юридически свободен, но экономически зависим.

    Внеэкономическое принуждение сочетается с экономическим. Увеличение свободы сдерживается авторитарной системой управления. Работник формируется как индивид, прикованный к какому-либо виду деятельности и статусу. Следовательно, с ростом зависимости людей от существующих обществ, растет степень несвободы.

    Деление людей на классы, сословия, противоречия между ними вызывают социально-политические, классовые межклассовые отношения. На всех этапах истории жизни человечества имели место войны. Негативными явлениями считается нищета, эпидемии, экологические катастрофы.

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта