1. Становление и развитие теоретической юриспруденции в России
Скачать 0.83 Mb.
|
Экономические науки изучает способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества и показывают, какое оказывает влияние экономический базис на соц. и полит. институты. Поэтому при изучении государства и права ТГП опирается на выводы и положения, сформулированные экономическими науками. ТГП также оказывает влияние и на экономические науки. Оно происходит вследствие того, что стихийное развитие экономики пагубно сказывается на обществе, поэтому государство и право должно регулировать экономику в определенных пределах. Опираясь на социологические исследования и выводы, сделанные социологией, а также рассматривая государство и право с социологических позиций, ТГП решает проблемы совершенствования государственного аппарата, дальнейшего развития форм и содержания (функций) государства, повышения эффективности права и другие. Социология в свою очередь использует знания, собранные ТГП, в изучении государства, права и общества в целом с социологических позиций. ТГП не может решать свои задачи без учета достижений психологии, без знания социально-психологических особенностей индивидов, отдельных социальных групп (властных и прочих структур) и всего общества в целом. Попытки определения уровня правового сознания общества, степени развития правовой культуры населения, эффективности правотворчества и правоприменения в той или иной стране - все это и многое другое можно успешно решить лишь при условии широкого использования достижений психологии. Психология, исследуя психологические особенности индивидов, социальных групп и общества, использует сделанные ТГП выводы о государстве и праве. Между теорией государства и права и экономической теорией, социологией, психологией и иными гуманитарными науками существует тесная связь в том, что они взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия (общество, благо, интерес, собственность, действие, поведение, отношение и т.д.) так и сугубо специальные (гражданское общество, право собственности, правомерное поведение, противозаконный интерес, производственные отношения и др.). 9. Место и роль ТГП в системе теоретической и прикладной юриспруденции. Наука – это сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и упорядочение объективных знаний о действительности, а также прогнозирование на их основе тенденций развития технических, биологических, социальных систем. В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место. Юридические науки - часть гуманитарных наук, поскольку государство и право являются социальными институтами. Для того чтобы понять, какое место отводится теории государства и права в системе юридических наук и какую роль она при этом играет, необходимо соотнести ее с каждой из групп юридических наук. 1) Историко-теоретические (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений). Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имея границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, т.е. применяют преимущественно исторический метод. Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п., т.е. применяет преимущественно логический метод. 2) Отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и т.п.). По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория, так как: Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции в целом. Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать отраслевую научную информацию. 3) Прикладные науки (специальные) (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика и т.п.). Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки о государстве и праве. Однако нельзя не видеть и того, что в определенном объеме возможно прямое использование прикладной научной информации (например, при употреблении данных судебной статистики). 10. Догосударственные формы социального управления: организация и формы осуществления. Первобытное общество – первая в истории человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающая эпоху от появления первых людей до появления государства и права. Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества. В современный период одни ученые считают, что древнейший человек возник около 1 - 1,5 млн. лет назад, другие исследователи относят его появление к более позднему времени. Верхняя же грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 - 6 тыс. лет, различаясь на разных континентах. Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм). Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении. Каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы. Власть – сила подчинения одного лица другому принуждением или авторитетом. Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты: 1. наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. 2. люди не могли произвести больше, чем потребляли, поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны. 3. экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода. Общественная (социальная) власть обладала чертами: 1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях. 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали). 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода. 4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества. 11. Социальные регуляторы первобытного общества. Признаки первобытных обычаев. Особенностью социальных норм (регуляторов) в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства. Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества. Человек стал человеком, потому что в дополнение к биологическим законам научился еще и регулировать свое поведение. Он изобрел общественные регуляторы. Социальные регуляторы догосударственного периода создавали условия для установления в обществе стабильных, в определенной мере предсказуемых и гарантированных отношений. Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами (первобытными обычаями). Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии. Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период (признаки): 1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. 2) считались главным образом обычаями (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени); 3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения; 4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода); 5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали; 6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы; 7) выражали интересы всех членов рода и племени. Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фактические представления людей о мире, природе и человеческом бытии. Мононормы – единые, нерасчленённые специфические нормы, вобравшие в себя все социальные нормы первобытного общества. Обычай – правило поведения, которое формируется в обществе путём его неоднократного повторения, становится привычкой, закрепляется в сознании и передаётся из поколения в поколение. Общество – продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противореч. организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Первобытное общество – первая в истории человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающая эпоху от появления первых людей до появления государства и права. Простейшие нормы морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. 12. Концепции происхождения государства. Причины их многообразия. Причины их многообразия: 1. На процесс происхождения государства действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.; 2. Мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний; 3. Объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли; 4. Зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов; 5. Нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия. Теологическая теория. Это одна из наиболее ранних теорий происхождения государства. Ее пытались обосновать Конфуций, Аврелий Августин и Фома Аквинский. В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представители неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.). Государство — это божественное установление, воплощение божественной воли: "вся власть от бога". В силу этого государственная власть вечна, незыблема; подчинение ей всех — естественно. Государи — представители и выразители божественных велений. Всякое посягательство на эту волю всегда обречено на неудачу, приносит страдания людям. Существующее социальное, политико-правовое неравенство людей естественно, поэтому с ним надо примириться. Достоинства. Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям. Недостаток. Данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере. Патриархальная теория (древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель XVII в. Р. Фильмер, русский социолог Н.К. Михайловский и др.). Люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства. Таким образом, государство - продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья. Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти "патриарха", подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они - его дети. Достоинства. Эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, "родственности" всех в единой стране. Недостаток. Упрощают процесс возникновения государственности, по сути дела экстраполируют понятие "семья" на понятие "государство", а такие категории, как "отец", "члены семьи", необоснованно отождествляются соответственно с категориями "государь", "подданные". Договорная теория (Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.). Государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью - расторгнуть договор с ними даже путем свержения. Плюсы. Договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания. Минусы. Недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал. |