Главная страница

Коллоквиум. 1 Сущность и методы исторического познания


Скачать 205 Kb.
Название1 Сущность и методы исторического познания
АнкорКоллоквиум
Дата06.12.2021
Размер205 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKollokvium.doc
ТипЗадача
#293660
страница3 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

По И. Гердеру


Человечество с воем развитии подобно отдельному индивиду: оно переживает периоды молодости и дряхлости, - с гибелью античного мира оно узнало свою первую старость, с веком Просвещения стрелка истории вновь совершила свой круг.

Однако с теорией циклического развития мировой культуры Гердер совмещает теорию прогрессивного развития. Постоянно подчеркивая единство человеческой культуры, Гердер объясняет его общей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести «истинную гуманность».

Гегель.


Философское обоснование монистической концепции предложил Гегель. Он первый включил Восточные сообщества. Критерий (монистической концепции) – развитие идеи свободы. В человеческом обществе реализуется через взаимоотношение государства и личности, при этом на каждом этапе носителя идеи свободы выступал какой-либо один народ (такие народы Гегель именовал «историческими»).

Народы Древнего Востока знали свободу только одного человека-деспота. В период античности Греки и Римляне знали свободу немногих, т. е. полноправных граждан. Полная свобода реализуется у германских народов с принятием христианства, речь идет лишь об осознании идеи свободы человека с момента рождения.

Этапы:

  1. Первой эпохой человечества Гегель определил Древний Восток.

Формируется восточная деспотия, при которой государство полностью подавляло личность: свободен был только деспот. Власть государства распространяется на все общество

Результат – утрата первенства, которое переходит к Греции, Риму. Эпоха Античности => республиканская форма правления

  1. Эпоха Античности

Достигается свобода личности, государство – инструмент регулирования общественных отношений. Государство вторично, оно защищает интересы личности. Абсолютизация свободы личности порождает эгоизм и охлократию (власть толпы). Общественные системы Древней Греции, и Рима Гегель не идеализировал. Демократия Греции не отрицало рабства. К тому же в Римской Империи Рим подавлял, порабощал другие народы (народы Средиземного моря) (так он и переродился в империю), поэтому демократия неизбежно рушилась. Из-за тирании в Греции, деспотии цезарей в Риме – отрицание демократии.

  1. Распространение христианства, истинного монархизма у германского народа.

Монархия всегда была ограничена во время Средневековья аристократией, церковью, сословным институтом. Формируется система общественных компромиссов, когда государство является гарантом свободы личности. Близким к идеальному Гегель считал просвещённый абсолютизм прусского образца. Гегель убежден, что венцом исторического развития стал современный ему просвещенный абсолютизм, в первую очередь прусский. Он установил компромисс между возможностью свободного развития личности и национальной идеей, представляемой и осуществляемой главою государства.
В результате промышленной революции в 19 веке появляется разрыв в уровне развитии европейских стран. Появляется теория эшелонированного развития. То есть все страны и народы проходят одни и те же этапы, но в разное время.

Марксистская концепция всемирного исторического процесса.


Марксистская теория всемирно-исторического процесса разрабатывалась как идеология, рассчитанная для рабочего класса (пролетариата). Этому были посвящены все работы К. Маркса. Изначально эту теорию разрабатывали Маркс и Энгельс. Ленин её очень изменил. По мнению Маркса, любое общество на любом этапе развития может представить в виде общественно-экономической формации. Основной единицей истории у Маркса является общественно-экономическая формация (ОЭФ) или общество в целом, взятое на определенном этапе развития.

ОЭФ состоит из двух основных элементов:

  1. Идеологическая надстройка, включающая государство, право, идеологию государства и права, религию, мораль

  2. Экономический базис общества или способ производства материальных благ.

Способ производства делится на две части:

1) производительные силы, включающие людей, с их умениями и навыками трудиться и создаваемые в процессе труда орудиями производства;

2) производственные отношения или отношения между людьми в процессе производства. Они зависят от формы собственности и определяют принадлежность людей к классам.

При этом экономический базис всегда определяет характер идеологической надстройки. Важным фактором выступает формы собственности на средства производства. По отношению к ней выделяют два класса:

  1. эксплуататоры (собственники средств производства);

  2. эксплуатируемые (люди, лишённые собственности на средства производства).

По мнению Маркса, экономически господствующий класс является политически господствующим, т. е. устанавливает формы государственно-правовой организации, защищающий существующую форму собственности

Структура ОЭФ является универсальной для любого этапа истории человечества.

Таким образом, для смены существующего экономического строя всегда необходима политическая революция и смена общественно-экономической формации – всегда революцией

В результате истории человечества происходит последовательная смена общественно-экономических формаций (только революцией)

Формации: первобытнообщинная> рабовладельческая> феодальная> капиталистическая (буржуазная)> коммунистическая

Носила однолинейный характер, переход к коммунизму производился через мировую коммунистическую революцию

Историческое развитие носило бы прерывистый характер (эволюция сменялась революцией)

Марксистское понимание исторического процесса излагается в нескольких взаимосвязанных постулатах:

  1. общественное бытие определяет общественное сознание, т.е. на всех этапах развития общества характер идеологической надстройки, формы государства, характер правовой системы, религии зависят от экономического базиса, а точнее от формы собственности. Классы собственники средств производства контролируют государство и устанавливают выгодную правовую систему. Таким образом, Марксистская теория основана на экономическом детерминизме (теория, согласно которой экономический базис детерминирует (определяет) все стороны жизни)

  2. т.к. двигателем исторического процесса является закон соответствия производительных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

Производительные силы находятся в постоянном развитии, т.к. в процессе труда люди совершенствуют свои навыки и улучшают орудия труда. Производственные отношения на определенном уровне устаревают и удерживают развитие общества. Конфликты между производственными силами и производственными отношениями с помощью ОЭФ передается в общество, где реализуется в виде классовой борьбы между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Высшая форма борьбы – социальная революция, в итоге происходит смена ОЭФ.

Эксплуатируемые составляют основу производительных сил, поэтому стремятся ликвидировать устаревшие производственные отношения.

Эксплуататоры используют государство, право для защиты существующих производственных отношений, поэтому высшей формой классовой борьбы является социальная революция, она приводит к полной смене существующего экономического и государственного строя, т.е. к смене ОЭФ.

Марксистская концепция:

  • Является однолинейной

  • Основана на экономическом детерминизме

  • Постулирует перфорированный характер исторического процесса

  • Носит европоцентристский характер


1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта