1. Социология религии как научная дисциплина. Ее место в системе социологического знания
Скачать 67.29 Kb.
|
1. Социология религии как научная дисциплина. Ее место в системе социологического знания. Религия – мера воззрения и ощущения, соответствующее поведение и действия, основанные на вере в существование сверхъестественного. Сверхъестественное – возникаемая реальность, отличная от чувственного мира. Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время – одной из религиоведческих наук, таких, как история религии или психология религии. Социология религии является частью социологии, одной из социологических дисциплин, которые используют выработанные социологией понятия и методы для анализа отдельных социальных феноменов, таких, как семья, политика, образование и т.д. Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, т.е. он изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическим методам исследования, социальное поведение человека: как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных действий и т.д. Для социолога, важно как верования влияют на поведение людей. Необходимо выявить мотивацию человеческих действий. Социология религии – одна из многих наук, занимающихся изучением религиозного феномена в различных его аспектах. Место социологии религии в религиоведении определяется ее отношением: а) к другим наукам о религии, б) к феноменологии религии и в) к теологии. а) Социология религии и другие науки о религии. Центральная тема социологии религии – взаимодействие религии и общества. Социология концентрируется на социальном "измерении" религии, ее влиянии на социальное поведение. Социолог должен при этом опираться и на исторические данные, его интересуют общие правила, образцы поведения, способы религиозной мотивации. Принцип опоры на эмпирические данные. Социолог занимается тем, что может быть измерено, что можно наблюдать, и подлежит проверке. Социология религии стремится к познанию реальных, конкретных связей, взаимодействий. б) Социология религии и феноменология. Феноменология религии занимает промежуточное положение между науками о религии и теологией. Она исходит из признания реального существования объекта религиозного поклонения – «священного». Религия, с этой точки зрения, есть встреча человека со «священным», тем, что для человека остается «тайной». Феноменология религии принимает исходный тезис теологии, рассматривая религию как реальность, недоступную эмпирическим методам исследования. в) Социология религии и теология. Теология, как и феноменология религии, в отличие от социологии религии и научного подхода к изучению религии, основывается на признании действительного существования объекта религиозного отношения. Предмет теологии – бог и самообнаружение бога в мире, его "откровение". В теологии обязательно присутствует тот момент, который в феноменологии может выступать в отвлеченно-теоретической форме – теолог находится в религиозной связи с объектом, который он стремится осмыслить. 2. Социология религии и другие науки о религии. Социология религии и теология. Предметом исследования каждой из наук являются те или иные конкретные стороны религии, её взаимосвязь с различными сторонами деят-ти. Философию религия интересует как форма общественного сознания, как определённое мировоззрение, как способ познания мира. Исторические науки исследуют конкретные формы религии, возникавшие и сменявшие друг друга в опред исторических условиях, на тех или иных этапах развития человеческого общества. Психология изучает религию в контексте человеческой психики. Культурология рассматривает религию как важную составляющую культуры, часть духовного наследия человечества. Общий принцип для всех наук – опора на эмпирические данные. Социолог, изучая религию, имеет дело только с тем, что доступно чувственному восприятию. Изучает то, что поддаётся измерению и проверке, он строит теории и модели, основываясь на утверждениях, которые могут быть подтверждены или опровергнуты. Область исследования соц религии - поведение человека, которое включает его действие или бездействии, а также факторы, включённые в эту деят-ть. Плодотворность исследования зависит от того, насколько широко социолог исследует данные и выводы других наук. Теология – совокупность учений о сущности и действиях Бога. Основана на действительном признании существования объекта религиозного преклонения. Предмет – Бог и его «откровение». Предмет же социологии религии как науки - действия, включая и суждения, которые направлены также и к богу, к тем явлениям, в которых он, согласно их взглядам, себя обнаруживает. От социологии религии надо отличать религиозную социологию, которая исследует только внешнюю сторону религиозности (посещение храмов, соц состав верующих), но не изучает соц природу религии. Социология религии занимает нейтральную позицию в споре между верой и неверием. 3. Предмет и структура социологии религии. Предмет – все явления, процессы функционирования общества на всех уровнях, связанных с религией. Социология религии изучает религию на эмпирическом и теоретическом уровнях. На теоретическом уровне предметом исследования является религия в целом. Исследуя отдельные проявления религии, не ставит вопрос об истинности. Религиозный культ изучается как 1 из форм социального поведения и общения людей. На эмпирическом уровне предмет исследования – религиозное сознание и поведение людей, общественное мнение о религии, церкви; отношение к религии религиозных людей, воздействие религии на поведение людей. Структура религии: - группа верующий - священные понятия (чудеса, запреты, заветы, причастие) - вероисповедание (совокупность верований, которые объясняют устройство мира) - ритуалы - представления о праведном образе жизни. (система моральных принципов, норм жизни, регулирующих поведение людей. Например, десять заповедей христианства) 4. Ранние социологические воззрения на религию. В рамках социопсихологической теории феномен религии объясняют исходя из особенностей психики индивида, социализации, взаимоотношений с ближайшим окружением. В дальнейшем это направление развивалось в рамках психологии религии. Джеймс: В своих объяснениях религии Джеймс исходил из индивидуальной психики индивида. Терапевтическая функция религии. Религия содержит в себе определенные психологические механизмы, благотворно действующие на людей. 3. Фрейд: Отвергает существование сверхъестественного источника религиозных верований: религия — это человеческий продукт. Религия как одна из разновидностей невроза. К.Юнг: В основе религии лежит коллективное бессознательное. Его содержание открывается сознанию людей через архетипы. Одна из важнейших форм проявления архетипов - религия. Он видел в ней коллективную форму защиты от невроза и делал вывод о психологической необходимости религии и обращении к ней человека на пути к душевному здоровью. Э.Фромм: Религия - любая система взглядов и действий, которой придерживается группа людей и которая дает индивиду ориентации и объект поклонения. Любой человек является религиозным, а религия неизбежно присуща всем историческим эпохам. А. Маслоу: В основе всякого религиозного переживания лежит особый тип индивидуального религиозного опыта, названного им «пик-опытом». Каждый человек может открывать, развивать и придерживаться собственной религии. Интеграционистская теория Дюркгейм: Нет религий, которые были бы ложными. Понять существо религиозных верований можно, разделив все явления окружающего мира на два противоположных класса: светское и священное. Священные вещи — это те, которые защищены и отделены запретами. Теория соц изменения Вебер: Вебер выделил три самых общих типа — три способа отношения к миру: · а) религии приспособления к миру (конфуцианство, даосизм); · б) религии бегства от мира (индуизм, буддизм); · в) религии овладения миром (иудаизм, христианство). Вебера интересуют, прежде всего, мировые религии, т.е. те, которые имеют наибольшее число последователей и оказывают наибольшее влияние на ход истории. Конфликтологическая теория Конфликтологические теории религии основываются на том, что религия может действовать как фактор, несущий не интеграцию, а конфликт. Сторонники теории конфликта утверждают, что религия укрепляет положение господствующих групп общества, угнетающих менее влиятельные группы. Это осуществляется с помощью верований, предлагающих низшим классам надежду на лучшую жизнь в ином мире. К. Маркс: считал религию прежде всего одним из орудий классового господства. Неоэволюционистские теории Р. Белла: пятиэтапная классификация развития религиозных форм: 1. Примитивная религия (исчерпывается двумя символическими формами: ритуалом и мифом) 2. Архаическая религия (Комплекс мифов и ритуалов, присущих примитивной религии, сохраняется, но по- новому разрабатывается и систематизируется. Появляется особая социальная группа — жрецы, дистанция между человеком и божеством увеличивается.) 3. Историческая религия (Религиозное действие является прежде всего действием, необходимым для спасения), (отрицание существовавшего социального порядка, возникновение церкви). 4. Раннесовременная религия (Между человеком и Богом не должно быть посредников, вера дает прямую связь человека с Богом), (возрастает роль религии в обществе). 5. Современная религия (личность – носитель веры) 5. Учение О. Конта о трех стадиях развития общества. Теологическая, метафизическая и позитивная. На первой, теологической, стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической, стадии он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию - позитивную, или научную. На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними. Переход от одной стадии к другой в разных науках совершается последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип - от простого к сложному, от высшего к низшему. О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. 6. Взгляды Г. Спенсера на религию. Требовал того, чтобы все данные о явлениях, в том числе и сверхъестественных, получили эмпирическое подтверждение. Хотя Г.Спенсер критически относился к теории и практике религии, он допускал возможность дуализма, т. е. одновременного и законного существования науки и религии. Наука и религия сходятся в признании основной истины о существовании непознаваемого Абсолюта. У Спенсера религия выступала средством достижения «единства», «объединения», «координации», «интеграции» в обществе. Он провел обоснование «полезности» и «необходимости» религии человеку и обществу. Считал, что абсолютное непознаваемо 7. Происхождение термина «религия», эволюция его значений. От лат. слова «религио» - благочестие, набожность, святость, священный предмет. В древнем мире это слово означало всё, что связано с почитанием Богов. К религии относили представления о Богах, соответствующие культовые действия и правила. Христианство восприняло от римлян слово «религия», которое затем перешло во все латинские языки. Под термином «религия» христиане первоначально понимали только свою веру, следовательно, религией называлось тогда только христианство. Епископ Августин отмечал, что христианство – религия воссоединения и примирения человека с Богом. Это было типичное христианское представление о вере, в отличие от других религий. Все не христианские религии тогда относились к язычеству, а христианство противопоставлялось языческой культуре. В 18 веке возникло представление о том, что существуют разные проявления естественной религии. Естественная религия воплощается в конкретных религиях, отличающихся друг от друга по форме выражения в зависимости от особенностей общества культур, в которых они существуют. В начале 19 века религия понимается как 1 из форм, областей духовной жизни на ряду с моралью, философией, наукой и искусством. 8. Различные подходы к объяснению религии. 1) Теологический Теология объясняет религию с т.з самой религии, только на основе принятия религиозной веры в качестве исходной предпосылкой для достижения цели. Теологический подход к объяснению феномена религии предполагает, что понять сущность религии может только религиозный человек, имеющий опыт общения с Богом. - Религия – встреча человека с Богом - Теолог объясняет религию как бы изнутри 2) Философский В отличие от теологического объясняет религию извне. Он не предполагает принять её истинность заранее. Его цель – попытаться ответить на вопросы о том, «какая религия имеет основания к человеческому облику?» и «в какой мере верования отвечают критериям истинного познания?» Философский вопрос является критическим, тк не довольствуется принятию на веру религиозных доводов и требует подтверждения их истинности. 3) Научных подход Данный подход появляется в 19в. Наука собирает и накапливает, анализирует с помощью специальных методов. В конце 19 в религиоведение устанавливается в качестве самостоятельной области знания. Предмет её исследования – религия, как соц часть культуры. Науки о религии изучают её в реальном контексте культуры, в её связи и взаимодействии с другими областями жизни человека. Они стремятся ответить на вопрос о том, как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, каким образом объясняет мир, как влияет на эмоциональную жизнь людей. |