Коллоквиум. 1 Сущность и методы исторического познания
Скачать 205 Kb.
|
Вариант типологизации– периодизация (выделение в истории условных периодов на основании определенных критериев) Существуют определённые правила построения исторических периодизаций. Правило одинаковых оснований, согласно которому конструирование периодизации требует при выделении равных по таксономической значимости периодов исходить из одинаковых критериев. Правило иерархии заключается в том, что при сложной периодизации, то есть такой, где крупные ступени подразделяются на более мелкие этапы (а такое дробление в принципе может иметь несколько уровней-период, этап и др.), периоды каждого последующего уровня деления должны быть таксономическим менее важным, чем периоды предыдущего уровня. Правило равнозначности периодов одной ступени деления указывает на необходимость характеризовать каждый период примерно с одинаковой полнотой. 2)Исторический источникНосителем информации о прошлом является исторический источник - объект или предмет, созданный в определенное время и характеризующий его особенности Виды источников: Вещественный источники: материальная культура, искусство Документальные источники: Письменные Аудио, видеоряда Документы на электронных носителях Классификация по способу фиксирования (кодировки) информации (Л.М. Пушкарев, А.П. Пронштейн): 1. Письменные; 2. Вещественные; 3. Этнографические; 4. Устные (фольклорные); 5. Лингвистические; 6. Фонодокументы; 7. Фотокинодокументы. Классификация источников С.О. Шмидта: 1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода). 2. Изобразительные источники: a) Художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии); b) Изобразительно-географические; c) Изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры). 3. Словесные источники: a) Разговорная речь; b) Памятники устного творчества (фольклор); c) Письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы – видов и разновидностей. К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека. 4. Конвенционные источники во всем их многообразии (от латинского conventional – условный). Сюда можно отнести все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. символики). 5. Поведенческие источники. Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) – коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.) (В СССР было принято ходить на демонстрации). 6. Звуковые или аудиальные источники ( это звуки в широком и узком смысле). Исторические источники также делят на намеренные и ненамеренные (Марк Блок). Намеренные источники – это те источники, которые создавались с расчетом на то, что их будут изучать потомки (хроники, мемуары). Ненамеренные источники не предназначались для потомков (деловая переписка, служебные документы). Функции истории: • Познавательная • Воспитательная • Социальной памяти • Прогностическая 3)Монистические концепции исторического развития (моно-один)Подход трактовал историю как ряд исследовательских ступеней прогрессивного развития человеческого общества, являющегося единым целым (то есть все страны проходят одни и те же этапы). Монистическая концепция формируется во 2-ой половине 18 века в Европе. Никола Кондорсе.Одним из основоположников данной теории был Никола Кондорсе. Критерием прогрессивного развития человечества он видел развитие человеческого разума, прежде всего, научного познания. Кондорсе выделил 10 этапов в истории человечества: Первую эпоху Кондорсе рассматривает как эпоху первобытного состояния людей, когда они были соединены в племена, которые образовались из слияния нескольких семейств. Во вторую эпохусовершается переход от пастушеского состояния к земледелию. Третья эпоха сопровождается дальнейшим разделением труда – появления ремесленного производства, способствовавшее поступательному движению общества по восходящей линии, т.к. человек-производитель достигает большего совершенства. Последнее приводит к образованию классов собственников, рабов и прислуги. Появляются государственные формы устройства общества, быстро развиваются медицина, астрономия и другие науки. Четвертую и пятую эпохи Кондорсе связывает с Древней Грецией и Древним Римом. (развиваются науки) Шестая и седьмая эпохи охватывают средневековье, которое французский просветитель характеризует как период упадка. Кондорсе пишет, что в конце средневековья происходит постепенное развитие наук благодаря тому, что человеческий разум приобретает новую энергию. Лучшие умы объявили войну религиозной нетерпимости и невежеству. И в конце концов разум снова восторжествовал. Наступает восьмая эпоха – эпоха книгопечатания и расцвета наук. Девятая эпоха (17-18 вв.), по мнению Кондорсе, начинает от Р. Декарта и завершается образованием Французской Республики, возникшей после революции 1789-1794 гг. В последней, десятой эпохе, основанной на буржуазном способе производства, Кондорсе видит будущее человеческого общества. Критерий развития человечества – развитие морали, нравственности, образования. История человечества – циклический процесс. Предполагал, что человечество развивается подобно человеческому индивиду. То есть проходит этапы развития, становления, зрелости и упадка. Однако, человеческая история вновь возобновляется на новом уровне. ! Развитие человечества он связывал с Античностью, потом Средневековье (увядание), потом эпоха Просвещения (расцвет) |