Главная страница
Навигация по странице:

  • 21. Религия и социальная мобильность.

  • 22. Религия как социальный институт.

  • 23. Религиозное сознание, его особенности и элементы.

  • 24. Религиозная вера – важнейший элемент религиозного сознания.

  • 25. Уровни религиозного сознания.

  • 26. Черты религиозного сознания.

  • 1. Социология религии как научная дисциплина. Ее место в системе социологического знания


    Скачать 67.29 Kb.
    Название1. Социология религии как научная дисциплина. Ее место в системе социологического знания
    Дата13.03.2023
    Размер67.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаperdun_31-44.docx
    ТипДокументы
    #984515
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    20. Религия и социальная стратификация.

    В обществе существует социальное неравенство: деление на различные слои по социально значимым критериям. Американский социолог Б. Барбер считал религию

    одним из измерений стратификации, наряду с профессиональным престижем, степенью власти и могущества, доходом и богатством, образованием или знанием, этнической принадлежностью, положением родственников.

    В ряде случаев религия выполняет роль легитимизации социального расслоения. Наиболее ярко это проявилось в кастовой системе Индии. Она представляет собой систему социальной стратификации, определяемую именно религией. Индуизм трактовал кастовый строй как порядок жизни, установленный богом. Человек рождается в какой-то касте, его принадлежность к ней неизбежна и неотвратима. Жизнь человека – это жизнь в касте, которая является пространством, в котором человек существует. Четыре основных касты делятся на множество подкаст, их сегодня в Индии до 3 тысяч. Каста определяет место человека в обществе, все его права, нормы поведения, одежду, внешний вид. Для каждой касты установлены свои предписания, за их нарушение следует суровое наказание. Человек не может выйти из своей касты. Браки представителей разных каст запрещены четыре основных касты: брахманы (служители религиозного культа), кшатрии (военные), вайшьи (торговцы, предприниматели), шудры (зависимые земледельцы, ремесленники, работники, слуги, рабы). Принадлежность к каждой касте определяла профессиональную дифференциацию и структуру власти. Кастовая система – редкий пример легитимизации религией социального расслоения, кастовые законы одновременно являются и религиозными законами. В 1950 году Индия после получения независимости провозгласила равенство каст. Однако пережитки кастовой системы до сих пор не преодолены, поэтому заметны и сейчас.

    Кроме того, религия может различными способами влиять на механизмы социального расслоения. Например, в обществе, где существует религиозный плюрализм, конфессиональная принадлежность индивида определяет его социальный статус. Например, в исламских странах христиане имеют более низкий статус, чем мусульмане. В дореволюционной России религии делились на три группы: 1) господствующая (православие), 2) терпимые (католичество, протестантизм, иудаизм, ислам, буддизм) и 3) нетерпимые (различные секты). Индивиды в зависимости от религиозной принадлежности различались в правах. Наибольшими правами обладали представители господствующей православной церкви.

    Кроме того, религия часто оправдывала социальное неравенство, вплоть до оправдания рабства, расизма, социальной несправедливости. Она трактовала данный порядок как порядок, установленный богом. Однако лишь в некоторых случаях религия осуществляла прямую легитимизацию социального неравенства. В большинстве случаев ее влияние является косвенным. Религиозная принадлежность часто служила средством сплочения социальных слоев, но и социальный строй мог использовать религию для собственного упрочения. При формировании системы социального неравенства религия выступает в совокупности с другими социальными факторами, определяющими ее характер.

    21. Религия и социальная мобильность.

    Под социальной мобильностью П.А. Сорокин понимал любой переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую. Главным типом мобильности (или социальной циркуляции) является вертикальная мобильность. Это – изменение положения индивида, которое приводит к повышению или понижению его статуса (восходящая или нисходящая мобильность). В любом обществе существуют каналы социальной циркуляции – своеобразные «пути» по которым индивиды могут переходить из одного социального слоя в другой, изменяя свою социальную позицию. Церковь и другие религиозные организации П.А. Сорокин

    считал важнейшим из таких каналов. Однако религиозные организации выполняют эту функцию только в периоды, когда возрастает их социальная значимость. Например, после легитимизации христианства церковь стала лестницей по которой поднимались наверх выходцы из низших социальных слоев, достигая иногда высокого социального положения. люди незнатного происхождения, становясь служителями культа, получали благодаря церкви свободу и влиятельное положение в обществе. Этот процесс продолжался и в средние века, когда церковные иерархи (кардиналы, епископы) были не только религиозными функционерами, но и крупными землевладельцами, богатыми и влиятельными людьми, занимавшими высокое положение в иерархии средневековой знати.

    Одновременно церковь была каналом и нисходящей мобильности, особенно в периоды, когда она подвергалась гонениям. Например, в СССР статус священнослужителя или открытое исповедание какой-либо религии грозили понижением социального статуса, вплоть до снятия с работы, понижением в должности, отчислением из учебного заведения и т.д.

    Кроме того, всю свою историю христианские и другие церкви играли значительную роль в осуществлении социальной селекции – распределении индивидов по различным социальным слоям. В эпоху средневековья, например, католическая церковь понизила, лишила гражданских прав тысячи людей, среди которых было немало лиц высокого социального положения. В тоже время церковь продвинула наверх множество лиц, которых считала добродетелями.

    В новейшее время, в результате секуляризации роль церкви как канала социальной циркуляции ослабла и стала невелика. Но и в современном обществе она играет роль сильного селективного средства. Принадлежность к церкви, характеристика, исходящая от нее, особенно положительная, по-прежнему играет значительную роль в карьере ученых, политических лидеров и даже президентов. Таким образом она продолжает влиять на процессы социальной циркуляции.

    22. Религия как социальный институт.

    В ходе истории элементы и структура религии неоднократно изменялись. В первобытном обществе как самостоятельная сфера деятельности религия не выделялась. Затем ее структура усложнялась, она становилась самостоятельной сферой духовной жизни. В современных религиях четко выделяются следующие элементы. Это: 1) религиозное сознание; 2) религиозная деятельность; 3) религиозные отношения и 4) религиозные организации. Именно эти элементы образуют религию как социальный институт. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложный социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем. Функционирование каждой из этих систем связано формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов.

    В религиоведении всегда был спорным вопрос о том, какой именно из четырех элементов религии определяет ее отличительную особенность и специфику как формы духовной жизни. Проблема так называемого «минимума религии» решалась по-разному. Первый подход связывал этот минимум с религиозным сознанием, второй – с религиозной деятельностью, третий – с религиозными организациями. В настоящее время большинство ученых пришло к выводу о том, что «минимум религии» определяется религиозным сознанием.

    23. Религиозное сознание, его особенности и элементы.

    В качестве признаков религиозного сознания выступают: анимизм, вера в Бога или богов, в бессмертие души; опыт общения со священным. В отечественном

    религиоведении широко распространено мнение, что главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное, которое характеризуется как нечто, не подчиняющееся законам материального мира выпадающее из цепи причинно-следственной связи.

    Однако вера в сверхъестественное присуща не всем религиям. Например в ранних религиях, религиозное сознание еще не различало «естественное» и «сверхъестественное». Не свойственна вера в сверхъестественное и многим восточным религиям, например, буддизму. Деление окружающего мира на естественный и сверхъестественный широко представлено в христианстве и иудаизме. Однако в христианстве эта дихотомия часто не доходит до уровня обыденного сознания многих верующих. Поэтому веру в сверхъестественное вряд ли можно принять за всеобщий, универсальный признак религиозного сознания. Не правильно было бы и понимать, что у религиозного сознания есть признак, свойственный только ему. Своеобразие религиозного сознания заключается в совокупности, комбинации, субординации многих признаков и черт.

    Религиозному сознанию присущи: вера, чувственная наглядность, образы, созданные воображением, соединение соответствующего действительности содержания с иллюзиями, символичность, аллегоричность, сильная эмоциональная насыщенность, использование специальной религиозной лексики и других знаков.

    Все эти черты свойственны не только религиозному сознанию. Они характерны и для искусства, морали, политики. Недостоверные понятия и теории могут возникнуть и в естествознании и других науках, в том числе и социальных. По утверждению П.Сорокина, история, право, экономика, психология, социология представляют собой в огромной своей части не знания, а верования, преподносимые в наукообразной форме.

    24. Религиозная вера – важнейший элемент религиозного сознания.

