Главная страница
Навигация по странице:

  • 15. Причины, пути (формы) возникновения государства. Государство

  • 2. Западный путь формирования государства

  • 16. Плюрализм в понимании и определении государства.

  • 17. Основополагающие признаки государства, отличающие его от догосударственной организации общества и от негосударственных организаций.

  • 18. Сущность государства: понятие, методологические подходы к её выявлению. Сущность государства

  • Общечеловеческий (или общесоциальный) подход.

  • Национальный (националистический) подход.

  • 19. Марксистко-ленинское учение о государстве, его конструктивно-критический анализ.

  • 1. Становление и развитие теоретической юриспруденции в России


    Скачать 0.83 Mb.
    Название1. Становление и развитие теоретической юриспруденции в России
    АнкорTGP.doc
    Дата12.12.2017
    Размер0.83 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаTGP.doc
    ТипДокументы
    #11050
    страница5 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    14. Естественно-правовая (договорная) теория происхождения государства и права.
    Представители: Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев.

    Государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.

    Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью - расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

    Главные идеи о праве: 1) разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;

    2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

    3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога.

    Плюсы. Договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания.

    1. это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

    2. законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

    3. провозглашает источником прав человека природу и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

    Минусы. Недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал.

    1. данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;

    2. такое понимание права связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
    15. Причины, пути (формы) возникновения государства.
    Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

    О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

    Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

    В теории государства и права выделяют два пути возникно­вения государства: восточный и западный.

    1. Восточный путь возникновения государства представляет со­бой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство.

    По форме правления эти государства были абсолютными монархиями. Власть - деспотичный характер. Та­кие государства имели мощный чиновничий аппарат. Экономи­ка основывалась на государственной и общественной формах собственности. Частная собственность была, но она не оказыва­ла существенного влияния на экономику.

    К основным причинам появления государств следует отнести: потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием посевного земледелия; необходимости объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий; необходимость единого централизованного руководства этими массами.

    2. Западный путь формирования государства характеризуете классовым разделением общества, интенсивным формирование частной собственности на землю, скот, рабов.

    Теория государства и права традиционно выделяет три основные формы возникновения государств: афинскую, римскую, древнегерманскую.

    Афинская — это классическая форма возникновения госу­дарства. Государство возникает непосредственно и преимущест­венно из-за классовых противоречий, существующих внутри об­щества.

    Римская — родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне это­го общества, несущим обязанности, но лишенным политичес­ких прав плебсом. Имущая часть этого плебса (богатые куп­цы, ремесленники) требовала передела власти и разрушения старой родовой организации. Борьба и победа плебеев взрыва­ет строй, на развалинах которого возникает государство, в ко­тором растворяется аристократия и плебс (реформы Сервия Туллия).

    Древнегерманская — государство появляется в результате насилия, завоевания дикими германскими племенами (варва­рами) экономически развитых для того времени территорий бывшей Римской империи.

    3. Синтезный путь формирования государства свойственен народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием поли­тического и имущественного неравенства одновременно. Расслоение различных групп в первую очередь происходило по их положению в системе властно-государствен­ной иерархии, выполнению определенных управленческих функ­ций. Потребность в объединении значительных масс людей и больших территорий была обусловлена угрозой извне.

    Длительное сохранение общинной организации, органов пле­менной демократии было вызвано внешней угрозой, отражение которой было возможно при объединении усилий общинников. Военно-организаторские и управленческие функции в этих ус­ловиях закреплялись за военным вождем и его дружиной. Од­нако в результате завоевательных походов в руках вождя и его дружины скапливались богатства, обеспечивая им единство власти и собственности. Рабский труд не получил здесь широкого распространения в силу прочности общинных порядков, а также своей экономической неэффективности. Одновремен­ное складывание политического и имущественного неравенства стало основой формирования институтов раннефеодального государства. Разорившиеся общинники попали в экономическую зависимость от богатых общинников, которые прибрали к своим рукам общинную землю и становились правящим классом феодалов. Так формировалось государство у германских племен, в древней Руси, Ирландии и т.д.
    16. Плюрализм в понимании и определении государства.
    Государствопонимание - это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслит. деят-ти чел-ка, включающей познание государства и отношение к нему как к целостному явлению. Государство рассматривается в 2 аспектах: как страна, как орг-ция полит. власти, система институтов полит. власти.

    Нет общепринятого определения государства. Существует плюрализм в понимании и определении государства, потому что государство – это внутренне противоречивый постоянно изменяющийся результат деятельности общества. Выделяется несколько подходов в понимании государства:

    1) Теологический (государство - это продукт божественной воли, государственная власть вечна, построена на вере); 2) Арифметический (территория + население + власть = государство); 3) Юридический (государство как юридическое лицо, определенное правоотношение, характеризуется связанностью деятельности государства с его органами); 4) Социологический ( Г - как наиболее сильная верховная организация власти у населения, которая проживает на опред. территории, Г как союз людей, властвующих на опред. территории); 5) Кибернетический (Г как институт, цель которого установление порядка).

    Выработанные политической мыслью многочисленные понятия и определения государства позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:

    1) государство - это продукт жизнедеятельности общества в целом;

    2) государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая и противоречивая структура на всех уровнях (экономика, собственность, формы сознания, личность, социальные классы, социальные группы и др.);

    3) общество, в котором есть государство, - это государственно-организованное общество; для такого общества государство - это форма его существования;

    4) на теоретическом, познавательном уровне государство и общество не совпадают друг с другом;

    5) при любом определении государства речь идет и об определенных властных институтах, государственном аппарате, системе властных государственных органов, в деятельности которых заняты специфические социальные группы;

    6) развитые, сложные, противоречивые объективные потребности общества в государстве определяют и само назначение, функции, цели, задачи, деятельность государства.

    Вывод: невозможно сформулировать полное определение государства. По мнению Алексеева, государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях обеспечения различных функций, и способная делать свои веления обязательными для всех.

    17. Основополагающие признаки государства, отличающие его от догосударственной организации общества и от негосударственных организаций.
    Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственной организации общества, так и от негосударственных организаций:

    1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

    2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

    3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению);

    4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

    5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

    6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

    7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

    8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

    9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

    10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела.

    11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.
    18. Сущность государства: понятие, методологические подходы к её выявлению.
    Сущность государства – наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

    Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

    При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

    1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

    2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

    Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

    Основные подходы к сущности государства это:

    Классовый подход. Государство - организация политической власти, обеспечивающая интересы экономически господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.

    Общечеловеческий (или общесоциальный) подход. Государство - организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство выступает как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия.

    Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства:

    Религиозный подход. Государство - организация политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. - в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

    Национальный (националистический) подход. Государство - организация политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. (Пример: современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций)

    Расовый подход. Государство - организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Пример: Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии.

    Вывод: сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
    19. Марксистко-ленинское учение о государстве, его конструктивно-критический анализ.

    В нашей науке многие десятилетия господствовал— марксистско-ленинский — подход к изучению государственно-правовых явлений. Марксистско-ленинская теория государства и права признавалась единственно истинной, т. е. правильно отражающей объективную действительность. Все другие теории и доктрины считались (в той или иной мере) ложными и подвергались критике.

    Теоретические основы социалистического государства и права были заложены в трудах родоначальников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях В.И. Ленина, а также в документах коммунистических партий и научных исследованиях других авторов, стоящих на марксистско-ленинских позициях.

    Марксистское учение о социалистическом государстве и праве, в отличие от других доктрин, практически не было полностью реализовано ни в одном из государств и правовых систем. В СССР и во многих других странах, называвших себя социалистическими, предпринимались попытки реализации идеи социалистического государства и права. Однако в силу многих объективных и субъективных причин они оказались безуспешными.

    Основные постулаты и исходные положения марксистко-ленинского учения о государстве выглядят следующим образом.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта