Коллоквиум. 1 Сущность и методы исторического познания
Скачать 205 Kb.
|
Л.Н. Гумилёва (2/2 20 века)Теория этногенеза Этногенез – это процесс появления и развития народа. В основе теории Гумилёва лежит идея Вернадского «О биосфере Земли». Биосфера -совокупность живых организмов на Земле. Человек - часть биосферы, живет по ее законам. Универсальный закон биосферы - новые виды в биосфере появляются в результате мутагенеза, т.е. внезапного изменения генофонда (понятие из популяционной генетики, описывающее совокупность всех генных вариаций определённой популяции) вида под воздействием внешних факторов в определенное время и в определенном месте. В человеческом обществе новые народы (этносы) формируются в результате этого мутагенеза. Основную роль в процессе этногенеза принимают пассионарии – люди, поглощающие больше энергии, чем им необходимо для одинарного существования, излишки энергии они тратят на изменение существующих в обществе связей. Пасионарии существуют всегда, но на ранних стадиях они могут составлять большинство этноса, действуя на всех этажах социальной лестницы, производят радикальные изменения (ликвидируют основы существующего государственного строя). В процессе этногенеза меняется количество пассионариев, соответственно меняется способность народа к переменам. В целом процесс этногенеза длится 1,5 тыс лет На основании этого Гумелев выделил несколько этапов этногенеза: Пассионарный толчок (С 0 по 250 годы). Резко возрастает количество пассионариев и их деятельность становится заметной. Она направлена на разрушение существующего строя, старого общества, старых связей. Акматическая фаза (акма – высшая точка) (С 250-500 года). Количество пассионариев достигает максимума, наивысший уровень пассинарной энергии. В целом побеждает новый строй, реализуется новый этнос, в то же время начинается война всех против всех. В обществе начинаются социальные, религиозные, гражданские войны. Надлом (500-800 гг.). В результате взаимоистребления количество пассионариев сокращается. На этом этапе происходит взлет культуры и искусства. Инерционная фаза (800- 1100 гг.). Достигается нормальный уровень пассионарной энергии, достаточной для преобразований, общество «успокаивается», в то же время прекращается внешняя экспансия, идет формирование крупных государств. В обществе господствует стремление к господству, соподчинению. Обскурация (,«темный, мрачный», смутное время) (1100-1300). Империи начинают распадаться. В обществе господствуют субпассионарии – люди вялые, эгоистичные. Народ живет за счет накоплений предков, начинаются процессы политической децентрализации и разрушения империи. Угасание этноса. Этнос открыт на влияние извне. Мемориальная фаза ( По окончании этногенеза возможен новый пассионарный толчок и зарождение нового этноса. Современный цивилизационный подход.Цивилизация – сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее особые устойчивые черты в социально-политической организации, экономике, культуре и психологическое чувство принадлежности к данному сообществу. Факторы, определяющие развитие цивилизации: Географический фактор или природная среда обитания. Экономический фактор или система ведения хозяйства. Государственно-политическая организация общества. Социальная структура. Система духовных ценностей и религия. При этом отсутствует жесткая иерархия факторов. Любой из них может стать определяющим (детерминантным) в зависимости от исторических обстоятельств. Допускается возможность развития нескольких факторов. В современном цивилизационном подходе история рассматривается на основе типов цивилизационного развития. Цивилизации объединяются в типы на основе: общности исторической судьбы, взаимопереплетения культур, наличие сферы общих интересов и задач с точки зрения перспектив развития. Выделяется три типа цивилизационного развития: Непрогрессивная форма существования. К данному типу относятся народы, живущие в единстве с природой в рамках природного годового цикла. В исторической памяти этих народов сохранились воспоминания об экологических катастрофах, угрожавших существованию этих сообществ. Выработав определенные формы общественного и хозяйственного устройства, приспособленные к данным природным условиям, они рассматривали любые изменения как возможную причину этой экологической катастрофы. Поэтому любые изменения здесь находятся под запретом. Государство здесь отсутствует, власть носит харизматический характер. Харизматическая власть основана не на принуждении, а на добровольном подчинении авторитету лидера. Общественные отношения определяются и регулируются обычаями. Обычаи являются оптимальной формой поведения в данных природных условиях. Стабильность и является залогом существования этой системы. В данных сообществах существует принцип приоритета интересов общества над интересами личности. Главной целью является сохранение сообщества, рода, племени. Институт частной собственности отсутствует (до сих пор идут споры о том, существовало ли вообще понятие собственности). Развито индивидуальное или коллективное владение. Общественное сознание мифологизировано (это не только сказки, но и набор знаний абстрактного характера). В основе религиозных систем - обожествление сил природы. Данные сообщества чрезвычайно уязвимы при контактах с иными типами цивилизационного развития. Циклический тип развития или Восточные цивилизации. Для данного типа развития характерна особая форма организации общества и государства – восточная деспотия. Деспот обладает абсолютной властью. Власть монарха формально юридически не ограничена и носит сакральный или священный характер. Власть монарха опирается на мощный централизованный бюрократический аппарат, бюрократия является самостоятельной и влиятельной социальной группой. В основе социальной структуры лежит жесткое сословное деление. Сословная принадлежность определяет правовой, имущественный и социальный статус человека. Она дается от рождения и является пожизненной. Основной единицей общественного устройства является крестьянская община. Она выполняет хозяйственные, судебные, административные и религиозные функции. Вся жизнь человека протекает в общине, что является стабилизатором общества. Частная собственность в таких сообществах развита слабо, преобладает государственная, храмовая и общинная собственность на землю. Общественное сознание контролируется религиозными догмами. Развит культ предков, культ старины. Данный тип развития является этатистским (Этатизм — убеждение в том, что государство должно вмешиваться в жизнь общества и контролировать его экономические и социальные аспекты). То есть, развитие государства определяет развитие общества и личности. Все элементы общественного строя препятствуют быстрому развитию. В то же время такие сообщества устойчивы по отношению к внутренним и внешним катаклизмам. Цикличность развития общества определяется циклами развития государств. При ослаблении государственной власти наступает децентрализация, усиливается сепаратизм (Сепаратизм - стремление к отделению, обособлению) и резко возрастает социальная активность населения. Как правильно это выливается в революционные процессы или уступки со стороны государства в виде реформ. Затем вновь происходит усиление государственной власти, которая подавляет революционные выступления и сворачивает реформы. Таким образом, выделяется следующая цикличность: реформы и контрреформы, революции и контрреволюции. Линейный или прогрессивный тип развития (западный). Главной целью для данного типа являются постоянные изменения, стремления к улучшению существующего государственного и общественного строя, поэтому в основе идеологии европейцев лежит стремление к инновациям, и исторический процесс рассматривается только как прогрессивный. Отсутствие изменений рассматривается как отсутствие развития. Государственно-политическая система основана на принципах парламентаризма, конституционализма, политического и идеологического плюрализма. Они реализуются посредством всеобщего избирательного права, многопартийности. Социальная структура носит гибкий и подвижный характер. Здесь развита система социальных лифтов. Человек может свободно менять свой статус в течение жизни. Экономика развивается на основе частной собственности, свободы конкуренции и предпринимательства и регулируется рыночными механизмами (рыночная экономика). Общественное сознание в целом свободно от религиозного воздействия, поскольку здесь господствует идея свободы совести. Но христианство по-прежнему определяет морально-этические нормы. Определяющим идеалом является свобода личности. Здесь явным является (примат) интересов личности, что реализуется в системе гражданских и политических прав. В результате для данного типа общества характерно быстрое развитие, когда изменения происходят на протяжении жизни одного поколения. Каждый из этих вариантов самостоятелен и самодостаточен. Нет лучшего или худшего варианта. |