    Религиозная вера – интегративная черта религиозного сознания. При этом не всякая вера является религиозной. На обыденном уровне понятие «верующий» часто отождествляется с понятием «религиозный человек». Однако наличие веры у человека не всегда позволяет характеризовать его как человека религиозного. Вера как эмоционально-психологическое состояние человека и его отношение к окружающему миру присуща всем людям, поскольку каждый человек во что-то верит. Однако не все люди верят в одно и тоже. Поэтому нельзя утверждать, что все люди религиозны. В связи с этим необходимо различать специфику религиозной и нерелигиозной веры, то есть понимать, что представляет собой «вера вообще».

    Вера «вообще» - особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в истинности идеи при условии отсутствия точной информации о достижении поставленной цели на основе этой идеи. В вере часто содержится ожидание осуществления желаемого. Вера как психологическое состояние возникает тогда, когда имеется большая уверенность в успешности действия, наблюдается реальная возможность благоприятного исхода. Если событие совершилось или стало ясно, что оно невозможно, если ложность идеи доказана, то вера угасает. Вера всегда возникает по поводу процессов, явлений и событий, идей, имеющих для людей существенную значимость. Вера не сводится только к чувствам, хотя эмоциональная сторона играет в ней большую роль. Поэтому вера представляет совокупность познавательного, эмоционального и волевого элементов. Вера проявляется в действиях людей, связанных с риском. При этом вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, стимулом активности человека.

    Религиозная вера – это вера: 1) в объективное существование воображаемых существ, атрибутизированных свойств и связей, а также существование особого мира, который образуют эти связи, свойства, существа; 2) вера в возможность общения с этими гипостазированными существами, в возможность воздействия на них и получения от них помощи; 3) вера в истинность соответствующих представлений, взглядов догматов; 4) вера в действительное совершение каких-либо событий, о которых говорится в соответствующих текстах; в их повторяемость; в наступление какого-либо события, причастность к нему; 5) вера в религиозные авторитеты, в «отцов церкви», в «святых», в пророков, служителей культа, церковных иерархов.

    В рамках какой-либо религиозной системы материальные предметы, персоны, действия, тексты, языковые формулы наделяются определенными свойствами, приобретают религиозные значения. Эти значения выражают определенные отношения между людьми, получают свойство быть выразителями религиозных значений. Это свойство не имеет общего с их физической или химической природой. Поэтому в религии они становятся сверхчувствительными. Сакральные вещи нередко изготовляются из серебра, золота, бриллиантов. Они аккумулируют собственность, богатство. Нередко фетишизм товара, денег обуславливает религиозный фетишизм.

    Религиозная вера олицетворяет весь религиозный комплекс, обуславливает своеобразие процесса трансцендирования в религии.

    С помощью религиозной веры осуществляется переход от жизни к смерти и к жизни после смерти, от посюсторонности к потусторонности.

    25. Уровни религиозного сознания.

    Религиозное сознание имеет два уровня – обыденный и концептуальный. Обыденное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений, чувств, влечений, привычек и традиций, которые являются непосредственным отражением условий быта людей. Оно выступает не как целостное и систематизированное, а в фрагментарном виде – в разрозненных представлениях, взглядах. На этом уровне наблюдаются различные элементы религиозного сознания: рациональные, эмоциональные, волевые. Однако преобладают эмоции – чувства, настроения, а содержание сознания заключено в наглядно-образные формы. Относительно устойчивыми, консервативными являются традиции, обычаи, стереотипы, подвижными – настроения, эмоции. На этом уровне преобладают традиционные способы передачи представлений, образов мысли, чувств. На этом уровне религия всегда непосредственно связана с индивидом и всегда выступает в личной форме.

    На концептуальном уровне религиозное сознание – это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций, концепций, продукт профессиональной деятельности мыслителей. В него входят следующие элементы. 1. Более менее упорядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке. Оно целенаправленно разрабатывается специалистами (теологами и богословами) и включает вероучение, теологию, богословие, символ веры. Символ веры – это краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения какого-либо религиозного течения и церкви. 2. Осуществляемая в соответствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, права, морали, искусства, социальных проблем. Таким образом речь идет о различных религиозно-этических, религиозно-политических, религиозно-правовых концепциях. Это – теология труда, теология освобождения, теология культуры, политическая теология. 3. Религиозная философия (неотомизм, православная философия).

    26. Черты религиозного сознания.

    Символичность и аллегоричность. Содержание веры определяет символический аспект религиозного сознания. Символ представляет содержание, значение, отличное от непосредственного содержания своего носителя. Символами могут быть материальные предметы, действия, тексты. Символ обозначает предмет, на который направлено религиозное сознание.

    Предметы, действия, слова, тексты наделяются религиозными значениями и смыслами. Носители этих значений и смыслов представляют собой заменители символизируемого. Они образуют религиозно-символическую среду формирования и функционирования соответствующего религиозного сознания, включая ритуалы. Так, крест – символ христианства, полумесяц – ислама. Кроме главного символа данной религии существуют символы определенной конфессии, символы определенной общины, отдельных событий и т.д.

    Религиозному сознанию присуща аллегоричность. Аллегория представляет собой иносказание, условную форму высказывания, условное выражение абстракции понятий в наглядных образах, которые означают другое, отличное от буквального значение. Аллегорические символы часто образуют совокупность связанных образов, объединенных в сюжет. С помощью аллегории через какой-то образ или сочетание образов иносказательно передается содержание религиозных, нравственных и других понятий, разработанных в данном религиозном сознании. На обыденном уровне аллегория развертывается спонтанно, а в вероучениях разработаны специальные приемы аллегорического толкования.

    Наглядная образность и эмоциональность

    Религиозное сознание может выступать в чувственной и мыслительной формах. Чувственная форма – это образы, созерцания, представления, мыслительная – понятия, суждения, умозаключения. Значимость мыслительных форм особенно возрастает на концептуальном уровне сознания. Однако главным образом в религиозном сознании преобладают чувственные представления. Образные представления черпают содержание в природе, обществе, человеке. Поэтому религиозные существа, свойства, связи создаются по аналогии с явлениями природы, общества и человека. Большое значение в религиозном сознании имеют т.н. смыслообразы, которые представляют собой переходную форму от представления к понятию. Содержание религиозного сознания наиболее часто выражается в литературных жанрах. Например, таких как притча, рассказ, миф. Нередко религиозное сознание изображается в живописи, скульптуре, изображается графически.

    Наглядной образ религиозного содержания непосредственно связан с переживаниями, что обуславливает его сильную эмоциональную насыщенность. Важнейшим компонентом религиозного сознания являются религиозные чувства – эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективными гипостазированным существам, к сакрализированным вещам, персонам, действиям, друг к другу, а также к религиозно истолкованным отдельным явлениям в мире и в целом к миру.

    С религиозными представлениями могут соединяться самые разнообразные эмоции человека – страх, любовь, радость, надежда, ожидание.

    В религиозном сознании адекватное отражение действительности соединяется с иллюзиями и заблуждениями. Например, отношения между «всемогущим Богом» и немощным, греховным человеком отражают отношения несвободы и зависимости. Религиозные образы в качестве главных компонентов имеют соответствующие действительности данные чувственного опыта. Например, в религиозном сознании широко распространено такое явление как антропоморфизм. Это – наделение

    предметов и явлений неживой природы, животных и мифических существ человеческими свойствами. Антропоморфизм широко представлен в ранних и современных религиях, а также свойственен и нерелигиозной культуре, что проявилось в искусстве и т.д. Близкими к нему являются: зооморфизм – уподобление животным, фитоморфизм – уподобление растениям и т.д. Кроме того в религиозных повествованиях, притчах воссоздаются реальные события и явления. Религия взаимодействует с другими областями духовной жизни и включает экологические, политические, нравственные и философские воззрения. Часто они являлись заблуждениями, но среди них есть и такие, которые давали достоверную информацию о мире, выражали объективные тенденции развития общества, имели ценностную значимость. При этом в религии часто производилось духовное содержание, адекватное действительности. Однако необходимо иметь в виду, что в религиозных повествованиях, идеях, понятиях, представлениях содержание слито с воображаемыми образами. В результате целостная религиозная картина может скрывать объективные связи. Главные религиозные истины, доктрины не получили обоснования с помощью научных методов познания. В итоге они являются только предметом веры.

    Вопрос об истинном и неистинном религиозном сознании проходит через всю историю религии. На истину претендовали представители каждой конфессии, а в других религиях видели заблуждения. Еретики отвергали официальную догматику как ложную, а ортодоксы защищали ее в качестве абсолютной истины.

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта