Главная страница
Навигация по странице:

  • принципы цивилизованных отношений в обществе

  • Отличительные признаки государства

  • 18. Личность как активный субъект жизнедеятельности.

  • 19 Социальный статус и социальные роли личности Социальный статус человека

  • 20. Социализация личности, девиация и социальный контроль.

  • Социальный контроль

  • 21. Культура: сущность, структура, формы. Культура

  • 22. Социальная коммуникация.

  • . Социальные изменения, революции, реформы и социальный прогресс. Социальные изменения

  • Толчком, движущими силами

  • Виды социальных изменений

  • 1. Становление и основные этапы развития социологии как науки


    Скачать 0.95 Mb.
    Название1. Становление и основные этапы развития социологии как науки
    Дата19.01.2022
    Размер0.95 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSOTsIOLOGIYa_ZAChYoT.docx
    ТипЗакон
    #335775
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    17. Гражданское общество и государство

    Гражданское общество — это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

    Основными признаками гражданского общества являются: наличие в обществе независимых владельцев средств производства, свободных от вмешательства государства в их деятельность; развитость и разветвленность демократии; равенство управляющих и управляемых перед законом; взаимная ответственность личности, общества и государства; высокая политическая культура населения; политический и идейный плюрализм

    Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе:

    • Интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода — наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности — частная собственность;

    • Свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;

    • Индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.


    Таким образом, по Локку, гражданское общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает права человека (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство — права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

    Государство – особая форма организации политической власти (социальный институт), которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения целостности, организованности данного общества и определенного порядка в нем.

    Отличительные признаки государства:
    1. Суверенитет - верховенство государственной власти по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны (внутренний), а также ее независимость по отношению к иным государствам (внешний).
    2. Наличие учреждений и органов, осуществляющих верховную власть, распространяющуюся на все население.
    3. сбор налогов, необходимых для обеспечения функционирования государственного аппарата.
    4. Наличие права – системы общих правил поведения, установленных государством.
    5. Территория, на которую распространяется власть.
    18. Личность как активный субъект жизнедеятельности.

    Основной смысл понятия «человек как активный субъект своей жизнедеятельности»заключается в следующем. Это высшее психологическое и духовное состояние человека, качественно определенный способ его самоорганизации, самокоординации и саморегуляции. Это состояние зависит от степени интеграции неоднозначных, динамичных внешних и противоречивых внутренних условий человека. Это — особое отношение человека к миру, к деятельности, к себе. Это — принятие роли активного субъекта своей жизнедеятельности в целом.

    Личность изначально не является субъектом своей жизнедеятельности, но может обрести это особое качество в процессе своего развития. Чтобы личность смогла стать активным субъектом, должны быть выполнены следующие условия: успешное разрешение внутренних и внешних противоречий, обеспечение соответствия между личностью и деятельностью; оптимальная организация всех пространств своей жизненной активности (от эмоциональной саморегуляции до умения получать практические результаты в практической деятельности).
    Разрабатывая концепцию личности как субъекта жизнедеятельности, выделяют три взаимосвязанные пространственно-временные и ценностно-смысловые модальности: «жизненная позиция», «линия жизни» и «жизненная перспектива». Жизненная позиция есть результирующая достижений личности, аккумулирующая ее прошлый опыт. Жизненная перспектива— достигнутый уровень и качество жизни (ценностное, духовное, материальное), открывающее личности новые возможности для самореализации
    19 Социальный статус и социальные роли личности

    Социальный статус человека – это социальное положение, которое он занимает в структуре общества. Проще говоря, это место, которое индивид занимает среди других индивидов. Впервые это понятие использовал английский юрист Генри Мэн в середине XIX века.

    Каждый человек одновременно обладает несколькими социальными статусами в разных социальных группах. Рассмотрим основные виды социального статуса и примеры:

    • Прирожденный статус. Неизменный, как правило, статус, полученный при рождении: пол, раса, национальность, принадлежность к классу или сословию.

    • Приобретенный статус. То, чего человек достигает в процессе своей жизнедеятельности с помощью знаний, умений и навыков: профессия, должность, звание.

    • Предписанный статус. Статус, который человек приобретает по независящим от него факторам; например – возраст (пожилой мужчина ничего не может сделать с тем, что он пожилой). Этот статус в течение жизни меняется и переходит в другой.

    Социальный статус дает человеку определенные права и обязанности. К примеру, достигнув статуса отца, человек получает обязанность заботиться о своем ребенке.

    Совокупность всех статусов человека, которыми он обладает на данный момент, называют статусным набором.

    Социальная роль – это комплекс действий, который человек обязан выполнять согласно достигнутому социальному статусу. Если конкретнее, то это модель поведения, которая вытекает из связанного с этой ролью статуса. Социальный статус – понятие статичное, а социальная роль – динамичное; как в лингвистике: статус – подлежащее, а роль – сказуемое. Например, от лучшего футболиста мира 2014 года ожидают отличной игры. Отличная игра – это роль.

    Общепринятую систему социальных ролей разработал американский социолог Толкотт Парсонс. Он делил виды ролей согласно четырем основным характеристикам:

    По масштабу роли (то есть по диапазону возможных действий):

    • широкие (роли мужа и жены подразумевают огромное количество действий и разнообразное поведение);

    • узкие (роли продавца и покупателя: дал деньги, получил товар и сдачу, сказал «спасибо», еще пара возможных действий и, собственно, все).

    По способу получения роли:

    • предписанные (роли мужчины и женщины, молодого человека, старика, ребенка и т.д.);

    • достигаемые (роль школьника, студента, работника, сотрудника, мужа или жены, отца или матери, и т.д.).

    По уровню формализации (официальности):

    • формальные (на основе правовых или административных норм: работник полиции, госслужащий, чиновник);

    • неформальные (возникшие стихийно: роли друга, «души компании», весельчака).

    По мотивации (согласно потребностям и интересам индивида):

    • экономические (роль предпринимателя);

    • политические (мэр, министр);

    • личные (муж, жена, друг);

    • духовные (наставник, воспитатель);

    • религиозные (проповедник);

    В структуре социальной роли немаловажный момент – ожидание окружающими определенного поведения от человека согласно его статусу. В случае невыполнения или своей роли предусмотрены различные санкции (в зависимости от конкретной социальной группы) вплоть до лишения человека его социального статуса.

    Таким образом, понятия социального статуса и роли неразрывно связаны, так как одно вытекает из другого.
    20. Социализация личности, девиация и социальный контроль.

    Социализация - это интегративный процесс вступления субъекта в структуру общества, посредством овладения им социальными правилами, ценностями, ориентациями, традициями, познание которых помогает стать эффективным индивидом общества. ( протекает всю жизнь )

    Процесс социализации личности представляет вхождение индивида в социальную структуру, вследствие чего осуществляются изменения в структуре самой личности и социума в целом. В итоге социализации индивидуумом усваиваются нормы группы, ценности, образцы поведения, социальные ориентации, которые преобразуются в установки человека.

    Факторы:

    • Государство

    • Культура

    • Региональные условия

    • Тип поселения

    • Этнос и др.

    Формы:

    Ненаправленная (стихийная) - формирование определенных социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении - в кругу семьи, сверстников, сослуживцев и т.п.

    Направленная - это специально разработанная обществом или его определенными институтами и организациями система средств воздействия на развивающуюся личность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в данном обществе (или общности) ценностями, идеалами, интересами и целями.

    Этапы социализации

    • Первичная

    • Вторичная

    Девиация - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм, противоправные поступки.

    Социальный контроль - механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

    Санкция - любая реакция на поведение человека или группы со стороны остальных.

    Бывают:

    • Формальные и неформальные

    • Позитивные и негативные

    Методы социального контроля:

    1) Изоляция — установление непроходимых перегородок между девиантом (т. е. человеком, нарушающим социальные нормы) и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.

    2) Обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы не нарушать общепринятых норм.

    3) Реабилитация — процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.
    21. Культура: сущность, структура, формы.

    Культура-это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах обще­ственной жизни форм, принципов, способов и резуль­татов активной творческой деятельности людей.

    Структура культуры — строение культуры, состоящей из субстанциональных элементов (опредмечиваются в ее ценностях и нормах) и функциональных элементов (характеризуют процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты); включает в себя:

    -образование,

    -науку,

    -искусство,

    -литературу,

    -мифологию,

    -нравственность,

    -политику,

    -право,

    -религию,

    сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того, в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как:

    -мировая и национальная культура,

    -классовая,

    -городская и сельская,

    -профессиональная и др,

    -духовная,

    -материальная.

    В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

    Материальная культура— орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта; связана с историческим подходом; чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры.

    Духовная культура — наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование;

    Основные формы культуры

    В масштабе отдельного общества различают три формы культуры: элитарную, народную, массовую, а также и две её разновид­ности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

    Элитарная — создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Особенности:

    -включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллек­туальную литературу;

    -представляет определённые трудности для понимания не­подготовленным человеком;

    -потребителем этой культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художни­ки, писатели, музыканты.

    Народная — создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы и пр.).

    Массовая — понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации, китч и пр.). Особенности:

    -имеет самую широкую аудиторию и является авторской;

    -как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;

    -носит коммерческий характер;

    -в отличие от элитарной и народной культуры, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

    Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодёжная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; до­суговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические).

    Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи; левые радикалы; андеграунд и др.).

    Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Дости­жения, художественные приёмы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая её уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, даёт возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моды оказывать поддержку «творцам» эли­тарного искусства.
    22. Социальная коммуникация.

    Социальная коммуникация - это механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

    Классификации социальная коммуникация:

    По характеру аудитории

    • межличностная (индивидуализированная)

    • специализированная (групповая)

    • массовая

    По источнику сообщения

    • официальная (формальная)

    • неформальная

    По каналу передачи

    • вербальная

    • невербальная


    23. Социальные изменения, революции, реформы и социальный прогресс.

    Социальные изменения - различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами.

    Такие изменения могут осуществляться:

    -на уровне межличностных отношений

    - на уровне организаций и институтов

    - на уровне малых и больших социальных групп

    - на социетальном и глобальном уровнях

    Факторами, причиной социальных изменений выступают многообразные обстоятельства, такие, как:

    -изменение среды обитания, динамика численности и социальной структуры населения, уровень напряженности и борьбы за ресурсы (особенно в современных условиях), открытия и изобретения, аккультурация (усвоение элементов других культур при взаимодействии).

    Толчком, движущими силами социальных изменений могут выступать преобразования как в экономической, так в политической, социальной и духовной сферах, но с разной скоростью и силой, фундаментальностью воздействия.

    Виды социальных изменений:

        1. Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения.

     2. Изменения, затрагивающие социальные процессы.

     3. Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций.

     4. Изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения.

    Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.

    Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку. Применимость подобного критерия оспаривается в современном обществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.

    Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

    Различают две формы социального прогресса: революция и реформа.

    Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

    Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.+

    Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта